Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


"Мы танцуем"

Привить интерес детей к хореографическому искусству и развить их творческие способности посредством танца.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Сунтарская детская школа искусств», с.Эльгяй

Программа «Мы танцуем».

Возраст учащихся: 3-5 лет

Срок реализации: 3 года

Разработчик: Егорова У.В.

педагог дополнительного образования

«Сунтарской детской школы искусств»

СОДЕРЖАНИЕ

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА3

2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ5

2.1. Схема занятия6

2.2. Структура занятия.6

2.3. Методические приемы7

3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

3.1.1-й год обучения подпрограмма «Мы танцуем». Учебный план 1-го года обучения8

3.2. 2-й год обучения подпрограмма «Мы танцуем». Учебный план 2-го года обучения8

3.3. 3-й год обучения подпрограмма «Мы танцуем». Учебный план 3-го года обучения9

4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

4.1. Календарно-тематический план1-й год обучения9

4.2. Содержание программы. Первый год обучения10

4.3. Календарно-тематический план 2-й год обучения12

4.4. Содержание программы. Второй год обучения13

4.5. Календарно-тематический план 3-й год обучения14

4.6. Содержание программы. Третий год обучения15

5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.16

6. УСЛОВИЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

6.1. Методическое обеспечение программы16

6.2. Материально-техническое обеспечение17

7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ18

ПРИЛОЖЕНИЕ

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дошкольный возраст — один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. В период от трех до пяти лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период.

Хореографическое искусство всегда привлекало к себе внимание детей-это одно из любимейших детских занятий. Малыши настолько переполнены жизненной энергией, что абсолютно не могут усидеть на месте и обязательно всем видам деятельности предпочитают ту, где нужно двигаться. И это, прежде всего, связано с потребностью ребенка в самовыражении, в реализации тех способностей, которые проявляются у него в желании танцевать.

Обучение искусству хореографии – процесс длительный, требующих многих качеств от детей. Имеет довольно обширную программу – ребятишек обучают базовым движениям, развивается пластика, грация, координация движений. Соединение движения, музыки и игры, одновременно влияя на ребенка, формируют его эмоциональную сферу, музыкальность и артистичность, делают его движения естественными и красивыми. На занятиях хореографией дети развивают слуховую, зрительную, мышечную память, учатся благородным манерам. Здесь закладываются азы, и если у ребенка есть наклонность к танцам, обычно это видно уже на 1 этапе. Дисциплинированность, трудолюбие и терпение – те свойства характера, которые необходимы не только в хореографическом классе, но и в быту.

Необходимо продолжать развивать у дошкольников творческие способности, заложенные природой. Музыкально-ритмическое творчество может успешно развиваться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога, а правильная организация и проведение

данного вида творчества помогут ребенку развить свои творческие способности.

Рабочая программа предусматривает систематическое и последовательное 3-х годичное обучение и ориентирована на работу с детьми 3-5 лет независимо от наличия у них специальных физических данных.

Цель программы: привить интерес дошкольников к хореографическому искусству и развить их творческие способности посредством танца.

Задачи:

- расширять знания дошкольников в области хореографического искусства;

-формировать музыкально-ритмические навыки, умения выразительности, пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений и танцев, навыки правильной осанки;

-совершенствовать основные двигательные качества и навыки, необходимые для занятий классическим, народным и историко-бытовым танцам.

- развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную активность, расширять кругозор;

- содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой;

- способствовать развитию раскрепощенности и проявлению творчества в движениях;

- содействовать развитию и функциональному совершенствованию организма ребенка.

3. Воспитательные:

- содействовать гармоничному развитию творческой личности ребенка;

- воспитывать инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбия;

- воспитывать желание самостоятельно видоизменять танцевальные движения, выражая свои чувства, эмоции и понимание музыки.

Сроки реализации образовательной программы. Программа рассчитана на трехгодичный период обучения с постепенным, многоступенчатым усложнением решаемых задач.

Программа рассчитана на проведение работы с детьми в возрасте 3 – 5  лет на 3 года обучения. Предполагается 36 занятий в год. Занятия проводятся с сентября по май, один раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия 30 минут.

Занятия проводятся в форме групповых занятий. Мальчики и девочки занимаются вместе.

Занятия проводятся в форме групповых занятий. Мальчики и девочки занимаются вместе.

Работа по обучению детей пению проводится в различных формах:

- учебное занятие;

- занятия - игра;

- репетиция.

Результаты усвоения программы детей проверяем во время проведения:

- контрольные занятия проводятся в виде беседы;

- в самостоятельной деятельности;

- концерт.

Предусматривается взаимодействие с родителями, проводятся:

- консультации, беседы, вечера развлечений, концерты.

Концерты и выступления:

- концертная программа режиссируется с учетом восприятия ее слушателями, она должна быть динамичной, яркой, разнообразной по жанрам. Участие в концертах, выступление перед родителями и перед своими

сверстниками – все это повышает исполнительский уровень детей и воспитывает чувство гордости за себя;

- творческий отчет проводится один раз в конце учебного года.

- Рабочее занятие – разучивание новых танцевальных элементов;

- постановочное занятие – постановка и разучивание танца на основе уже знакомых движений и связок;

- творческое занятие– выполнение творческих заданий воспитанниками;

- задание на дом.

Занятие делится на 2 части: подготовительную (разминка) и основную (непосредственно работа над танцами).

Основной формой организации деятельности детей являются занятия. Занятие включает в себя:

План рабочего занятия:

1. приветствие - поклон

2. танцевальная разминка

3. разучивание новых танцевальных элементов

4. прощание - поклон

План постановочного занятия:

1. приветствие - поклон

2. танцевальная разминка

3. постановка (разучивание) танца

4. прощание - поклон

План творческого занятия:

1. приветствие - поклон

2. творческое занятие

3. свободная пластика

4. прощание – поклон.

Организация занятий обеспечивается рядом методических приёмов, которые вызывают у детей желание творчества: метод показа, словесный метод, импровизационный метод, метод иллюстративной наглядности, игровой метод.

Для обучения используются следующие методы:

- исполнение музыки сопровождается показом;

-нужно стремиться научить ребенка действовать по схеме: услышать – увидеть – станцевать.

2. Словесный:

- беседа о характере музыки, рассказ о ее образах;

-раскрытие танцевального образа через рассказ;

- определение характера героя, его эмоциональный настрой.

3. Практический:

-многократное выполнение музыкально-ритмических движений с последующим их включением в игры, пляски, хороводы;

-праздники, развлечения, где дети раскрывают свою индивидуальность, используя основной принцип ритмики: от музыки к движению.

3. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

3.1.1-й год обучения подпрограмма «Мы танцуем»

Учебный план 1-го года обучения

Наименование разделов и тем

2 год обучения

Формы контроля

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие

0,5

-

0,5

Беседа

2.

Ритмико-гимнастические упражнения

-

10

10

Педагогическое наблюдение

3.

Построения для танцев

0,5

6

6,5

Педагогическое наблюдение

4.

Танцевальные композиции

-

10

10

Педагогическое наблюдение

5.

Музыкально-ритмические игры

-

6

6

Педагогическое наблюдение

Итого:

1

32

33

3.2.2-й год обучения подпрограмма «Мы танцуем»

Учебный план 2-го года обучения

Наименование разделов и тем

2 год обучения

Формы контроля

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие

0,5

-

0,5

Беседа

2.

Ритмико-гимнастические упражнения

1

9

10

Педагогическое наблюдение

3.

Построения для танцев

0,5

6

6,5

Педагогическое наблюдение

4.

Танцевальные композиции

1

9

10

Педагогическое наблюдение

5.

Музыкально-ритмические игры

-

6

6

Педагогическое наблюдение

Итого:

3

29

33

3.3. 3-й год обучения подпрограмма «Мы поем»

Учебный план 3-го года обучения

Наименование разделов и тем

3 год обучения

Формы контроля

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие

-

1,5

1,5

Беседа

2.

Ритмико-гимнастические упражнения

-

17,5

17,5

Педагогическое наблюдение

3.

Построения для танцев

-

4

4

Педагогическое наблюдение

4.

Танцевальные композиции

-

7

7

Педагогическое наблюдение

5.

Музыкально-ритмические игры

-

3

3

Педагогическое наблюдение

Итого:

-

33

33

4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

4.1. Календарно-тематический план

1-й год обучения

Месяц

Тема урока

Требования к уровню подготовки

Количество часов

Сентябрь-октябрь

Введение. Что такое ритмика.

Основные танцевальные правила. Приветствие. Постановка корпуса.

Увлечь музыкой, вызвать интерес к движению.

2

Первый подход к ритмическому исполнению (хлопки, выстукивания, притоп).

Научить ритмично исполнять различные мелодии.

3

Понятие о правой, левой руке, правой, левой стороне. Повороты и наклоны корпуса.

Поза исполнителя. Зритель, исполнитель. Положение фигуры по отношению к зрителю.

Проверить знания учащихся о правой, левой руке, стороне.

Объяснить как должна располагаться фигура относительно зрителя.

3

Ноябрь-декабрь

Танцевальная зарядка. Упражнения для рук.

Ритмические упражнения.

Разучить основные упражнения для рук в форме танцевальной зарядки.

3

Простейшие танцевальные элементы в форме игры.

Разучить танцевальные элементы в форме игры.

2

Понятие размер. Музыкальная фраза, длительность в музыке и танце.

Продолжать знакомить детей с музыкальными понятиями.

3

Январь-февраль-март

Гимнастика. Упражнения на дыхание, упражнения для развития правильной осанки.

Упражнения на расслабление мышц.

Научить правильно дышать.

Следить за осанкой во время учебы.

5

Настроение в музыке и танце. Характер исполнения.

Музыкальные, танцевальные темы.

Научиться определять характер мелодии и подбирать оригинальное исполнение движения.

2

Разучивание простейших танцевальных элементов.

Новые танцевальные элементы.

3

Апрель-май

Гимнастика Parter.

Фигуры в танце. Квадрат, круг, линия.

Познакомить с партерной гимнастикой.

4

Прохлопывание ритмического рисунка прозвучавшей мелодии.

Выразительные средства музыки и танца. Музыка, движение, исполнители.

Познакомить с основными выразительными средствами музыки и танца.

2

Танцевальные игры для развития музыкальности и слуха.

Рассмотреть и разучить основные фигуры в танце.

2

4.2. Содержание программы

Первый год обучения

1. Азбука движений. Основные понятия и термины: темп движений, характер и динамика движений, мелодия, характер и динамика движений, мелодия, ритм, звук, акцент, звук, ритмический рисунок, такт, пауза, форма и фразировка: анализ музыкальных форм. Значение слов: лексика, образ, импровизация, стилизация, танец, понятие танцевальной комбинации.

2. Ориентация, координация в сценическом пространстве. Основные 8 точек сценического пространства (план учебно-танцевального класса) план сцены: центр, середина, зритель. Основные понятия и термины: анфас (прямо), croisse (наискосок), линия, две линии, колонна, диагональ круг (лицом, спиной по линии танца), два круга «змейка», «воротца» «улитка» «паровозик», «спираль» графическая запись танца. Понятие «интервал». Организация сценического пространства, основные понятия артиста эстрады. Методика перестроения из одного рисунка в другой рисунок сценического пространства.

3. Основные танцевальные элементы. Основные понятия и термины: расслабление и напряжение корпуса, танцевальный шаг. Основные танцевальные элементы: марш, бег, ходьба на полупальцах и пятках; подскоки по диагонали, на месте вокруг себя; приставной шаг (вперед, назад, в сторону). Ковырялочка и притопы, положение рук на поясе, сзади; наклоны и поворот головы, корпуса, поворот на месте на полупальцах галоп по диагонали и по кругу, движения кистей рук, работа плечами прыжки по 6 позиции, с поджатыми ногами – вперед, назад; прыжки с 6 во 2 (параллельную) позицию ног; прыжки с 6 в 4 позицию ног. Понятийное представление о музыкально-ритмических движениях.

4. Творческая импровизация и танцевальные игры. Основные понятия и термины: импровизация, раскрепощение, лексика, образ, стилизация, самооценка. Понятие варьирования. Понятие художественного образа. Виды творческой импровизации. Рисунок и ориентация композиции. Предметы и аксессуары в хореографическом искусстве. Одушевлённый и неодушевлённый предмет. Своё личное чувство жизни и личное отношение к внешнему миру. Стремление к новому, неизвестному.

5. Постановочная и репетиционная работа. Основные понятия: репетиция номера, утренник, номер (из чего состоит), ответственность, дисциплинированность, чувство ансамбля, костюм, артист, чувство сплочённости и др. Основные понятия организации сценического пространства. Терминология и техника исполнения Работа в ансамбле, работа в паре. Организация и динамика сценического пространства. Простой и сложный рисунок концертного номера.

4.3. Календарно-тематический план

2-й год обучения

Месяц

Тема урока

Требования к уровню подготовки

Количество часов

Сентябрь-октябрь

Введение. Что такое ритмика.

Увлечь музыкой, вызвать интерес к движению.

1

Основные танцевальные правила. Приветствие. Постановка корпуса.

Начать приучать учащихся к танцевальной технологии.

2

Первый подход к ритмическому исполнению (хлопки, выстукивания, притоп).

Научить ритмично исполнять различные мелодии.

2

Понятие о правой, левой руке, правой, левой стороне. Повороты и наклоны корпуса.

Проверить знания учащихся о правой, левой руке, стороне.

2

Поза исполнителя. Зритель, исполнитель. Положение фигуры по отношению к зрителю.

Объяснить как должна располагаться фигура относительно зрителя.

2

Ноябрь-декабрь

Танцевальная зарядка. Упражнения для рук.

Разучить основные упражнения для рук в форме танцевальной зарядки.

1

Ритмические упражнения.

Научить ритмично исполнять различные упражнения.

2

Простейшие танцевальные элементы в форме игры.

Разучить танцевальные элементы в форме игры.

2

Понятие размер. Музыкальная фраза, длительность в музыке и танце.

Продолжать знакомить детей с музыкальными понятиями.

1

Январь-февраль-март

Гимнастика. Упражнения на дыхание, упражнения для развития правильной осанки.

Научить правильно дышать. Следить за осанкой во время учебы.

2

Настроение в музыке и танце. Характер исполнения.

Научиться определять характер мелодии и подбирать оригинальное исполнение движения.

2

Упражнения на расслабление мышц.

Научить учащихся расслаблять мышцы.

2

Музыкальные, танцевальные темы.

Научиться определять медленно, быстро, умеренно.

2

Разучивание простейших танцевальных элементов.

Новые танцевальные элементы.

2

Апрель-май

Гимнастика Parter.

Познакомить с партерной гимнастикой.

1

Выразительные средства музыки и танца. Музыка, движение, исполнители.

Познакомить с основными выразительными средствами музыки и танца.

2

Танцевальные игры для развития музыкальности и слуха.

Развить музыкальный слух.

2

Прохлопывание ритмического рисунка прозвучавшей мелодии.

Продолжать развитие музыкального слуха.

2

Фигуры в танце. Квадрат, круг, линия.

Рассмотреть и разучить основные фигуры в танце.

2

4.4. Содержание программы

Второй год обучения

1. Повторение пройденного материала. Импровизация на заданную тему. Хореографические импровизации, творческое мышление. Различать основные направления хореографического искусства.

2. Азбука музыкально – ритмических движений. Мелодия и движение. Темп. Контрастная музыка: быстрая - медленная, веселая – грустная. Соотношение пространственных перестроений с музыкальным материалом. Выделение сильной доли. Определение характера музыки словами и передача характера в движении. Музыкальные размеры 4/4, 2/2. Правила и логика перестроений, логика поворотов. Соотношение сильной и слабой доли, с правой и левой ногой. Методика исполнения основных танцевальных элементов.

3. Танцевальная разминка. Начало тренировки суставно-мышечного аппарата ребенка. Ознакомление с искусством хореографии. Специфика танцевального шага, бега. Позиции положения рук и ног. Понятие твердо – мягко. Мышечная и эмоциональная память. Понятие «мышечного напряжения». Сила движения, точность направления. Знание правил исполнения каждого отдельного движения и упражнения. Красиво, грамотно «строить» свое тело.

4. Постановочная и репетиционная работа. Знакомство с сюжетом танца, рассказ и показ танцевальных комбинаций. Порядок танцевальных комбинаций, положения рук в паре. Техника выполнения, порядок движений. Порядок танцевальных комбинаций, четкое перестроение. Правила перестроений, манера исполнения.

4.5. Календарно-тематический план

3-й год обучения

Месяц

Тема урока

Требования к уровню подготовки

Количество часов

Сентябрь-октябрь

Введение. Основные танцевальные правила. Приветствие. Постановка корпуса.

Увлечь музыкой, вызвать интерес к движению. Приучать к танцевальной технологии.

1

Гимнастика Parter.

Познакомить с партерной гимнастикой.

2

Прохлопывание ритмического рисунка прозвучавшей мелодии.

Развить музыкальный слух.

1

Основные танцевальные точки, шаги. Диагональ, середина.

Обучить основным танцевальным точкам в зале.

1

Понятие о рабочей и опорной ноге.

Показать высоту шага и научить равномерно распределять тяжесть корпуса на рабочую ногу.

2

Первый танцевальный элемент «Квадрат», «Крест».

Умение пользоваться движением «Крест» для рук, головы, ног.

1

Ноябрь-декабрь

Понятие «шаг». Растяжка.

Подход к хореографической терминологии.

2

Постановка корпуса. Движения плечами, бедрами, руками, животом.

Научить детей не смотреть себе под ноги, поставить корпуса зеркала.

2

Простейшие танцевальные элементы. Танцевальный шаг, подскоки вперед, назад, галоп.

Рассмотреть и разучить простейшие танцевальные элементы.

2

Упражнения на дыхание, упражнения для развития правильной осанки.

Научить правильно дышать. Следить за осанкой во время учебы.

1

Январь-февраль-март

Сюжетно-образные движения.

Умение создать определенный образ.

2

Разучивание позиций рук и ног.

Выучить основные позиции рук и ног.

2

Наклоны и повороты с хореографической точки зрения.

Наклоны корпуса в разных направлениях. Правильный наклон грудью вперед, голова на зрителя.

1

Ритмические упражнения в различныхкомбинациях.

Составить несколько комбинаций с использованием ритмических упражнений.

2

Марш. Понятие о марше, ритмический счет.

Научиться маршировать, отличать марш от других танцев, счет, темы марша, простукивание на счет 1,2,3,4.

2

Разучивание танцевальных шагов. Шаг с приседанием, приставной, с притопом.

Научить основным танцевальным шагам.

2

Апрель-май

Упражнения для развития плавности и мягкости движений. Пластичная гимнастика.

Развить пластичность и мягкость движений под музыку.

1

Танцевальный бег (ход на полу пальцах). Упражнения для профилактики плоскостопия.

Научить выполнять различные упражнения на полупальцах.

1

Тройной шаг. Упражнения на ориентацию в пространстве.

Разучить различные комбинации с тройным шагом. Самостоятельная ориентировка в пространстве в характере музыки.

2

Приставные шаги. Синхронность.

Развивать синхронность, выполняя простейшие приставные шаги.

1

Партнер и партнерша. Понятие дуэт, квартет в танце.

Дать основные понятия в танце.

2

Простейшие фигуры в танцах. Разучивание танца в паре.

Познакомить с основными фигурами в танцах и попробовать исполнить их в паре.

2

4.6. Содержание программы

Третий год обучения

1. Повторение пройденного материала. Устный опрос. Закрепление изученного ранее материала. Программные упражнения. Позиции ног и рук; Понятия опорной и рабочей ноги. Перенос корпуса с одной ноги на другую. Техника исполнения элементов в комбинациях.

2. Элементы современного, бального, эстрадного танца. Особенности народных движений, характерные положения рук. Основной шаг, простой, основной шаг комбинированный. Прыжковые движения; подскоки из стороны в сторону. Комбинации движений рук. Танцевальные комбинации на основе шагов. Комбинации рук: мельница, лодочка. Танцевальные прыжковые движения. Разучивание движений в медленном и быстром темпе, чередование. Разучивание на месте и с продвижением в медленном и быстром темпе.

3. Постановочная и репетиционная работа. Порядок движений в танцевальных комбинациях. Рисунок танца. Основной шаг, шаг-точка, комбинация, бег. Перестроения: цепочка, змейка. Равнение и синхронность исполнения. Порядок танцевальных комбинаций, техника исполнения. Разучивание танцевальных комбинаций на ранее изученном материале.

4. Рисунок танца и варьирование движений. Основные понятия: номер (из чего состоит), чувство ансамбля, рисунок танца. Виды рисунков танца, методика построения. Комбинации из различных позиций и положений рук. Техника, манера, грамотность и выразительность исполнения.

5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

В результате освоения программы дети будут:

1. Знать классические позиции рук и ног, названия позиций;

2. Постановку спины и головы;

3.Уметь изменять движения с изменением характера музыки;

4. Выполнять простейшие классические движения;

5. Уметь двигать в соответствии с характером музыки;

6. Самостоятельно ориентироваться в пространстве;

7. Уметь создавать музыкально – двигательный образ;

8. Уметь изменять направление движения в соответствии с характером музыки;

9. Подчиняться требованиям педагога и коллектива;

10. Соблюдать культуру поведения в зале и на сцене;

11.Работать в паре и в группе.

6. УСЛОВИЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

6.1. Методическое обеспечение программы

1.Методические разработки и планы – конспекты занятий, методические указания и рекомендации к практическим занятиям;

2.Развивающие и дидактические процедуры: дидактические и психологические игры и упражнения;

3. Дидактические материалы;

4. Наличие видеотеки с записями различных детских ансамблей и групп.

6.2. Материально-техническое обеспечение

1. Хореографический кабинет с зеркалами;

2. Станки;

3. Наличие репетиционного зала (сцена);

4. Фортепиано;

5. Музыкальный центр, компьютер;

6. Записи аудио, видео, формат CD, MP3;

7. Записи выступлений, концертов.

7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература для педагогов:

1. Бекина С.И. «Музыка и движение», Москва 2006 г.

2. Ваганова А.Я. «Основы классического танца», С-Петербург 2005 г.

3. Васильева Т.К. «Секрет танца», С-Петербург 2007 г.

4. Диниц Е.В. «Азбука танцев». Донецк 2009 г.

5. Пасютинская В. «Волшебный мир танца». Москва 2005 г.

6. Пляшешник А.Д. «Методическое пособие в помощь педагогу дополнительного образования, руководителю хореографических кружков, объединений», Москва 2008 г.

7. Тарасова Н.Б. «Теория и методика преподавания народно-сценического танца», С-Петербург 2006 г.

8. Чибрикова А.Е. «Ритмика», Москва 2010 г.

Литература для обучающихся:

1. Бардина С.Ю. «Балет, уроки», Москва 2005 г.

2. Детская энциклопедия «Балет», Москва 2010 г.

3. Детский хореографический журнал «Студия Пяти па» 2010 г.

Приложение №1

Диагностическая карта определения уровня сформированности танцевальных умений у детей

Ф.И. ребёнка

Ритмичность

Гибкость

Артистизм

Умение танцевать в коллективе

Общий балл

- Высокий уровень (В)

- Ребёнок заинтересован в усвоении знаний об искусстве танца, активно проявляет себя в танцевальной деятельности. Обладает высокими данными: гибкостью, музыкальностью, артистизмом. Обладает высокой эмоциональной выразительностью, развита фантазия и воображение.

- Средний уровень (С)

- В целом ребенок заинтересован в усвоении танцевального искусства. Стремится к приобщению к эстетическим ценностям. Однако недостаточно развита гибкость, музыкальность, редко проявляются фантазия и воображение.

- Низкий уровень (Н)

- Ребенок мало заинтересован в приобщении к искусству, не проявляет интерес к танцам. Обладает слабо развитыми физическими качествами: сила, быстрота движений, ловкость, гибкость. Отсутствует пластичность. Слабо развита эмоциональность, фантазия.

Приложение №2

КАРТОТЕКА ПРИМЕРНЫХ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ

Подготовительные танцевальные упражнения (разминка)

Движения головой:

• Наклон вперед и назад

• Наклон влево и вправо

• Поворот вправо и влево

• Круговое движение влево и вправо

• Выдвигание влево и вправо

• Выдвигание вперед и назад

Движение плечами:

• поднимание и опускание одновременно двумя плечами

• поднимание и опускание поочередно

• отведение назад и приведение вперед одновременно двумя плечами

• отведение назад и приведение вперед поочередно

• круговое движение вперед и назад одновременно двумя плечами

• круговое движение вперед и назад поочередно

Движение руками:

• поднимание и опускание прямых рук в разных направлениях

• поднимание и опускание согнутых рук в разных направлениях

• вращательные движения согнутыми в локтях руками перед собой наклоняясь вперед и назад («моторчик»)

• вращательные движения согнутыми в локтях руками перед собой поворачивая корпус влево и вправо («моторчик»)

• «ударные», пружинистые движения вниз и в сторону одновременно двумя локтями

• «ударные», пружинистые движения вниз и в сторону поочередно правым и левым локтем

• одинарные хлопки в ладошки перед собой, за спиной, над головой, у плеча, внизу

• двойные хлопки в ладошки перед собой, за спиной, над головой, у плеча, внизу

• тройные хлопки в ладошки перед собой, за спиной, над головой, у плеча, внизу

• одинарные хлопки ладошкой по плечу, бедрам, груди, голеностопам

• двойные хлопки ладошкой по плечу, бедрам, груди, голеностопам

• тройные хлопки ладошкой по плечу, бедрам, груди, голеностопам

• диагональное движение правой рукой: правая рука сначала показывает вверх вправо, потом вниз влево

• диагональное движение левой рукой: левая рука сначала показывает вверх влево, потом вниз вправо

• «горизонтальная волна» (выполняется горизонтальным волнообразным движением руки от кончиков пальцев до локтя) правой и левой рукой

• «вертикальная волна» (выполняется вертикальным волнообразным движением руки от кончиков пальцев до локтя) правой и левой рукой

• сжимание и разжимание пальцев в различных положениях рук одновременно двумя руками

• сжимание и разжимание пальцев в различных положениях рук поочередно правой и левой рукой

• сжимание и разжимание пальцев рук в различных ритмических рисунках и темпе

Движение корпусом:

• наклон прямого туловища вперед и назад, влево и вправо

• наклон расслабленного, мягкого туловища, с головой вперед-назад, влево-вправо

• круговое движение: выдвигание вперед-сдвигание влево-выдвигание назад — сдвигание вправо

• «волна-2» (выполняется вертикальное волнообразное движение туловищем, начиная с головы и закачивая тазом) сдвигание вперед и назад, влево и вправо

Движение ногами:

• одинарные притопы одной и двумя ногами

• двойные притопы одной и двумя ногами

• тройные притопы одной и двумя ногами

• приставные шаги влево и вправо, вперед и назад

• шаг марша на месте и с продвижением в различном темпе

• выставление ноги на носочек и на пяточку в разных направлениях

• поднимание и опускание прямой в колене ноги в разных направлениях

• поднимание и опускание согнутой в колене ноги в разных направлениях

• махи ногой вперед и назад, вправо и влево

• «гармошка» (простая и усложненная)

• «ковырялочка» с притопами, поворотом, прыжком, хлопком

Ходьба:

• на носочках

• в полуприседе

• с притопом

• чередуясь с поворотом, с прыжком

• сочетая с хлопками, притопами, разворотом корпуса вправо и влево

• с различным положением и движением рук

• боковой и прямой скрестный шаг

Пространственная ориентация и построение

• Шеренга

• Колонна

• Построения и перестроения по два и по четыре

• Фигурная маршировка с перестроениями из колонны в шеренгу и обратно

• Круг по одному, парами, лицом и спиной

• Принцип дробления и собирания круга.

Подскоки:

• на месте

• с продвижением вперед и назад

• влево и вправо

Галоп:

• прямой

• боковой

Вращения:

• на месте и с продвижением

• на одной ноге на месте и с продвижением

• в беге и прыжках

Приседание и полуприседания:

• на двух ногах с отведенной ногой в сторону, вперед и назад

• пружинка обычная и разворотом корпуса вправо и влево

Прыжки:

• одинарные, двойные, тройные

• на двух и одной ноге на месте

• на одной и двух ногах с продвижением вперед и назад, влево и вправо, в повороте на месте и с продвижением

• ноги вместе — ноги врозь на месте и с продвижением

• ноги вместе — ноги крест-накрест на месте и с продвижением

• выпад вперед на одну ногу, прыжком поменять ноги («лыжи»)

• двойной прыжок на месте и с продвижением — ноги врозь в полу присед

• в различных ритмических рисунках

МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИ УПРАЖНЕНИЯ

• хлопки в ладошки на счет и через счет

• топанье ногой на счет и через счет

• комбинации хлопков на различных ритмических рисунках

• уменьшение круга на уменьшение звука, увеличение круга на усиление звука

• поднимание и опускание рук на определенный счет

• ходьба на каждый счет и через счет

• прыжки на каждый счет и через счет

• игра в «ладушки» с партнером на определенный счет

ЭЛЕМЕНТЫ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА

• постановка корпуса

• понятие рабочая нога и опорная нога

• положение рук

• положение и поворот головы

• приседания (plie)

• приведение и отведение ноги вперед, в сторону и назад (battement tendu)

• поднимание на полу пальцы и опускание (releve)

• перегиб корпуса вперед и в сторону

ЭЛЕМЕНТЫ НАРОДНОГО ТАНЦА

• поклон

• положение рук (на пояс с раскрытыми пальцами и в кулачке, полочка, в стороны, наверх, с платком)

• положение рук в паре (за руки внизу, вытянутые вперед, под руку, за плечи, за спину)

• движение рук

• простой, боковой, переменный ход

• притопы

• удары полу пальцами и каблуком

• «ковырялочка»

• «гармошка»

• галоп, подскоки

• присядка

• «ползунок»

• хлопки и хлопушки

• вращения на полу пальцах и в беге

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

• показать, как танцуют куклы

• показать, как танцуют роботы

• показать, как танцуют животные (кошка, обезьяна, бабочка, попугай и др.)

• показать, как танцует грустный, веселый, усталый человека

• показать, как танцует балерина

• показать, как могли бы танцевать инопланетяне под космическую музыку

• показать, как танцуют люди разных профессий — плотник с молотком, повар с половником, мама с ребенком, водитель с рулем и др.

ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ПАРТЕРНОЙ ГИМНАСТИКИ

Педагог определяет для каждого ученика его точное место в определенной линии для занятий на ковриках.

«Достать до солнышка»

Упражнения для укрепления мышц спины.

Исходное положение: сидя на полу, спина прямая, подтянутая, ноги вытянуты в коленях и стопе, руки опущены на пол.

Музыкальный размер 2/4.

1-2-й такты – руки ставим на пояс, корпус вытягивается, «тянемся макушкой до солнышка».

3-4-й такты – корпус расслабляется, исходное положение.

Упражнение повторяется 4 раза.

«Складочка»

Упражнение для мышц спины и брюшного пресса.

Музыкальный размер 2/4.

Исходное положение: сидя на полу, спина прямая, подтянутая, ноги вытянуты в коленях и стопе, руки опущены на пол.

1-2-й такты – руки через стороны медленно поднимаются в третью позицию;

3-4-й такты – «Складочка» к ногам (спина подтянута, ноги вытянуты).

5-6-й такты – сохраняя третью позицию, поднимаем корпус вверх, удерживая подтянутой поясницу;

7-8-й такты – плавным движением опускаем через стороны руки в исходное положение.

Упражнение исполняется 4 раза.

«Лягушка»

Упражнение на развитие выворотности и эластичности ног.

Музыкальный размер 3/4.

Исходное положение – сидя на полу.

При исполнении под музыку этого элемента педагог следит за выворотностью ног и подтянутостью корпуса (медленно и спокойно колени ребенка достают до пола).

Упражнение «лягушка» может так же исполняться лежа на спине или лежа на животе. Упражнение можно усложнить.

Исходное положение: сидя на полу, ноги выворотны – «лягушка», корпус подтянут, руки опущены на пол.

1-2-й такты – руки поднимаются через стороны в третью позицию;

3-4-й такты – опускаем корпус вниз, «складочка» (ноги выворотны, спина подтянута, руки сохраняют третью позицию);

5-6-й такты – сохраняя третью позицию рук, поднимаем корпус вверх;

7-8-й такты – руки возвращаются в исходное положение.

Упражнение повторяется 4 раза.

«Растем-растем!»

Упражнение на напряжение и расслабление всех мышц (лежа на спине).

Музыкальный размер 4/4.

Исходное положение: лежа, корпус вытянут, руки в стороны ладонями вниз.

1-й такт – корпус, шею, колени, стопы вытянуть (следить, чтобы поясница прилегала плотно к полу);

2-й такт – расслабить все мышцы.

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ

В партерном экзерсисе упражнения на развитие гибкости следует начинать тогда, когда мышцы становятся более эластичными. Гибкость тела начинающего заниматься хореографией ребенка можно определить величиной прогиба назад и вперёд.

«Черепашки»

Упражнение на развитие гибкости позвоночника.

Исходное положение: лежа на животе, руки в упор (кисти возле плеч, локти опущены вниз).

Музыкальный размер 3/4.

1-2-й такты – отталкиваясь руками от пола, поднимаем корпус вверх, голова прямо;

3-4-й такты – возвращаемся в исходное положение.

Упражнение повторяется 4 раза.

Усложнение упражнения (руки вытягиваются в локтях, мягко и плавно вытягиваем шею и тянемся макушкой назад). Развиваем гибкость позвоночника.

«Коробочка»

Музыкальный размер 3/4.

Исходное положение: лежа на животе, руки в упор (кисти возле плеч, локти опущены вниз).

1-2-й такты – отталкиваясь руками от пола, мягко и плавно вытягиваем шею и тянемся макушкой назад. Ноги согнуть в коленях;

3-4-й такты – возвращаемся в исходное положение.

Упражнение повторяется 4 раза.

«Корзиночка»

Музыкальный размер 3/4.

Исходное положение: лежа на животе, ноги в натянутом положении, пятки вместе, руки лежат под подбородком.

1-2-й такты – кисти рук обхватывают голеностопные суставы обеих ног и вытягиваются наверх;

3-4-й такты – исходное положение.

Упражнение повторяется 4 раза.

«Уголок» лежа на спине

Упражнение для силы мышц спины и брюшного пресса.

Музыкальный размер 2/4, 3/4.

Исходное положение: лежа на спине, руки направлены в стороны ладонями вниз.

Удерживая корпус, плотно прижатым к полу, поднимаем ноги, вытянутые в стопе и коленях на 45º.

На первоначальном этапе педагог может подходить к ребенку и помогать удерживать корпус на полу.

«Уголок» лежа на животе

Исходное положение: лежа на животе, руки в 3-й позиции, можно руки положить на затылок (локти в стороны). Удерживая ноги, плотно прижатыми к полу, поднимаем корпус.

На первоначальном этапе педагог может помогать детям удерживать ноги на полу.

Упражнение исполняется 4 раза.

«Качалочка»

Исходное положение: лежа на животе, руки в 3-й позиции.

Музыкальный размер 2/4, 3/4.

Поочередно вверх поднимаются руки, сохраняя 3-ю позицию, а затем ноги (стопы вместе). Следить, чтоб учащиеся не помогали отталкиваться от пола руками или ногами.

«Уголок»

Упражнение для силы спины и мышц брюшного пресса.

Исходное положение: сидя на полу, спина подтянута, ноги вытянуты в коленях и стопе, руки опущены на пол.

Музыкальный размер 2/4.

1-й такт – ноги сгибаются в коленях, стопы вытянуты;

2-й такт – ноги вытягиваются вверх на 45º, далее на 90 º (уголок);

3-й такт – ноги сгибаются в коленях, стопы вытянуты;

4-й такт – исходное положение (обратить внимание на подтянутое положение корпуса).

Упражнение повторяется 4 раза.

«Березка»

Исходное положение: сидя на полу, спина подтянута, руки опущены на пол.

Музыкальный размер 2/4, 3/4.

1-4-й такты – тяжесть корпуса переносится на спину, ноги сгибаются в коленях и резко вытягиваются вверх, руки поддерживают поясницу, фиксируем вытянутое положение ног «в воздухе»;

5-6-й такты – ноги сгибаются в коленях;

7-8-й такты – аккуратно возвращаемся в исходное положение.

Упражнение повторяется 4 раза.

«Тянем-потянем»

Упражнение на развитие выворотности и танцевального шага.

Музыкальный размер 3/4.

Исходное положение: лежа на спине, руки направлены в стороны ладонями вниз, колени и стопы вытянуты.

1-2-й такты – работающая нога медленно поднимается на 90º;

3-4-й такты – нога, дотянутая в колене и стопе, фиксируется «в воздухе» в выворотном положении;

5-6-й такты – нога медленно опускается;

7-8-й такты – исходное положение (следить за вытянутостью всего корпуса).

Упражнение исполняется 4 раза поочередно каждой ногой.

Бросок ноги на 90º. Grandbattementjete (гранд батман жете).

Упражнение на укрепление мышц бедра.

Исходное положение: лежа на спине, руки направлены в стороны ладонями вниз, колени и стопы вытянуты.

Музыкальный размер 2/4.

1-й такт – работающая нога, дотянутая в колене и стопе, энергично выбрасывается на высоту 90º;

2-й такт – нога медленно опускается в исходное положение (следить за выворотностью ног).

Упражнение исполняется 4 раза правой ногой, 4 раза левой ногой.

Бросок делается легкий, свободный, сильно вытянутой ногой, развернутой и подтянутой в тазобедренном суставе. Неправильное исполнение больших battements чаще всего является результатом преждевременного стремления бросить ногу выше 90º. Пока движение изучается, высота броска более 90º недопустима, даже в тех случаях, когда это позволяют природные данные.

РАСТЯЖКА

Прежде, чем приступать непосредственно к растяжке, необходимо разогреть все мышцы. По этой причине, как правило, упражнения для растяжки мышц ног следует выполнять только после завершения основного комплекса упражнений.

Физиологическая сущность растяжки заключается в том, что при растягивании мышц и удержании определенной позы в них активизируется процессы кровообращения и обмена веществ.

Шпагат

Шпагат является упражнением на растяжку. Шпагат – положение тела, при котором расставленные в противоположных направлениях ноги находятся на одной линии, а внутренние линии бёдер образуют угол в 180 градусов.

Поперечный шпагат

Поперечный шпагат – разведение ног в стороны (рисунок слева), продольный шпагат – одна нога вытянута вперед, а другая – назад. Поперечный шпагат может быть как на правую, так и на левую ногу (рисунок справа).

При исполнении поперечного или продольного шпагата, если провести воображаемую линию от пятки одной ноги к другой, должна получиться прямая линия.

Музыкальная игра «Заводная игрушка»

Детям предлагается прослушать музыку, затем один ребенок выходит на середину зала, педагог «заводит ключом» ребенка. Ребенок под музыку танцевальными движениями изображает придуманную им игрушку. По окончании музыки дети вместе решают, какая игрушка перед ними была. Каждый желающий по очереди показывает свою придуманную «заводную игрушку».

Во время проведения игр под музыку перед педагогом стоит задача научить детей создавать музыкально-двигательный образ. Причем, педагог должен сказать название, которое определяло бы характер движения. Например: «зайчик» (подпрыгивание), «лошадка» (прямой галоп), «кошечка» (мягкий шаг), «мячик» (подпрыгивание и бег) и т. п.

Пример ритмической игры на развитие координации, слуха, ориентации в пространстве, внимания, воображения

Дети стоят по кругу лицом в центр, игрушку держат прямо перед собой. Преподаватель дает задание поставить игрушки в центр круга и вернуться на свое место.

«Шагаю как лошадка»

Музыкальный размер 2/4, характер четкий, ритмичный, в пункте № 4 – 3/4, характер аккомпанемента – плавный.

Шаг с высоким подъемом ноги в колене часто используется в играх. Согнутая в колене нога поднимается вперед так, что бедро принимает горизонтальное положение, а голень образует с бедром прямой угол. Носочек при этом «смотрит» в пол (как копытце у лошадки). При выполнении этого движения корпус должен быть прямым, голова поднята.

Педагог:Сядем, дети, на лошадки,

Погулять поедем.

Вот какие молодцы!

Мы по кругу едем.

(Ноги - 6 позиция. Руки вытянуты вперед, кулаки сжаты.)

Построение. Дети стоят друг за другом. Идут по кругу частым притопывающим шагом на каждую долю (восьмую).

Педагог:Поднимает высоко

У нас лошадка ножки,

Мы с ней тоже так походим

Не спеша немножко.

(Ноги - 6 позиция. Руки на поясе.)

Идут по кругу, высоко сгибая ногу в колене, стараясь тянуть носочек.

Педагог:Повернулась в круг лошадка

Головой кивает.

Мы движенье повторяем,

Ей мы помогаем.

(Ноги - 6 позиция. Руки на поясе.)

Стоят лицом в круг. Легкие наклоны головы вправо, влево, вперед.

Педагог:А теперь танцует с нами

Рыжая лошадка.

И мы тоже так умеем,

Повторяем сами.

(Ноги - 6 позиция. Руки вытянуты вперед, кулаки сжаты.)

Касание пола носком вытянутой ноги с последующим сгибанием в колене. Выполняем поочередно правой и левой ногами.

Педагог:И покружимся немножко

Мы с лошадкой вместе.

Ножки вот так поднимаем,

Не стоим на месте.

(Ноги - 6 позиция. Руки на поясе.)

Спокойное кружение вокруг себя, высоко поднимая колени. Носочек стараемся тянуть.

Педагог:А теперь бежит легко

Лошадка по саду.

Нелегко ее догнать,

Постараться надо.

(Ноги - 6 позиция. Руки на поясе).

Поворачиваются друг за другом. Бегут по кругу на носочках легко.

Педагог:Спасибо скажем, дети,

Лошадке рыжей нашей.

Быть может она завтра

Прокатит нас и спляшет.

(6 позиция. Дети останавливаются, встают лицом в круг, хлопают в ладоши.)

Педагог:Угостим лошадку нашу

Сахарным печеньем,

И погладим шерстку гладко

Вот таким движеньем.

(Ноги - 6 позиция. Руки на поясе).

Легко, делая «пружинку», присядают и протягивают поочередно вперед ручки, ладошками вверх, как бы угощая лошадку. Затем поочередно выполняют плавные, поглаживающие движения (гладят лошадку).

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 04.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области