Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Формирование нравственных ценностей и патриотических чувств у детей 5-7 лет.

Целью работы воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей создание в группе соответствующей предметно пространственной среды. Задачи 1.Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, краю, к природе родного края, к культурному наследию своего народа. 2. Воспитание любви и уважения к своей Родине – России, к своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, уважительного отношения к сверстникам, родителям законным представителям, соседям, другим людям. 3. Воспитание уважительного отношения к человеку-труженику, результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства, общественным праздникам. 4. Воспитание у детей любви к природе, желание беречь и защищать ее.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Формирование нравственных ценностей и патриотических чувств у детей 5-7 лет.

Проблема формирования нравственных ценностей и патриотических чувств у дошкольников очень актуальна. Согласно требованиям ФГОС ДО, в частности, в целевых ориентирах прописано, что ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен проявлять патриотические чувства, которые выражаются в гордости за свою страну, ее достижения, в толерантном отношении к представителям других национальностей; соблюдать элементарные общепринятые нормы, иметь первоначальные ценности ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремиться поступать хорошо, проявлять уважение к старшим и заботиться о младших; иметь первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях. Проблема формирования нравственных ценностей и патриотических чувств у дошкольников сложная в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над большим задумываемся, обращаем внимание на те стороны , которых еще несколько лет назад просто не замечали. Мы стали ответственнее. Чувство любви к своей Родине, к своему краю, наконец, к своей семье – одно из самых сильных, без него человек не ощущает своих корней. Нравственные ценности и патриотические чувства применительно к ребенку старшего дошкольного возраста определяются как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как состродание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.

Целью работы в данном направлении является воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравсвтвенных ценностей; создание в группе соответствующей предметно пространственной среды.

Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни, на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим миром.

Работа нацелена на решение следующих задач:

1.Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, краю, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.

2. Воспитание любви и уважения к своей Родине – России, к своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, уважительного отношения к сверстникам, родителям (законным представителям), соседям, другим людям.

3. Воспитание уважительного отношения к человеку-труженику, результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства, общественным праздникам.

4. Воспитание у детей любви к природе, желание беречь и защищать ее.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, труде, в быту, так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и способствуют формированию его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Работу в данном направлении необходимо проводить последовательно: от более близкого, знакомого (семья, город(село)), к более сложному (край, страна). Система и последовательность работы по воспитанию у детей патриотических чувств представлена следующим образом: семьяродная улицагород(село)крайобычаи, традициистрана, ее столица, символика.

Воспитание любви к родному краю

через формирование патриотических чувств

Воспитание любви к родному краю невозможно без знаний истории, традиций и культуры своего родного края. Знакомясь с родным краем, ребенок учиться осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных условиях и в тоже время приобщаться к богатствам национальной культуры.

Необходимо помочь детям узнать, чем знаменателен, красив и богат родной край. Ведь именно процесс своего, родного, близкого связан с обогащением духовного мира ребенка, его личными переживаниями, дающими основу формирования высоких чувств: любви к Родине, готовности встать на защиту Отечества.

Задачи ознакомления дошкольников родным краем:

В работе использовала разные методы: занятия, посвященные истории родного города, края, экскурсии, прогулки по городу, чтение художественных произведений, организация уголка, посвященного родному городу, краю. Активную помощь оказывали родители в сборе информации о своем крае, городе, репродукций и фотоматериала.

Для того чтобы знания были более глубокими и прочными, много внимания уделяла предварительной работе. Так, на выходные дни давала выполнять следующие задания: сходить к памятнику, узнать о подвигах горожанв годы войны. Выясняла у детей, на какой улице находиться деиский сад. Почему ее так назвали? Какие достопримечательности есть в нашем городе?

Проводила с родителями тематические беседы с использованием фотографий, иллюстраций, предлагала детям вместе с родителями составить рассказ о каком либо герое (как звали героя, в каких войсках он сражался, какой подвиг совершил). В помощь родителям предлагала литературу, материалы, папки-передвижки.

Но родной край не только воин, но и труженик. поэтому знакомила детей с трудом взрослых родного кра.

Свои впечатления дети отражали в играх. В работе широко использую русские народные игры («Гуси-лебеди», «Петушинный бой», «Краски», «Обыкновенные жмурки», «Пирог» и т.д.), а так же можно разработать ряд дидактических игр о родном крае, городе (селе).

Работа по ознакомлению с предприятиями города и трудом земляков перерастала в интересную сюжетно-ролевую игру, в которой дети применяли свои знания и уже накопленный жизненный опыт («Библиотека», «Стройка», «Завод», «Уборка урожая», «Магазин», «Автосервис» и т.д.)

Одной из форм работы с детьми является продуктивная деятельность, которая включает рисование, аппликацию и ручной труд. Она позволяет закрепить полученные знания детей, отразить формирующее отношение к изучаемому предмету. Результаты продуктивной деятельности детей оформляла как тематические выставки «Прогулка по парку», «Богатыри – защитники Отечества» и др.

Положительные эмоции играют значительную роль в формировании нравственно-патриотических чувств у детей. Поэтому большая роль отводила использованию таких форм работы, как праздники и развлечения. Большой интерес у детей и родителей вызывают совместные праздники.

Активно участвовали родители в создании развивающей среды: создание мини-музея «Русская изба», пополняли мини-музей предметами быта, изготовляли для детей элементы русских костюмов, помогали в органзации выставки народно-прикладного искусства, фотовыставки.

В работе использовала «домашние задания». Накануне выходных, отпуска, выезда семьи за пределы города, на природу дети и родители получали задания: понаблюдать затем рассказать об увиденном, сделать рискнки, фотографии.

Важным условием эффективного осуществления нравственно-патриотического воспитания является взаимосвязь с семьями воспитанников. В работе опиралась на родителей не только как помощников, но и как равноправных участников в формировании личности ребенка. Работа по данной теме велась с непосредственным активным участием всех поколений семьи ребенка, ведь бабушки и дедушки – это живые участники истории родного горда, края. Дети совместно с родителями и прародителями обсуждали семейные традиции, реликвии, корни своего рода, старые фотографии, рассказы старших членов семьи, помогали детям глубже осознать исторические факторы и события, почувствовать связь своей семьи и себя как единого члена с родной землей.

Таким образом, ознакомление с родным городом, краем с помощью разнообразных видов деятельности создало неповтаримую среду, которая действует на воображение и формирует индивидуальность ребенка. Ребенок не только познает свой город, край, но и откликается на события окружающего мира, выражает свое отношение к нему.

Значение устного народного творчества

в формировании патриотизма

В произведениях устного творчества заключена особая воспитательная ценность, влияющая на формирование патриотических чувст.

В воспитательной работе использовала русские народные пословицы и поговорки, в которых особое внимание уделяла теме лбви к Родине. Это понятие сравнивается с дорогим именем матери: «Родная земля - мать, чужая – мачеха», «Родина и мать – родные сестры», «Без любимой Родины и солнце не греет», «И кости по Родине плачут», «Родное гнездо и птица не забывает».

Предлагала детям игры-соревнования «Кто больше знает пословиц о труде, либо Родине, либо матери», дидактические упражнения «Я начинаю (пословицу), а ты закончи».

В дошкольном возрасте дети начинают усваивать эталоны представления о добре и зле и активно интересоваться волшебными сказками, начинается анализ причинно-следственных зависимостей в сфере социальных отношений.

Можно спросить у детей: «Почему герою помогают птички, рыбки?» (потому что он их пожалел, помог им.) так ребенок знакомится с первыми закономерностями в мире поступков (используется принцип: «Как аукнется – так и откликнется»).

Посредством русских народных сказок знакомила детей с жизнью народов в прошлом, рассказывала о мужестве русского народа, о его храбрости и находчивости, о тяжелой жизни в давнии времена.

В сказке всегда есть мудрое поучение, как жить, как дружить. В поступках и желаниях героев сказок раскрываются разные качества: доброта, отзывчивость, смелость, трудолюбие, скромность, лень, трусость, грубость.

Проведение дидактических игр: «Из каких мы сказок», «Сказочный герой», «Узнай сказку» - способствует тому, чтобы сказка оставалась в душе ребенка как что-то целое, необычное, надолго запоминающеееся.

Дети любят не только слушать, но и инсценировать сказки.

Необходимо проводить праздники, развлечения, конкурсы. Вместе с музыкальным руководителем разучить песни, стихи, танцы.

На формирование умственных, нравственных этических качеств личности существенное влияние оказывают народные игры. Игра для ребенка – способ познания окружающего. Вместе с детьми разучивали русские народные игры «Жмурки», «Краски», «Петушинный бой», «Уголки», «Цепи кованные», «Пирог» и другие.

Мальчикам оень нравятся игры-состязания, среди ккоторых особое место занимают: «Петушинный бой» - борьба на ловкость, «Мешочек» - птыжки на двух ногах, «салки на одной ноге» - прыжки с разбега на одной ноге. Эти игры развивают силу, ловкость, глазомер, волю и лучшие черты характера.

Опыт работы с детьми показал, что народные игры влияют не только на физическое развитие детей, но и нравственно их воспитывают.

Значение декаротивно-прикладного искусства

в формировании нравственно-патриотических чувств

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. Одной их форм проявления патриотических чувств является развитие интереса у детей дошкольного к своей национальной культуре, искусству. Искусство побуждает первые яркие образные представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.

В группе создала богатую разностороннюю развивающую среду, что довало ребенку возможность проявить себя.изготовила и подобрала дидактические развивающие игры: папки с силуэтами моделирования, таблицы с элементами народных росписей. Создавала условия для самостоятельной деятельности детей: доступный традиционный (пластилин, краски, карандаши и т.д.) и нетрадиционный (акварель+ восковые мелки, свеча; черно-белый и цветной граттаж; кляксография с трубочкой, с ниточкой; набрызг; пластилинография; лепка Миллефеори; тычок; акварельные мелки) изобразительный материал для творчества. Сделала в ИЗО-уголке доступным различный материал по темам: «Гжель», «Дымка», «Хохлома» и т.д.

В работе с детьми по народно-прикладному искусству такие формы работы, как беседы, тематические занятия, дидактические игры, развлечения, фольклорные праздники, посиделки, выставки детских работ, рассматривание иллюстраций альбомов, открыток, изделий народного искусства. Но основной формой нравственно-патриотического воспитания детей в группе являются тематические занятия. Тематика таких занятий направлена на воспитание чувства любви к родному краю, Родине, чувства гордости за свою страну, интереса к декоративно-прикладному искусству. Можно провести занятия: «Русская матрешка», «Город мастеров», «Золотая хохлома» и другие. Занятия проходят в виде путешествий, экскурсий, превращений.

При знакомстве с изделиями декоративно-прикладного искусства, с предметами , связанными с темами «Родной край», «Россия», обращала внимание на материал, фактуру, форму, орнамент и узор, который используется для украшения.

Итогом всей работы служат выставки детских работ, создание альбомов, участие в развлечениях, досугах, праздниках, ярмарках.

Вовлекая родителей в проведение совместных мероприятий, результат которых радует детей, вызывает у них чувство гордости. Приятно услышать из уст ребенка: «Это мои папа и мама сделали» или «Это мы вместе смастерили». Ведь воспитание любви к Отечеству выстраивается от любви к своим родным, дому, детскому саду, улице, городу, краю, к родной стране. Информацию по данной теме родители получают на собраниях, в индивидуальных беседах, консультациях, информационных уголках.

Хорошо налаженный контакт с родителями, их заинтересованность и активное участие – залог успеха всей такой трудной, но такой необходимой работы.

Благодаря использованию различных форм и методов работы в процессе ознакомления дошкольников с родным городом, родным краем, с ее народом, бытом и традициями, у детей формируются такие нравственные качества, как любовь к Родине, своему Отечеству, к родной природе, к людям.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области