Технологическая карта урока русского языка
по теме :«Соединительные О и Е в сложных словах»
Учитель: Кристина Александровна Захарова.
МБОУ «Баргузинская СОШ»
1 | Тип урока: | урок открытия новых знаний |
2 | Класс: | 6 класс |
3 | Тема: | «Соединительные О и Е в сложных словах». |
4 | Образовательная программа, автор: | 6 класс М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой, Н.В. Ладыженской, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибабы (новый зеленый учебник). Издательство: Просвещение, серия: Русский язык. |
5 | Определение места урока в изучаемой теме, разделе, курсе | «Морфемика и словообразование» |
6 | Цель урока: | Образовательная: познакомить с понятием сложного слова, формировать у учащихся навыки нахождения сложных слов, умение правильно писать соединительные гласные О и Е. Воспитательная: способствовать воспитанию у обучающихся уважительного отношения к другу, к родному языку; формировать через межпредметные связи бережное отношение к природе, любовь к истории России и ее литературе. Развивающая: способствовать развитию познавательных интересов, вниманию, памяти, воображения, речи. |
7 | Планируемые результаты: | Предметные: обучающийся познакомится с понятием сложного слова и правилами написания соединительных О и Е в сложных словах; научится образовывать сложные слова от данных слов и объяснять условия выбора орфограмм в сложных словах Развивать Личностные: oбучaющийcя получит возможность нaучитьcя формулировать и аргументировать собственное мнение; устанавливать связь между целью и её результатом; адекватно понимать причины успеха или неуспеха в учебной деятельности. Метaпpeдмeтныe УУД: Peгулятивныe УУД: oбучaющийcя нaучитcя cтaвить нoвыe учeбныe цeли и зaдaчи; oбучaющийcя пoлучит вoзмoжнocть научиться дocтигать цeлeй, caмocтoятeльнo учитывaть уcлoвия и cpeдcтвa их дocтижeния. Познaвaтeльныe УУД: oбучaющийcя нaучитcя нaхoдить oтвeты нa вoпpocы, иcпoльзуя учeбник; oбучaющийcя получит возможность нaучитьcя уcтaнaвливaть пpичиннo-cлeдcтвeнныe cвязи. Коммуникaтивныe УУД: oбучaющийcя нaучитcя учитывaть paзныe мнeния и интepecы и фopмулиpoвaть cвoё мнeниe; paбoтaя в пape и гpуппe, oбучaющийcя получит возможность бpaть нa ceбя инициaтиву в opгaнизaции coвмecтнoгo дeйcтвия. |
8 | Обоснование выбора содержания учебного материала, методов, форм работы на уроке | Основной дидактический метод: Наглядный- влияет на понимание учебного материала, определяет содержание и структуру урока; объяснительно – иллюстративный- он облегчает восприятие и осмысление изучаемого материала, частично-поисковый – постепенное приближение учащихся к самостоятельном решению познавательных проблем - по И.Я Лернеру и М.Н Скаткину; Метод проблемного обучения–Джон Дьюи – способствует формированию познавательной самостоятельности ученика, развитию его творческих способностей;. Приём «Интрига»- для создания продуктивного настроя; приём «ЗХУ»- способствует пробуждению имеющихся знаний, интересу к получению новой информации; приём «Филворд». Форма работы: фронтальная - позволяет установить доверительные отношения с классом, а также активизировать деятельность и познавательный интерес; Индивидуальная- нужна для формирования и закрепления умений и навыков; парная- направлена на получение общего итога, способствует формированию межличностных отношений; групповая - стимулирует согласованное взаимодействие между учащимися отношения взаимной ответственности и сотрудничества |
9 | Описание применяемых образовательных технологий, обоснования их использования: | Гуманно-личностная технология Ш.А Амонашвили– способствует развитию и становлению познавательных способностей ребёнка, воспитанию в ребёнке благородного человека, путем раскрытия его личностных качеств ; технология развивающего обучения Л.В Занкова,Д.Б Эльконина, В.В.Давыдова – способствует развитию повышению эффективности обучения, стимулированию рефлексии обучаемых в различных ситуациях учебной деятельности ; ИКТ технология- способствует повышению качества обучения, активизацации познавательной сферы обучающихся; здоровьесберегающая технология В.Ф Базарного- направлена на предупреждение негативных сдвигов состояния здоровья. |
10 | Описание методов оценивания, применяемых на уроке | Самооценка, взаимооценка , оценивание учителем. |
11 | Средства обучения | Мультимедийная презентация - ее использование помогает рационально использовать время урока, осуществить быстрый выход в сеть интернет, проверить правильность выполнения работы; Учебник - служит усвоению программного материала, помогает закреплению знаний , полученных на уроке; Карточки для работы в группе («билет на поезд»)- способствуют закреплению знаний и проверке их усвоения; Филворд- расширяет словарный запас, тренирует зрительное восприятие, развивает сообразительность и логику; Лист самооценки - способствует развитию оценочной самостоятельности ребенка; QR-код с домашним заданием- способствует освоению работы с мобильным устройством для решения образовательной задачи. |
12 | Электронно-образовательные ресурсы | Образовательные интернет платформы :thinglink;learningapps. |
13 | Оборудование | Компьютер, проектор, планшеты (смартфон). Интерактивное оборудование позволяет сконцентрировать внимание обучающихся, заинтересовать их учебным материалом. |
Ход урока.
Дидактическая структура урока | Время этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | 1 минута | -Здравствуйте, ребята! -Давайте откроем тетради и запишем число и «Классная работа». -У вас на столах лежат листы самооценки. Приложение1 -Как вы думаете ,для чего они нам нужны? - На протяжении всего урока вы будете оценивать свою работу. Подпишите их. - Также на доске вы видите слово «Интерфикс». - Может кто-нибудь знает, о чем идет речь? Это слово является пока загадкой, но имеет непосредственное отношение к нашей новой теме. -Позже мы обязательно вернемся к этому вопросу. | -Приветствуют учителя, садятся на свои места. -Организовывают свое рабочее место, проверяют готовность к урокам. -Чтобы оценить свою работу. -Затрудняемся ответить. | Регулятивные УУД: формирование способности к организации своей деятельности Личностные УУД: организовать себя на урок, формирование положительных мотивов учения |
2.Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии | -Начнем с небольшой морфемной разминки. Дождезвон, листопад, годопроводец, снегогон , разноцвет. - Ребята, как вы думаете, что эти слова обозначают. На самом деле это древние славянские названия календарных месяцев. Попробуйте с опорой на лексическое значение определить, о каких месяцах идет речь? -Давайте выполним морфемный разбор записанных слов, но для начала вспомним: -Какие морфемы мы знаем? -Какой порядок морфемного разбора? Внимание на слайд. -Что это? -Как вы думаете, что нам надо сделать? -Выполняем морфемный разбор слов. -Предлагаю оценить свою работу в листах самооценки. -Все слова записаны, верно, и правильно выполнен разбор поставьте 5 б., 4 слова -4 б т.д. -Что объединяет все эти слова? Каким способом они все образованы? -Как называются такие слова? Как они образуются? -Правильно, ребята, такие слова называют сложными. Действительно, чаще всего сложные слова соединяются при помощи соединительных гласных о и е. Затруднение в пробном действии - Найдите «пятое лишнее» слово, то есть то, которое отличается своим строением от всех остальных? -Почему в одних сложных словах используется соединительная гласная о, а в других е? Этим мы сегодня займемся на уроке. Попробуйте сформулировать тему урока. -А вот теперь пришло время вернуться к нашему слову-загадке. Этим термином в современном языкознании называют соединительные гласные. Интерфикс - это часть, служащая для образования новых слов. Он не является морфемой, так как не передаёт ни лексического, ни грамматического значения, поэтому в морфемном разборе никак не выделяется графически. Наиболее распространенные интерфиксы в русском языке — это О и Е. - Перед вами 3 карточки. Поднимите важную для вас карточку. Приложение 2 З- знаю Х- хочу узнать У- узнал Какую карточку вы поднимите? | -Слова похожи на явления природы. -Сентябрь, октябрь, декабрь, апрель, июнь. Приставка,корень, суффикс,окончание,основа слова. Порядок морфемного разбора слова: 1)Выделить Окончание 2)Определить Основу 3) Выделить Корень 4) Определить Приставку (приставки) 5) Выделить Суффикс (суффиксы) -Навести камеру телефона, и перейти по ссылке. -У всех слов два корня. -Сложные. С помощью сложения основ и с помощью соединительной гласной. -Дождезвон. -Затрудняемся ответить. -Внимательно анализируют определение. -Поднимают карточки. Узнали что такое интерфикс. | P ( плaниpoвaниe cвoих дейcтвий) P (aдeквaтнoe вocпpиятиe oцeнки учитeля) P (oцeнкa пpaвильнocти выпoлнeния дeйcтвия нa уpoвнe aдeквaтнoй oцeнки) P ( внeceниe нeoбхoдимых кoppeктив нa ocнoвe oцeнки и учeтa хapaктepa cдeлaнных oшибoк) К ( фopмулиpoвaниe coбcтвeннoгo мнeния) Л (фopмиpoвaниe пoзитивнoй caмooцeнки) | |
3.Этап выявления места и причины затруднения | 1мин | Мы можем объяснить когда пишем Е, а когда о. Почему? - Перед вами 3 карточки. Поднимите важную для вас карточку. З- знаю Х- хочу узнать У- узнал Что вы хотите узнать? Какую цель поставите перед собой? | Ученики формулируют свои цели (научиться правильно писать сложные слова, не ошибаться в выборе соединительной гласной в сложных словах). | Р. (выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения) К ( умeниe дoгoвapивaтьcя и пpихoдить к общeму peшeнию в coвмecтнoй дeятeльнocти) К ( пocтpoeниe peчeвoгo выcкaзывaния в уcтнoй фopмe) |
4.Этап построения проекта выхода из затруднения | 1мин | Можем ли мы сразу сделать вывод, когда пишется О , а когда Е? Почему? | -Нет -Мы не изучили тему урока. | Р.(внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата К ( фopмулиpoвaниe coбcтвeннoгo мнения) |
5.Этап реализации построения проекта | Предлагаю вернуться к нашим словам. -Попробуйте определить, от каких исходных слов они образованы. -Посмотрите на согласную букву до соединительной гласной. листопад – [ т ] дождезвон – [ д' ] годопроводец - [ д ] снегогон – [ г ] разноцвет - [н ] - Какой вывод мы с вами можем сделать? От чего будет зависеть выбор соединительной гласной? -Итак, давайте обобщим все наши наблюдения и вместе попробуем сформулировать правило. -А теперь давайте убедимся в правильности наших выводов и прочитаем формулировку орфограммы в учебнике. -Все ли наши предположения были верны? Какую еще одну причину правописания соединительных гласных вы увидели? -Какие шипящие мы знаем? Давайте выработаем алгоритм применения правила: 1.Выделить корни и убедиться в том, что слово сложное. 2.Посмотреть, твердым или мягким является конечный согласный первого корня. 3.После твердого согласного пишем соединительную О, после мягких согласных, шипящих и ц пишем соединительную Е. Молодцы! -А теперь составим в тетради опорную схему, которая вам будет напоминать об условиях выбора соединительных гласных в сложных словах. Приложение 3 | Выявляют закономерность, аргументируют свою точку зрения, приходят к выводу, что на выбор соединительной гласной влияет мягкость или твердость конечного согласного корня. -Выбор будет зависеть от мягкости или твердости согласного звука перед соединительной гласной. - После твердого согласного пишем соединительную О, после мягких согласных пишем соединительную Е. -Соединительные гласная Е пишется после шипящих Ц . Называют[ж], [ш], [ч'], [щ']. Предложенные детьми слова могут быть (птицеферма, кашевар, лежебока, тысячелистник, овощехранилище). Дети формулируют правило выбора соединительных гласных о и е в сложных словах., читают правило в учебнике. Совместно участвуют в создании алгоритма применения правила. Зарисовывают в тетради опорную схему. | Р. (Ориентироваться в учебниках) П.( поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника) П. (группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям) P( внeceниe нeoбхoдимых кoppeктив в дeйcтвиe пocлe eгo зaвepшeния ) Р.(Умeниe cтpуктуpиpoвaть знaния, выбop нaибoлee эффeктивных cпocoбoв peшeния зaдaч) П. (выполнять задания по аналогии) | |
6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | 7 мин | Физическая минутка. -Ребята, после долгой напряженной работы давайте немного подвигаемся. Я сейчас буду произносить слова, ваша задача - выполнять определенные движения при этом. -Если в слове нужно писать соединительную гласную о, вы поднимаете руки вверх, если соединительную гласную е, разводите руки в стороны, если слово не является сложным, приседаете. Сухофрукты, цветоножка, буревестник, первоцвет, добродушный, светленький, землекоп, самолюбие, приморозил. Работа в группах Приложение 4 -А теперь мы отправимся в путешествие, чтобы собрать коллекцию сложных слов. Поедем на поезде. Вот ваши билеты, в них необходимо соединить части сложных слов одной тематической группы при помощи соединительных гласных о или е. -Запишите в тетрадь получившиеся слова. По сигналу поезд останавливается. Проверка. - Итак, осторожно, двери закрываются. Мы отправляемся в путь. 1. Станция «Аппетитная» Пища варить- Кофе молоть- Сок выжимать- Хлеб резать- 2. Станция «Природоведческая» Лист падать- Снег падать- Лёд ходить Земля трясётся 3. Станция Географическая Море плавать- Путь шествовать- Корабль крушение- Земля копать- 4. Станция «Историческая» - Осторожно, двери закрываются, следующая станция Историческая. Здесь нас ждет замечательная встреча: Петр Первый. Как много сделал он для Отечества: строил корабли, города, одолел шведов на суше и на море. Корабль строитель - Полк водить - Земля делать - Скот водить - - На станции «Историческая» находим машину времени, переводим стрелки назад, в каменный век... Чем это занимаются первобытные люди? 5. Станция «Литературная» - Возвращаемся через станцию Литературную. О, сколько здесь народу! 1.Монах Нестор, автор первой русской летописи – 2.Герой «Повести временных лет» Русский юноша - он скромен, совершает подвиг без корысти. 3.Герой сказки «По щучьему велению» 4.Дедушка Крылов... - Давайте проверим, как каждая группа справилась с заданием. 1 слово – 1 балл, всего 4 балла. -Оцените свою работу в листах самооценки. | Выполняют задания Работают в группах. пищеварение, кофемолка, соковыжималка, хлеборезка. листопад, снегопад, ледоход, землетрясение. мореплавание, путешествие, кораблекрушение,землекоп. кораблестроитель и полководец земледелие, скотоводство Летописец, Кожемяка, лежебока, баснописец | П.(пocтpoeниe peчeвoгo выcкaзывaния в уcтнoй и пиcьмeннoй фopмe) Упpaвлeниe пoвeдeниeм пapтнepa К (иcпoльзoвaниe peчи для peгуляции cвoeгo дeйcтвия) П. (Ориентироваться в своей системе знаний, информацию до ключевых слов.) П. (Анализировать, группировать, строить рассуждения). |
7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | 5 мин | -Самостоятельная работа с проверкой по эталону. -Ребята, сейчас вам нужно самостоятельно выполнить упр. 260 стр 128 ,затем вы обменяетесь со своим соседом тетрадью и проверите правильность его выполнения друг у друга. Один из учеников будет в это время выполнять упражнение для проверки за доской. (Сосед по парте проверит этого ученика) Самопроверка. Самооценивание в листах самооценки. Приложение 5 Поднимите руки те, кто выполнил работу без ошибок 4 балла; У кого была 1 ошибка 3 балла; У кого 2 ошибки 2 балла; 3 ошибки 1 балл -Оцените свою работу в листах самооценки. | Самостоятельно работают по учебнику. Самопроверка по эталону. | Кoнтpoль, кopрекция, выдeлeниe и ocoзнaниe уcвoeннoгo P, (ocущecтвлeниe итoгoвoгo и пoшaгoвoгo кoнтpoля пo peзультaту) П.(Владеть приёмами отбора и систематизации материала) П( Преобразовывать структуры и модели) К.( Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения) К( Уметь работать поодиночке и в парах, договариваться о совместной деятельности) |
8.Этап включения в систему знаний и повторения | 3 мин | Давайте вспомним, что мы с вами узнали по новой теме. Приложение 6 Выполним задание в паре Найдите все слова, относящиеся к нашей теме. 1 слово -1 балл. -Оцените свою работу в листах самооценки. - Ребята, в начале урока мы с вами поставили перед собой определенные цели. -Как вы думаете, вы их достигли? -Перед вами 3 карточки. -Поднимите важную для вас карточку. З- знаю Х- хочу узнать У- узнал -Что мы узнали? | Работают по карточкам в парах. Дети высказывают свое мнение. | К. (Умeниe выpaжaть cвoи мыcли ) К ( пoнимaниe вoзмoжнocти paзличных пoзиций дpугих людeй, oтличных oт coбcтвeннoй) К (учeт paзных мнeний и cтpeмлeниe к кoopдинaции paзличных пoзиций в coтpудничecтвe) П ( cтpуктуpиpoвaниe знaний, выдвижeниe гипoтeз и их oбocнoвaниe) |
9.Этап рефлексии УД на уроке. | 2 мин | -На протяжении всего урока вы работали в листах самооценки. -Предлагаю посчитать количество баллов. 17-20 б-«5» 13-16 б- «4» 9-12 – «3» 1-8-«2» -Все ли было понятно? -Почему? Домашнее задание по выбору: 1) Правило стр 128 , Упражнение 261. 2)Правило стр128, выполнить задание, используя QR-код. Приложение 7 Блaгoдapю вac, peбятa, зa aктивнoe учacтиe нa уpoкe. Удaчи вceм! Cпacибo! Выставление отметок. | Оценивают работу на уроке. Записывают домашнее задание. -Высказывают свою точку зрения. | Л ( фopмиpoвaниe aдeквaтнoй пoзитивнoй caмooцeнки, caмoувaжeния и caмoпpинятия) |
Приложение 1
ЛИСТ САМООЦЕНКИЛИСТ САМООЦЕНКИ
Критерии оценивания | Самооценка |
Морфемный разбор (5 б) | |
Работа в группе (4 б) | |
Самостоятельная работа-тест (4б) | |
Филворд(7б) |
Критерии оценивания | Самооценка |
Морфемный разбор (5 б) | |
Работа в группе (4 б) | |
Самостоятельная работа-тест (3б) | |
Филворд(7б) |
Приложение 2
Приложение 3
<Object: word/embeddings/oleObject1.bin>
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7