Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №46»
п. ОзерныйРежевского района Свердловской области
Рассмотрено на заседании Методического совета образовательного учреждения Протокол от «___» __________2021№_____ | Утверждено Директор школы: _________________ С.Н. Молоткурова Приказ от «___» _____2021г №_________ |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Самоделкин»
Возраст учащихся: от 10 до 16 лет
Срок реализации программы: 2 года
1 год обучения: Количество недельных часов: 6
Количество часов за год: 216
2 год обучения: Количество недельных часов: 4
Количество часов за год: 144
Автор – разработчикобщеразвивающей программы:
Ермакова Е.В..
2021 год
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее ДООП) технической направленности «Самоделкин» разработана в соответствии со следующими нормативно – правовыми документами:
Федеральный уровень:
- Федеральный Закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 273);
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 4.09.14г. №1726-р) (далее – Концепция развития дополнительного образования детей);
- Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30.11.2016 №11) (далее – Федеральный приоритетный проект).
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее - Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам).
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (далее - СанПиН);
- Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующихсоциально-психологическойреабилитации,профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
- Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
Региональный уровень:
- Постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019 г. №461 ПП «О региональном модельном центре дополнительного образования детей Свердловской области»;
- Постановление Правительства Свердловской области от 06.08.2019 г. № 503 ПП «О системе персонифицированного финансирования дополнительного образования детей на территории Свердловской области»;
- Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»;
- Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 26.06.2019 г. № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области».
- Устав и общеобразовательная программа МБОУ СОШ №46
- Конвенции о правах ребенка;
В настоящее время нарастает необходимый уровень знаний в области технического творчества,
Напрваленность(профиль) общеразвивающей программы: техническая.
Программа «Самоделкин» является прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на формирование у обучающихся стремления заниматься техническим творчеством, декораивно-прикладным искусством, конструрованием и моделированием, учит проявлять интерес к новым способам исследования новых технологий и материалов, предлагает освоение техник старинных ремёсел и народных промыслов, развивает желание создавать вокруг себя прекрасное. Программа реализуется как дополнительное образование детей и взрослых.
Актуальность заключается в развития творческих способностей ребенка, возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности. Техническое творчество — мощный инструмент синтеза знаний, закладывающий прочные основы системного мышления.
Отличительные особенности общеразвиваюшей программы дополнительной образования от уже существующих программ являются: разноплановость данной программы, возможность проявить себя в разных областях декоративного и технического творчества, цикличный характер построения. На протяжении двух лет обучающиеся изучают одни и те же темы, изучение которых происходит с различной глубиной погружения в теоретический и практический материал. Приобретение последующих знаний по теме опирается на ранее изученный материал. Следующей особенностью данной программы является возможность использования в основе обучения проектный метод, который широко используется в дополнительном образовании. Использование метода проектов позволяет реализовывать деятельный подход, который способствует применению умений, знаний, полученный при изучении программы на разных этапах обучения и интегрировать их в процессе работы над проектом. Это позволяет не только претворять в жизнь политехнический принцип обучения, но и использовать знания социальных и культурологических дисциплин.
Новизна программы заключается в разнообразии модулей программы «Самоделкин» от народных промыслов: лозоплетения, выпиливания и пирографии до конструирования, макетирования и 3Д-моделирования. Предусмотрена возможнсть перемены модулей местами для обучающихся в зависимости от выполняемых ими индивидуальных и групповых проектов.
Адресат: Учащиеся с 5 по 9 класс. Возрастная категория от 10 до 16 лет. Учащиеся разделены на две группы: младшая 5-6 класс, старшая 7- 9 класс. Одновременно в группе занимается от 10 до 15 человек.
Педагогическая целесообразность: программа «Самоделкин» обладает большим педагогическим потенциалом, реализуя который можно дать детям не только необходимые технические и практические знания, но и развить пространственное мышление и художественный вкус. Техническое творчество имеет большое значение в деле воспитания и развития детей. С дидактической точки зрения проектирование и изготовление модели, прибора или другого технического устройства, создание макета или художественного изделия из древесины, лозы или пластика - это применение знаний на практике, развитие самостоятельного мышления, любознательности и инициативы. В наше время автоматизации и компьютеризации необходимо владение современными технологиями, но и умение делать что-то своими руками, привитое с детства, позволяет вырасти ребенку разносторонним, подготовленным к жизни в обществе, даёт примерное представление о выборе профессии.
Режим занятий: Занятия проводятся два раза в неделю по три часа.
Объем ДООП: Общее количество учебных часов запланированных на весь период обучения 2 года, составляет 432 часа. Продолжительность одного года обучения по учебному плану составляет 216 часов.
Срок освоения ДООП: 2 года
Уровни освоения ДООП:
«Стартовый уровень». Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания ДООП. Направлен на формирование, развитие и выработку следующих умений и навыков:
- Развитие мелкой моторики рук и глазомера;
- Освоение правил техники безопасности и правил применения ручных и электро-инструментов;
- Знкомство с правилами построения чертежей;
- Обучение основам пирографии, лозоплетения, искусства выпиливания лобзиком;
- Формирование навыков конструирования, моделирования и макетирования;
- Знакомство с 3Д-моделированием – изучение программ Blender 3D и слайсер для 3Д, обучение правилам работы с 3Д-принтером, печать простых моделей.
- Выявление и развитие заложенных в каждом ребенке возможностей, используя разнообразные формы работы с учетом индивидуальных особенностей ребенка;
- Воспитание интереса к техническому творчеству и декоративно-прикладному искусству, оказание помощи в эстетическом воспитании, формировании духовной культуры.
«Базовый уровень»Предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления ДООП. Направлен на формирование, развитие и выработку следующих умений и навыков:
- Овладение более сложными технологическими приёмами обработки конструкционных материалов;
- Отработка приобретённых навыков конструирования и моделирования;
- Совершенствование изготовленных изделий;
- Разработка и печать собственных 3Д- моделей.
- Формирование дружного творческого коллектива умельцев, рационализаторов и испытателей.
- Выработка и воспитание в детях уверенности в своих силах.
«Продвинутый уровень». Предполагает использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к сложным (возможно узкоспециализированным) и нетривиальным разделам в рамках содержательно-тематического направления ДООП. Также предполагает углубленное изучение содержания ДООП и доступ к околопрофессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержательно-тематического направления ДООП.Направлен на закрепление и совершенствование полученных знаний, умений и навыков:
- Овладение основными навыками конструирования и моделирования;
- Способность самостоятельной работы над индивидуальным проектом в выбранной области;
- Совершенствование мастерства;
Формы обучения: Основной формой реализации программы являются групповые и индивидуальные занятия, а также занятия по творческим подгруппам.
Виды занятий: Практические занятия, мастер-классы, проектная деятелность.
Принципы отбора содержания: каждый раздел программы делится на два блока - теоретический и практический. Выбранные темы включают в себя занятия по пирографии, выпиливанию, художественной обработке древесины, моделированию, макетированию и 3Д-моелированию способствуют не только эстетическому, но и умственному, нравственному развитию учащихся. Практическая работа и создание собственных проектов обеспечат учащимся прочное усвоение и закрепление профессиональных знаний, умений и навыков. В процессе занятий ребята ставят перед собой задачи, ищут средства для решения этих задач, создают собственные изделия, проекты, участвуют в конкурсах, творческих мастерских, в групповом проектировании и мастер-классах. Сравнивая свои успехи с успехами других, ребенок познает истинную радость творчества. Организация выставок, использование детских работ для учебных пособий играют существенную роль в воспитании. Программа позволяет детям найти своё место в жизни, развить в себе способности творческого самовыражения или просто заняться интересным и полезным делом.
Цель программы:
Создание условий для раскрытия интеллектуального и творческого потенциала ребенка, способного к самовыражению в области технического творчества, приобщение к труду, умению работать руками, освоению приемов художественной обработки древесины и других конструкционных материалов, освоению навыков конструирования, моделирования, макетирования и 3Д-моделирования, с последующим совершенствованием мастерства, а так же формирование эмоционально-целостного отношения к жизни и к родному краю.
Задачи программы:
Обучающие:
1.Научить основам конструирования и моделирования изделий из различных конструкционных материалов.
2. Освоить технику безопасной работы ручными инструментами, электроинструментами, а также работы на компьютере и 3Д-принтере.
3.Научить использовать свойства конструкционных материалов для создания художественных образов и предметов быта.
Развивающие:
1. Развить потребность в творчестве и познании окружающего мира.
2. Развить мелкую моторику рук, глазомер, образное и пространственное мышление;
3. Сформировать у детей уверенность в себе и своих силах, создавая тем самым мотивационную сферу к творческой активности в познании и самовыражении;
4. Научить выдвигать и воплощать свои креативные идеи в индивидуальных и коллективных работах.
Воспитательные:
1. Сформировать у детей мировоззрение, открытое российским национальным традициям, проникнутое любовью к природе и народной культуре, , сознание гражданина и патриота своей страны.
2. Воспитать в детях трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, направленность на взаимопомощь, умение довести дело до конца
3. Сформировать творческую личность с широким кругозором и углубленным эстетическим видением мира.
Методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный;
- проблемно-поисковый;
- проектная деятельность.
Планируемый результат:
Формой итогового контроля являются самостоятельные творческие работы обучающихся, представляемые на выставках и конкурсах декоративно-прикладного искусства, индивидуальные и групповые проекты.
Промежуточными механизмами контроля за уровнем освоения обучающимися учебной программы являются тесты по пройденным темам программы.
Все цели и виды работ подчинены единой системе согласно дидактическим принципам:
- принцип системности;
- принцип доступности;
- принцип от простого к сложному;
- принцип индивидуального подхода.
Результативность освоения программы оценивается по следующим критериям:
- по степени владения теоретическим материалом, терминологией;
- по умению работать специальными инструментами и на специальном оборудовании;
- по качеству выполнения всех этапов технологического процесса;
- по оригинальности идеи выполнения самостоятельных работ;
- по активному участию в конкурсах, выставках, олимпиадах;
- по способности ценить прекрасное и создавать его своими руками.
Условия реализации программы - развитие личности обучающихся.
Учебно-тематический план
1 год обучения (2021-2022 уч.г.)
№№ разде-лов | Наименование разделов (модулей) | Кол-во часов | Теория | Практика | Формы Аттестации/контроля |
1 | Вводное занятие | 3 | 3 | опрос | |
2 | Основы черчения. | 15 | 3 | 12 | тестирование |
3 | Ручная обработка древесины в процессе изготовления художественных изделий. Материалы и инструменты. Основные рабочие операции. | 12 | 2 | 10 | практические работы, опрос, тестирование |
4 | Художественное выжигание. Пирография. | 24 | 3 | 21 | творческие работы, участие в конкурсах, выставках |
5 | Выпиливание лобзиком. | 24 | 3 | 21 | практические работы, участие в конкурсах, выставках |
6. | Конструирование и моделирование | 24 | 3 | 21 | практические работы, участие в конкурсах, олимпиадах |
7 | Макетирование | 18 | 3 | 15 | опрос, практические работы, участие в конкурсах, олимпиадах, выставках |
8. | Лозоплетение. | 48 | 12 | 36 | творческие работы,участие в конкурсах, выставках |
9. | 3Д-моделирование. | 48 | 12 | 36 | тестирование, практические работы, участие в конкурсах, олимпиадах, выставках |
ИТОГО: | 216 | 44 | 172 | ||
Учебно-тематический план 2 год обучения (2022-2023 уч.г) | |||||
№№ разде-лов | Наименование разделов (модулей) | Кол-во часов | Теория | Практика | Формы Аттестации/контроля |
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | опрос | |
2 | Черчение. | 12 | 2 | 10 | тестирование |
3 | Ручная обработка древесины в процессе изготовления художественных изделий. Материалы и инструменты. Основные рабочие операции. | 12 | 2 | 10 | практические работы, опрос, тестирование |
4 | Художественное выжигание. Пирография. | 24 | 2 | 22 | творческие работы, участие в конкурсах, выставках |
5 | Выпиливание лобзиком. | 16 | 2 | 14 | практические работы, участие в конкурсах, выставках |
6. | Конструирование и моделирование | 20 | 4 | 16 | практические работы, участие в конкурсах, олимпиадах |
7 | Макетирование | 18 | 4 | 14 | опрос, практические работы, участие в конкурсах, олимпиадах, выставках |
8. | Лозоплетение. | 20 | 4 | 16 | творческие работы,участие в конкурсах, выставках |
9. | 3Д-моделирование. | 20 | 4 | 16 | тестирование, практические работы, участие в конкурсах, олимпиадах, выставках |
ИТОГО: | 144 | 26 | 118 |
Содержание изучаемого курса
Первый год обучения.
Характеристика разделов изучаемого курса:
«Вводное занятие» 3 часа
Теория: Беседа – Введение в образовательную программу. Основные сведения о видах художественных промыслах. Инструктаж «Техника безопасности. Охрана труда. Правила поведения в мастерской»», правила поведения во время занятий. .. Производственная санитария, электро- и пожарная безопасность при производстве художественных изделий из дерева.
Дидактический материал: Видео-презентация. Выставка работ. Материалы и инструменты.
«Основы черчения» 15 ч.
Теория: Инструктаж по ТБ и ОТ. Роль графического языка в передаче информации о предметном мире. Использование условно-графических символов и обозначений для отображения формы, структуры объектов и процессов на рисунках, эскизах, чертежах, схемах. Первоначальное понятие о чертеже. Знакомство с простейшими чертежными инструментами (линейка, карандаш). Основные линии чертежа. Линии видимого контура. 3 ч.
Практика: Техника чтения и выполнения чертежей, правила их оформления. Чертежи в системе прямоугольных проекций. Чтение чертежей, схем, технологических карт. Выполнение чертежных и графических работ от руки, с использованием чертежных инструментов, приспособлений . 12 ч.
«Ручная обработка древесины в процессе изготовления художественных изделий. Материалы и инструменты. Основные рабочие операции.» 12 часов.
Теория: Знакомство с материалами и инструментами, применяемыми при обработке художественных изделий из древесины. 2 ч.
Практика: Правила работы с ручными инструментами: пилой, ручным лобзиком, молотком и др., работа с переносным электроинструменом, техника безопасности при работе. Виды древесины. Инструменты, материалы используемые при работе с фанерой, организация рабочего места. Объяснение правил работы с древесиной. Этапы работы обработки древесины. Знакомство с изделиями из фанеры и обработка готовых работ. Зачистка фанеры. Обработка дерева шлифовочным материалом (нождачка крупнозернистая, среднезернистая, мелкозернистая). 10 ч.
«Художественное выжигание. Пирография» 24 часа
Теория: Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. Подготовка заготовок к работе. Техника безопасности при выполнении работ. Знакомство с прибором для выжигания, техникой перенесения рисунка на фанеру. 1 Основы композиции. Технология декорирования художественных изделий выжиганием. Знакомство с образцами, готовыми изделиями, знакомство с особенностями силуэтного выжигания , с понятиями тон, контур, силуэт, знакомство с видами и способами выполнения штриховки 3 ч.
Практика: Выбор рисунка для пирографии. Перенос рисунка на фанеру при помощи копировальной бумаги. Основные приёмы выжигания. Техника выполнения приёмов выжигания. Перенесение рисунка на фанеру, выполнение контурной, точечной, штриховочной линии. Работа с выжигателем. Выжигание рисунка на фанере. Оформление работы различными видами рамок – насадочным способом, готовыми шаблонами-рамками. Отделка изделия.Покрытие изделий лаком, изготовление декоративных рамок. 21 ч.
«Выпиливание лобзиком.» 16 часов
Теория: Охрана труда, электро- и пожарная безопасность при производстве художественных изделий. Материалы, инструменты и приспособления. Технические приёмы выпиливания лобзиком. Организация рабочего места. Приспособления для выпиливания. Дополнительные инструменты. Используемые материалы. Перенос рисунка на заготовку. Заготовки для выпиливания. Строение дерева. Свойства древесины. Породы деревьев. Виды и свойства фанеры. 3 ч.
Практика: Стандартные приемы выпиливания. Правила выпиливания лобзиком. Прямые и волнистые линии. Выпиливание по шаблонам. Выпиливание острых углов. Конструирование различных изделий в технике выпиливания лобзиком. Изготовление изделий.Выпиливание изделий с применением техник выпиливания по внешнему и по внутреннему контуру. Отделка изделий.Зачистка изделий шлифовальной шкуркой, отделка , при желании, пирографией, росписью по дереву и покрытие лаком. 21 ч.
«Конструирование и моделирование» 24 часа
Теория: Охрана труда, электро- и пожарная безопасность при работе с ручным и электро-инструментом, при работе на станках. Техника в жизни человека. Материалы и инструменты. Основные рабочие операцииЗнакомство с основными материалами и инструментами, применяемыми при конструировании и моделировании. Дать первоначальное понятие о геометрических фигурах. Детали технических объектов как отдельные геометрические фигуры. Сопоставить детали выбранных технических объектов с геометрическими фигурами (колесо-круг, кузов-прямоугольник, кабина-квадрат и т.д.). 3 ч.
Практика: Конструирование из плоских деталей. Изготовить плоскую модель ракеты. Дать первоначальные сведения о разметке. Разметка деталей на бумаге с помощью шаблонов. Знакомство с шаблоном, понятие, умение пользоваться.
Изготовление открытки «Рыбка» с использованием шаблонов, ножниц, картона, тонкой цветной бумаги.
Конструирование из объемных деталей. Первоначальное понятие об объемном конструировании. Различия между плоским и объемным конструированием. Использование при конструировании готовых форм – коробок. Умение увидеть в обыкновенной коробке будущий технический объект. Изготовление поделки «Собака» с использованием коробок. Конструирование из подручных материалов. Природные и искусственные материалы. Определение, основные отличия. Пластмасса, пластилин, древесина, фанера, металл. Изготовить планшет с образцами различных материалов.
МоделированиеМодели транспортной техники. Авто-, судо-, авиамоделирование . Изготовить модель парусника, автомобиля или самолёта по индивидуальному проекту. Способы художественного оформления готовых поделок. Окрашивание. Знакомство с видами красок, используемых для окрашивания. Покрытие лаком. 21 ч.
«Макетирование» 18 часов.
Теория: Основы макетирования. Техника безопасности при выполнении работ. Проектирование макетов.
Определение «Макет», виды макетов. Материалы, инструменты и приспособления, применяемые для работы. Правила безопасности. Показ видеоролика «Архитектурное макетирование» 3 ч.
Практика: Эскиз макета. Подготовка и изготовление ландшафтного макета; групповая или индивидуальная работа по собственным проектам: Архитектурное макетирование, Городской ландшафт, Макет исторического события или Макет природного ландшафта. Подготовка и изготовление подмакетника, деревьев, домов, людей, транспорта, животных – в зависимости от выбранной темы. 15 ч.
«Лозоплетение» 48 часов.
Теория: Беседа об искусстве лозоплетения. Краткие сведения материалах и инструментах, применяемых в лозоплетении . Инструктаж по технике безопасности. Изучение истории народного промысла – плетения из лозы. Знакомство с работами известных мастеров по литературным источникам. Демонстрация фото изделий из лозы. Рассказ о сортах ивы и видах инструментов, необходимых для работы, способах их применения. Демонстрация готовых изделий. Способы плетения ажура с использование тренажера с торцевыми отверстиями, варианты использования окоренного и очищенного прута в работе и применении тонированного прута в изделиях. Беседа и демонстрация способов плетения изделий на несъемных неплетеных донышках из фанеры, дерева и ДСП), плетении «ножки» изделия. О применении в работе прута двух и трех цветов и послойном плетении в один и два прута. Мастер-класс. 12 ч.
Практика: Организация рабочего места плетельщика. Способы и определение времени вымачивания прута перед началом работы. Простое плетение на тренажере. Использование шаблона – несъёмного донышка из фанеры. Плетение веревочек в 1, 2, 3 и 4 прута. Послойное плетение прутом и лентой-глянцем. Варианты исполнения стенок, ажура и способов завершения края изделия. Способы подстановки дополнительных стояков. Способы подстановки и крепления ручки корзины. Выполнение «сеточки» из однотонного и в сочетании: однотонного с тонированным прутом. Способы «завалки» и «загибки» края изделия. Изготовление изделий: Панно «Солнышко», Кашпо с шаблона, Корзина с шаблона.
Отработка навыков плетения круглых донышек 3х3 и 4х4 прута. Освоение способов расчета количества стояков для плетения донышка. Плетение донышка веревочками в два и три прута. Способы подстановки основных и дополни тельных стояков. Изготовление изделий: Вазочка, Корзиночка. 36 ч.
«ЗД-Моделирование» 48 часов.
Теория: Введение. Инструктаж по технике безопасности. Основные понятия 3D графики в программе Blender.
Обзорное знакомство. Принципы построения и приемы работы с инструментами. Интерфейс. Текстовые меню. Панели инструментов. Текстовые меню: файл, редактирование, виды, камера, рисование, инструменты, окно, помощь. Перемещение, вращение, масштабирование, контур, выбор, редактирование, текстура. Построение моделей в программе Blender. Знакомство с программой SketchUp . Знакомство с программой для подготовки к объемной печати – слайсер для 3D. Знакомство с 3Д-принтером. 12 ч.
Практика: Изучение текстового меню. Рисование объекта с помощью базовых инструментов, использование средств менеджера материалов для визуализации созданных объектов. Построение моделей. Выполнение творческого задания в виде мини-проекта по созданию 3D моделей в редакторе трехмерной графики. Работа в слайсере. Печать модели на 3Д-принтере. 36 ч.
Второй год обучения
«Вводное занятие» 2 часа
Теория: Беседа Инструктаж «Техника безопасности. Охрана труда. Правила поведения в мастерской»», правила поведения во время занятий. Производственная санитария, электро- и пожарная безопасность. Беседа о художественных промыслах России, об истории пирографии и выпиливания лобзиком. Демонстрация презентации. Инструктаж по технике безопасности. Задачи кружка. Обсуждение программ и планов. Организационные вопросы. Режим работы группы.
Дидактический материал: Видео-презентация . Выставка работ. Материалы и инструменты.
«Основы черчения» 12 ч.
Теория: Инструктаж по ТБ и ОТ. Роль графического языка в передаче информации о предметном мире. Использование условно-графических символов и обозначений для отображения формы, структуры объектов и процессов. Компьютерная программа КОМПАС-3D. 2 ч.
Практика: Техника чтения и выполнения чертежей, правила их оформления. Чертежи в системе прямоугольных проекций. Чтение чертежей, схем, технологических карт. Выполнение чертежных и графических работ от руки, с использованием чертежных инструментов, приспособлений. Знакомство с компьютерной графикой, выполнение графических изображений, создание объёмных моделей с помощью компьютерной программы КОМПАС-3D. 10 ч.
«Ручная обработка древесины в процессе изготовления художественных изделий. Материалы и инструменты. Основные рабочие операции.» 12 часов.
Теория: Знакомство с материалами и инструментами, применяемыми при обработке художественных изделий из древесины. Электроинструменты. Сверлильный станок и токарный станок по дереву. 2 ч.
Практика: Правила работы с ручным и электроинструментами: техника безопасности при работе. Виды древесины. Инструменты, материалы используемые при работе с фанерой, организация рабочего места. Объяснение правил работы с древесиной. Этапы обработки древесины, фанеры и обработка и других конструкционных материалов. 10 ч.
«Художественное выжигание. Пирография» 24 часа
Теория: Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. Подготовка заготовок к работе. Техника безопасности при выполнении работ. Знакомство с прибором для выжигания, техникой перенесения рисунка на фанеру. 1 Основы композиции. Технология декорирования художественных изделий выжиганием. Знакомство с образцами, готовыми изделиями, знакомство с особенностями силуэтного выжигания , с понятиями тон, контур, силуэт, знакомство с видами и способами выполнения штриховки 2 ч.
Практика: Выбор рисунка для пирографии. Перенос рисунка на фанеру при помощи копировальной бумаги. Основные приёмы выжигания. Техника выполнения приёмов выжигания. Перенесение рисунка на фанеру, выполнение контурной, точечной, штриховочной линии. Работа с выжигателем. Выжигание рисунка на фанере. Оформление работы различными видами рамок – насадочным способом, готовыми шаблонами-рамками. Отделка изделия.Покрытие изделий лаком, изготовление декоративных рамок. 22 ч.
«Выпиливание лобзиком.» 16 часа
Теория: Охрана труда, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий. Материалы, инструменты и приспособления. Технические приёмы выпиливания лобзиком. Организация рабочего места. Приспособления для выпиливания. Дополнительные инструменты. Используемые материалы. Перенос рисунка на заготовку. 2 ч.
Практика: Стандартные приемы выпиливания. Правила выпиливания лобзиком. Прямые и волнистые линии. Выпиливание по шаблонам. Выпиливание острых углов. Конструирование различных изделий в технике выпиливания лобзиком. Изготовление изделий.Выпиливание изделий с применением техник выпиливания по внешнему и по внутреннему контуру. Отделка изделий.Зачистка изделий шлифовальной шкуркой, отделка, при желании, пирографией, росписью по дереву и покрытие лаком. 14 ч.
«Конструирование и моделирование» 20 часа
Теория: Охрана труда, электро и пожарная безопасность при работе с ручным и электро-инструментом, при работе на станках. Техника в жизни человека. Материалы и инструменты. Основные рабочие операцииЗнакомство с основными материалами и инструментами, применяемыми при конструировании и моделировании. Детали технических объектов как отдельные геометрические фигуры. 4 ч.
Практика: Конструирование из объемных деталей. Первоначальное понятие об объемном конструировании. Различия между плоским и объемным конструированием. Использование при конструировании готовых форм. Конструирование из подручных материалов. Природные и искусственные материалы. Определение, основные отличия. Пластмасса, пластик, древесина, фанера, металл. Работа над индивидуальными и групповыми проектами.
МоделированиеМодели транспортной техники. Авто-, судо-, авиамоделирование . Изготовить модель парусника, автомобиля или самолёта по индивидуальному проекту. Способы художественного оформления готовых поделок. Окрашивание. Знакомство с видами красок, используемых для окрашивания. Покрытие лаком. 16 ч.
«Макетирование» 18 часов.
Теория: Основы макетирования. Техника безопасности при выполнении работ. Проектирование макетов.
Определение «Макет», виды макетов. Материалы, инструменты и приспособления, применяемые для работы. Просмотр видеороликов «Архитектурное макетирование» 4 ч.
Практика: Эскиз макета. Подготовка и изготовление ландшафтного макета; групповая или индивидуальная работа по собственным проектам: Архитектурное макетирование, Городской ландшафт, Макет исторического события или Макет природного ландшафта. Подготовка и изготовление подмакетника, деревьев, домов, людей, транспорта, животных – в зависимости от выбранной темы. 14 ч.
«Лозоплетение» 20 часов.
Теория: Беседа об искусстве лозоплетения. Краткие сведения материалах и инструментах, применяемых в лозоплетении . Инструктаж по технике безопасности. Демонстрация фото изделий из лозы и готовых изделий. Рассказ о сортах ивы и видах инструментов, необходимых для работы, способах их применения. Способы плетения ажура без использования тренажера, варианты использования окоренного и очищенного прута в работе и применении тонированного прута в изделиях. Беседа и демонстрация способов плетения изделий на несъемных плетеных донышках, плетении «ножки» изделия. О применении в работе прута двух и трех цветов и послойном плетении в один и два прута. Плетение корзин, ваз, хлебниц, панно, бра, абажуров и напольных ваз. Мастер-класс. 4 ч.
Практика: Организация рабочего места плетельщика. Способы и определение времени вымачивания прута перед началом работы. Варианты исполнения стенок, ажура и способов завершения края изделия. Способы подстановки дополнительных стояков. Способы подстановки и крепления ручки корзины. Выполнение «сеточки» из однотонного и в сочетании: однотонного с тонированным прутом. Способы «завалки» и «загибки» края изделия. Изготовление изделий: Панно, Кашпо, Хлебница, Конфетница, Ваза, Корзина. 16 ч.
«ЗД-Моделирование» 20 часов.
Теория: Введение. Инструктаж по технике безопасности. Основные понятия 3D графики в программе Blender.
Обзорное знакомство. Принципы построения и приемы работы с инструментами. Интерфейс. Текстовые меню. Панели инструментов. Текстовые меню: файл, редактирование, виды, камера, рисование, инструменты, окно, помощь. Перемещение, вращение, масштабирование, контур, выбор, редактирование, текстура. Построение моделей в программе Blender. Знакомство с программой для подготовки к объемной печати – слайсер для 3D. Знакомство с 3Д-принтером. 4ч.
Практика: Изучение текстового меню. Рисование объекта с помощью базовых инструментов, использование средств менеджера материалов для визуализации созданных объектов. Построение моделей. Выполнение творческого задания в виде мини-проекта по созданию 3D моделей в редакторе трехмерной графики. Работа в слайсере. Печать модели на 3Д-принтере. 16 ч.
1.4. Планируемые результаты
метапредметные результаты
- умение ставить учебные цели;
- умение использовать внешний план для решения поставленной задачи;
- умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль выполнения учебного задания по переходу информационной обучающей среды из начального состояния в конечное;
- умение сличать результат действий с эталоном (целью);
- умение вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи с ранее поставленной целью;
- умение оценивать результат своей работы, а также самостоятельно определять пробелы в усвоении материала курса.
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать графические объекты для решения учебных и творческих задач;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации;
- умение ориентироваться в содержании теоретических понятий предметной области (в пределах программы) и использовать их при выполнении творческих заданий;
- умение извлекать и структурировать информацию из различных источников;
личностные результаты
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- осознание ценности пространственного моделирования;
- осознание ценности инженерного образования;
- формирование сознательного отношения к выбору будущей профессии;
- формирование информационной культуры как составляющей общей культуры современного человека;
- формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
предметные результаты
- освоение приёмов и способов художественного выжигания по дереву ;
- владение приёмами работы с ручными и электрическими инструментами;
- приобретение навыков художественного выпиливания ручным лобзиком;
- освоение различных видов конструирования и моделирования и макетирования;
- владение навыками лозоплетения;
- умение работать в среде графических 3D редакторов;
- освоение элементов технологии проектирования в 3D-системах и применять их при реализации исследовательских и творческих проектов.
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать графические объекты для решения учебных и творческих задач;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации;
2.1. Условия реализации программы
Материально – техническое обеспечение:
Помещение. Оборудование.:
Учебный кабинет (мастерская)
Ноутбук ( с выходом в интернет)
Телевизор.
3Д-принтер
Столы, стулья
Токарный станок по дереву
Сверлильный станок
Нихромовый резак
Шкаф для хранения инструмента
Ванна для замачивания прута
Материалы:
Фанера
Доска
Проволока
Саморезы и гвозди
Клей (ПВА, Момент)
Лак
Копировальная бумага
PLA-пластик
Ивовый прут
Инструмент:
Приборы для выжигания
Подставки под выжигатели
Секаторы, ножницы
Плоскогубцы
Наждачная бумага разной зернистости
Кисти щетинные
Молотки
Шуруповёрт
Стамески
Отвертки плоские, крестовые
Электродрель
Электролобзик
Лобзики ручные с набором пилок
Шилья большие и средние, прямые и кривые круглого сечения
Бокорезы, круглогубцы
Секаторы, ножницы
Колунки тройные, четвертные
Кисти щетинные
3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Для закрепления полученных знаний и умений большое значение имеет коллективный анализ ученических работ. При этом отмечаются наиболее удачные решения, оригинальные подходы к выполнению задания, разбираются характерные ошибки.
Подведение итогов может осуществляться в следующих формах:
Текущая и тематическая аттестация - тестирование, творческие, практические работы.
Промежуточная аттестация - защита творческого проекта, участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, ярмарках.
4. Список литературы
1. "Страна мастеров". Резьба по дереву. Выжигание по дереву. Гравировальные работы (комплект их 3 книг). - М.: Книжный клуб "Клуб семейного досуга". Харьков, Книжный клуб "Клуб семейного досуга". Белгород, 2014.
2. Пул, Стефан Выжигание по дереву / Стефан Пул. - М.: АСТ-Пресс Книга, 2013
3. Юрий Подольский. «Выжигание по дереву. Техники, приемы, изделия» Книжный Клуб «Клуб Семейного Досуга», 2014
4. Александр Афанасьев. «Досуг, хобби, ремесло» 2014
6. Пирография: уроки выжигания по дереву/ Анна Зайцева. – М.: Эксмо, 2012
7. Выпиливание лобзиком. /Сост. Рыженко В.И./ - М.: Траст пресс, 1999.
8. Карабанов И.А. Технология обработки древесины 5 - 9. - М.: Просвещение, 1995.
9. Творческое конструирование как введение в проектную деятельность./ Лукьянов Д.И.// Дополнительное образование, - М.: Просвещение, 2007
10. . Бескодаров А.А. Художественное плетение из ивового прута.- М.: Лесная промышленность, 1985
11 Дубровский В.М., Логинов В.В. Плетение из ивового прута. М.: 1990
12.. Дубровский В.М. 32 урока плетения из лозы. М.: «Русская книга» 1993
13. Караманский С.А. Плетеные изделия. М.: Экология 1992
14. Козлов В.М. Плетение из ивового прута. М.: 2009
15. Троекурова Т.А., Сергеев В.И. Плетеная мебель из лозы своими руками. Ростов-на-Дону «Феникс» 2005
Интернет-источники:
1. http://m-der.ru Музей дерева
2. http://pyrography-fireart.ru/ Выжигание
3. http://woodtools.nov.ru Столярное дело
4. https://pikabu.ru/story/arkhitekturnoe_maketirovanie_iz_podruchnyikh_materialov_3605169 Макетирование
5. . http://www.newart.ru/htm/myzavr/mz51.php обзор программы
6. Уроки по SketchUp 8. Для начинающих https://www.youtube.com/watch?v=oT0b00heZ1I
7. https://uwenta.ru/goods/Uhaneva-V-A-Zhivotova-e-B-Kompyuternaya-grafika-cherchenie-9-klass-Cherchenie-i-modelirovanie-v-programme-KOMPAS-3D-LT Компьютерная графика, черчение
8. Уроки для начинающих Блендер https://blender3d-ru.ru/blender-3d-uroki/
9. Техническое конструирование и моделирование http://uchutrudu.ru/tehnicheskoe-konstruirovanie-i-modelirovanie/
11. Макетирование http://www.viktoriastar.ru/konstruirovanie/318-maketirovanie.html
12. Уроки макетирования https://www.youtube.com/playlist?list=PLE21752GhxJ8BnJQHDOCgSvJNJZUvp3MQ
Приложение 1
Бланк- Мониторинг
мотивации посещения занятий объединения «Самоделкин»
Как ты чувствуешь себя в объединении «Самоделкин»?
а) Мне нравится –
б) Мне не очень нравится –
в) мне не нравится –
2. С каким настроением ты идешь на занятия?
а) с хорошим настроением –
б) бывает по-разному –
в) чаще хочется остаться дома –
3. Если бы тебе сказали, что на следующее занятие не обязательно приходить всем, как бы ты поступил?
а) пошел бы на занятие –
б) не знаю –
в) остался бы дома –
4. Почему ты посещаешь объединение «Самоделкин»?
а) мне интересно –
б) заставляют родители –
в) знания и умения, которые я получаю, пригодятся в жизни –
5. Рассказываешь ли ты о занятиях своим родителям и друзьям?
а) рассказываю часто –
б) рассказываю редко –
в) совсем не рассказываю –
6.Есть ли у тебя друзья в объединении?
а) у меня много друзей –
б) у меня мало друзей –
в) у меня нет друзей –
7 .Тебе больше нравиться заниматься в группе или индивидуально?
а) в группе -
б) индивидуально –
в) и в группе, и индивидуально –
Приложение 2
НЕГЛАСНЫЕ ПРАВИЛА КРУЖКА «САМОДЕЛКИН»
Ученик имеет право:
- с удовольствием проявлять свои творческие способности;
- получать удовольствие от работы;
- предлагать свои идеи;
- помогать своим коллегам;
- быть активным и креативным;
Преподаватель имеет право:
- хвалить своих учеников и поправлять, если есть ошибки;
- придумывать новые творческие и технические задачи;
- создавать интересную и творческую атмосферу.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
- опаздывать на занятия
- нарушать дисциплину – на занятия нужно ходить с удовольствием и желанием!!!
- мешать своим товарищам – коллектив должен быть дружным, нужно с уважением и терпением относиться друг к другу.
Приветствуется – желание, позитив, вдохновение, терпение, интерес и творческий настрой на достижение высоких результатов!