Программное содержание и использование подвижных игр на учебный год .
Содержание программы | Название подвижных игр | Б | С | Л | В | Г |
Легкая атлетика I, IV четверть. | ||||||
1. Бег 30 м. с высокого старта 2. Низкий старт с последующим ускорением. 3. Бег с изменением темпа. 4. Специальные беговые упражнения. 5. Эстафетный бег. 6. Метание малого меча: 7. Прыжки: | «Перебежки» «Вызов номеров» «День и ночь» «Воробьи и вороны» «Октябрята» «Гонка с выбыванием» «Конники, спортсмены» «Круговая эстафета» «Космонавты» «Салки с ленточками» «Пушки и мортиры» «Охотники и утки» «Рикошет» «В горизонтальную цель» «Прыжки по полоскам» «Прыжок за прыжком» «Челнок» | + + + + + + + + + + + + + | + + + + + + | + + + + + + + + + | + | |
Спортивные игры I, II четверть. | ||||||
Баскетбол. 1. Стойка, передвижение 2. Остановка прыжком с двух шагов. 3. Ведение мяча на месте и в движении. 4. Ловля и передача мяча двумя руками от груди. 5. Броски мяча в корзину. Волейбол. 1.Прием мяча снизу двумя руками сверху. 2.Передача мяча двумя руками сверху. 3.Нижняя прямая подача. Футбол. 1.Остановка катящегося мяча. 2.Ведение мяча внутренней и внешней частью подъема. 3.Ведение мяча между предметами 4.Удары внутренней стороной стопы. | «Пятнашки с защитником» «Передал, садись» «Борьба за мяч» «Мяч капитану» «Эстафеты» «Самый результативный» «Не гляди на мяч» «Салки с мячом» «Охотники» «Один на один» «Мяч в кольцо» «Внимание, номера» «Пасовка волейболистов» «По наземной мишени» «Мяч среднему» Эстафеты с элементами волейбола. «Салки с футбольным мячом» «Пробей стенку» «Самый меткий» «Попробуй отбери» «Слепой футболист» Эстафеты с элементами футбола. | + + + + + + + + + + + + | + + | + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + | ||
Гимнастика IV четверть. | ||||||
1.Кувырки: - вперед - назад 2.Стойка на лопатках 3. «Мост» из положения лежа на спине 4.Лазание по канату. | «Придумай сам» «Мостик и кошка» «Гимнастический марафон» Эстафеты с элементами акробатики. «Чехарда» | + | + | + + + | + + + + + | |
Лыжная подготовка III четверть. | ||||||
1.Попеременный,двухшажный. 2.Одновременный,одношажный. 3.Одновременно двухшажный ход 4.Спуски в низкой стойке. 5.Подъемы «лесенкой и елочкой» 6.Торможение плугом. 7.Повороты «упором» | «Попади в ворота» «Кто быстрее взойдет в гору» «Кто дальше скатится с горки» «Быстрый лыжник» «За мной» «Сороконожка на лыжах» «За меньшее количество шагов» Эстафеты на лыжах | + + + + + | + + + | + + + + + + + | + | |
Плавание III четверть. | ||||||
1.Упражнение на дыхание. 2.Кроль на груди: - движение ногами, руками; - согласование движений руками и дыхание; - скольжение на груди с последующим подключением ног, рук и дыхания. | «Поплавок» «Фантом» «Хоровод» «Водолазы» «Морской бой» «Невод» «Пятнашки с мячом» «Торпеды» «Стрелы» «Медуза» «Тритоны» | + + + + + + + + | + | + + + + + + + | ||
Подвижные игры. | ||||||
На площадке: Летом. Зимой. С использованием ОРУ. | «Пятнашки и их варианты» «Гуси - лебеди» «Между двух огней» «Классики» «Длинная скакалка» «Пятнашки – «елочки»» «Защита крепости» «Делай так и делай эдак» «Ровным кругом друг за другом» | + + + + + | + + + | + + + + + + + + + | + + |
Б — быстрота
С — сила
Л — ловкость
В — выносливость
Г — гибкость
На уроках, задачей которого является воспитание силы, применяются игры, где занимающиеся, преодолевают собственный вес, все отягощения, сопротивления противника. В играх с преодолением собственного веса используется гимнастическая стенка, брусья, вертикальный канат. Не редко эти игры проводятся и без инвентаря и связаны с перемещением на площадке в упоре лежа, в упоре сзади, с выпрыгиванием. В зимний период воспитанию силы способствовует проведение игр и эстафет с бегом по глубокому снегу. Наиболее популярными игры: «Бой петухов», «Тяни в круг» и «Перемена мест».
Такая задача как воспитание быстроты решается с помощью не сложных игровых эстафет и таких игр как: «Вызов номеров», «День и ночь», «Перебежки». В этих играх присутствует элемент соревнования двух команд и поэтому упражнения выполняется в предельно быстром или около предельном темпе, что характерно для развития быстроты.
Разнообразные подвижные игры на быстроту и точность выполнения действий, равновесие и координацию создали хорошую основу для воспитания специальной ловкости. В таких играх совершенствуется «чувство мышечных усилий», «чувство пространства», «чувство времени». В них совершенствуется функции различных анализаторов от которых зависит правильное, точное и своевременное (а следовательно и ловкое) выполнение движений.
В играх на воспитание выносливость чередуются моменты напряжения и расслабления. В одних играх с этой целью применяются циклические движения, в других продолжительные усилия не связаны с определенным ритмом (игры с мячом). Существует немало игр, где сочетается развитие быстроты и выносливости при мышечной работе высокой интенсивности («Мяч ловцу», «Ловля парами», «Борьба за мяч») они включались в план занятий по общей физической подготовке и применяются наряду с баскетболом, футболом.
Игровые задания на развитие гибкости нередко выполнялись со снарядом, отягощением или с товарищем по команде, что создавало условия для увеличения амплитуды движения, дополнительного растяжения мышц и связок.
Подобранные нами подвижные игры и игровые упражнения решают так же задачи по обучению и совершенствованию, какого-либо двигательного навыка и умения. В подвижных играх, родственных по структуре и характеру движений, двигательным действиям, изучаемых в процессе занятий гимнастикой, легкой атлетикой, спортивными играми и лыжной подготовкой , учащиеся приобретают в упрощенной , схематической форме многие элементарные умения и навыки, что облегчает овладение материалом программы. Кроме того, применение родственных игр на этапе ознакомления с тем или другим двигательным действием (из гимнастики, легкой атлетики и т. д.) может предупреждать неправильные движения (например, скованные движения в бег, метании, прыжках). На этапе совершенствования двигательных действий неоднократное повторение отдельных технических приемов и тактических действий в облегченных (игровых) условиях помогает скорейшему развитию у учащихся способностей наиболее экономично и целесообразно выполнять многие изучаемые движения в целостном, законченном виде, формируется гибкий и вариативный двигательный навык.
На уроках по легкой атлетике имели преимущество игры содержащие метание («Пушки и мортиры», «Рикошет», «В горизонтальную мишень», «Мяч через сетку») прыжки в длину и высоту («Челнок», «Перемена мест», «Кто выше», «Прыжки по полоскам») скоростной бег («Рывок за мячом», «Наступление», «Гонка с выбыванием», «Догнать — обогнать!»). Все эти игры решают задачи, специфичные для данного вида. Одни из них содействуют воспитанию быстроты реакции, помогают совершенствовать технику старта или финишный рывок, другие направлены в основном на освоении бега по повороту, передачу эстафеты.
Развивать и совершенствовать такие навыки баскетбола как стойка игрока, перемещение, остановка, повороты , ловля и передача мяча, ведение мяча помогают игры с этими элементами «Центровой», «Мини баскетбол», «Борьба за мяч» и др.
Среди мальчишек популярна не только сама игра в футбол, но и другие игры с его элементами («Салки с футбольным мячом», «Пробей стенку») и др.
Игры на воде — не только интересное развлечение для детей во время купания, но и эффективное средство физического развития и закаливания. «Поплавки», «Торпеда», «Стрелы», «Медуза», «Водолазы» и другие игры — упражнения помогают преодолеть страх перед водой и разнообразить методы обучения навыкам плавания.
Не менее полезны и интересны игры на зимней площадке: «Два мороза», «Пятнашки — елочки», «Без промаха». Разнообразили уроки по лыжной подготовки игры: «По следам», «Гонки на лыжах в парах», «Сороконожка на лыжах».
Уроки гимнастики объединены в один игровой проект. Учебные темы проекта акцентированы игровыми названиями отельных уроков и инсценированы игровыми целями детей в педагогической структуре каждого урока. Задачи пректа:
Завершается проект гимнастическим праздником «Олимпийская радуга», где ученики имели возможность раскрыть свои физические и творческие способности.
После каждого раздела программы проводятся соревнования или спортивные праздники. Содержанием этих развлечений являются подобранные игры, отвечающие тематике раздела или одна игра («Мяч капитану» ) — включающая в себя упрощенные правила баскетбола или волейбола (игра «Пионербол»)
Задачами игровых праздников :
Кроме того, такие праздники помогают установить насколько учащиеся освоили основные движения, проверить их общую организованность, определить, как они освоили пройденные игры.
С помощью разнообразных игр мы разнообразили и другие виды деятельности на уроке: построение и перестроение, беговую разминку, ОРУ. Примерными играми здесь были: «К своему флажку», «Быстро по местам», - на беговую разминку; «Ровным кругом друг за другом», «Делай так и делай эдак» - с обще развивающими упражнениями.
Многие из этих игр («Челнок», «Кто дальше бросит» и др.) можно проводить в виде контрольных упражнений (тестов). Эмоциональная окраска подобных испытаний заставляет участников игры проявлять максимальные усилия для достижения результата.
При подборе игр учитывались анатомо — физиологические и психологические особенности детей этого возраста. У них наблюдается большая податливость организма различным влияниям окружающей среды и быстрая утомляемость. В связи с этим физическую нагрузку необходимо строго регулировать и ограничивать.
Точность дозировки воздействия в игровом методе, как правило, существенно меньше, чем в методах строго регламентированного упражнения, но все же некоторые приемы есть:
Учитывалось динамичность и в какой части занятия проводятся игры. С низкой интенсивностью (ЧСС 130 уд/мин) проводились во вводной и заключительной части, игры средней и высокой интенсивности (ЧСС от 130-170 уд/мин) включались в основную часть.
В ходе педагогического процесса систематично проводит свои наблюдения мед. работник школы, при которых замеряет пульс учащихся, общую и моторную плотность урока.