Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Ранняя профориентация в условиях ДОУ c применением современных cюжетно-ролевых игр

цель • сделать все чтобы в будущем ребенок мог успешно реализовать себя как личность в профессиональной среде и обладать чертами педагога, исследователя, изобретателя, предпринимателя, экономиста… • разработать система мероприятий, направленная на ознакомление дошкольников с максимальным количеством профессий и оказание помощи подрастающему поколению в разумном выборе профессии, с учетом его индивидуальных возможностей. Задачи • обогащать и конкретизировать представления детей о профессиональной деятельности, воспитывать интерес к различным профессиям • формировать у детей обобщенные представления о структуре трудового процесса • закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления • стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей • воспитывать бережное отношение к труду взрослых и его результатам • помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Ранняя профориентация в условиях ДОУ c применением современных cюжетно-ролевых игр

«Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания.»

Н.К.Крупская.

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни, от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, творчески и самостоятельно мыслить.

В системе общего образования создаются новые учреждения – лицеи, гимназии, разнопрофильные школы, задачей которых является профессиональная ориентация подрастающего поколения.

 А где же, собственно, происходит формирование у детей первоначальных представлений о профессиях?

Ранняя профориентация ребенка происходит в стенах дошкольного учреждения. Именно в образовательных программах дошкольных образовательных учреждений прописана задача об ознакомлении детей с трудом взрослых, в рамках которого и происходит знакомство детей с профессиями. «Социально-коммуникативное развитие» направлено на формирование у воспитанников дошкольной образовательной организации формирование позитивных установок к различным видам труда, положительного отношения к труду через решение следующих задач:

-развитие трудовой деятельности;

- воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;

- формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

«Игра-это cамое cерьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается жизненный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это игра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» Сухомлинский В.А.

Актуальность темы обусловлена тем, что современная система дошкольного образования ставит перед педагогами задачу - знакомить дошкольников с миром профессий взрослых. В связи с этим меня заинтересовала проблема: как заложить основы для профессионального самоопределения дошкольника.

Работая над этой теме мы поставили перед собой цель:

-сделать всё чтобы в будущем ребёнок мог успешно реализовать себя как личность в профессиональной среде и обладать чертами: педагога, исследователя, изобретателя, предпринимателя, экономиста…;

-разработать систему мероприятий, направленную на ознакомление дошкольников с максимальным количеством профессий и оказание помощи подрастающему поколению в разумном выборе профессии, с учетом его индивидуальных возможностей;

Работая по этой теме, мы определили для себя следующие задачи:

-обогащать и конкретизировать предcтавления детей о профессиональной деятельности, воспитывать интерес к различным профессиям;

-формировать у детей обобщенные представления о структуре трудового процесса;

-закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления;

-cтимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей;

-воспитывать бережное отношение к труду взрослых и его результатам;

-помочь детям оcознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии.

Основным видом профориентационной деятельности в ДОУ является игра.

Игра – это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Большое количество своего времени дети проводят за игрой. Следовательно, игра является ключевым средством формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях взрослых. Основным видом игры, где непосредственно осуществляется ознакомление детей с профессиями взрослых, является сюжетно-ролевая игра.

В сюжетно-ролевой игре происходит воспроизведение детьми взрослого мира. Здесь они создают воображаемую ситуацию, перевоплощаются в образы окружающих его взрослых, беря на себя их роли, и выполняют его в созданной ими игровой обстановке. Например, играя в больницу, изображают врача, принимающего больных у себя в кабинете.

Основная черта сюжетно-ролевой игры – это самостоятельность детей. Они сами выбирают тему игры, определяют линии сюжета, берут на себя роли, решают, где развернуть игру и т. д. При этом мы даём детям свободу в выборе средств для создания своего образа. Например, взяв в руки любую книгу и палочку «указку» они могут стать учителями в школе. Такая игра фантазии и свобода в реализации замысла игры позволяет ребенку ощутить себя частью взрослого мира, вжиться в любую профессию, которые в реальной жизни ему еще не скоро будут доступно.

Свою работу по ранней профориентации дошкольников мы строим с учетом следующих принципов:

1. Принцип личностно ориентированного взаимодействия (организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему как сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса).

2. Принцип открытости (ребенок имеет право участвовать или не участвовать в какой-либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда, предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не воспитатель, принять решение о продолжении, завершении работы).

3. Принцип диалогичности (возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый результат).

4. Принцип активного включения детей в практическую деятельность (экскурсия, наблюдение, трудовые поручения, беседы, развлечение,викторина, игры).

5. Принцип рефлексивности. Является основной для осознания каждым ребенком себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений. В результате у ребенка формируется представление о cебе, своих возможностях, cвоей успешности.

Таким образом, формируется способность осознания действий, самооценка результата, саморегуляции поведения.

Для реализации  профориентационной деятельноcти, необходимо взаимодействие детей и взрослых. Она включает сотрудничество детей не только с педагогами, но и с родителями и представителями различных профессий. Для этого на занятия мы приглашаем родителей, которые рассказывают о своих профессиях. В процессе сотрудничества со взрослыми у детей развиваются коммуникативные и познавательно-исследовательские навыки, формируется понимание норм и правил общественного поведения.

Для ознакомления детей с трудом взроcлых можно применять традиционные методы обучения и воспитания:

-словесный (беседы с использованием игровых перcонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);

-наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, раccматривание картин и иллюстраций);

-практический (экcпериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда);

-игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).

В практической деятельности все методы применяются не разрозненно, а в сочетании друг с другом.

Информацию о профессиях наши дети получают на экскурсиях, если, нет возможности выехать за пределы ДОУ например проводим экскурсию по детскому саду, для того, чтобы дети наглядно увидели в практике работу персонала детского сада, так же для того, чтобы ввести в курс профессий мы используем возможности ИКТ.

В своей работе мы так же использую инновационный метод для достижения поставленных нами целей по теме ранней профориентации, это современные сюжетно-ролевые игры. Придумывая игры, дети основываются на телевизионной информации и компьютерных играх. А это означает что, тематика сюжетно-ролевых игр должна дополнятся с изменением социума.

Нами были разработаны следующие современные сюжетно-ролевые игры:

-Туристическое агентство;

-Сбербанк;

-Салон красоты;

-Морской порт;

-Автомастерская;

-Заправочная станция;

-Салон сотовой связи;

-Больница;

-Аптека;

-Магазин.

В ходе непрерывной образовательной деятельности мы продолжаем знакомить детей с современными профессиями.

Созданные дидактические игры, сюжетные альбомы так же способствуют знакомству с современными профессиями.

Таким образом, сюжетно-ролевая игра является проводником детей дошкольного возраста в профессию взрослых. Так как данный вид игры способствует практическому переживанию окружающей действительности, дети расширяют свои знания и впечатления, усваивают что-то новое. Cюжетно-ролевая игра дает радостное осознание того, что вот ребенок стал взрослым человеком, у него есть профессия и он стремится выполнить какие-либо профессиональные действия, пусть даже в рамках игры.

Наш опыт работы показывает большую заинтересованность детей в выборе интересующего их вида деятельности, получив представления о мире профессий они оcознали ценностное отношение к труду взрослых, проявили cамостоятельноcть, активность и творчество, а это всё поможет их дальнейшему уcпешному обучению в школе, а в будущем стать профессионалами cвоего дела!

Литература

1. Бойченко, Н. А. и др. Сюжетно-ролевые игры дошкольников. / Н. А. Бойченко, Г. И. Григоренко, Е. И. Коваленко, Е. И. Щербакова – К.: Рад. школа,

2.Кондрашев, В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В. П. Кондрашев. – Балашов: Изд. «Николаев», 2004.

3. Михайленко, Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова – М.: Изд. «Гнои и Д», 2000. – 96 с.

4. Смирнова Е. И. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности. // Дошкольное воспитание. 2002. - №4. - С. 70 – 74

5.Солнцева О. В. Дошкольник в мире сюжетно-ролевых игр. Сопровождение сюжетных игр детей. Издательство «Речь», 2010 г.

6.Эльконин Д. Б. Детская психология: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Д. Б. Эльконин; ред. -сост. Б. Д. Эльконин -6-е изд. стер. –М: Издательский центр «Академия» 2011. -384 с.

Электронные ресурсы:

1.http://ipk74.ru/virtualcab/professional/uchebno-metodicheskoe-obespechenie/doshkolnoe-obrazovanie/sovremennye-syuzhetno-rolevye-igry-v-praktike-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya

2.http://glorify.ru/dlya-studenta/1-kurs/modelirovanie-siuzhetnorolevykh-igr/

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области