Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Рабочая программа дополнительного образования "Самоделкин"

Программа "Самоделкин" направлена на формирование у обучающихся стремления заниматься техническим творчеством, декоративно-прикладным искусством, конструированием и моделированием.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №46»

п. ОзерныйРежевского района Свердловской области

Рассмотрено на заседании

Методического совета образовательного учреждения

Протокол от «___» __________2021№_____

Утверждено

Директор школы: _________________

С.Н. Молоткурова

Приказ от «___» _____2021г №_________

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Самоделкин»

Возраст учащихся: от 10 до 16 лет

Срок реализации программы: 2 года

1 год обучения: Количество недельных часов: 6

Количество часов за год: 216

2 год обучения: Количество недельных часов: 4

Количество часов за год: 144

Автор – разработчикобщеразвивающей программы:

Ермакова Е.В..

2021 год

1.1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее ДООП) технической направленности «Самоделкин» разработана в соответствии со следующими нормативно – правовыми документами:

Федеральный уровень:

- Федеральный Закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 273);

- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 4.09.14г. №1726-р) (далее – Концепция развития дополнительного образования детей);

- Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30.11.2016 №11) (далее – Федеральный приоритетный проект).

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее - Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам).

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (далее - СанПиН);

- Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

- Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующихсоциально-психологическойреабилитации,профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);

- Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

Региональный уровень:

- Постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019 г. №461 ПП «О региональном модельном центре дополнительного образования детей Свердловской области»;

- Постановление Правительства Свердловской области от 06.08.2019 г. № 503 ПП «О системе персонифицированного финансирования дополнительного образования детей на территории Свердловской области»;

- Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»;

- Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 26.06.2019 г. № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области».

- Устав и общеобразовательная программа МБОУ СОШ №46

- Конвенции о правах ребенка;

В настоящее время нарастает необходимый уровень знаний в области технического творчества,

Напрваленность(профиль) общеразвивающей программы: техническая.

Программа «Самоделкин» является прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на формирование у обучающихся стремления заниматься техническим творчеством, декораивно-прикладным искусством, конструрованием и моделированием, учит проявлять интерес к новым способам исследования новых технологий и материалов, предлагает освоение техник старинных ремёсел и народных промыслов, развивает желание создавать вокруг себя прекрасное. Программа реализуется как дополнительное образование детей и взрослых.

Актуальность заключается в развития творческих способностей ребенка, возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности. Техническое творчество — мощный инструмент синтеза знаний, закладывающий прочные основы системного мышления.

Отличительные особенности общеразвиваюшей программы дополнительной образования от уже существующих программ являются: разноплановость данной программы, возможность проявить себя в разных областях декоративного и технического творчества, цикличный характер построения. На протяжении двух лет обучающиеся изучают одни и те же темы, изучение которых происходит с различной глубиной погружения в теоретический и практический материал. Приобретение последующих знаний по теме опирается на ранее изученный материал. Следующей особенностью данной программы является возможность использования в основе обучения проектный метод, который широко используется в дополнительном образовании. Использование метода проектов позволяет реализовывать деятельный подход, который способствует применению умений, знаний, полученный при изучении программы на разных этапах обучения и интегрировать их в процессе работы над проектом. Это позволяет не только претворять в жизнь политехнический принцип обучения, но и использовать знания социальных и культурологических дисциплин.

Новизна программы заключается в разнообразии модулей программы «Самоделкин» от народных промыслов: лозоплетения, выпиливания и пирографии до конструирования, макетирования и 3Д-моделирования. Предусмотрена возможнсть перемены модулей местами для обучающихся в зависимости от выполняемых ими индивидуальных и групповых проектов.

Адресат: Учащиеся с 5 по 9 класс. Возрастная категория от 10 до 16 лет. Учащиеся разделены на две группы: младшая 5-6 класс, старшая 7- 9 класс. Одновременно в группе занимается от 10 до 15 человек.

Педагогическая целесообразность: программа «Самоделкин» обладает большим педагогическим потенциалом, реализуя который можно дать детям не только необходимые технические и практические знания, но и развить пространственное мышление и художественный вкус. Техническое творчество имеет большое значение в деле воспитания и развития детей. С дидактической точки зрения проектирование и изготовление модели, прибора или другого технического устройства, создание макета или художественного изделия из древесины, лозы или пластика - это применение знаний на практике, развитие самостоятельного мышления, любознательности и инициативы. В наше время автоматизации и компьютеризации необходимо владение современными технологиями, но и умение делать что-то своими руками, привитое с детства, позволяет вырасти ребенку разносторонним, подготовленным к жизни в обществе, даёт примерное представление о выборе профессии.

Режим занятий: Занятия проводятся два раза в неделю по три часа.

Объем ДООП: Общее количество учебных часов запланированных на весь период обучения 2 года, составляет 432 часа. Продолжительность одного года обучения по учебному плану составляет 216 часов.

Срок освоения ДООП: 2 года

Уровни освоения ДООП:

«Стартовый уровень». Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания ДООП. Направлен на формирование, развитие и выработку следующих умений и навыков:

- Развитие мелкой моторики рук и глазомера;

- Освоение правил техники безопасности и правил применения ручных и электро-инструментов;

- Знкомство с правилами построения чертежей;

- Обучение основам пирографии, лозоплетения, искусства выпиливания лобзиком;

- Формирование навыков конструирования, моделирования и макетирования;

- Знакомство с 3Д-моделированием – изучение программ Blender 3D и слайсер для 3Д, обучение правилам работы с 3Д-принтером, печать простых моделей.

- Выявление и развитие заложенных в каждом ребенке возможностей, используя разнообразные формы работы с учетом индивидуальных особенностей ребенка;

- Воспитание интереса к техническому творчеству и декоративно-прикладному искусству, оказание помощи в эстетическом воспитании, формировании духовной культуры.

«Базовый уровень»Предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления ДООП. Направлен на формирование, развитие и выработку следующих умений и навыков:

- Овладение более сложными технологическими приёмами обработки конструкционных материалов;

- Отработка приобретённых навыков конструирования и моделирования;

- Совершенствование изготовленных изделий;

- Разработка и печать собственных 3Д- моделей.

- Формирование дружного творческого коллектива умельцев, рационализаторов и испытателей.

- Выработка и воспитание в детях уверенности в своих силах.

«Продвинутый уровень». Предполагает использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к сложным (возможно узкоспециализированным) и нетривиальным разделам в рамках содержательно-тематического направления ДООП. Также предполагает углубленное изучение содержания ДООП и доступ к околопрофессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержательно-тематического направления ДООП.Направлен на закрепление и совершенствование полученных знаний, умений и навыков:

- Овладение основными навыками конструирования и моделирования;

- Способность самостоятельной работы над индивидуальным проектом в выбранной области;

- Совершенствование мастерства;

Формы обучения: Основной формой реализации программы являются групповые и индивидуальные занятия, а также занятия по творческим подгруппам.

Виды занятий: Практические занятия, мастер-классы, проектная деятелность.

Принципы отбора содержания: каждый раздел программы делится на два блока - теоретический и практический. Выбранные темы включают в себя занятия по пирографии, выпиливанию, художественной обработке древесины, моделированию, макетированию и 3Д-моелированию способствуют не только эстетическому, но и умственному, нравственному развитию учащихся. Практическая работа и создание собственных проектов обеспечат учащимся прочное усвоение и закрепление профессиональных знаний, умений и навыков. В процессе занятий ребята ставят перед собой задачи, ищут средства для решения этих задач, создают собственные изделия, проекты, участвуют в конкурсах, творческих мастерских, в групповом проектировании и мастер-классах. Сравнивая свои успехи с успехами других, ребенок познает истинную радость творчества. Организация выставок, использование детских работ для учебных пособий играют существенную роль в воспитании. Программа позволяет детям найти своё место в жизни, развить в себе способности творческого самовыражения или просто заняться интересным и полезным делом.

Цель программы:

Создание условий для раскрытия интеллектуального и творческого потенциала ребенка, способного к самовыражению в области технического творчества, приобщение к труду, умению работать руками, освоению приемов художественной обработки древесины и других конструкционных материалов, освоению навыков конструирования, моделирования, макетирования и 3Д-моделирования, с последующим совершенствованием мастерства, а так же формирование эмоционально-целостного отношения к жизни и к родному краю.

Задачи программы:

Обучающие:

1.Научить основам конструирования и моделирования изделий из различных конструкционных материалов.

2. Освоить технику безопасной работы ручными инструментами, электроинструментами, а также работы на компьютере и 3Д-принтере.

3.Научить использовать свойства конструкционных материалов для создания художественных образов и предметов быта.

Развивающие:

1. Развить потребность в творчестве и познании окружающего мира.

2. Развить мелкую моторику рук, глазомер, образное и пространственное мышление;

3. Сформировать у детей уверенность в себе и своих силах, создавая тем самым мотивационную сферу к творческой активности в познании и самовыражении;

4. Научить выдвигать и воплощать свои креативные идеи в индивидуальных и коллективных работах.

Воспитательные:

1. Сформировать у детей мировоззрение, открытое российским национальным традициям, проникнутое любовью к природе и народной культуре, , сознание гражданина и патриота своей страны.

2. Воспитать в детях трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, направленность на взаимопомощь, умение довести дело до конца

3. Сформировать творческую личность с широким кругозором и углубленным эстетическим видением мира.

Методы обучения:

- объяснительно-иллюстративный;

- репродуктивный;

- проблемно-поисковый;

- проектная деятельность.

Планируемый результат:

Формой итогового контроля являются самостоятельные творческие работы обучающихся, представляемые на выставках и конкурсах декоративно-прикладного искусства, индивидуальные и групповые проекты.

Промежуточными механизмами контроля за уровнем освоения обучающимися учебной программы являются тесты по пройденным темам программы.

Все цели и виды работ подчинены единой системе согласно дидактическим принципам:

- принцип системности;

- принцип доступности;

- принцип от простого к сложному;

- принцип индивидуального подхода.

Результативность освоения программы оценивается по следующим критериям:

- по степени владения теоретическим материалом, терминологией;

- по умению работать специальными инструментами и на специальном оборудовании;

- по качеству выполнения всех этапов технологического процесса;

- по оригинальности идеи выполнения самостоятельных работ;

- по активному участию в конкурсах, выставках, олимпиадах;

- по способности ценить прекрасное и создавать его своими руками.

Условия реализации программы - развитие личности обучающихся.

Учебно-тематический план

1 год обучения (2021-2022 уч.г.)

№№ разде-лов

Наименование разделов (модулей)

Кол-во часов

Теория

Практика

Формы

Аттестации/контроля

1

Вводное занятие

3

3

опрос

2

Основы черчения.

15

3

12

тестирование

3

Ручная обработка древесины в процессе изготовления художественных изделий. Материалы и инструменты. Основные рабочие операции.

12

2

10

практические работы, опрос, тестирование

4

Художественное выжигание. Пирография.

24

3

21

творческие работы, участие в конкурсах, выставках

5

Выпиливание лобзиком.

24

3

21

практические работы, участие в конкурсах, выставках

6.

Конструирование и моделирование

24

3

21

практические работы, участие в конкурсах, олимпиадах

7

Макетирование

18

3

15

опрос, практические работы, участие в конкурсах, олимпиадах, выставках

8.

Лозоплетение.

48

12

36

творческие работы,участие в конкурсах, выставках

9.

3Д-моделирование.

48

12

36

тестирование,

практические работы, участие в конкурсах, олимпиадах, выставках

ИТОГО:

216

44

172

Учебно-тематический план

2 год обучения (2022-2023 уч.г)

№№ разде-лов

Наименование разделов (модулей)

Кол-во часов

Теория

Практика

Формы

Аттестации/контроля

1

Вводное занятие

2

2

опрос

2

Черчение.

12

2

10

тестирование

3

Ручная обработка древесины в процессе изготовления художественных изделий. Материалы и инструменты. Основные рабочие операции.

12

2

10

практические работы, опрос, тестирование

4

Художественное выжигание. Пирография.

24

2

22

творческие работы, участие в конкурсах, выставках

5

Выпиливание лобзиком.

16

2

14

практические работы, участие в конкурсах, выставках

6.

Конструирование и моделирование

20

4

16

практические работы, участие в конкурсах, олимпиадах

7

Макетирование

18

4

14

опрос, практические работы, участие в конкурсах, олимпиадах, выставках

8.

Лозоплетение.

20

4

16

творческие работы,участие в конкурсах, выставках

9.

3Д-моделирование.

20

4

16

тестирование,

практические работы, участие в конкурсах, олимпиадах, выставках

ИТОГО:

144

26

118

Содержание изучаемого курса

Первый год обучения.

Характеристика разделов изучаемого курса:

«Вводное занятие» 3 часа

Теория: Беседа – Введение в образовательную программу. Основные сведения о видах художественных промыслах. Инструктаж «Техника безопасности. Охрана труда. Правила поведения в мастерской»», правила поведения во время занятий. .. Производственная санитария, электро- и пожарная безопасность при производстве художественных изделий из дерева.

Дидактический материал: Видео-презентация. Выставка работ. Материалы и инструменты.

«Основы черчения» 15 ч.

Теория: Инструктаж по ТБ и ОТ. Роль графического языка в передаче информации о предметном мире. Использование условно-графических символов и обозначений для отображения формы, структуры объектов и процессов на рисунках, эскизах, чертежах, схемах. Первоначальное понятие о чертеже. Знакомство с простейшими чертежными инструментами (линейка, карандаш). Основные линии чертежа. Линии видимого контура. 3 ч.

Практика: Техника чтения и выполнения чертежей, правила их оформления. Чертежи в системе прямоугольных проекций. Чтение чертежей, схем, технологических карт. Выполнение чертежных и графических работ от руки, с использованием чертежных инструментов, приспособлений . 12 ч.

«Ручная обработка древесины в процессе изготовления художественных изделий. Материалы и инструменты. Основные рабочие операции.» 12 часов.

Теория: Знакомство с материалами и инструментами, применяемыми при обработке художественных изделий из древесины. 2 ч.

Практика: Правила работы с ручными инструментами: пилой, ручным лобзиком, молотком и др., работа с переносным электроинструменом, техника безопасности при работе. Виды древесины. Инструменты, материалы используемые при работе с фанерой, организация рабочего места. Объяснение правил работы с древесиной. Этапы работы обработки древесины. Знакомство с изделиями из фанеры и обработка готовых работ. Зачистка фанеры. Обработка дерева шлифовочным материалом (нождачка крупнозернистая, среднезернистая, мелкозернистая). 10 ч.

«Художественное выжигание. Пирография» 24 часа

Теория: Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. Подготовка заготовок к работе. Техника безопасности при выполнении работ. Знакомство с прибором для выжигания, техникой перенесения рисунка на фанеру. 1 Основы композиции. Технология декорирования художественных изделий выжиганием. Знакомство с образцами, готовыми изделиями, знакомство с особенностями силуэтного  выжигания , с понятиями тон, контур, силуэт, знакомство с видами и способами выполнения штриховки 3 ч.

Практика: Выбор рисунка для пирографии. Перенос рисунка на фанеру при помощи копировальной бумаги. Основные приёмы выжигания. Техника выполнения приёмов выжигания. Перенесение рисунка на фанеру, выполнение контурной, точечной, штриховочной линии. Работа с выжигателем. Выжигание рисунка на фанере. Оформление работы различными видами рамок – насадочным способом, готовыми шаблонами-рамками. Отделка изделия.Покрытие изделий лаком, изготовление декоративных рамок. 21 ч.

«Выпиливание лобзиком.» 16 часов

Теория: Охрана труда, электро- и пожарная безопасность при производстве художественных изделий. Материалы, инструменты и приспособления. Технические приёмы выпиливания лобзиком. Организация рабочего места. Приспособления для выпиливания. Дополнительные инструменты. Используемые материалы. Перенос рисунка на заготовку. Заготовки для выпиливания. Строение дерева. Свойства древесины. Породы деревьев. Виды и свойства фанеры. 3 ч.

Практика: Стандартные приемы выпиливания. Правила выпиливания лобзиком. Прямые и волнистые линии. Выпиливание по шаблонам. Выпиливание острых углов. Конструирование различных изделий в технике выпиливания лобзиком. Изготовление изделий.Выпиливание изделий с применением техник выпиливания по внешнему и по внутреннему контуру. Отделка изделий.Зачистка изделий шлифовальной шкуркой, отделка , при желании, пирографией, росписью по дереву и покрытие лаком. 21 ч.

«Конструирование и моделирование» 24 часа

Теория: Охрана труда, электро- и пожарная безопасность при работе с ручным и электро-инструментом, при работе на станках. Техника в жизни человека. Материалы и инструменты. Основные рабочие операцииЗнакомство с основными материалами и инструментами, применяемыми при конструировании и моделировании. Дать первоначальное понятие о геометрических фигурах. Детали технических объектов как отдельные геометрические фигуры. Сопоставить детали выбранных технических объектов с геометрическими фигурами (колесо-круг, кузов-прямоугольник, кабина-квадрат и т.д.). 3 ч.

Практика: Конструирование из плоских деталей. Изготовить плоскую модель ракеты. Дать первоначальные сведения о разметке. Разметка деталей на бумаге с помощью шаблонов. Знакомство с шаблоном, понятие, умение пользоваться.

Изготовление открытки «Рыбка» с использованием шаблонов, ножниц, картона, тонкой цветной бумаги.

Конструирование из объемных деталей. Первоначальное понятие об объемном конструировании. Различия между плоским и объемным конструированием. Использование при конструировании готовых форм – коробок. Умение увидеть в обыкновенной коробке будущий технический объект. Изготовление поделки «Собака» с использованием коробок. Конструирование из подручных материалов. Природные и искусственные материалы. Определение, основные отличия. Пластмасса, пластилин, древесина, фанера, металл. Изготовить планшет с образцами различных материалов.

МоделированиеМодели транспортной техники. Авто-, судо-, авиамоделирование . Изготовить модель парусника, автомобиля или самолёта по индивидуальному проекту. Способы художественного оформления готовых поделок. Окрашивание. Знакомство с видами красок, используемых для окрашивания. Покрытие лаком. 21 ч.

«Макетирование» 18 часов.

Теория: Основы макетирования. Техника безопасности при выполнении работ. Проектирование макетов.

Определение «Макет», виды макетов. Материалы, инструменты и приспособления, применяемые для работы. Правила безопасности. Показ видеоролика «Архитектурное макетирование» 3 ч.

Практика: Эскиз макета. Подготовка и изготовление ландшафтного макета; групповая или индивидуальная работа по собственным проектам: Архитектурное макетирование, Городской ландшафт, Макет исторического события или Макет природного ландшафта. Подготовка и изготовление подмакетника, деревьев, домов, людей, транспорта, животных – в зависимости от выбранной темы. 15 ч.

«Лозоплетение» 48 часов.

Теория: Беседа об искусстве лозоплетения. Краткие сведения материалах и инструментах, применяемых в лозоплетении . Инструктаж по технике безопасности. Изучение истории народного промысла – плетения из лозы. Знакомство с работами известных мастеров по литературным источникам. Демонстрация фото изделий из лозы. Рассказ о сортах ивы и видах инструментов, необходимых для работы, способах их применения. Демонстрация готовых изделий. Способы плетения ажура с использование тренажера с торцевыми отверстиями, варианты использования окоренного и очищенного прута в работе и применении тонированного прута в изделиях. Беседа и демонстрация способов плетения изделий на несъемных неплетеных донышках из фанеры, дерева и ДСП), плетении «ножки» изделия. О применении в работе прута двух и трех цветов и послойном плетении в один и два прута. Мастер-класс. 12 ч.

Практика: Организация рабочего места плетельщика. Способы и определение времени вымачивания прута перед началом работы. Простое плетение на тренажере. Использование шаблона – несъёмного донышка из фанеры. Плетение веревочек в 1, 2, 3 и 4 прута. Послойное плетение прутом и лентой-глянцем. Варианты исполнения стенок, ажура и способов завершения края изделия. Способы подстановки дополнительных стояков. Способы подстановки и крепления ручки корзины. Выполнение «сеточки» из однотонного и в сочетании: однотонного с тонированным прутом. Способы «завалки» и «загибки» края изделия. Изготовление изделий: Панно «Солнышко», Кашпо с шаблона, Корзина с шаблона.

Отработка навыков плетения круглых донышек 3х3 и 4х4 прута. Освоение способов расчета количества стояков для плетения донышка. Плетение донышка веревочками в два и три прута. Способы подстановки основных и дополни тельных стояков. Изготовление изделий: Вазочка, Корзиночка. 36 ч.

«ЗД-Моделирование» 48 часов.

Теория: Введение. Инструктаж по технике безопасности. Основные понятия 3D графики в программе Blender.

Обзорное знакомство. Принципы построения и приемы работы с  инструментами. Интерфейс. Текстовые меню. Панели инструментов. Текстовые меню: файл, редактирование, виды, камера, рисование, инструменты, окно, помощь. Перемещение, вращение, масштабирование, контур, выбор, редактирование, текстура. Построение моделей в программе Blender. Знакомство с программой SketchUp . Знакомство с программой для подготовки к объемной печати – слайсер для 3D. Знакомство с 3Д-принтером. 12 ч.

Практика: Изучение текстового меню. Рисование объекта с помощью базовых инструментов, использование средств менеджера материалов для визуализации созданных объектов. Построение моделей. Выполнение творческого задания в виде  мини-проекта по созданию 3D моделей в редакторе трехмерной графики. Работа в слайсере. Печать модели на 3Д-принтере. 36 ч.

Второй год обучения

«Вводное занятие» 2 часа

Теория: Беседа Инструктаж «Техника безопасности. Охрана труда. Правила поведения в мастерской»», правила поведения во время занятий. Производственная санитария, электро- и пожарная безопасность. Беседа о художественных промыслах России, об истории пирографии и выпиливания лобзиком. Демонстрация презентации. Инструктаж  по  технике  безопасности.  Задачи  кружка. Обсуждение программ и планов. Организационные вопросы. Режим работы группы.

Дидактический материал: Видео-презентация . Выставка работ. Материалы и инструменты.

«Основы черчения» 12 ч.

Теория: Инструктаж по ТБ и ОТ. Роль графического языка в передаче информации о предметном мире. Использование условно-графических символов и обозначений для отображения формы, структуры объектов и процессов. Компьютерная программа КОМПАС-3D. 2 ч.

Практика: Техника чтения и выполнения чертежей, правила их оформления. Чертежи в системе прямоугольных проекций. Чтение чертежей, схем, технологических карт. Выполнение чертежных и графических работ от руки, с использованием чертежных инструментов, приспособлений. Знакомство с компьютерной графикой, выполнение графических изображений, создание объёмных моделей с помощью компьютерной программы КОМПАС-3D. 10 ч.

«Ручная обработка древесины в процессе изготовления художественных изделий. Материалы и инструменты. Основные рабочие операции.» 12 часов.

Теория: Знакомство с материалами и инструментами, применяемыми при обработке художественных изделий из древесины. Электроинструменты. Сверлильный станок и токарный станок по дереву. 2 ч.

Практика: Правила работы с ручным и электроинструментами: техника безопасности при работе. Виды древесины. Инструменты, материалы используемые при работе с фанерой, организация рабочего места. Объяснение правил работы с древесиной. Этапы обработки древесины, фанеры и обработка и других конструкционных материалов. 10 ч.

«Художественное выжигание. Пирография» 24 часа

Теория: Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. Подготовка заготовок к работе. Техника безопасности при выполнении работ. Знакомство с прибором для выжигания, техникой перенесения рисунка на фанеру. 1 Основы композиции. Технология декорирования художественных изделий выжиганием. Знакомство с образцами, готовыми изделиями, знакомство с особенностями силуэтного  выжигания , с понятиями тон, контур, силуэт, знакомство с видами и способами выполнения штриховки 2 ч.

Практика: Выбор рисунка для пирографии. Перенос рисунка на фанеру при помощи копировальной бумаги. Основные приёмы выжигания. Техника выполнения приёмов выжигания. Перенесение рисунка на фанеру, выполнение контурной, точечной, штриховочной линии. Работа с выжигателем. Выжигание рисунка на фанере. Оформление работы различными видами рамок – насадочным способом, готовыми шаблонами-рамками. Отделка изделия.Покрытие изделий лаком, изготовление декоративных рамок. 22 ч.

«Выпиливание лобзиком.» 16 часа

Теория: Охрана труда, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий. Материалы, инструменты и приспособления. Технические приёмы выпиливания лобзиком. Организация рабочего места. Приспособления для выпиливания. Дополнительные инструменты. Используемые материалы. Перенос рисунка на заготовку. 2 ч.

Практика: Стандартные приемы выпиливания. Правила выпиливания лобзиком. Прямые и волнистые линии. Выпиливание по шаблонам. Выпиливание острых углов. Конструирование различных изделий в технике выпиливания лобзиком. Изготовление изделий.Выпиливание изделий с применением техник выпиливания по внешнему и по внутреннему контуру. Отделка изделий.Зачистка изделий шлифовальной шкуркой, отделка, при желании, пирографией, росписью по дереву и покрытие лаком. 14 ч.

«Конструирование и моделирование» 20 часа

Теория: Охрана труда, электро и пожарная безопасность при работе с ручным и электро-инструментом, при работе на станках. Техника в жизни человека. Материалы и инструменты. Основные рабочие операцииЗнакомство с основными материалами и инструментами, применяемыми при конструировании и моделировании. Детали технических объектов как отдельные геометрические фигуры. 4 ч.

Практика: Конструирование из объемных деталей. Первоначальное понятие об объемном конструировании. Различия между плоским и объемным конструированием. Использование при конструировании готовых форм. Конструирование из подручных материалов. Природные и искусственные материалы. Определение, основные отличия. Пластмасса, пластик, древесина, фанера, металл. Работа над индивидуальными и групповыми проектами.

МоделированиеМодели транспортной техники. Авто-, судо-, авиамоделирование . Изготовить модель парусника, автомобиля или самолёта по индивидуальному проекту. Способы художественного оформления готовых поделок. Окрашивание. Знакомство с видами красок, используемых для окрашивания. Покрытие лаком. 16 ч.

«Макетирование» 18 часов.

Теория: Основы макетирования. Техника безопасности при выполнении работ. Проектирование макетов.

Определение «Макет», виды макетов. Материалы, инструменты и приспособления, применяемые для работы. Просмотр видеороликов «Архитектурное макетирование» 4 ч.

Практика: Эскиз макета. Подготовка и изготовление ландшафтного макета; групповая или индивидуальная работа по собственным проектам: Архитектурное макетирование, Городской ландшафт, Макет исторического события или Макет природного ландшафта. Подготовка и изготовление подмакетника, деревьев, домов, людей, транспорта, животных – в зависимости от выбранной темы. 14 ч.

«Лозоплетение» 20 часов.

Теория: Беседа об искусстве лозоплетения. Краткие сведения материалах и инструментах, применяемых в лозоплетении . Инструктаж по технике безопасности. Демонстрация фото изделий из лозы и готовых изделий. Рассказ о сортах ивы и видах инструментов, необходимых для работы, способах их применения. Способы плетения ажура без использования тренажера, варианты использования окоренного и очищенного прута в работе и применении тонированного прута в изделиях. Беседа и демонстрация способов плетения изделий на несъемных плетеных донышках, плетении «ножки» изделия. О применении в работе прута двух и трех цветов и послойном плетении в один и два прута. Плетение корзин, ваз, хлебниц, панно, бра, абажуров и напольных ваз. Мастер-класс. 4 ч.

Практика: Организация рабочего места плетельщика. Способы и определение времени вымачивания прута перед началом работы. Варианты исполнения стенок, ажура и способов завершения края изделия. Способы подстановки дополнительных стояков. Способы подстановки и крепления ручки корзины. Выполнение «сеточки» из однотонного и в сочетании: однотонного с тонированным прутом. Способы «завалки» и «загибки» края изделия. Изготовление изделий: Панно, Кашпо, Хлебница, Конфетница, Ваза, Корзина. 16 ч.

«ЗД-Моделирование» 20 часов.

Теория: Введение. Инструктаж по технике безопасности. Основные понятия 3D графики в программе Blender.

Обзорное знакомство. Принципы построения и приемы работы с  инструментами. Интерфейс. Текстовые меню. Панели инструментов. Текстовые меню: файл, редактирование, виды, камера, рисование, инструменты, окно, помощь. Перемещение, вращение, масштабирование, контур, выбор, редактирование, текстура. Построение моделей в программе Blender. Знакомство с программой для подготовки к объемной печати – слайсер для 3D. Знакомство с 3Д-принтером. 4ч.

Практика: Изучение текстового меню. Рисование объекта с помощью базовых инструментов, использование средств менеджера материалов для визуализации созданных объектов. Построение моделей. Выполнение творческого задания в виде  мини-проекта по созданию 3D моделей в редакторе трехмерной графики. Работа в слайсере. Печать модели на 3Д-принтере. 16 ч.

1.4. Планируемые результаты

метапредметные результаты

- умение ставить учебные цели;

- умение использовать внешний план для решения поставленной задачи;

- умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль выполнения учебного задания по переходу информационной обучающей среды из начального состояния в конечное;

- умение сличать результат действий с эталоном (целью);

- умение вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи с ранее поставленной целью;

- умение оценивать результат своей работы, а также самостоятельно определять пробелы в усвоении материала курса.

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

- умение создавать, применять и преобразовывать графические объекты для решения учебных и творческих задач;

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации;

- умение ориентироваться в содержании теоретических понятий предметной области (в пределах программы) и использовать их при выполнении творческих заданий;

- умение извлекать и структурировать информацию из различных источников;

личностные результаты

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

- осознание ценности пространственного моделирования;

- осознание ценности инженерного образования;

- формирование сознательного отношения к выбору будущей профессии;

- формирование информационной культуры как составляющей общей культуры современного человека;

- формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

предметные результаты

- освоение приёмов и способов художественного выжигания по дереву ;

- владение приёмами работы с ручными и электрическими инструментами;

- приобретение навыков художественного выпиливания ручным лобзиком;

- освоение различных видов конструирования и моделирования и макетирования;

- владение навыками лозоплетения;

- умение работать в среде графических 3D редакторов;

- освоение элементов технологии проектирования в 3D-системах и применять их при реализации исследовательских и творческих проектов.

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

- умение создавать, применять и преобразовывать графические объекты для решения учебных и творческих задач;

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации;

2.1. Условия реализации программы

Материально – техническое обеспечение:

Помещение. Оборудование.:

Учебный кабинет (мастерская)

Ноутбук ( с выходом в интернет)

Телевизор.

3Д-принтер

Столы, стулья

Токарный станок по дереву

Сверлильный станок

Нихромовый резак

Шкаф для хранения инструмента

Ванна для замачивания прута

Материалы:

Фанера

Доска

Проволока

Саморезы и гвозди

Клей (ПВА, Момент)

Лак

Копировальная бумага

PLA-пластик

Ивовый прут

Инструмент:

Приборы для выжигания

Подставки под выжигатели

Секаторы, ножницы

Плоскогубцы

Наждачная бумага разной зернистости

Кисти щетинные

Молотки

Шуруповёрт

Стамески

Отвертки плоские, крестовые

Электродрель

Электролобзик

Лобзики ручные с набором пилок

Шилья большие и средние, прямые и кривые круглого сечения

Бокорезы, круглогубцы

Секаторы, ножницы

Колунки тройные, четвертные

Кисти щетинные

3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы

Для закрепления полученных знаний и умений большое значение имеет коллективный анализ ученических работ. При этом отмечаются наиболее удачные решения, оригинальные подходы к выполнению задания, разбираются характерные ошибки.

Подведение итогов может осуществляться в следующих формах:

Текущая и тематическая аттестация - тестирование, творческие, практические работы.

Промежуточная аттестация - защита творческого проекта, участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, ярмарках.

4. Список литературы

1. "Страна мастеров". Резьба по дереву. Выжигание по дереву. Гравировальные работы (комплект их 3 книг). - М.: Книжный клуб "Клуб семейного досуга". Харьков, Книжный клуб "Клуб семейного досуга". Белгород, 2014.

2. Пул, Стефан Выжигание по дереву / Стефан Пул. - М.: АСТ-Пресс Книга, 2013

3. Юрий Подольский. «Выжигание по дереву. Техники, приемы, изделия» Книжный Клуб «Клуб Семейного Досуга», 2014

4. Александр Афанасьев.  «Досуг, хобби, ремесло» 2014

6. Пирография: уроки выжигания по дереву/ Анна Зайцева. – М.: Эксмо, 2012

7. Выпиливание лобзиком. /Сост. Рыженко В.И./ - М.: Траст пресс, 1999.

8. Карабанов И.А. Технология обработки древесины 5 - 9. - М.: Просвещение, 1995.

9. Творческое конструирование как введение в проектную деятельность./ Лукьянов Д.И.// Дополнительное образование, - М.: Просвещение, 2007

10. . Бескодаров А.А. Художественное плетение из ивового прута.- М.: Лесная промышленность, 1985

11 Дубровский В.М., Логинов В.В. Плетение из ивового прута. М.: 1990

12.. Дубровский В.М. 32 урока плетения из лозы. М.: «Русская книга» 1993

13. Караманский С.А. Плетеные изделия. М.: Экология 1992

14. Козлов В.М. Плетение из ивового прута. М.: 2009

15. Троекурова Т.А., Сергеев В.И. Плетеная мебель из лозы своими руками. Ростов-на-Дону «Феникс» 2005

Интернет-источники:

1. http://m-der.ru Музей дерева

2. http://pyrography-fireart.ru/ Выжигание

3. http://woodtools.nov.ru Столярное дело

4. https://pikabu.ru/story/arkhitekturnoe_maketirovanie_iz_podruchnyikh_materialov_3605169 Макетирование

5. . http://www.newart.ru/htm/myzavr/mz51.php  обзор программы

6. Уроки по SketchUp 8. Для начинающих https://www.youtube.com/watch?v=oT0b00heZ1I

7. https://uwenta.ru/goods/Uhaneva-V-A-Zhivotova-e-B-Kompyuternaya-grafika-cherchenie-9-klass-Cherchenie-i-modelirovanie-v-programme-KOMPAS-3D-LT Компьютерная графика, черчение

8. Уроки для начинающих Блендер https://blender3d-ru.ru/blender-3d-uroki/

9. Техническое конструирование и моделирование http://uchutrudu.ru/tehnicheskoe-konstruirovanie-i-modelirovanie/

10. https://infourok.ru/konstruirovanie-i-modelirovanie-na-urokah-tehnologii-kak-sredstvo-razvitiya-uchaschihsya-1754492.html

11. Макетирование http://www.viktoriastar.ru/konstruirovanie/318-maketirovanie.html

12. Уроки макетирования https://www.youtube.com/playlist?list=PLE21752GhxJ8BnJQHDOCgSvJNJZUvp3MQ

Приложение 1

Бланк- Мониторинг

мотивации посещения занятий объединения «Самоделкин»

Как ты чувствуешь себя в объединении «Самоделкин»?

а) Мне нравится –

б) Мне не очень нравится –

в) мне не нравится –

2. С каким настроением ты идешь на занятия?

а) с хорошим настроением –

б) бывает по-разному –

в) чаще хочется остаться дома –

3. Если бы тебе сказали, что на следующее занятие не обязательно приходить всем, как бы ты поступил?

а) пошел бы на занятие –

б) не знаю –

в) остался бы дома –

4. Почему ты посещаешь объединение «Самоделкин»?

а) мне интересно –

б) заставляют родители –

в) знания и умения, которые я получаю, пригодятся в жизни –

5. Рассказываешь ли ты о занятиях своим родителям и друзьям?

а) рассказываю часто –

б) рассказываю редко –

в) совсем не рассказываю –

6.Есть ли у тебя друзья в объединении?

а) у меня много друзей –

б) у меня мало друзей –

в) у меня нет друзей –

7 .Тебе больше нравиться заниматься в группе или индивидуально?

а) в группе -

б) индивидуально –

в) и в группе, и индивидуально –

Приложение 2

НЕГЛАСНЫЕ ПРАВИЛА КРУЖКА «САМОДЕЛКИН»

Ученик имеет право:

- с удовольствием проявлять свои творческие способности;

- получать удовольствие от работы;

- предлагать свои идеи;

- помогать своим коллегам;

- быть активным и креативным;

Преподаватель имеет право:

- хвалить своих учеников и поправлять, если есть ошибки;

- придумывать новые творческие и технические задачи;

- создавать интересную и творческую атмосферу.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

- опаздывать на занятия

- нарушать дисциплину – на занятия нужно ходить с удовольствием и желанием!!!

- мешать своим товарищам – коллектив должен быть дружным, нужно с уважением и терпением относиться друг к другу.

Приветствуется – желание, позитив, вдохновение, терпение, интерес и творческий настрой на достижение высоких результатов!

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 14.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области