ВАЖНАЯ ЗАДАЧА – ЗАБОТА О ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА
Созонова Александра Александровна
Воспитатель- тьютор, МБДОУ «детский сад Колокольчик»
г. Среднеколымск, Среднеколымского улуса (район)
Республики Саха (Якутии)
Забота о человеческом здоровье, тем более
о здоровье ребёнка – это не просто
комплекс санитарно-гигиенических норм и
правил, не свод требований к режиму,
питанию и отдыху. Это прежде всего
забота о гармонической полноте всех его
физических и духовных сил, и венцом этой
гармонии является радость творчества
В.А. Сухомлинкий
Самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения.
В последние годы наметился рост числа детей, имеющих отклонения в развитии. Поиск наиболее эффективных методов коррекции детей с отклонениями в
развитии является актуальной проблемой современной педагогики и психологи.
Ещё одним не менее актуальным спектром является теоретическая и практическая проблема интеграции детей с ОВЗ, в связи с этим, не менее важное значение, приобретает коррекционно-развивающая работа.
Одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма считаем использование в нашей работе психолого-педагогических здоровьесберегающих методов.
Одним из аспектов укрепления здоровья участников педагогического процесса в ДОО выступает создание здоровьесберегающей среды.
Свою деятельность педагоги структурного подразделения МБДОУ детского сада «Колокольчик» города Среднеколымска осуществляют согласно созданному оздоровительному режиму дня, в соответствии с интересами и потребностями, учётом времени года, возраста детей, а также состояния их здоровья.
В своей работе педагоги условно разделяют здоровьесберегающие методы по следующим направлениям.
Наиболее эффективные методы работы с детьми с ОВЗ:
Игровая деятельность, применение игровых ситуаций – обучение через игру – эти дети плохо сидят за столом, неусидчивые, невнимательные, поэтому, если тема «СЧЕТ», то мы считаем игрушки, тарелки, одну убрали, сколько стало и т.п.
Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит, надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, применив игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей.
Метод стимулирования общения и взаимодействия с другими детьми– игра, помощь других детей в одевании/раздевании, помыть руки, привести ребенка с коридора или спальни (уходят уединяются, когда устают). Например, когда мальчики играют в футбол, дать пасс Ване, игра в семью с девочками, Ваня моет посуду, то есть выполняет то, что ему посильно;
Методы расслабления- физминутки, пальчиковые игры, методы релаксации и массажа – позволяют снять мышечные спазмы и зажимы особенно в области лица – артикуляционные упражнения – «улыбка, часики, гримасы и в области кистей рук – пальчиковая гимнастика, массажные мячи.
Дидактические игры– игры на развитие познавательной деятельности – сначала этот ребенок может другим детям подавать карточки, затем уже и сам включаться в деятельность – это настольные игры, пазлы, конструирование.
В процессе любого вида деятельности необходимо постоянно применять одни и те же приемы обучения, начиная с более тесного контакта и постоянного контроля за действиями ребенка, но со временем давать больше самостоятельности в выполнении различных действий.
Физминутки или динамические паузы – помогают активно отдохнуть воспитанникам после умственной нагрузки. Их мы проводим в любой отрезок времени, когда это необходимо для восстановления работоспособности детей, улучшения их самочувствия, повышение внимания, предотвращения переутомления и нарушения осанки.
Спортивные развлечения, досуги, праздники, Дни здоровья – это наиболее приемлемый вид активного отдыха. Это мероприятия способствуют не только совершенствованию двигательных навыков дошкольников, но и обеспечивают их эмоциональный комфорт),
Эти методы являются основообразующими в системе здоровьясбережения и здоровьяобогащения детей. Они направлены на психофизическое развитие и укрепление здоровья дошкольников и реализуются нами в условиях специально-организованных форм.
Методы сохранения и стимулирования здоровья направлены на охрану и укрепления здоровья детей, повышения иммунитета, выработку способности организма приспосабливаться к быстро меняющимся условиям среды, подготовка к адаптации в школе. Её мы также реализуем через разнообразные формы работы.
Ежедневно с детьми проводим пальчиковую гимнастику, которая направлена на развитие мелкой моторики кистей рук, подготовки руки к письму. Комплексы пальчиковой гимнастики направлены также на расслабление и растягивание, восстановление работоспособности кистей и пальцев после длительной нагрузки. Часто в них мы включаем и элементы самомассажа.
Дыхательная гимнастика, способствует повышению общего жизненного тонуса ребёнка, сопротивляемости, устойчивости организма к заболеваниям дыхательной системы. Развивается дыхательная мускулатура, увеличивается подвижность грудной клетки, улучшается деятельность сердечно-сосудистой системы и кровообращения.
Гимнастика для глаз дает возможность глазу справиться со значительной зрительной нагрузкой. В своей деятельности используем разные виды зрительной гимнастики.
С целью обучения детей здоровому образу жизни в нашем детском саду создан клуб «Здоровейка». Родители совместно с детьми посещают занятия, в результате которых формируются знания, позволяющие воспитывать у детей сознательное отношение к здоровому образу жизни. Идёт активное взаимодействие родителя и ребёнка, в результате чего улучшается внутрисемейные отношения.
Таким образом, все вышеперечисленные методы, способствуют приобщению дошкольников к здоровому образу жизни и развитию гармоничной личности.