Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Формирование двигательной активности дошкольников с ОВЗ посредством кинезиологических игр и упражнений

Цель развитие межполушарного взаимодействия, способствующего активизации мыслительной деятельности. Задачи - Синхронизация работы полушарий головного мозга - Развитие моторики - Развитие памяти, внимания, воображения, мышления, речи - Формирование произвольности - Снятие эмоционального напряжения.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 115

Формирование двигательной активности детей

с ограниченными возможностями здоровья

посредством кинезиологических игр

и упражнений

(мастер-класс)

инструктор по физической культуре

МБДОУ № 115

Панфилова Марина Юрьевна,

высшая квалификационная категория

Декабрь, 2022 г.

Здравствуйте! Я Панфилова Марина Юрьевна, инструктор по физической культуре детского сада № 115 для детей с задержкой психического развития и детей с тяжелыми нарушениями речи. Я хочу поделиться с вами опытом работы по формированию у дошкольников двигательной активности с использованием методов и приемов кинезиологии.

Особенности детей с задержкой психического развития:

Отставание в моторном развитии. Страдает техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация). У детей двигательная неловкость и недостаточная координация, проявляющаяся даже в таких автоматизированных движениях, как ходьба, бег.

Рассеянность внимания, дети не способны удерживать внимание достаточно длительное время, быстро переключать его при смене деятельности. Повышенная отвлекаемость, трудно собрать, сконцентрировать внимание детей, удержать на протяжении той или иной деятельности.

Затруднен процесс восприятия. У детей с ЗПР зрение и слух физиологически сохранны, однако процесс восприятия несколько затруднен - снижен его темп, сужен объем, недостаточна точность восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного). Наиболее значительное отставание наблюдается у дошкольников с ЗПР в пространственном восприятии, которое основано на интеграции зрительных и двигательных ощущений.

Замедлен процесс формирования межанализаторных связей. Недостаточность межанализаторного взаимодействия проявляется в несформированности чувства ритма, трудностях в формировании пространственных ориентировок.

Своеобразие развития памяти, мышления, речи. У детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации. Отмечается подражательный характер деятельности детей с ЗПР, замедлен процесс формирования мыслительных операций. Основные проблемы касаются формирования связной речи. Дети не могут пересказать небольшой текст, составить рассказ по серии сюжетных картин, описать наглядную ситуацию. При ЗПР отмечается слабость словесной регуляции действий.

Недостаточный уровень развития игровой деятельности. Игра отличается отсутствием развернутого сюжета, недостаточной координированностью действий участников, нечетким разделением ролей и столь же нечетким соблюдением игровых правил.

Незрелость эмоционально-волевой сферы. Эмоциональная неустойчивость, легкость смены настроений и контрастных проявлений эмоций. Незначительный повод может вызвать эмоциональное возбуждение и даже резкую аффективную реакцию, неадекватную ситуации.

Затруднено социальное развитие ребенка. Дети предпочитают общение со взрослыми или с детьми старше себя, но и в этих случаях не проявляют значительной активности. Ребенок не может регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил, не готов к волевой регуляции поведения.

Почему я взяла за основу кинезиологические методы и приемы? Кинезиология представляет собой учение о развитии ребенка и взрослого через естественные физические движения. Среди множества факторов, оказывающих влияние на развитие и состояние здоровья ребенка, двигательной активности принадлежит едва ли не основная роль. Наша цель – развивать естественную потребность ребенка в движении, и параллельно развивать и психические процессы, и эмоции, и мышление, и речь. Единство головного мозга складывается из работы двух полушарий, которые тесно связаны между собой мозолистым телом – системой нервных волокон. Именно мозолистое тело (межполушарное взаимодействие) координирует работу мозга и познавательную деятельность ребенка. Кинезиологические упражнения направлены на развитие мозолистого тела, повышают стессоустойчивость, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти, внимания, восприятия, облегчают процесс чтения и письма.

Я занимаюсь с детьми кинезиологическиеми упражнениями и играми второй год. Положительная динамика в развитии детей:

- у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР улучшилась пространственная ориентировка;

- уровень произвольного внимания, памяти стал заметно выше, дети наблюдают за выполнением движений своих товарищей, подмечают неточности;

- обогатились способы взаимодействия со сверстниками;

- обогатился активный словарь детей;

- дети проявляют активный интерес к новым играм и упражнениям.

Какие методы и приемы мы используем в своей работе?

Условия для повышения результативности коррекционно-развивающей работы:

Но моя работа по применению кинезиологических упражнений не ограничивается только гимнастикой. Сегодня я предлагаю вам игровые упражнения, которые построены на принципах кинезиологии, включают и перекрестные движения, и движения, развивающие мелкую моторику. Эти игровые упражнения не очень сложные с точки зрения взрослого. Для детей с ЗПР, особенно выраженной, они достаточно трудны. Для ребенка – это игра, в которой есть несложные правила, четкий алгоритм действий, возможность проявить себя и возможность реализовать потребность в движении. Игры можно проводить в группе, на прогулке, как динамическую паузу и как самостоятельную игровую двигательную деятельность. Атрибуты для их проведения легко заменяются подручным материалом, который всегда имеется у воспитателя (цветная бумага, картон, мелкие игрушки, кубики, шишки, коробки, детская обувь и т.д.)

Игры и упражнения:

Эти упражнения можно проводить как поточным способом, так и индивидуально: в группе, на прогулке, как динамическую паузу, как часть активной двигательной деятельности. При этом особое внимание обращается на активизацию речи (цвет, пространственные понятия). Упражнения способствуют профилактике плоскостопия у дошкольников, активизируют речь, развивают координацию, пространственную ориентацию, произвольное внимание.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области