Роль пальчиковых игр в развитии речи детей раннего возраста
Автор: Щетинина Наталья Витальевна
Возможность понимать речь и говорить становится для ребенка третьего года жизни важнейшим средством познания окружающего, а познавательная деятельность стимулирует развитие его инициативной речи. У ребенка появляется настоятельная потребность спрашивать взрослого о заинтересовавших его предметах и явлениях окружающего мира, что является основой дальнейшего развития диалогической речи.
Познавательная речевая активность детей третьего года жизни развивается на занятиях по ознакомлению с окружающим и развитию речи. Содержание занятий определяется программным материалом, включающим те занятия, которые ребенок не может освоить самостоятельно. Занятия носят проблемный характер, что, во-первых, обеспечивает их развивающий характер, во-вторых, имеет не только обучающее, но и воспитательное воздействие и, в-третьих, создает особый интерес к приобретению знаний. Занятия должны быть посильной для детей трудности, преодоление которой развивает интеллект и волю ребенка.
Для развития детей третьего года жизни используют те же методы и приемы, что и в работе с детьми второго года жизни: наблюдение реальных объектов, растений, животных, явлений природы; инсценировки с помощью игрушек; рассматривание картинок; знакомство с произведениями художественной литературы. В работе с детьми данного возраста их целесообразно сочетать. Например, на одном и том же занятии можно показать реальный предмет, картинку, на которой он изображен, потом прочитать стихотворение или спеть песенку, в которой о нем говорится.
Это возможно потому, что дети третьего года жизни способны воспринимать новое с большей степенью отвлеченностью, опирающейся на опыт и уже имеющиеся знания об окружающем. При этом следует помнить, что перед ребенком открывается целостная картина мира предметов и явлений в их взаимосвязи.
Помимо ознакомления с окружающим, на занятиях решаются специальные речевые задачи: расширение словаря понимаемой и активной речи; воспитание звуковой культуры речи; совершенствование грамматического строя речи; развитие связной речи (монолог, диалог) в процессе общения с детьми и взрослыми по разным поводам, в частности, с целью познания окружающего мира.
Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторикой.
Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
Игры с пальчиками- это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения.
Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза», имеют развивающее значение, так как наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики рук, но и речи.
Пальчиковые игры помогают взрослому быстро и легко привлечь к себе внимание ребенка, найти контакт с ним, расположить его к себе, вызвать интерес и желание играть вместе. Данные игры помогают развивать эмоциональную сферу ребенка, дают возможность знакомить с основными видами эмоций, способами их проявления. Для снятия отрицательного эмоционального состояния ребенка пальчиковые игры лучше использовать в парном взаимодействии «педагог-ребенок» (по типу игры «Сорока-ворона кашу варила»).
Развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. Уровень развития мелкой пальцевой моторики и координации движений рук- один из показаний интеллектуального развития и, следовательно, готовности к обучению к школе.
Развитие движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем он лучше развивается. Потому, начиная с самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание.
Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя и общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Для этого необходимы пальчиковые игры и упражнения, которые помогут укрепить руки малыша, развивать согласованные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.