Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1» Солигаличского муниципального района Костромской области
Номинация
Методические пособия для педагога по использованию образовательных технологий в обучении, воспитательных технологий в образовательном процессе
Тема: «Россия – многонациональная страна»
Выполнила:
воспитатель 1 квалификационной категории
Загребина Юлия Борисовна
электронная почта: zagrebinayulya@yandex.ru
Солигалич, 2021 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………...………………3
Основная часть……………………………………………………………………….5
Заключение …………………………………………………………………………..8
Список использованных источников и литературы……………………………….9
Приложения……………………………………………………………………........10
ВВЕДЕНИЕ
Методическое пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста.
Использование данного пособия необходимо для непосредственной передачи навыков и умений от воспитателя к детям. С его помощью ребятам будет проще усвоить сложные понятия, так как в этом случае подключаются различные сенсорные группы: зрение, осязание, слух. Все это способствует лучшему усвоению, пониманию и запоминанию излагаемого материала.
Применение пособия проходит в игровой форме. Дети не должны ощущать давления со стороны взрослого, что позволит легко воспринимать информацию, контактировать со сверстниками и воспитателем.
Успешность применения пособия во время любого вида деятельности с детьми обеспечивается следующими условиями:
В работе по патриотическому воспитанию наглядные пособия были и остаются одним из важных инструментов воспитания и обучения детей.
Актуальность.Дошкольный возраст – это возраст формирования основ личности, где формируются высшие социальные чувства, к которым относятся и чувства патриотизма. Чтобы привить ребенку любовь к Родине, необходимо с раннего возраста знакомить с культурами разных народностей, проживающих на территории нашей страны. Восхищение просторами страны, ее красотами и богатствами возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя. Прежде чем человек сможет принести пользу на благо Родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое взялся. В дошкольном возрасте формируются основные качества человека. Следовательно, стоит обогатить ребенка человеческими ценностями, зародить интерес к истории, обычаям и культуре своей Родины. Основой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое и умственное воспитание. В процессе такого разностороннего развития и воспитания у ребенка зарождаются гражданско – патриотические чувства. Таким образом, в педагогике под патриотическим воспитанием понимают процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящимися историческими свершениями своего народа и его культурой [1].
Цель:формирование у детей понятия «Мы - Россияне» - единый многонациональный народ нашей общей родины – России.
Задачи:
человека;
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.«Россия – Родина моя» (приложение 1).
Еврей и тувинец, бурят и удмурт,
Русский. Татарин, Башкир и якут.
Разных народов большая семья,
И этим гордиться должны мы, друзья,
Россией зовется общий наш дом,
Пусть будет уютно каждому в нем. Любые мы трудности вместе осилим И только в единстве сила России!
В образовательной деятельности этого блока дети получают географические сведения о территории России. Расширяют представление о значении государственных символах России. Воспитывается уважительное отношение к гербу, флагу, гимну РФ. Формируются представления о том, что Россия – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами.
Материал: Флаг РФ, глобус (карта), изображение герба, гимн (прослушивание).
Варианты работы: закрепить с детьми знания о цветах флага, что обозначает каждый цвет.
Обратить внимание на протяженность территории нашей страны с севера на юг и с запада на восток (работа с картой).
Прослушивание гимна РФ. Рассказ о том, как люди выражают уважение этому символу (слушают стоя).
2. «Куклы в национальных костюмах» (приложение 2).
Дети знакомятся с многообразием народов России, национальными костюмами.
Варианты работы: дети показывают и рассказывают о костюмах народов России.
3. «Где мы живем» (приложение 3).
Знакомим детей с местностью и жилищем конкретного народа. Вводим в активный словарь детей слова: Башкирия, тундра, средняя полоса России, изба, чум, юрта, кибитка и т. д.
Материал: картины с изображением природы, куклы в национальной одежде, макеты жилищ.
Варианты игры: «Чей дом?»
Педагог выставляет картинки с изображением внешнего и внутреннего вида жилища. Дети определяют, какой народ здесь может проживать. Просим детей объяснить свой выбор.
С помощью этой игры у ребят закрепляются знания о традиционном жилище каждого народа, населяющего Россию.
Когда дети легко будут справляться с этим заданием, игру можно усложнить: взять картинку с изображением природы (тундра). Дети находят и выставляют кукол в национальной одежде (которые могли бы здесь проживать) и их жилище. Просим детей обосновать свой выбор.
Знакомим детей с основными занятиями конкретного народа. Обращаем внимание на место проживания (как они связаны между собой).
Закрепляем с детьми знания о разных народах, проживающих на территории России, их основных занятиях, их жизни. Развиваем творческие способности дошкольников.
Материал: куклы в национальных костюмах, макеты жилищ, дикие и домашние животные разных климатических зон, фигурки деревьев, кустарников, запись национальных песен.
Вариант игры: дети могут сами по желанию выбрать кукол в национальных костюмах, построить из деталей дом, выбрать животных и растения. Дети создают мини макет. По желанию детей можно обыграть постройку. Звучит национальная песня, соответствующая выбранной тематике.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретают».
Э. К. Суслова.
После применения данного дидактического пособия дети узнают много нового и интересного о родном крае, населяющих его народах, быте, основных занятиях людей. Работая над данной темой, я убедилась, что тема дружбы народов разных национальностей интересна детям, поэтому возникла потребность в создании данного пособия, в котором собраны материалы для изучения данной темы.
В нашей стране более 160 национальностей и перспективой на будущее будет наполнение данного пособия новым материалом. С помощью его дети смогут изучать культуру народов различных национальностей, научаться уважать ее. Немаловажный момент – привлечение родителей к данной работе. Это послужит хорошим стимулом для всех участников этой работы.
Наша страна – многонациональное государство. А умеем ли мы дружить? Не обижаем ли мы друг друга обидными прозвищами по национальному признаку? Этому надо учиться, развивать в себе не просто толерантное отношение к представителям других национальностей и народов, а взращивать и оберегать величайшую на свете ценность – дружбу. Как известно, лучше всего на свете умеют дружить дети. Если бы взрослые с юных лет учились жить в мире и дружбе, то не было бы войн и насилия.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. «Образовательная социальная сеть» https://nsportal.ru
Педагогический проект "Национальность дружбе не помеха".
(дата обращения: 10.02.2021).
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5