Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №28 комбинированного вида»
Проект
«Наша родина-Россия»
Воспитатели:
Викторова Е.Е.
Спивак О.Е.
д.Лампово
2022 г.
Нет края на свете красивей,
Нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия, –
Что может быть сердцу милей?
В. Гудимов
Патриотизм – это чувство любви к Родине. Исторически сложилось так, что любовь к Родине во все времена в Российском государстве была чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.
В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста. Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких, даже удачных занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание отношения к Родине начинается с детства, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Задача взрослых заключается в том, чтобы не только вызвать в детях чувство восхищения родным городом, родной страной, но и чувства уважения к своему народу, чувство гордости за свою страну. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной.
Дети - наше будущее. И не зависимо от того, какие пути и средства патриотического воспитания мы будем использовать, делать это мы должны постоянно. Главное - зародить в детях это великое чувство - быть гражданином своей родины.
Актуальность
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решается в ДОУ, но результаты исследования показывают, что у некоторых детей отмечается низкий уровень знаний истории посёлка, края, страны; отсутствует познавательный интерес; родители тоже затрудняются в знании истории родного края и не имеют возможности посещать культурные мероприятия, из-за высокой занятости.
Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями родного края. Решением данной проблемы является реализация проекта: «Мы-россияне»
Вид проекта: информационно - творческий
По срокам проведения: 1 месяц.
Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.
Цель проекта: Осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родной страны – России, её достопримечательностям; воспитание любви и привязанности к родной стране, родному дому, семье, матери.
Задачи проекта:
1. Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родной страны - России;
2. Формировать любовь к своей стране, родной деревне; развивать познавательный интерес и любовь к родному краю.
3. Учить детей называть свою страну, свой город, деревню, поселок, их достопримечательности , уточнить и расширить знания о родном крае.
3. Закрепить представления о семье и родственных отношениях.
4. Воспитывать чувство гордости за Россию, эмоционально-ценностное отношение к своей стране, своему краю..
Предполагаемый результат:
Этапы работы над проектом
Проблема: Задача воспитания чувства патриотизма традиционно решалась в ДОУ, но результаты бесед, опроса, наблюдений, изучения продуктов деятельности детей показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями нашей страны. На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта: «Наша Родина - Россия». Считаем, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
2 этап
Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями: подбор материала и оборудования для образовательной деятельности, бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми; подбор песен, музыкальных игр, танцевальных композиций, связанных с тематикой проекта; оформление папок-передвижек по теме проекта, подборка информации, иллюстрации, литературы; беседы с родителями о необходимом участии их в проекте.
3 этап
- провести занятия познавательного цикла
- организовать творческую деятельность детей: игры, рисование, аппликация и т.д.
- предложить родителям вместе с детьми принять участие в выставке рисунков на тему: «Моя березка», «Моя Россия»;
- провести открытые занятия по развитию речи
- итоговые мероприятия
Реализация проекта
1. Познавательное развитие
• Тема: «Наша Родина — Россия».
• Тема: «Дома бывают разные».
• Тема: «Моя семья»
• Тема: «День матери»
2. Речевое развитие
• Тема: «Дом, в котором мы живем».
• Тема: «Моя любимая мама»
Тема: «Наша матушка-Россия»
Тема: «В гостях у бабушки Варварушки»
• Беседы:
- «Наша страна Россия»
- «Что мы Родиной зовем? Край, в котором мы растем, и березки, вдоль которых рядом с мамой мы идем...». (компьютерная презентация)
- «Чем славится березка» (компьютерная презентация).
- «Богатыри – защитники земли Русской»
- « Для чего нужен дом, история возникновения»
- «Опасные ситуации подстерегающие нас дома»
- «В какие спортивные игры вы любите играть всей семьей»
- «Семейное дерево»
- «Кем работают мои родители»
- «Поговорим о маме»
3.Социально-коммуникативное развитие.
- Ситуативные беседы: «С чего начинается Родина», «Символы государства».
-Сюжетно-ролевые игры: «Защитники», «Путешествие в Москву»,
-Презентации: «Наша Родина-Россия», «День народного единства», «Москва-столица России».
-Создание предметно-развивающей среды и совместное изготовление атрибутов: оформление уголка патриотического воспитания
-Наблюдение: «Где мы видим флаг России».
-рассматривание предметов русского народного быта;
-Посещение деревенской библиотеки на занятие по истории родного края;
4. Художественно-эстетическое развитие
• Рисование:
- «Люблю березку русскую».
- выставка рисунков ко дню народного единства
- «Портрет мамы»
- «Украшаем матрешку для мамы»
• Лепка:
- «Наш флаг».
- «Вот домок – Теремок, стены расписные ставенки резные ».
-пластилиннография «Моя родина-Россия»
• Аппликация:
- «Матрешка».
Коллективная работа «Пока мы едины, мы непобедимы»
Музыкальная деятельность:
- Организационная образовательная деятельность: «День народного единства».
-Слушание Гимна России, бой курантов;
-Разучивание песни: «У моей России длинные косички».
5. Физическое развитие.
-Русские народные подвижные игры: «Гуси – лебеди», «Горелки», «Салки», «Жмурки», «Золотые ворота», «Ай ду-ду-ду».
- Хороводная игра «Веночек», «Платочек».
-Спортивная игра «Крепость и защита».
- Пальчиковая гимнастика «Наш дом», Вот верхом сидят, смотри, русские богатыри».
Мероприятия с родителями:
-Выставка творческих работ детей.
- Оформление папок – передвижек для родителей на тему: «Воспитываем патриота».
- Викторина «Что? Где? Когда?».
- Рекомендации о том, какую литературу можно прочесть детям по этой теме.
-Беседы с родителями об организации экскурсий по достопримечательностям родного края;
Дидактические игры:
- «Узнай наш флаг (герб)»;
- «Чей костюм?»; «приглашение в гости»;
- «4 лишний»; «Скажи наоборот»;
- разрезные картинки «предметы старины»; «Кто как трудится».
-«официальные символы»
-«неофициальные символы»
Сюжетно - ролевые игры: «Мы шоферы», сюжет «Везем детей на экскурсию по городу»; «Богатыри в быту»; «Семья», сюжет «День рожденья», сюжет «Устроим праздник для мамы»;
Чтение художественной литературы:
• Сказки народов России:
- «По щучьему веленью» - русская народная сказка;
• Стихи о России, Москве, Родине;
- П. Воронько «Лучше нет родного края»;
- В. Лебедев-Кумач «Москва»;
- С. Михалков «Кремлёвские звёзды»;
- «Россия»
• Заучивание стихотворений:
О России, флаге, гербе, президенте, гимне, малой родине, печке.
Участие родителей в реализации проекта:
Итог проекта
На основании проделанной работы по созданию условий и проведению в группе проектной деятельности по теме «Наша родина Россия», можно сделать следующие выводы, что в сравнении с началом изучения данной темы и результатами, полученными после проведенной работы, у детей повысился уровень теоретических знаний по данной теме.
Поставленные цели и задачи проекта были реализованы. Были созданы условия для освоения знаний детьми: разработана картотека дидактических игр, собрана библиотека, обновлён и дополнен уголок патриотического воспитания, разработаны дидактические игры.