Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Активизация речевого развития детей дошкольного возраста посредством использования в образовательной деятельности игровых обучающих ситуаций

Речь очень важная и неотъемлемая составляющая часть человеческой жизни. Через речь человек общается с людьми, получает информацию, новые знания. Очень важно, чтобы ребенок с детства научился содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Каюрова А.Н.

МБДОУ «детский сад №24 «Родничок» в г. Норильск

Активизация речевого развития детей дошкольного возраста посредством использования в образовательной деятельности

игровых обучающих ситуаций

Аннотация: Речь очень важная и неотъемлемая составляющая часть человеческой жизни. Через речь человек общается с людьми, получает информацию, новые знания. Очень важно, чтобы ребенок с детства научился содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли.

Взрослый стимулирует речь ребенка через вопросы, картинки, игрушки, литературу, а также окружающий мир.

В результате последовательной работы по обогащению познавательной деятельности речевыми играми и упражнениями как в организованных, так и в свободных формах организации детской деятельности педагоги добились положительной динамики в речевом развитии дошкольников.

Ключевые слова: игровые обучающие ситуации, речевое развитие.

Abstract: Speech is a very important and integral part of human life. Through speech, a person communicates with people, receives information, new knowledge. It is very important for a child to learn from childhood meaningful, grammatically correct, coherent and consistent to Express their thoughts. Adult stimulates the child's speech through questions, pictures, toys, literature, as well as the world. As a result of consistent work on enriching cognitive activity with speech games and exercises both in organized and free forms of organization of children's activities, teachers have achieved positive dynamics in the speech development of preschool children. Key words: in English (до пяти слов).

Key words: game training situations, speech development.

Педагогические наблюдения показывают, что стало возрастать число детей, имеющих серьёзные нарушения речи. В жизни, речевые нарушения мешают детям общаться, значительно влияют на мыслительную деятельность, происходят изменения в эмоциональной области. Рассказы детей становятся скудными, с длительными паузами, дети сами не строят рассказ, а копируют предшествующего рассказчика с небольшими изменениями. В общении друг с другом мало проявляют речевого контакта или вовсе не вступают в разговор.

Чтобы узнать уровень речевого развития детей дошкольного возраста нами были использованы диагностические методики по обследованию разных сторон речи детей дошкольного возраста, рекомендованные Ушаковой О.С., Струниной Е.М.

Начальная педагогическая диагностика дошкольников показала, что у 65% дошкольников скудный словарный запас, 35 % детей не четко проговаривают звуки в словах, не умеют образовывать название детенышей животных, затрудняются в изменении слов по падежам, 80% дошкольников в своей речи используют только простые предложения.

Анкетирование родителей «Речь в развитии ребёнка» подтвердило необходимость в активизации детского сада и семьи по речевому развитию дошкольников, выявило недостаточную компетентность родителей в речевом формировании ребенка.

Полученные результаты анкетирования привели нас к выводу, что требуются более эффективные методы для активизации речи дошкольников.

Проблема развития речи актуальна в наше время, когда живое общение заменяется компьютерными технологиями. Причинами такого негативного фактора являются:

- снижение объема общения родителей и детей

- снижение речевой культуры в обществе

- дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, либо в стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной, либо в равнодушном к нему отношении.

Из вышеизложенного, возникают противоречия:

- между необходимостью речевого развития дошкольников, ограниченностью времени в режиме дня в детском саду на проведение деятельности по развитию речи детей;

- между необходимостью активизации речевого развития детей, отсутствием эффективных методов, последовательной системы их использования в образовательной деятельности с дошкольниками;

- между необходимостью активизации речевого развития детей, недостаточной компетентностью родителей в этой области.

Методологической основой опыта являются игровые обучающие ситуации, обозначающие по словарю Д.Н. Ушакова как «совокупность обстоятельств, условий, создающих те или иные отношения, обстановку или положение». Идея игровых обучающих ситуаций принадлежала педагогам Николаевой С.Н. и И.А. Комаровой, которые предложили использовать сюжетно-ролевые игры и разнообразные игровые ситуации в практике работы с дошкольниками [7].

По их мнению, игровая обучающая ситуация - это полноценная, но специально организованная сюжетно игра. Ее характеризуют следующие моменты:

- она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочного, либо литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам;

- оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой; для нее специально организуются пространство и предметная среда;

- в содержание игры заложены дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все ее компоненты - сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и пр.;

- игру проводит воспитатель: объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет ее, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом;

- воспитатель руководит всей игрой: следит за развитием сюжета, исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями; насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется дидактическая цель.

Игровые обучающие ситуации многообразны. Их основой всегда выступает дидактическая игра – доступный, полезный, эффектный метод познавательного и речевого развития детей. В игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт [5].

Нами была поставлена цель: обеспечить положительную динамику речевого развития детей дошкольного возраста в процессе использования игровых обучающих ситуаций в образовательной деятельности.

Для достижения цели были обозначены задачи:

- разработать систему игровых обучающих ситуаций для использования в образовательной деятельности с дошкольниками;

- создать развивающую предметно-пространственную среду для реализации игровых обучающих ситуаций в процессе познавательной деятельности дошкольников;

- повысить компетентность родителей в области речевого развития и включить их в активное участие в образовательной деятельности в условиях детского сада и семьи.

Определены основные принципы, которые легли в основу опыта:

• принцип интеграции позволяет знакомить детей с разными областями знаний, тесно связанных между собой;

• принцип научности подразумевает, что все сведения должны достоверно объяснять различные процессы, явления на доступном и в то же время научном уровне;

• принцип деятельности и интерактивности предоставляет ребенку возможность реализовывать разные виды детской деятельности, поддерживать детскую инициативу;

• принцип природосообразности позволяет учитывать психофизиологические особенности детей каждого возраста, следовать объективным законам их развития и создавать условия для раскрытия личностного потенциала ребенка;

• принцип партнерства связан тесно с реализацией прав ребенка, обеспечивает тесное сотрудничество взрослых и детей.

На первом этапе работы над опытом педагоги изучили и проанализировали научно – методическую литературу по исследуемой проблеме, подобрали диагностический материал и провели педагогическую диагностику развития речи дошкольников.

На втором этапе разработали конспекты организованной образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольников, различных интегрированных мероприятий, создали каталог игровых обучающих ситуаций.

В организованных формах образовательной деятельности речевым развитием дошкольников педагоги занимались на чисто «речевых» занятиях, а также интегративно в процессе познавательной деятельности. На каждом занятии педагоги использовали любую возможность для обогащения словаря, развития связной речи, формирования грамматически правильной речи дошкольников. Проводимые игровые обучающие ситуации обогащались речевым содержанием в соответствии с возрастными возможностями дошкольников и программным содержанием речевого развития на данном возрастном этапе.

Закреплением и упражнением формируемых на занятиях речевых умений педагоги занимались в свободной совместной и индивидуальной деятельности. Ежедневно в течение дня в режим дня включались речевые дидактические игры и упражнения. Целенаправленно и последовательно осуществлялась индивидуальная работа с детьми, испытывающими трудности в развитии речи.

Таким образом, в деятельности педагогов и дошкольников сложилась последовательная система речевого развития дошкольников на каждом возрастном этапе.

В результате последовательной работы по обогащению познавательной деятельности речевыми играми и упражнениями как в организованных, так и в свободных формах организации детской деятельности педагоги добились положительной динамики в речевом развитии дошкольников. Самое главное, у дошкольников повысилась речевая активность: они с удовольствием играли в словесные игры, выполняли предложенные упражнения, общение между сверстниками обогатилось содержательными диалогами.

Проведенная итоговая педагогическая диагностика по методике Ушаковой О.С., Струниной Е.М. дошкольников старшего возраста показала, что на 30% повысилось умение подбирать к словам прилагательные, 80% детей называют 2 и более значений одного слова (против 40% на начальном этапе). На 20% повысилась умение подбирать слова с заданным звуком, большинство дошкольников научились различать твердые и мягкие звуки. При обследовании грамматического строя речи было установлено, что 80% дошкольников правильно называют все слова в сослагательном наклонении, не испытывают затруднений, называя детенышей животных, тогда как на начальном этапе с данными заданиями справились только 36 % дошкольников. Наибольшую трудность у 42% детей на начальном этапе вызывало составление описательного рассказа, предложение употреблялись нераспространенные. По итогам проделанной работы было установлено, что 80% дошкольников научились строить сложные предложения разных типов, правильно согласовывали слова в предложении, подбирали синонимы к словам.

Таким образом, исследования показали, что целенаправленное использование игровых обучающих ситуаций в процессе познавательной деятельности дошкольников способствовала не только речевому развитию, но и успешному познанию окружающего мира. Отмечается повышение качественного уровня речевой культуры общения между сверстниками, а также между взрослыми и детьми.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 04.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области