Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Методическая разработка "Музыкальные шпаргалки"

Основная воспитательная задача музыкальной работы в дошкольной группе – развить в каждом ребенке заинтересованность, восприимчивость, творческую активность, умение дисциплинированно участвовать в музицировании. Цель Ввести ребенка в музыку, общение с которой составит путь к овладению музыкальной грамотой. Развить музыкальное восприятие ребенка, его речь, слух, память, свободу и координацию движений, а также художественные и творческие способности. Задачи Развитие музыкальности воспитание интереса к слушанию музыкальных произведений и вычленение средств музыкальной выразительности Развитие творческих способностей воображения, фантазии, умение образно воспринимать музыку Развитие психических процессов музыкальной памяти, произвольного внимания накопление музыкально- слуховых представлений, развитие способности к логическому мышлению Развитие звуковысотного слуха привитие навыков правильного звукоизвлечения, работа над диапазоном голоса, выработка голосового и слухового ощущения упругости звуковысотных отношений приобщение к ладам, аккордам, мелодике в практической деятельности

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Методическая разработка

«Музыкальные шпаргалки»

Основная воспитательная задача музыкальной работы в дошкольной группе – развить в каждом ребенке заинтересованность, восприимчивость, творческую активность, умение дисциплинированно участвовать в музицировании. Нужно помочь детям освободиться от напряженности, стеснения, обрести веру в себя и смелость в музыкальных выступлениях. Музыкальный слух ребят нужно развивать в процессе музицирования. Важно научить детей, прежде всего, слушать музыку, вникать в ее образы, переживать, а потом выражать свои мысли и чувства.

Советская музыкальная педагогика пользуется заслуженным авторитетом во всем мире. Одной из ярких педагогов музыкально-теоретических дисциплин я считаю Софью Федоровну Запорожец. А.Сухомлинский высказывался о ее мастерстве так: «Что значит хороший учитель? Это... человек, который любит детей, находит радость в общении с ними… хорошо знающий свою науку, на основе которой построен преподаваемый им предмет..» К.Д.Ушинский подчеркивает, что хорошему учителю необходимо быть психологом, ибо в работе с детьми «он изучает своего воспитанника, его способности, наклонности, достоинства и недостатки, подмечает развитие ума, руководит им, формирует вкус, внушает любовь к истине». «Педагогические принципы С.Ф.Запорожец строились на трех понятиях: наука, мастерство, искусство». С.Ф.Запорожец обладала своей оригинальной методической системой, которая по своей значимости разработанности может быть поставлена в один ряд с релятивной системой К.Орфа. Педагог В.Ф.Одоевский отметил главное требование Софьи Федоровны: «Не спешить. Человека питает лишь то, что он хорошо разжевал». Постепенность, целенаправленность развития, строгая последовательность в усвоении трудностей, увлекательность занятий, доступность и возможность самостоятельного выполнения упражнений – вот основные методические принципы ее педагогического подхода. Система преподавания С.Ф.Запорожец настолько эффективна, что заслуживает более широкого распространения. Ее основные методические принципы полностью применимы в начальном музыкальном обучении на любом уровне. Поэтому, я, основываясь на ее систему, разработала свой проект «Музыкальная грамота в детском саду», и считаю, что уже в возрасте 6-7 лет ребенок готов получить знания и опыт слышания и понимания музыки.

Цель: 

Ввести ребенка в музыку, общение с которой составит путь к овладению музыкальной грамотой. Развить музыкальное восприятие ребенка, его речь, слух, память, свободу и координацию движений, а также художественные и творческие способности.

Задачи:

Развитие музыкальности: воспитание интереса к слушанию музыкальных произведений и вычленение средств музыкальной выразительности;

Развитие творческих способностей: воображения, фантазии, умение образно воспринимать музыку;

Развитие психических процессов: музыкальной памяти, произвольного внимания; накопление музыкально- слуховых представлений, развитие способности к логическому мышлению;

Развитие звуковысотного слуха: привитие навыков правильного звукоизвлечения, работа над диапазоном голоса, выработка голосового и слухового ощущения упругости звуковысотных отношений; приобщение к ладам, аккордам, мелодике в практической деятельности;

Развитие чувства ритма: формирование двигательных, моторных ассоциаций при восприятии метроритмических связей;

Формирование активной познавательной деятельности: работа над фиксацией звуковысотных и ритмических отношений.

В программный комплекс вход ряд тематических занятий, ориентированных на возрастные особенности дошкольного возраста.

Музыкальный сундучок

(занятие для детей средней группы).

Музыкальный руководитель заранее готовит красивый сундучок, его длина -70 см, высота - 50 см, ширина - 40-45 см. Хорошо, если его можно поставить на ролики, чтобы свободно! перемещать по залу.

Понадобится легкая переносная ширма, за ней спрячут сундучок.

На задней внешней стенке сундучка, как можно ближе к крышке, прикреплена небольшая музыкальная игрушка с приятной мелодией, которую можно включить и выключить в нужный момент. В дальнейшем сундучок будет располагаться так, чтобы при каждом открывании его крышки дети не видели эту игрушку, а только слышали мелодию.

Можно расположить музыкальную игрушку на дне сундучка. В этом случае ее нужно накрыть платком, чтобы дети не видели ее. На дно сундучка один на другой кладутся коробочка из комплекта деревянных музыкальных инструментов, колокольчик для музыкального руководителя и отдельно две небольшие плоские корзиночки с колокольчиками по количеству детей. К рыбацким колокольчикам прикрепляется палочка от детского флажка длиной 10 см. Место скрепления должно быть неподвижным и прикрыто красивым бантиком. Ребенку удобно держать колокольчик за палочку, и звон становится ярче. Все колокольчики

одинаковые (с коробочкой и колокольчиком детей знакомят заранее, примерно за два месяца до проведения данного занятия).

Третий инструмент - дудочка.

Каждый из инструментов, находящихся внутри сундучка, накрывается цветными платками или картоном, имитирующими дно сундучка, чтобы дети не увидели инструменты раньше времени. Если это дудочка, то ее кладут в сундучок незаметно для детей. Третий инструмент - это сюрпризный момент. Набор инструментов может быть иным, но они должны быть контрастны по тембру звучания.

Сундучок спрятан в музыкальном зале либо за занавеской, либо за переносной ширмой.

Приглашая детей в зал, музыкальный руководитель говорит, что сегодня покажет им интересный сундучок. Дети его не видели, но с понятием «сундучок» их знакомил воспитатель в группе.

Ход занятия

Дети с музыкальным, руководителем и воспитателем входят в зал.

Музыкальный руководитель (м.р.). Ой, а где же мой сундучок? Поищем его?

Воспитатель включает музыкальную игрушку, звучит музыка. Дети без помощи взрослого бегут на звук, находят сундучок. Вместе с музыкальным руководителем выдвигают его, любуются им.

М.р. Вот мы и нашли сундучок. Звучит музыка, послушаем ее. Это сундучок здоровается с нами. (Дети слушают музыку?) А теперь откроем сундучок и посмотрим, что в нем лежит... Колокольчик! (Достает один колокольчик из сундучка?) Какой красивый колокольчик!

М.р. Послушайте, как колокольчик звенит... Какой веселый! (Подносит его к уху.) Он что-то мне говорит... Он говорит, что хочет поиграть с Леночкой.

Проводится первая часть «Игры с колокольчиком» .

М.р. Ребята, вам всем, наверное, хочется поиграть с колокольчиком. Я посмотрю, может быть, в сундучке есть колокольчики для всех?

Достает две корзинки с колокольчиками и ставит их на стол так, чтобы детям удобно было подойти и самостоятельно взять колокольчик.

М.р. Ой! Нашла! Возьмите колокольчики! Мы сейчас будем плясать!

Проводится вторая часть «Игры с колокольчиком».

М.р. Как хорошо мы поплясали!

Дети самостоятельно кладут колокольчики в корзинки. После пляски вновь слышится звук из сундучка.

М.р. Что это? Музыка... Опять сундучок нас зовет. Только смотрите, его там нет. (Показывает на то место, где раньше стоял сундучок?) Откуда же его голосок звучит?

Дети вновь по звуку находят сундучок. Музыкальный руководитель достает коробочку и играет на ней. Спрашивает: «Что это?» Ответ может быть: «Коробочка», так как дети знают ее по предыдущим занятиям.

Детям предлагают спеть песню «Я на лошади скачу».

На музыкальный проигрыш воспитатель играет на коробочке.

Затем детям предлагают поиграть на коробочке. Желающие играют, приговаривая: «Цок, цок».

В это время второй воспитатель перемещает сундучок в другое место. Опять раздается звучание сундучка, дети вновь ищут его. Находят. Достают из него скрипку или дудочку.

Музыкальный руководитель просит детей сесть на стульчики и послушать разную музыку, исполняемую на скрипке. Например, «птичка поет» (трель), «дети идут» (марш), «дождик идет» (stakkato), любую плавную мелодию «скрипка поет» («дудочка поет»). Затем играется плясовая мелодия.

М.р. А это какая музыка? (Веселая!) Хотите поплясать?

Исполняется любая плясовая мелодия, дети свободно пляшут.

М.р. Ребята, смотрите, какие музыкальные инструменты подарил нам сундучок, колокольчики, коробочку, скрипку. А вы знаете, что скрипка, колокольчик и коробочка могут вместе играть? Послушайте.

Музыкальный руководитель исполняет на дудочке детскую песенку или пьесу, воспитатели подыгрывают на коробочке и колокольчике.

М.р. Понравилась вам музыка? (Ответы) Вот что было в нашем красивом сундучке. Вам понравилось сегодня в музыкальном зале? Еще придете? А сейчас нам надо попрощаться с сундучком. Скажем ему: «До свидания!» Воспитатель медленно закрывает сундучок, из него доносится музыка - это он прощается с детьми.

Осенняя сказка

(занятие для старшей группы).

На этом занятии музыкальный руководитель ставит задачи, исходя из усвоенного детьми прошедшего музыкального материала:

1. Закреплять умение играть на простейших музыкальных инструментах.

2. Закреплять певческие навыки.

3. Учить вслушиваться в музыкальные звуки, определять их на слух, формировать образное воображение.

4. Воспитывать положительное и эмоциональное отношение к музыке.

Материал: детские музыкальные инструменты: бубен, колокольчики,

металлофоны, треугольник, свистульки, игрушки, картинки.

Ход занятия

Муз рук: Ребята, каким бы пушкинским словом вы назвали настоящее время года?

Дети: 1. Очей очарованье…

2. Прекрасная пора…

3. В багрец и золото, одетые леса…

Муз рук: Правильно, ребята. Очень хорошие слова! Это осень.

А вы хотели бы побывать в осеннем лесу?

Дети: Да!

Муз рук: Тогда давайте закроем глаза и представим себе, что мы на лесной полянке. (Звучит фонограмма звуков леса).

Ну как, представили осенний лес? А теперь давайте все вместе сочиним осеннюю сказку о лесе, а помогут нам движения, звуки, музыка.

Итак, сказка начинается.

Вот выглянуло хмурое осеннее солнышко и своими неяркими лучами пробежало по деревьям, кустам, улыбнулось птичкам и ребятам.

В лесу много зимующих птиц, они щебечут и поют свою осеннюю песенку.

Давайте и мы присоединимся к их осеннему хору и споём песню «Танец осенних листочков» (дети поют песню).

Послушайте, с пригорка бежит проворный ручеёк:

(Муз рук. звенит колокольчиком, а дети приговаривают «буль, буль»).

Жуки и букашки прячутся под кору деревьев:

(дети приговаривают: ж-ж-ж, з-з-з-з).

Холодные капельки росы задрожали на траве и листочках: (соло на треугольнике).

Пролетел лёгкий ветерок, поиграл с детьми и деревьями (дети поднимают руки вверх и покачивают ими), о чём-то пошептался шу-шу-шу и улетел (дети дуют).

А вот и лесная тропинка, ребята побежали по ней вниз к ручейку (игра на металлофоне сверху вниз). А теперь побежали вверх, прямо на лесную полянку. (игра на металлофоне снизу вверх в быстром темпе).

Муз рук: Лес наполнился запахом сухих листьев и травы (дети вдыхают запах).

Вот она, королева – осень!

Деревья стоят в золотистых осенних нарядах, ветки калины качают красными гроздьями.

Хоровод «Мы вокруг калинушки».

Муз рук: Дети, прислушайтесь… (муз рук тихо проигрывает на барабане шу-шу-шу). Кто это пробежал?

Дети: Ёжик (муз рук показывает игрушечного ёжика).

Муз рук: А из-под ёлки прыг-скок (звучит металлофон).

Дети: Это зайки (муз рук. показывает игрушечного зайчика).

Муз рук: И вдруг… топ – топ (звучит бубен).

Дети: Медведь. (муз рук показывает игрушечного медведя).

Муз рук: Лес наполнен птичьими голосами (дети играют на свистульках).

Муз рук играет на металлофоне (капли дождя).

Муз рук: Дети, что это?

Дети: Это дождь.

Муз рук. Мы убежим и спрячемся от дождя. (дети играют на металлофонах от громкого звука к тихому).

Муз рук: Дождик прошёл, небо стало чистым, умылись деревья и трава, вся природа преобразилась.

А сейчас послушайте красивую мелодию.

Слушание: Музыка Д. Кобалевского «О родном крае».

Муз рук: Осенняя сказка получилась интересной. Спасибо вам, ребята. До свидания.

«В мире музыкальных инструментов»

(занятие для подготовительной к школе группе)

Ход занятия

Муз. рук.:(поет): Здравствуйте, ребята!

Дети (поют): Добрый, добрый день!

Муз. рук: Я рада вас видеть в нашей музыкальной гостиной. Сегодня мы будем говорить о известных и любимых всеми струнных инструментах. Ребята, почему некоторые инструменты называют струнными? (Дети отвечают). Послушайте, пожалуйста, знакомую вам классическую музыку, которую раньше слушали в исполнении фортепиано, а сейчас ее исполнит другой инструмент.

«Осенняя песня» П.И. Чайковского. (Дети называют произведение, композитора, инструмент – гитара).

Муз. рук.: Этот струнный инструмент

Зазвенит в любой момент –

И на сцене в лучшем зале,

И в походе на привале.

Слово «гитара», происходит от древнегреческого языка «кифара». Этим словом называли все инструменты, имевшие кузов, гриф и струны. (Показываю детям инструмент).

Гитара появилась в Испании, очень давно, почти семьсот лет назад!

«Музыка похожа на океан, а музыкальные инструменты подобны островам, разбросанным в океане. Мой остров – гитара» - так сказал однажды знаменитый испанский гитарист Андрес Сеговия. Как вы думаете, трудно научиться играть на гитаре? (Дети размышляют, отвечают). Да, чтобы играть на гитаре по настоящему, виртуозно, надо долго учиться. Мне очень нравится эта музыка, которая сейчас прозвучит. Она называется «Перуанский вальс» ( Д.Фиеста). Музыка танцевальная, а у нас есть красивые, легкие шарфики, можно с ними потанцевать! (Дети выходят по желанию, импровизируют под музыку).

Гитара - самый распространенный инструмент, на котором исполняют народную, классическую и современную музыку. Под аккомпанемент гитары исполняют романсы, детские и эстрадные песни. Гитары бывают разные: шестиструнные, семиструнные, электрогитары. Послушайте песню, которая исполняется под аккомпанемент гитары или фонограмму, она так и называется:

«Изгиб гитары желтой» сл. муз. О. Митяева.

Муз. рук.: А сейчас мы послушаем небольшой музыкальный отрывок, и вы ответите, о каком из инструментов я буду говорить. (Дети слушают незнакомую пьесу «Шторм» А. Вивальди, отвечают на вопросы). Конечно, это скрипка. За красивый, необычный звук ее называют королевой оркестра. (Показываю скрипку). Какой звук у скрипки? Сколько струн у скрипки? Правильно, четыре. Скрипка появилась очень давно, первый инструмент смастерили в Италии. Ребята, а вот какая интересная загадка есть про скрипку. (Загадывает ребенок).

В лесу вырезана, гладко вытесана,

Поет, заливается. Как называется?

Поэт Эдди Огнецвет написал стихотворение «Скрипка». (Читает ребенок).

Зеленый кузнечик играет на скрипке,

Заслушались бабочки, птицы и рыбки.

Пусть первую скрипку подарят и мне,

Где звонкая тайна есть в каждой струне.

Я стану учиться, а будущим летом

С кузнечиком вместе сыграю дуэтом.

Скрипка – основной музыкальный инструмент в симфоническом оркестре. Людей, которые играют на скрипке, называют скрипачами. Сегодня у нас в гостях Родион, он учится в школе искусств, играет на скрипке.

«Сурок» Л. Бетховена.

(Дети аплодируют юному музыканту).

Муз. рук.: Мы не раз еще будем встречаться со скрипкой, а сейчас поговорим о другом инструменте, о котором вы знаете загадки.

(Дети загадывают загадки).

1. В лесу выросла,
Из лесу вынесли,
На руках плачет,
А на полу скачут.

2. Треугольная доска,

А на ней три волоска.

Волосок – тонкий,

Голосок – звонкий.

Муз.рук.: Да, это балалайка! О ней часто упоминается в русских народных песнях:

Пойду я во горенку, сяду я на лавочку,

Возьму балалаечку, стану я играти, песни припевати.

(Показываю инструмент). Балалайке очень много лет, родилась она в России, а усовершенствовал ее русский мастер Василий Андреев. Внимательно посмотрите на балалайку и скажите, чем она отличается от гитары и скрипки? (Ответы детей). Верно, формой и на балалайке всего три струны. Научиться играть на гитаре и балалайке легче, чем на скрипке. Для игры не нужен смычок. А на грифе есть специальные черточки, они предназначены для полного воспроизведения звуков. На балалайке любили играть на народных праздниках, посиделках. Люди пели веселые частушки, песни, каждый балалаечник демонстрировал свое мастерство. Послушайте русскую народную песню «На горе-то калина» (обр. А. Шалаева, исп. М. Рожков, музыка звучит в грамзаписи).

Ребята, какую песню вы знаете про балалайку? (Инсценирование песни, дети поют, подыгрывая на детских музыкальных инструментах).

«Чудо - балалайка» сл. муз. З. Роот

Муз. рук.: Мне очень понравилось, вы весело пели и задорно танцевали!

Ребята, звучание каких инструментов мы сегодня слушали? Вам понравилось? (Дети отвечают). До новых встреч в музыкальной гостиной!

Заключение

У дошкольников сформировалась положительное и эмоциональное отношение к музыке. Обогатились знания о звучании музыкальных инструментов. Проявилась заинтересованность в слушании музыки. Развились музыкальные способности (интонирование, певческие навыки, игра на элементарных музыкальных инструментах). Сформировалось образное воображение. У дошкольников обогатился слуховой опыт. Яркий, наглядный показ поспособствовал приобретению дошкольниками новых знаний. Наглядные средства помогли детям научиться анализировать, делать выводы. Дошкольники проявляли себя как участники образовательного процесса. Проявилась отзывчивость, сформировались художественные образы.

Во время занятий музыкой посредством самых разнообразных видов музыкальной деятельности происходит развитие не только музыкальных, но и творческих способностей каждого малыша. На занятиях детей учат петь, танцевать, слушать музыку, играть на музыкальных инструментах. Большое внимание также уделяется театрализованной деятельности. Играя в сюжетно-ролевые игры, дети обучаются выразительному чтению и пластике движения, начинают понимать взаимоотношения в игре, в движениях передавая особенности музыки и образа своего героя. Пробуя различные музыкальные инструменты, ребенок чувствует себя творцом, создавая свои первые музыкальные шедевры, что благоприятно сказывается на развитии музыкального слуха.

На этих занятиях воспитанники приобщаются к музыкальной культуре, у них воспитывается художественный вкус. Дети развивают навыки восприятия звуков, формируют певческий голос, совершенствуют танцевальные движения, умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки.

Занятия эмоционально раскрепощают ребенка, обогащают впечатлениями, формируют музыкальные способности.

Литература

1. Васильев Ю.А., Широков А.С., Рассказы о русских народных инструментах - М., «Советский композитор», 1986.

2. Газарян С.С., В мире музыкальных инструментов – М.: Просвещение, 1985.

3. Роот З.Я., Песенки и праздники для малышей - М., Айрис - Пресс, 2003.

4. Энциклопедический словарь юного музыканта - М., Педагогика, 1985.

5. Аудиокассета; Музыкальное воспитание детей - «Светит месяц», М.,2001.

6. Аудиокассета; Музыкальное приложение к программе «Гармония» под редакцией Тарасовой К.Л.

7. Диск; Танцевальная ритмика для детей № 4, Суворова Т.

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка № 11 Красноармейского района Волгограда»

(МОУ Центр развития ребенка № 11)

ИНН 3448040690 КПП 344801001 ОГРН 1073461005221

Адрес: 400026, Россия, Волгоград, пр-кт им. Героев Сталинграда, 58.

Тел./факс: 8-8442-69-75-90. Эл. почта: semiczwetik1986@yandex.ru

Методическая разработка

«Методическая шкатулка»

Разработчик:

Ключкина А.В.

Музыкальный

руководитель

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 06.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области