Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Цифровизация и цифровые технологии в образовании

В статье изложены актуальные проблемы цифровизации образования.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Цифровизация и цифровые технологии в образовании

Аннотация: в статье изложены актуальные проблемы цифровизации образования. Автором рассмотрены этапы цифровизации, разнообразные цифровые технологии, которые в конечном итоге создают большие перспективы для педагогов, совершенствуют методики преподавания. В свою очередь, изучены возможности цифровых технологий в образовательном процессе высших учебных заведений. Дана характеристика цифровой образовательной среды. Конкретизированы такие понятия, как «цифровая грамотность», «цифровая образовательная среда». Современное образование двигается в ногу со временем, используя новые технологии и инновации. Перспективы такого развития очевидны. Политика образования в этой связи не уступает другим отраслям, в которых используются цифровые технологии. В образовательный процесс входят совершенно новые понятия, такие как технологизм, цифровая грамотность, искусственный интеллект, виртуальная реальность. В работе сделан вывод о том, что электронные технологии в образовании позволяют совершенно иным образом преподавать предметы, создавать курсы, изучать отдельные дисциплины. В образовании в современных реалиях появляются все новые возможности с помощью технических средств, так как информация становиться все более общедоступной, а способы ее подачи все более современнее и разнообразнее.

Ключевые слова: цифровизация, образование, образовательная деятельность, педагогический процесс, коммуникации, технологизм, цифровые технологии, облачные технологии, блокчейн-технология, мобильное обучение, цифровая грамотность.

Digitalization and digital technologies in education

Abstract: the article describes the current problems of digitalization of education. The author considers the stages of digitalization, a variety of digital technologies that ultimately create great prospects for teachers, improve teaching methods. In turn, the possibilities of digital technologies in the educational process of higher educational institutions are studied. The characteristic of the digital educational environment is given. Such concepts as "digital literacy", "digital educational environment"are specified. Modern education is moving with the times, using new technologies and innovations. The prospects for this development are obvious. Education policy in this regard is not inferior to other industries that use digital technologies. The educational process includes completely new concepts, such as technologism, digital literacy, artificial intelligence, and virtual reality. The paper concludes that electronic technologies in education allow for a completely different approach.

Keywords: digitalization, education, educational activity, pedagogical process, communications, technologies, digital technologies, cloud technologies, blockchain technology, mobile learning, digital literacy.

Стоит сказать, что в связи с использованием в экономике электронных и цифровых технологий, в сфере образования данные технологии тоже активно используются, вырабатывается существенно новая позиция в этой связи. Цифровизация внедряется как в средние школы, средние профессиональные учреждения, так и заведения высшего профессионального образования. Условия складываются так, что не внедрять цифровые технологии сейчас просто немыслимо, необходимо идти в ногу со временем, так как технический прогресс вошел во все сферы человеческой деятельности в том числе и в образовательный процесс.

В связи с тем, что усиливается информационно-коммуникационные технологии появляется термин «цифровизация». Часть ученых рассматривают это понятие как перевод информации в цифру и вместе с этим одновременно такие составляющие содержания образования, как опыт практической деятельности, опыт творчества и опыт взаимоотношений личности. Сделан вывод, что цифровизацию можно считать одним из стержневых подходов для использования цифровых ресурсов в трансформации как в образовании, так и в экономике. В этой связи предполагается перераспределение места и роли технологических процессов для того, чтобы усовершенствовать информационно-образовательную среду [1].

Бесспорно, новые технологии, внедряемые и использованные в образовательной деятельности, допускают возможность для поиска навыков, чтобы наиболее плодотворно использовать и обрабатывать информацию, искать новые формы для коммуникации, изучать и исследовать новые процессы. Для актуального образовательного процесса характерной чертой будет его глобальность, вызванная тем, что происходит в современном мире, а именно с процессами взаимодействия и единения государств во всех сферах человеческой деятельности. Как следствие, образование понемногу из национальных ценностей развитых стран переходит в мировые ценности [2].

В связи с тем, что в различные сферы жизни активно внедряются инновации, в конечном итоге это все приведет к тому, что произойдут кардинальные изменения, все старое, традиционное будет постепенно уходить. В этой связи, инновации можно расценивать как процесс «творческого разрушения» и одновременно созидания. В результате технологические достижения и разработки неминуемо приводят к различного рода конфликтам и проблемам. Необходимо упомянуть, что есть много пробелов как в выполнении самой стратегии цифровизации, так и в результате ее распространения в жизни современного общества и его науки. Один из таких, например, связан с тем, что само понятие «технология» первоначально применялось лишь относительно производственных процессов, а не в гуманитарной области. Укрепившись в сфере образования, «технологизм» трансформировал сам характер образовательного процесса, сделав его по форме производственным, то есть направленного на «производство» человеческого капитала. И здесь, обучаемый уже представляется звеном, которое должно быть доведено до совершенства преподавателем и по завершении обучения уже занять место в едином механизме социальных отношений. В таком случае сущность образовательного процесса, его ценности и идеалы меняет свое предназначение. Собственно, востребованы ли обществом данные процессы и какие последствия в конечном счете для социума наступят для некоторых остается загадкой и чем-то не вполне осознанным.

Сторонники репродуктивной стратегии считают, что значительно улучшить качество образования возможно за счет определенных систем и методик, которые максимально «облегчат ученикам жизнь», а содержание образования можно усвоить и овладеть с минимальными затратами, а то и вовсе без них и желательно в игровой или в относительно щадящей форме. В соответствии с репродуктивной стратегией учебный материал преподается ученикам в максимально логичном и «готовом» виде. Необходимо показать ученику наглядно, все то, о чем идет речь, и на помощь приходит иллюстративный материал. От учителя требуется объяснить и проиллюстрировать учебный материал так, чтобы ученикам было сразу все понятно. Учебные умения (компетенции) формируются на основе действий по образцам или алгоритмам. Мотивация у детей к репродуктивному познанию и обучению обычно выражается в получении высшего балла. Старшеклассники уже готовятся к сдаче ЕГЭ.

Важное содержание опыта репродуктивного познания учеников – освоить как можно больше учебного материала. Обучающиеся прежде всего должны развивать такие навыки и способности, как отличная память, логическое мышление, улучшенное внимание и высокий интеллект.

Если говорить о продуктивной стратегии, то в соответствии с ней, процесс обучения — это прежде всего преодоление трудностей, познание всего нового, совершение открытий, умение взаимодействовать с новой реальностью. Необходимо применить определенные усилия, а для этого нужны определенные качества как интеллектуальные, так и личностные. Нужно увлечь ученика в данный образовательный процесс, заинтересовать его, научить осмысливать происходящее - для этого мотивация просто необходима. Внедрение продуктивной стратегии образования, помогает обучающимся приобретать определенный опыт и навыки, прежде всего это умение познавать и осваивать реальный окружающий мир, получение знаний и опыта самопознания, самомобилизации и самоорганизации.

Для преподавателя важно в условиях реализации продуктивной стратегии это не озвучивание уже известных истин, это прежде всего умение контролировать и оценивать все то, что усвоили обучающиеся. Он должен выступать в качестве наставника, друга, помогать в познании и освоении окружающей действительности, а не выступать в качестве непререкаемого авторитета, с которым нужно во всем соглашаться и делать только то, что он скажет. Такая позиция преподавателя ни в коем случае не должна умолять достоинства учеников и принижать статус ни в глазах учеников, ни в глазах родителей. Напротив, умение педагога к открытому диалогу и полилогу с учениками, к честной проблематизации не только ученических, но также и своих действий, к рефлексивному переосмыслению и преодолению интеллектуальных тупиков, к максимальной личностной вовлеченности в поиск трудных и неочевидных решений позволит парадоксальным образом объединить вместе в своем отношении к ученикам и позицию старшего товарища, и позицию опытного наставника, и позицию компетентного учителя.

Следующим пробелом, обсуждаемом учеными и практиками, является то, что не все педагоги образовательных учреждений не готовы к тем инновациям и нововведениям, которые внедряются в образовательный процесс. Одновременно инновации в педагогике обязаны совмещаться с тем, что содержится в государственных образовательных и воспитательных программах. При этом очень часто педагоги включаются в технологический процесс спонтанно, редко учитывая тот факт, что не готовы ни профессионально, ни личностно к инновациям. Кроме того, у них отмечается очень недоверчивая позиция по отношению к тем инновационным процессам, которые происходят в современном обществе, это приводит к тому, что происходит недоверие, снижается мотивация, происходит замешательство и обессиливание [3].

Если анализировать процесс цифровизации в образовании, то можно отметить, тот факт, что появляются новые цифровые технологии, которые обладают большим педагогическим потенциалом. Среди которых наиболее популярными считаются облачные технологии. На данный момент, облачные технологии, это принципиально новый сервис, который позволяет хранить огромное количество информации и имеет удобный сетевой доступ к информационным ресурсам. Все это можно использовать при небольших управленческих усилиях и взаимодействия с поставщиком.

Большое преимущество облака в том, что создается информационная среда, которая формируется такими потребительскими свойствами, как большой масштаб, возможность оплаты в любой форме, самообслуживание, многофункционный доступ по сети, объединение ресурсов, программируемость.

Современные вузы предоставляют студентам и всем желающим получить знания такие образовательные технологии, как онлайн-курсы. Если говорить о таких технологиях в образовании, то необходимо отметить еще и такие массовые образовательные учебные курсы, которые применяются дистанционно, позволяя студентам обучаться в любой удобной для них форме. В результате обучающиеся могут получить квалифицированное обучение по любому направлению. [4].

На сегодняшний момент, в России можно свободно изучить огромное количество онлайн-курсов. Найти их можно на таких образовательных платформах, как «Открытое образование», «Одно окно» (online.edu.ru), We.Study, Emdesell, GetCourse, Justclick, Innovationbro, Memberlux, Zenclass и др. Здесь собраны массовые онлайн-курсы ведущих российских вузов, необходимо лишь зарегистрироваться на эти курсы и пройти обучение. По окончании курсов возможно получить сертификат, предоставить его в свой университет и получить зачет по соответствующей дисциплине. Инициатива реализации данного проекта принадлежит образовательной платформе - «Открытое образование». Данная платформа имеет возможность предложить обучающимся более 250 учебных курсов по разным дисциплинам.

На данный момент в образовании присутствует онлайн-обучение как одна из форм, в этой связи необходимо отметить такие формы обучения как синхронное и асинхронное обучение. Под синхронным онлайн-занятием понимается взаимодействие обучающегося и педагога в определенный период времени. Асинхронные курсы отличаются тем, что преподаватель выкладывает в Интернет теоретические материалы и различные задания по курсу, а студенты работают с информацией в любое удобное для них время.

Очень распространена в настоящее время такая технология, как «мобильное обучение», то есть, когда учебная информация используется с персональных цифровых устройств (смартфоны, планшеты и т.д.). Педагоги же при онлайн-обучении применяют такой способ, как «Система управления курсом». Данное программное обеспечение предоставляет возможность преподавателю создавать образовательные курсы и выкладывать их в сеть. [5].

В существующей системе образования к возможностям развития цифры необходимо рассмотреть три основных направления: - это снабжение образовательных учреждений новейшими программами, доступом выхода в сеть, что позволяет иметь доступ к образовательным ресурсам; - это широкое использование технологий дистанционного обучения, что помогает сотрудничать студентам и преподавателям в удобное время ; и - онлайн-обучение, которое помогает сформировать образовательную деятельность и сотрудничество студентов и преподавателей в режиме онлайн. Безусловно, развитие цифровизации будет менять требования к обучающим и обучающимся, стимулировать становление новых организационных образовательных структур. Выстраивание цифровых форматов в образовании замышляет вместе с тем и совокупные изменения в построении образования, неминуемые преобразования устоявшихся форм и методик обучения [7].

Из всего изложенного, необходимо сделать вывод: цифровизация высшего образования в современном обществе неминуема, она отвечает нынешним реалиям, но важно еще и принимать во внимание, что существуют определенные риски указанных новшеств, не стоит отвергать уже устоявшиеся традиционные формы и методики в образовании. Безусловно, инновационные технологии в России играют значительную роль в развитии эффективной образовательной среды. Роль эта очевидна, так как применение данных технологий, вероятно, может содействовать повышению уровня усвоения знаний, развитию творческих способностей обучающихся, формированию готовности применять теоретические знания на практике, а это способствует самостоятельному мышлению. И в завершении, можно сказать, что повсеместное внедрение инновационных технологий в образовательной деятельности выступает в качестве необходимого условия для подготовки высококвалифицированных специалистов. Не стоит забывать, что когда используются инновации, это неизбежно приведет к тому, что это таит определенные опасности для общества, существуют определенные риски в этой связи. Несомненно, нужно принимать во внимание их специфику, предложенную анализом ученых и уже устоявшимися традиционными формами и методами, которые используются в современном образовании. [7].

Список используемой литературы и источников

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области