Конспект занятия
речевое развитие
Тема: «Зима. Зимняя одежда.»
Подготовила:
Логинова Т.П.
Тема: «Зима. Зимняя одежда»
Цель: Развитие связной речи.
Задачи:
Образовательные:
1. Обобщать и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы.
2. Совершенствовать грамматический строй речи: учить подбирать однокоренные слова, использовать в речи существительные и прилагательные в нужном падеже.
3.Закреплять умения детей отвечать на вопросы полным предложением.
4. Активизировать словарь детей.
Развивающие:
1. Развивать внимание, мышление.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес работать в коллективе, желание помогать.
2.Воспитывать активность на занятии, любознательность, контроль над собственной речью.
Методы и приемы работы с детьми: беседа, художественное слово, совместная деятельность с воспитателем, показ, разговор.
Материал: аудиозапись, кукла, иллюстрации о временах года, снежинки по количеству детей, д/и "Подбери одежду", детская и кукольная верхняя одежда
Предварительная работа: наблюдение за прохожими «Кто во что одет?»; рассматривание альбома с иллюстрациями одежды; дидактическая игра «Зимняя одежды»; беседы; чтение художественной литературы.
Структура занятия:
Вводная часть (мотивация) - 3 минуты.
Основная часть (беседа с куклой, чистоговорки, дыхательная гимнастика, физ.минутка, дидактические игры) -15 минут.
Заключительная часть (рефлексия) - 2 минуты.
Ход занятия:
В группе слышится детский плач. Дети вместе с воспитателем ищут откуда плач. Плач идет из раздевальной комнаты. Воспитатель выходит и заносит от туда куклу в летней одежде.
Воспитатель: Дети, посмотрите кто к нам в гости пришел. Ее зовут Катя, она живет в городе Сочи , это город возле моря. Вы знаете какая там погода? ( ответы или воспитатель рассказывает от имени куклы сам).
Катя решила погостить у нас немного, но вот беда, ей очень холодно. А что делать, она не знает. Зима передала с Катей для нас письмо и сказала, что мы можем помочь ей. Поможем ей ребята? (Да).
Давайте откроем конверт и прочтем письмо.
Ребята, чтобы помочь Кате, вам нужно выполнить несколько моих заданий. Они прячутся на снежинках, которые я спрятала в вашей группе. На каждой снежинке написан номер. Я думаю, что считать вы уже немного умеете, поэтому снежинки с номерами легко найдете. Если выполните все задания, Катя останется у вас гостить. (конверт и картинка Зимы)
1. Чистоговорки (снежинка 1)
Ребята, чтобы вам выполнить все мои задания, нужно сначала разбудить ваши язычки. потому что говорить вам сегодня придется много. (иллюстрации)
Ма - ма - ма - наступила вот зима
Гу-гу-гу- дети все уже в снегу
Ка-ка-ка- лепим мы снеговика
Ды-ды-ды- на снегу следы
Ать-ать-ать – мы идем гулять
Ну-ну-ну – саночки тяну
Ос-ос-ос - я укутал шарфом нос.
2. Д / И «Добавь словечко» (снежинка 2)- иллюстрация
- Дети, зимой все покрыто снегом. Давайте мы поиграем с этим словом и расскажем Кате что это такое. Я буду читать стихотворение, а вы заканчивайте строчки словами похожими на слово «снег».
Тихо. Тихо. Как во сне, падает на землю (снег)
С неба все скользят пушинки - серебристые (снежинки)
На деревья, на лужок тихо падает (снежок)
Словно в белый пуховик нарядился (снеговик)
Рядом снежная фигурка- это девочка (снегурка)
На снегу-то посмотри, с красной грудкой (снегири)
Все бегут вперегонки, все хотят играть в (снежки)
Очень рада детвора: Снежная пришла пора.
Снег идёт три дня подряд –Настоящий снегопад.
Ребята, Катя спрашивает, что это за слово СНЕГОПАД. Расскажем?
Говорят, что одна снежинка еще не снег. А две? (тоже не снег). А когда можно сказать, что идет снег? Когда снежинок много, как такое явление называется? (снегопад). Из каких двух слов составлено слово «снегопад»? (Снег падает).
Вот видите, как много родственных слов у слова «снег». Молодцы, вы справились с заданием. Чтобы найти следующую снежинку нам нужно немного отдохнуть. Поиграем со снежинками?
3. Дыхательная гимнастика .
Ребята, давайте поиграем со снежинками.
Снежинка лежит на ладошке. (Держат снежинку на ладошке)
На эту снежинку подуем немножко.
Подули тихонько снежинка лежит, (Дуют потихоньку)
Подули сильнее – снежинка летит. (Дуют сильно)
4. Дидактическая игра «Что бывает зимой?» (снежинка 3)
На доске вперемешку висят картинки с изображением различных сезонных явлений (идет снег, цветущий луг, осенний лес, скворец у скворечника и т. д.). Дети выбирают картинки, на которых изображены только зимние явления и сами или с помощью взрослого называют их.
Пример. Идет снег. На деревьях нет листьев. Речка замерзла. Холодно. Люди надевают теплую одежду. Дети катаются на коньках и лыжах.
А теперь скажите, какая погода может быть зимой.
-Если на улице идет снег, то погода- (снежная).
-Мороз-(морозная)
-Ветер-(ветреная)
-Холод-(холодная)
-Скажите дети, какая погода сегодня? (Дети смотрят в окно и рассказывают про погоду)
Ребята, давайте немного отдохнем, чтобы выполнить остальные задания Зимушки-Зимы.
Физминутка
«Гуляют дети»
На дворе мороз и ветер, на дворе гуляют дети. Ходьба на месте
Ручки, ручки согревают, ручки, ручки потирают. Ребенок потирает руку об руку.
Чтоб не зябли наши ножки,
мы потопаем немножко: тот-топ-топ. Ребенок топает ножками.
Нам мороз не страшен, вот как мы теперь попляшем.
Ну что отдохнули? Идем дальше.
Погода сегодня вы сказали хорошая, идти гулять можно.
-Ребята, чтобы нам было не холодно мы надеваем на себя что?
(Теплую одежду. Обувь)
-Назовите, какую зимнюю одежду вы знаете? (ответы детей)
Ребята, давайте поиграем в игру «Подбери одежду» (лэпбук) (снежинка 4)
(работа в подгруппах, вокруг столов)
После выполнения группы меняются и проверяют правильность выполнения.
Ну вот, ребята, нам осталось выполнить одно задание. Только где же снежинка с номером 7. Дети находят сундук со снежинкой 5. Рядом с сундуком стульчик с детской верхней одеждой.
Дети, давайте посмотрим, что в сундуке. (достаем одежду)
Как вы думаете, для кого эта одежда?
Да, для Кати. А это для кого одежда? (для нас)
Давайте назовем эти вещи. (шапка-шапочка, кофта- кофточка, штаны –штанишки
шарф-шарфик, носки-носочки) Из коробки дети достают кукольные вещи и сравнивают с детской одеждой.
Рефлексия
Ребята, мы с вами справились со всеми заданиями, о которых нам писала Зимушка-Зима? А зачем мы выполняли эти задания? Зачем мы помогали Кате? Какие задания мы выполняли? Какое новое слово мы сегодня узнали? Как вы думаете, Катя останется у нас гостить?
Когда пойдем на улицу, поможем Кате одеться. Она нам говорит спасибо и оставляет нам подарки. (раскраски зимние)