Технологическая карта урока русского языка в 9В классе Тема занятия: Понятие о сложноподчиненном предложении Автор занятия: учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 10 имени Бембетова В.А.» Ангрикова Надежда Нарановна Предмет: русский язык Класс 9В Тип занятия: Изучение нового материала Технология: критического мышления
Оборудование: презентация, таблицы «да-нет», схемы предложений
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которых предлагается занятие: учащиеся владеют
регулятивными УУД: 1) определяют тему и цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; 2) сопоставляют свои действия с образцом.
познавательными УУД: 1) имеют общее представление о сложном предложении; 2) умеют самостоятельно находить сложные предложения в тексте, отличать их от простых, конструировать сложносочиненные предложения.
коммуникативными УУД: 1) высказывают своё мнение; 2) отстаивают свою точку зрения; 3) слушают ответы других учащихся.
личностными УУД: умеют работать в коллективе; 2) уважительно относятся к одноклассникам и учителю
Цель и задачи как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижений:
Вид планируемых учебных действий | Учебные действия | Планируемый уровень достижений результатов обучения | |
Предметные УУД | Сформировать знания о сложноподчиненных предложениях. Учить применять полученные знания в практической деятельности. Изучить условия употребления сложноподчиненных предложений в тексте | Базовый | |
Метапредметные УУД | Познавательные УУД | Уметь выделять существенную информацию из текстов. | Базовый |
Регулятивные УУД | Определять тему и цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Планировать свои действия . | Базовый | |
Коммуникативные УУД | Уметь высказывать своё мнение, аргументируя ответ. Осуществлять коллективную деятельность. | Выше базового | |
Личностные УУД | Проводить самооценку на основе успешности учебной деятельности. | Базовый |
Этап урока, время этапа | Задачи этапа | Методы, приемы обучения | Формы учебного взаимодейст-вия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД и предметные действия |
Мотивационно-целевой этап 5 мин. | Психологический настрой на занятие, активизация внимания. Обеспечение актуализации имеющихся знаний. Организация самостоятельной формулировки целей. | Исследовательский | Работа в парах Индивидуальная | 1. Предлагает учащимся списать предложения и вспомнить, какую тему они изучали. Подчеркнуть основы предложений, поставить знаки препинания, построить схемы предложений. 8 февраля в России отмечают День российской науки и мы хотели бы поздравить наших ученых. Петр I много думал о развитии науки Сенат тоже поддержал царя. 2. Организует деятельность уч-ся, направленную на актуализацию имеющихся знаний. Предлагает ответить на вопросы таблицы «да-нет» (приложение 1). Спрашивает, какие вопросы могли вызвать затруднение. | Разбившись на пары, списывают предложения, подчеркивают основы, строят схемы предложений Определяют тему и цель занятия. | Личностные: Умение позитивно настраиваться на работу. Познавательные: Умение анализировать сложные предложения Коммуникативные: Высказывать свои мнения Регулятивные: Ставить цели учебной деятельности. |
Ориентировочный этап 5 мин. | Организация самостоятельного высказывания по алгоритму? | Исследовательский | Индивидуальная | Учитель спрашивает. -Можно ли считать законченным предложение. Мы празднуем День Российской науки в феврале, потому что… Какую роль играет продолжение предложения? …8 февраля 1724 года была основана Академия наук. | В данном случае в предложении есть подчинение. И предложения, которые мы изучаем называются сложноподчиненными. Записывают тему в тетрадь. | Познавательные: Умение составлять тексты разных типов из частей и определять их особенности Коммуникативные: Уметь доказывать своё мнение. |
Поисково-исследовательский этап 9 мин | Организация поиска решения проблемы. (Без чего не может быть сложноподчиненное предложение) | Исследовательский | Индивидуальная | Обращает внимание на предложение «Петр 1 верил его реформы полезны для России. Почему это не сложноподчиненное предложение? Просит составить схему «опорных слов» для темы «сложноподчиненное предложение» На листах (приложение 2) в кругах просит вычеркнуть сочинительные союзы. | Отвечают, что здесь не хватает подчинительного союза что. Называют опорные слова «сложное предложение», «подчинение», «подчинительные союзы», «союзные слова». Вычеркивают сочинительные союзы, изученные на прошлых уроках. | Познавательные: Понимание роли подчинительных союзов и союзных слов в сложноподчиненном предложении Коммуникативные: Формулирование предположений. |
Физкультминутка 1 мин | Психологическая разгрузка | Поисковый | индивидуальная | Предлагает встать и найти союзные слова, название которых начинается на букву К и прочитать их по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки | Читают по часовой стрелке «который, какой, когда,как», против часовой стрелки «который, как, когда, какой». | Личностные Умение работать в коллективе |
Практический этап 15 мин. | Обеспечение применения знаний на практике. | Творческий | Работа в парах | Предлагает подобрать к началу предложений из 1 группы их продолжения из 2 группы. …оттого что учился. ...что твердо выучишь. Разноуровневое задание. А) Дописать готовые предложения. Выделить союзы и союзные слова. Я знаю, что наука всему миру ________________ Мы принимаем лекарства, которые________________ Экология развивается, чтобы__________________ Генетики много работают, потому что обществу необходимо _______________________ Я понимаю, что без науки мир___________________ Б) Придумать 3 СПП на тему «Роль науки в нашей жизни» | Записывают в тетради получившиеся предложения, выделяют союзы и союзные слова, объясняют разницу между ними. Придумывают или дописывают предложения. | Предметные: Умение самостоятельно составлять сложноподчиненные предложения Познавательные: Извлекать информацию. Ориентироваться в своей системе знаний. Добывать новые знания. Регулятивные: Контролировать процесс и результаты деятельности. Коммуникативные: Читать вслух и про себя. Слушать, выступать. |
Рефлексивно-оценочный этап 5 мин. | Оценка результата своей деятельности. Планирование дальнейших действий для совершенствования результата. Излагают суждения в устной форме. | Индивидуальная | Возвращается к таблице «Да-нет». Предлагает снова проверить ответы и оценить степень понимания изученного. Просит повторить опорные слова для темы «Сложноподчиненные предложения». Предлагает записать д/з упр.78 | Оценивают степень понимания изученного (улыбка или грустное лицо). Определяют перспективы дальнейшего использования сложноподчиненных предложений. | Личностные: Способность к самооценке. Коммуникативные: Умение адекватно использовать речевые средства для оформления своих суждений. Умение слушать. Регулятивные: Планировать дальнейшие действия для совершенствования результата. |
Приложение 1.
Таблица «Да-нет». Ответьте на вопросы да или нет .
1.Сложные предложения содержат две и более основы, связанные по смыслу и интонационно.
2. Составные части сложносочиненного предложения неравноправны.
3.Части сложносочиненных предложений связаны сочинительными союзами.
4. «Прогуливаясь по городу, я встретил старого знакомого». Это сложносочиненное предложение.
5. «Я прогуливался по городу, и старый знакомый окликнул меня». Это сложносочиненное предложение.
6.Если в сложносочиненном предложении имеется общий второстепенный член, относящийся к обоим предложениям, то запятая между ними ставится.
7. В сложноподчиненном предложении есть главная и придаточная части и подчинительный союз.
8.Союз и союзное слово – это понятия, которые обозначают одно и то же.