Внеклассное мероприятие по профориентации
«Все профессии важны»
2 класс
Марушкова Ольга Валерьевна
Учитель начальных классов
МАОУ «СОШ №2»
Череповец, 2023
Цель занятия: подвести детей к тому, что все профессии важны, что необходимо выбрать профессию в будущем
Задачи занятия:
Формирование УУД:
Познавательные:
- развитие мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
- развитие умения работать со схемой;
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества, согласование действий с партнером (умение работать в группе);
- умение выражать свои мысли и слушать других;
Регулятивные:
- умение ставить цель, прогнозировать, планировать и оценивать результаты своей работы.
Материалы для урока: рисунки детей о профессиях, карточки с названием профессий, карточки с пословицами о труде, карточки с заданиями для конкурсов, предметы для конкурсов, памятка для рефлексивной деятельности учащихся.
Ход занятия
(На доске тема занятия + рисунки детей + памятка)
Сообщение темы:
Учитель. Сегодня у нас необычный урок, урок-игра «Все профессии нужны!» Хочу поблагодарить Вас, ребята, за Ваши замечательные рисунки о профессиях. Радует, что вы уже задумываетесь и своем будущем и мечтаете кем-то стать.
Профессия – это основное занятие человека, его трудовая деятельность».
Объясните, что обозначает слово «трудовая». Профессии людей связаны с их трудом и выбирается один раз и на всю жизнь. Но как бывает тяжело выбирать! Ведь и врачом хочется стать, и водителем, космонавтом и водолазом, учителем и артистом. Вот поэтому уже сейчас вам нужно готовиться к серьезному выбору.
Постановка цели, задач:
Как вы думаете, для чего мы проводим это занятие? Какие задачи поставим перед собой? (ответы детей)
На доске учитель прикрепляет задачи занятия:
Выходят к доске ученики – читают стихотворения.
Много есть профессий разных
Нужных, добрых и опасных.
Токарь, повар, фрезеровщик,
Музыкант и упаковщик.
Биофизик и ветврач.
Столяр, дилер, брокер, ткач.
Очень много их названий,
приступим к описанию.
Водолаз сидит в ракете,
Он взлетел бы к звездам, дети.
Космонавт — наоборот,
Дно морское его ждет.
Что-то где-то я напутал!
Их местами перепутал!
Космонавт летит к луне,
Водолаз плывет на дне.
Доктор — булочки печет,
Пекарь — градусник дает.
Ой, опять наоборот!
Доктор — градусник дает,
Пекарь — булочки печет.
А учитель строит дом,
Сколько смеха будет в нем.
Каменщик ведет урок,
Он к детишкам очень строг.
Что-то здесь опять не так!
Ну конечно! Вот простак!
Каменщик построит дом,
Его школой назовем.
В этой школе на уроке
Педагог не очень строгий,
Обожает он детишек,
Знания дает из книжек.
Все профессии важны,
Человечеству нужны.
Сколько их всего на свете?
Сорок тысяч, где-то… Дети.
Игровая часть
Учитель. Да, ребята, многое нужно знать, чтобы кем-то стать. А сейчас мы проверим, знаете ли вы какие есть профессии? Для вас :
Викторина «Угадай профессию» (по ходу викторины 1 ученик прикрепляет карточки на доске с названием профессий, которые отгадали)
1. Этот человек работает на улице, он одет в большой фартук, у него есть метла, лопата и совок для собирания мусора. (Дворник)
2. Этот человек работает под землёй, он одет в комбинезон из плотной материи, на голове у него каска со светящимся фонарём, он добывает уголь. (Шахтёр)
3. Этот человек работает в аэропорту. Он одет в форменный китель, на рукаве которого прикреплена специальная эмблема – два крыла. Он водит в небе самолёты. (Лётчик)
4. Этот человек работает в больнице, он одет в белый халат, у него есть специальная трубка, чтобы слушать пациентов, и градусник, чтобы измерять им температуру. (Врач)
5. Этот человек строит дома и детские сады и больницы с радостью строит, и у цирка он не зритель, так как он его……(Строитель).
Учитель.
- Знаете, ребята, я в детстве мечтала стать космонавтом! Сложно найти взрослого, который в детстве не мечтал побывать в космосе. Да и кто из вас не мечтал? Многие дети мечтают стать космонавтами. Но не все это смогут. Рассказ о профессии космонавта (см. Приложения)
Учитель.
Профессий много есть на свете,
Это знают даже дети.
И профессий нет неважных -
Вам об этом скажет каждый.
Кем же вы хотите стать?
Любопытно всем узнать.
Игра «Загадочное слово»
Учитель демонстрирует карточки, на каждой из которых написано слово, но буквы в нем представлены самым немыслимым образом. Учащиеся должны угадать, какое слово зашифровано:
кулон авдотка улчетиь
явше праов щакнемки
жирнене дьевитол ртомас
(Ответы: клоун, адвокат, учитель, швея, повар, каменщик, инженер, водитель, матрос)
Учитель.
Молодцы, ребята! Все профессии отгадали!
Ученик.
Стану взрослым я когда,
Буду строить города!
А пока не вырос, братцы,
Надо мне тренироваться.
Подарите мне набор:
Молоток, пилу, топор.
Конкурс «строителей».
Учитель. Первыми приглашаем посоревноваться каменщиков.
Задание: Составить из разрезанной на части картинки рисунок дома (детям выдаются конверты с пазлами) – работа в группах
Рассказ о профессии строитель (см. Приложения)
Ученик 1
Я маляр, шагаю к вам
С кистью и ведром.
Свежей краской буду сам
Красить новый дом.
Крашу стены, крашу дверь,
Пляшет кисть моя…
У меня и нос теперь
Белым стал, друзья
Конкурс маляров
Учитель. Теперь в соревнование вступают маляры.
На доске прикреплены рисунки дома, выполненные на листе бумаги. 2 учащихся должны раскрасить по своему вкусу дома так, чтобы это было красиво и быстро.
Учитель. Пока наши «маляры» работают, предлагаю вам обсудить смысл пословиц – работаем в группе.
Игра «Объясни пословицу» - дети обсуждают в группах, отвечает 1 ученик от группы:
Учитель. Давайте посмотрим, что получилось у наших маляров.
Рассказ о маляре (см. Приложения)
Игра «Кто потерял свой инструмент?»
Учитель
В бюро находок поступило много вещей. Как вы думаете, кто их потерял? Назовите профессию владельца этих предметов:
ножницы лампочка
сантиметровая лента гаечный ключ
калькулятор гиря указка
(портниха, электрик, учитель, слесарь, бухгалтер)
Учитель. Молодцы! Все отгадали!
Учитель. - Мы сегодня говорили о разных профессиях. А знаете ли вы, ребята, сколько всего существует профессий? (ответы детей)
- В современном мире существует более 40 тысяч различных родов деятельности, а только в промышленности и строительстве насчитывается около 3 тысяч профессий, это не говоря обо всех остальных сферах жизнедеятельности. Однако мир профессий далеко не статичен. В нем постоянно рождаются новые, и умирают старые профессии. В среднем жизнь одной профессии длится от 5 до 15 лет. А еще профессия может видоизмениться до неузнаваемости, так, что название останется одним и тем же, а сама суть профессии будет совсем другой, и людям придется полностью переучиваться — буквально заново учиться новой профессии.
Количество профессий совсем не одинаково в различные исторические периоды. Так, в 17 веке на Руси было всего лишь 200 профессий, а сейчас профессии исчисляются тысячами. Ежегодно в мире рождается около 500 профессий.
Учитель. А давайте вместе подумаем, а какая профессия самая важная? (ответы детей) – подвести к тому, что все работы хороши!
Учитель. А как правильно выбрать профессию?
Важно учитывать 3 составляющих:
Если человеку удается совместить в своей профессии все это, то он считается успешным. Еще важно учитывать востребованность профессии, иначе можно остаться безработным.
Учитель. Ребята, а что нужно делать для того, чтобы получить профессию? (ответы детей) – подвести к тому, что нужно хорошо учиться, трудиться.
Рефлексия.
Учитель.
Давайте посмотрим, удалось ли нам найти ответы на вопросы, поставленные в начале занятия? ( ответы детей)
Молодцы, ребята. Вы меня сегодня порадовали своими ответами, участием в конкурсах. Давайте подведем итог нашего занятия (по памятке – см. Приложения)
Продолжите фразу:
Учитель. В заключение нашего занятия хочу вам пожелать:
Как видите, дети, профессий немало - такую себе выбирай,
Чтоб делом всей жизни твоей она стала,
Чтоб честным трудом ты прославил свой край.
Список использованной литературы
•Пословицы, поговорки и крылатые выражения Начальная школа/Сост. И.В. Клюхина. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2016
Интернетресурсы:
•azdeti.ru/nachalnaja-shkola/konspekty-vneklasnyh-meroprijatii-v-nachalnoi-shkole/vneklasnoe-zanjatie-po-proforientaci-dlja-mladshih-shkolnikov-scenarii.html
•http://fb.ru/article/251786/professiya-kosmonavt
•http://www.proprof.ru/stati/career/vybor-professii/o-professiyah/professiya-stroitel
•http://www.prof-74.com/2013/10/blog-post_29.html
•http://kakbiz.ru/professii/kak-pravilno-vyibrat-professiyu.html
Приложения
О космонавте
Сложно найти взрослого, который в детстве не мечтал побывать в космосе. Прошли годы, однако и сейчас каждый современный ребенок хоть раз в жизни задумывается о профессии космонавта. Очень часто можно встретить школьные сочинения на тему «Моя будущая профессия – космонавт». В них дети описывают свои мечты после школы.
Эта профессия остается в числе самых редких в мире из-за высочайших требований к каждому кандидату. Эта профессия довольно молодая. Всего лишь в прошлом веке люди не могли даже мечтать о том, чтобы приблизиться к звездам, а сегодня эта задача успешно решается настоящими профессионалами. 12 апреля 1961 года был совершен первый космический полет с первым космонавтом на борту - Юрием Гагариным. Корабль под названием «Восток» стартовал с Байконура, и именно с этого момента зародилась героическая профессия - космонавт, о которой мечтают практически все дети. Крепкое, практически идеальное здоровье – главное требование к будущему кандидату. У вас не должно быть никаких хронических заболеваний и вредных привычек. Кроме того, вы должны обладать идеальным зрением. Здоровье космонавта должно быть отличным еще и потому, что в космосе не найдешь больницу. Именно поэтому будущие пилоты обязательно должны владеть основами медицинской помощи в различных ситуациях.
Космонавт – это человек, который должен решать множество задач на борту корабля. В его обязанности входит управление бортовыми системами, а также оборудованием для научных исследований. Кроме того, он должен уметь считывать показания всех приборов на борту и контролировать режим работы всей аппаратуры и двигателя судна. Космонавт должен уметь принимать решения в неожиданных ситуациях. Когда корабль плывет в космосе, возможно всякое. Космонавт должен уметь сохранять хладнокровие в любой ситуации и быстро принимать решения по устранению каждой возникшей проблемы. Именно поэтому паникерам не место на космическом судне.
О маляре
Маляру нужно знать свойства и особенности различных строительных материалов, смесей, красок, а также иметь профессиональные навыки работы малярными инструментами и со специальным оборудованием. Представитель этой профессии должен быть аккуратным, сосредоточенным, внимательным и терпеливым.
Помимо этого, ему нужны такие специфические навыки как спокойное отношение к работе на высоте, физическая сила и выносливость, хороший глазомер, а также художественный вкус.
Существенным требованием к данной профессии является невосприимчивость к аллергенам, поскольку многие вещества, с которыми работает маляр, являются вредными химическими соединениями, приводящими к ухудшению здоровья аллергиков.
О строителе
Строитель – одна из самых древних профессий. Появилась она много лет назад, когда люди выйдя из пещер, стали возводить себе жильё. Построенные, еще в древности, дворцы, храмы, замки, башни, мосты, продолжают радовать своим архитектурным великолепием и сейчас по всему свету.
Любая стройка, это дела для целого коллектива строителей, где каждый человек имеет свою специализацию и выполняет определённую работу. Чтобы построить дом, нужны люди разных профессий, которых объединяет одна цель и задача, строительство современного, благоустроенного красивого и надежного дома. Основные профессии людей, принимающих участие в строительстве наших школ: проектировщик, архитектор, тракторист, бульдозерист, экскаваторщик, шофер, каменщик, бетонщик, монтажник, кровельщик, крановщик, плотник, столяр, штукатур, моляр, электрик, сантехник, сварщик, инженер-строитель.