Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №30» Еманжелинского района Челябинской области
Художественно – эстетическое развите. Образовательная область «Музыка»
НОД
«Мы - россияне»
Выполнила: музыкальный руководитель
Пудовкина С.В
2023г
Цель: формирование духовности, воспитание нравственно-патриотических чувств средствами музыкального искусства у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Знакомить детей с музыкой великих русских композиторов
2. Развивать слуховое восприятие и эмоциональную отзывчивость на музыку
3. Воспитывать у детей любовь к истории русского народа и уважение к героическому прошлому нашей страны
Ход НОД
Дети заходят в зал. Звучит песня «Я – гражданин России»
Видеопрезентация «Моя Россия» с текстом
Музыкальный руководитель : Наша страна – Россия., а в старину называлась Великая Русь. А по национальности мы с вами русские. А как мы выражаем то, что мы русские?
Оветы детей.
- Говорим на русском языке
- Танцуем русские танцы
- Есть у нас свои традиции
- У нас есть свои русские сказки
- Пословицы
- Поговорки
- Есть писатели и поэты русские и художники.
- А есть и композиторы . Каких русских композиторов вы знаете
Галерея портретов.
Музыкальный руководитель:. Молодцы и сегодня я бы хотела вместе с вами выяснить, каким образом русские композиторы выражают свою любовь к Родине.Как это слышно в их музыке?
Слайд№1 Портрет М. Мусоргского
Музыкальный руководитель : посмотрите на экран. Мы видим портрет великого русского композитора Модеста Петровича Мусоргского. Однажды он познакомился, а в дальнейшем очень подружился с известным тогда в России архитектором и художником Виктором Александровичем Гартманом. Друзья Гартмана организовали посмертную выставку из его работ. Мусоргский, под впечатлением от выставки, создал целый цикл (то есть несколько произведений, объединённых одной тематикой, который так и называется – «Картинки с выставки». А мы сегодня познакомимся с пьесой «Богатырские ворота».
Слайд№2 Репродукция картины В. Гартмана «Богатырские ворота»
Муз. рук. : Мы видим звонницу в виде богатырского шлема, украшение над воротами в форме кокошника. Ворота создавали образ столицы. И пьеса Мусоргского называется – «Богатырские ворота.». Через такие ворота возвращались в город после сражений победители –богатыри.Вы что-нибудь знаете о русских богатырях?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель: Итак, какие они были русские богатыри?
Ответы детей: Сильные, мощные, смелые, отважные, мужественные, бесстрашные, решительные , героические.
На магнитной доске выставляем богатырей на каждое слово.
Вот они защитники своей . Давайте послушаем произведение и попробуем услышать это в музыке.
Слушание
Звучит пьеса М. Мусоргского «Богатырские ворота»
Муз. рук. : Что мы услышим в этом произведении?
Видеопрезентация Экран.
Музыкальный руководитель : «Богатырские ворота» - произведение инструментальное, мы слышим широту русских полей, чувствуем мощь русских богатырей, испытываем гордость за свою страну, настроение у нас торжественно-приподнятое. Величие государства Российского показано мощным звучанием аккордов, медленным торжественным темпом и радостным настроением.
Я сегодня приготовила для вас необычную игру. Посмотрите, перед вами доспехи богатырей. Нужно нам собрать наших богатырей собрать на ратный бой.
Игра «Одень богатыря» ( На доске образцы) Дети самостоятельно выполняют задание.
Звучит песня «Русская рать»
Музыкальный руководитель: Вот и готовы наши богатыри.
Музыкальный руководитель: Молодцы, все справились с заданием.
Картина "Три богатыря»Васнецова
Муз. рук. Что можно рассказать, гдядя на эту картину?
Ответы детей. ( что это сильные духом люди. Они решительные, они настоящие защитники Родины, они всегда придут на помощь. А музыка ещё ярче нам помогает представить себе этих могучих богатырей.
Музыкальный руководитель: Сейчас наши мальчики покажут в танце, какие они – русские богатыри!
Танец «Сильные духом»
Музыкальный руководитель: А скажите мне ребята. В наши дни, в наше время, есть такие люди , которые такие же отважные и решительные , как наши богатыри? Конечно же, - это наши Защитники Отечества.
Что вы можете рассказать своим друзьям о них?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель: И продолжим мы наше занятием песней, которая называется
«Я вернусь победителем»
Музыкальный руководитель: А победителей всегда люди встречают с невероятной гордостью и радостью.
Предлагаю взять вам всем муз инструменты у встретить наших победителей.
Музыкальный руководитель:. Ребята, возьмите инструменты, и просмотрим с вами видеопартитуру этого произведения глазками. А теперь будем вместе играть в оркестре.
Оркестр «Марш»
Музыкальный руководитель: Вы знаете , ребята, много композиторов- песенников в годы ВОВ написали много прекрасных песен. Они все разные по характеру, но до сих пор эти песни мы поём.
А недавно мы с вами выучили новую песню, которая называется
«Мы-россияне»
В каком настроении мы и исполним песню?
Музыкальный руководитель: Постараемся передать сами в музыке все наши чувства и любовь к нашему русскому народу, его стремлению к счастливому будущему, любви к своей Родине.
Дети исполняют песню.
Муз. рук. : Сегодня мы познакомились с произведениями русских композиторов, которые писали не просто музыку, а музыку о нашей родине – России. Прекрасна русская земля, велик и могуч русский народ! Русская земля полна чудес.
Под песню «Я гражданин России»
Муз. рук. : спасибо всем за внимание и до новых встреч!