Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


"Что такое личные границы и почему важно научить ребенка отстаивать их."

Дать возможность родителям и педагогам понять, что у взрослых и детей есть личные границы. Призывать взрослых саблюдать их и учить ребенка отстаивать их.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Что такое личные границы и почему важно научить ребёнка отстаивать их.

Что такое личные границы и почему важно научить ребёнка отстаивать их?

Сейчас словосочетание "личные границы" у всех на слуху, психологи во всеуслышание говорят о том, что их нужно уметь устанавливать и отстаивать, но начнем с простого - что же они из себя представляют?

Личные границы - это выстраиваемые нами ограничения, которые мы устанавливаем в процессе взаимодействия с другими людьми, это допустимые нормы поведения по отношению к нам. Проще говоря, это некий забор в нашем сознании, который помогает дать понять другим людям, какое поведение в отношении нас приемлемо, а какое нет. Например, Вам неприятно, что Ваш старый знакомый, с которым Вы, очевидно, не так близки, чтобы делиться информацией о личной жизни, активно интересуется ею. Для себя Вы понимаете, что не хотите с ним делиться данной информацией. В данном случае защитой Ваших личных границ будет выступать обозначение Вами нежелания говорить об этом: "Я не хочу говорить об этом, я буду признательна, если ты больше не будешь поднимать данный вопрос". И, казалось бы, всё просто, возьмите и скажите это человеку, но зачастую отстоять свои личные границы не так уж просто. На человека могут оказывать давление путём различного рода манипуляций, обесценивания, газлайтинга, и по итогу Вы всё-таки сообщаете информацию о своей личной жизни, хоть этого так и не хотели, а позже корите себя за это. Вот про что личные границы - об умении отстоять себя у других, об уверенном отказе и таком же согласии.

Почему важно формировать личные границы у детей?

Начнём с того, что наши личные границы начинаются с нашего тела. Если с самого детства родители всячески нарушали физические границы ребёнка: физически принуждали к тому, чего делать не хотелось, использовали в качестве методов воспитания телесные наказания, запирали где-либо, трогали без согласия, или в целом нарушали личное пространство, то ребёнок будет думать, что его тело ему не принадлежит, ведь всегда есть кто-то, кто нарушает границы тела. Очень важно понять: даже обнимать ребёнка без его согласия - не нужно. 

18 июня 2020 года ООН представила доклад «О положении дел в мире в сфере профилактики насилия в отношении детей за 2020 год", в котором было изложено, что жертвами насилия чаще всего становятся маленькие дети и подростки, которые страдают не только от насилия дома, но и в школе.  Важно понимать, насилие бывает разным - это не только подзатыльники, наказание ремнём и пощёчины (физическое насилие), но и обесценивание, унижения, угрозы, оскорбления (психологическое насилие), игнорирование отвержение, перекладывание ответственности на ребёнка за то, в чем он не виноват (эмоциональное насилие). Более того, по данным учёных, взрослые, которые в детстве сталкивались с четырьмя или более неблагоприятными факторами (включающими в себя физическое, психологические и сексуальное насилие), в семь раз чаще других попадают в ситуации насилия — как в роли насильника, так и в роли жертвы. Можно сказать, что это некий вечный двигатель, работающий под девизом "Насилие порождает насилие".

Пугающе обстоит обстановка с сексуальным насилием: в 2010 году в России было зафиксировано 9524 сексуальных преступлений в отношении несовершеннолетних, а в 2021-м было известно уже о 16 887 инцидентах, то есть случаев стало почти вдвое больше (на 44%). Об этом сообщается в протоколе заседания правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав со ссылкой на данные Генпрокуратуры, опубликованные на сайте Минпросвещения.

И здесь личные границы тоже имеют место быть.

Очевидно, что предотвратить насилие на 100% невозможно, но можно научить ребёнка вовремя сориентироваться в ситуации и попросить о помощи взрослых. Для этого взрослые могут заниматься сексуальным просвещением и говорить о теле уже в 2-3 года, познакомив ребёнка с «правилом трусиков»: никто не может трогать тебя за интимные места за рядом исключений — родители с твоего согласия, врачи с твоего согласия или с разрешения родителей, другие люди в определенных ситуациях (вытереть попу, посмотреть, если у тебя что-то болит в случае твоей жалобы, вне этих ситуаций — запрет). 

Умение ребёнка уверенно сказать "нет", если он чего-то не хочет - прекрасное умение! И к отказу, и к согласию ребёнку нужно относиться уважительно. 

В процессе выстраивания личных границ ребёнок осознает что ему приятно, а что нет, что для него допустимо, а чего стоит избегать. Умение отстоять свои личные границы - важное для ребёнка умение. Этому не просто научить, но оно того стоит, потому что по итогу ребёнок чётко осознает чего хочет, может защитить себя от разного рода нападок со стороны сверстников, сформировать тот круг общения, который настроен на здоровые отношения, то есть сделать свою жизнь более комфортной.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 28.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области