Функциональная грамотность педагога - залог успеха ученика
Формирование функциональной грамотности у учащихся - одна из ключевых задач современного педагога. Функциональная грамотность - необходимая компетенция для всех педагогических работников и тот уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в школе.
В этом учебном году 7 педагогов (14,3%) прошли курсы повышения квалификации более 72 часов и еще 38 чел. (80%) проходили тестирование по функциональной грамотности на платформе «Я Учитель».
Компоненты функциональной грамотности, которые проверялась в исследовании: креативное мышление, финансовая грамотность, естественнонаучная грамотность, математическая грамотность, глобальная компетентность.
Данные тесты оценили умение педагогов развивать у учеников функциональную грамотность - способность применять полученные навыки и знания в повседневной жизни. В ходе тестирования сами педагоги увидели, какие навыки развиты у них лучше, а на какие стоит обратить внимание и работать над возникшими проблемами.
Педагоги успешно справились с решением кейсов по формированию финансовой грамотности у учеников - 87% набрали в них более половины от максимального числа баллов. 82% наших учителей справились с заданиями на развитие математической грамотности. Педагоги умеют устанавливать доверительные отношения с классом (92%), сотрудничают с коллегами (87%) и занимаются развитием учеников (88%). В заданиях на цифровую грамотность 91% учителей получили более половины баллов. Зона роста учителей - умение формировать у учащихся креативное мышление. Трудности вызвали и задания по развитию глобальных компетенций: низкий результат по ним получили 9% педагогов. Нашим учителям следует обратить внимание на умение находить индивидуальный подход к ученикам (21%) педагогов получил менее половины баллов), ориентированность на учебный результат (24%) и способность анализировать свои действия (20%).
Создание системы для непрерывного и планомерного повышения квалификации и непрерывного повышения профессионального педагогического мастерства педагогических работников с учетом их профессиональных дефицитов и интересов является ценностным ориентиром образования. В этом учебном году в нашей школе проведены следующие мероприятия по формированию функциональной грамотности:
- Заседания ШМО учителей предметников по формированию функциональной грамотности на осенних каникулах в дистанционном формате, на весенних каникулах – очно.
- Заседания рабочих групп педагогов с целью обмена опытом реализации содержания и форм активизации межпредметных связей для формирования функциональной грамотности и презентация материалов по тематике «функциональная грамотность» и «межпредметные связи».
А также хочется отметить результаты наших педагогов за этот учебный год по обобщению работы по формированию функциональной грамотности. Учитель русского языка и литературы представил опыт работы в районном конкурсе педагогического мастерства «Учитель года» и стал призером, учитель начальных классов стала победителем в конкурсе «Мой лучший дистанционный урок (занятие), в районном конкурсе «Надымский педагог, практик, аналитик» – 3 педагога представили разработки уроков по формированию функциональной грамотности, из них 1 победитель и 2 призера.
В марте 2021 года учащиеся 8-х и 9-х классов приняли участие в тренировочном тестировании по направлениям функциональной грамотности (читательской – 35 чел., математической – 22 чел., естественнонаучной - 24 чел.). На сегодняшний день итоги данного тестирования еще не подведены. По результатам данного тренировочного тестирования планируем провести диагностику на выявление уровня сформированности функциональной грамотности у обучающихся составить реестр затруднений как педагогов, так и учащихся.
Подведя итоги, хочется отметить, что большое значение в формировании функциональной грамотности школьников имеет сотрудничество учеников, учителей, родителей. Если не будет понимания и гармонии в отношениях, учебно-воспитательный процесс не будет результативным. Достигнуть высоких результатов можно только в случае грамотно построенного учебно - воспитательного процесса с привлечением всех его участников.