Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


НОД по нравственно патриотическому воспитанию дошкольников

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

НОД по нравственно патриотическому воспитанию дошкольников

1. Занятие «Знакомьтесь - Русская изба»

Дети под русскую народную песню входят и встают полукругом. Их встречает хозяйка в русском костюме.

-Здравствуйте, гости дорогие. Из каких краев прибыли? А как страна наша называется?(Дети отвечают). А вы знаете, что раньше наша страна называлась не Россия, а Русь. И сегодня я вам расскажу и покажу, как жили раньше люди, чем занимались, где трудились.

Слава нашей стороне.

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказ сейчас начну.

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли.

-Ребята, хотите узнать, что было интересного на Руси? Тогда давайте попросим моего помощника домовенка. Давайте вместе его позовем. «Домой, домовой, выходи играть со мной». (Дети зовут домовенка).

Воспитатель из- за печки достает игрушку домовенка.

- Домовой живет под печкой,

В ночь выходит на крылечко

Днем он мелкий как букашка,

А вообще очаровашка.

- Посмотрите, что нам домовенок предлагает посмотреть.

На экране появляется презентация деревянные избы на Руси. За кадром голос домовенка:

- Ребята, меня зовут Кузьма, я живу в деревянном доме за печкой, помогаю по хозяйству, сохраняю мир и покой в семье, предупреждаю о бедах и разорениях. Сейчас покажу вам, какие дома были на Руси, которую называли деревянной. А вы знаете, почему? (Пауза, дети отвечают).

-Давно на Руси избы рубили топором, строили жилище из бревен, потому что вокруг были леса и поля. Окна дома украшали наличниками и ставнями, они защищали от дождя и снега. Ставни закрывали на ночь, или когда уходили из дома. Русский дом называли избой, в ней все было сделано из дерева. Когда в избу заходили и выходили, то кланялись. А все потому, что дверь была низкой, а порог высоким, чтобы меньше дуло в щели. (Пауза)

- Воспитатель: ребята, отгадайте загадку-

«летом спит, зимой горит, рот открывает, что дают глотает… Печь».

Печь ласково на Руси называли кормилицей, матушкой. Скажите, ребята, зачем нужна была печь в избе? (Дети рассуждают).

Воспитатель: Печь обогревала дом, в печи готовили еду, на печи спали.

Посмотрите какой чугунок у печи стоит, а рядом с ним ухват. Такая форма чугуна, удобна для того, чтобы ухватом поднимать его, ставить в печь и вынимать.

А в правом углу от двери находились иконы, их украшали вышитыми полотенцами рушниками. Под иконами стол и лавки, вдоль стен полки. На полках лежали вещи, а на лавках играли дети. Давайте мы с вами поиграем.

Воспитатель берет плетеную корзину, в которой лежат деревянные ложки, раздает по две ложки детям. Предлагает детям встать и под русскую мелодию «Во саду ли в огороде» постучать ритм ложками.

- Ребята, раньше в избе, у каждого была своя деревянная ложка, даже в гости ходили со своей ложкой. Я предлагаю вам сесть за столы и расписать свою ложку узором ягод и травинок.

Дети садятся за стол и расписывают ложки, заранее вырезанные из картона желтого, красного и черного цвета.

- Воспитатель: а теперь, ребята, отгадайте загадки:

1. он как круглая кастрюля, он чумазый, не чистюля, где там, в печке уголек, кашу варит…. чугунок.

2. не бык, а бодает, не ест, а еду хватает, что чхватит – отдает, а сам в уго идет… ухват.

3. всех кормлю с охотою, а сама безротая…. ложка.

4. прячет бабушка там вещи, сапоги, кафтан, сюртук, вы мне дружно все скажите, этот шкаф зовут…..сундук.

Заглянем сундук и посмотрим, что там лежит.

Достает из сундука русский платок и лапти.

Воспитатель: на Руси люди много работали, но играть тоже умели. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Колечко», выберем водящего

-Тили тели, птички пели, взвились, в небо полетели, стали птички гнезда вить, кто не вьет, тому голить.

Водящий выходит в середину и ему накидывают платок

Дети берут веревку с кольцом и передвигают по кругу веревки кольцо, говоря слова: «Ты котись, котись, колечко, к нам на красное крылечко. Раз, два, три, четыре, пять, где кольцо, иди искать». Один из детей зажимает кольцо в кулаке, а водящий снимает платок и ищет его. У кого находит, тот становится водящим.

Игра Дедушка Мазай. Выбирают водящего, надевают ему лапти и усаживают на стул. Дети отходят, договариваются, какие движения будут показывать, подходят к деду Мазаю и говорят: «Здравствуй , дедушка Мазай, из коробки вылезай, что мы видели не скажем, а что делали покажем».Если водящий угадывает, то его меняют, если нет, то он еще раз водит.

После игры воспитатель предлагает детям вернуться к домовенку и отпустить его запечку, из-за печки достает подарок от домовенка (например, раскраска с заданиями)

Задание к раскраскам:

- кто назовет, из какой сказки раскраска,

- кто назовет предметы быта, изображенные на картинке, которыми сейчас не пользуются.

Кто отвечает на вопросы, тому доверяют раскраски раздать всем детям в группе.

2. Беседа «Из чего изба сложена?»

Цель: Развитие интереса к русской избе.

Материал: иллюстрации, картинки, фото русской избушки. Дидактическая игра «Сложи избу».

Ход беседы

Воспитатель читает пословицы, а дети заканчивают

- Не красна изба углами, а красна…..пирогами,

- Не нужен клад, когда в семье…..лад,

- Без хозяина дом….. сирота.

Благополучным местом для строительства избы считалось место, на которое ложится отдыхать рогатый скот. Коровы рассматривались нашими предками как плодородная живительная сила,она была кормилицей семьи.

Старались не строить дома на болотах или рядом с ними, эти места считались «зяблыми», и урожай на них часто страдал от заморозков. А вот речка или озеро рядом с домом – это всегда хорошо.

Дом на Руси имел много названий: изба, хата, терем,холупы, хоромы, хоромина.

Дети рассматривают картинку «Фасад дома и лицо человека», рассуждают, отвечают на вопросы воспитателя:- почему окна с наличниками и ставнями напоминают глаза? Что напоминает лобовая резная доска над наличниками?

Воспитатель предлагает рассмотреть картинки частей избы

-Чело избы – это ее лицо. Челом могли называться фронтон избы и наружное отверстие в печи.

-Причелина – от слова «чело», то есть украшение на челе избы,

-Наличники – от слова «лицо», «на лице» избы.

-Очелье – от слова «очи», окно. Так называлась и часть женского головного убора, так же называлось и украшение окна.

-Лоб – так называлась лобовая доска. Были и «лобовины» в конструкции дома.

-Пята, стопа – так называлась часть дверей.

Загадка: Чего из избы не вытащить? (Печь)

«Печь нам как мать родная», — говорили раньше люди. С печью были связаны многие народные лечебные практики. И приметы. Например, нельзя в печь плеваться. И нельзя было ругаться, когда горел в печи огонь.

Воспитатель предлагает детям дидактическую игру «Сложи избу». Дети выкладывают части избы, проговаривая их названия.

Заключительная часть беседы:

Воспитатель задает детям вопросы и раздает каждому, кто отвечает карточки с буквами

- Почему избы не строили на болотах?

- Для чего нужны ставни?

- Какие новые слова дети запомнили? И т.д.

После того, как все буквы будут у детей, воспитатель предлагает из них составить слова, относящиеся к русской избе (например: печь, ставни, хата, изба и т.д.)

В конце беседы воспитатель предлагает детям в следующий раз нарисовать свою избушку.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области