Теоретические основы тьюторского сопровождения
обучающихся с ОВЗ
Процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях представляет собой не только реализацию прав детей на образование как основное условие успешной социализации, но и является эффективной самореализацией в различных видах социальной и профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребёнка, максимального раскрытия его возможностей на каждом возрастном этапе.
На сегодняшний день от системы образования требуется не только получение знаний в различных предметных областях и достижение хороших результатов обучения и воспитания, но и выстраивание индивидуальных путей получения этих знаний, необходимо научить выбирать, совершать пробы, развивать интересы и способности.
Проблема рассматриваемая актуальна с точки зрения психолого-педагогической теории и практики, что подтверждается анализом литературных источников, отмечается не только незначительная разработанность теоретических основ проблемы, но и отсутствие достаточного количества методов и программ, направленных на целенаправленную оптимизацию этой проблемы.
Особая организация учебной деятельности, направленная на обучение обучающейся с интеллектуальными нарушениями пользованию рациональными и целенаправленными способами выполнения задания, позволяет в той или иной степени скорректировать правильную учебную деятельность. Использование специальных методов и приемов, применяющихся в процессе коррекционно-развивающего обучения, позволяет оказывать влияние на развитие.
С целью выявления индивидуальных особенностей, интересов, способностей, проблем, затруднений обучающегося с интеллектуальными нарушениями в процессе образования мы использовали различные диагностические методы и методики. Для того чтобы тьютор смог организовать процесс индивидуальной работы с обучающейся соответствующий его индивидуальным особенностям.
Тьюторство рассматривают сейчас как новую профессиональную практику в образовании. На сегодняшний день тьюторская система работы является полноценной системой поддержки процесса построения индивидуальной образовательной программы обучающимися.
Тьютор (от англ. tutor) означает «домашний учитель, репетитор, (школьный) наставник, опекун.
Задача тьютора - построить движение подопечного в поле достижений, где существует идеальное (культурные образцы) и реальное (человеческие желания, интересы). Тьютору необходимо строить пространство опробования. Оно возникнет, если у подопечного есть творчески-продуктивная задача.
Также выделяют общее - функции тьютора в отношении обучающихся.
Основными функциями тьютора в отношении обучающихся выделяют следующие: диагностика состояния и процесса обучения обучающихся; осуществление целеполагания; мотивация и вовлечение обучающихся; управление деятельностью и мыследеятельностью обучающихся; коррекция деятельности обучающихся; контроль выполнения заданий; рефлексия деятельности (своей и обучающихся).
Рассмотрим как, сопоставляются эти функции с типовыми задачами тьютора по отношению к обучающимся:
Функциональный взгляд на деятельность показывает, что тьютор должен делать в ходе образовательного процесса с обучающимися. Под функциями тьютора, здесь рассмотрим задачи, которые тьютор должен решать с обучающимися.
Ролевой взгляд на деятельность покажет особое поведение тьютора, которое максимально способствует осуществлению функций.
Компетентностный взгляд на деятельность тьютора подчеркивает необходимые знания, умения, навыки, способности и другое, что характеризует тьютора как профессионала.
Карьерный взгляд на деятельность тьютора показывает его развитие. Этот аспект деятельности (по мнению многих авторов) важен для тех, кто мыслит процессами, а не состояниями, кто лучше понимает любое явление, когда видит его в изменениях.
Тьюторская деятельность заключается в том, чтобы оказывать помощь и поддержку обучающимся, которые нуждаются в индивидуальной работе с педагогом.
Тьюторская деятельность реализуется совместно с другими специалистами: учителями-логопедами, педагогом-психологом, врачами. Для более успешного сопровождения в педагогическом пространстве обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) требуется совместная деятельность всех специалистов, для комплексной поддержки обучающихся, изучение и анализ документации на обучающихся и ведение собственного журнала.
В тьюторское сопровождение также включены такие виды деятельности, как наблюдение за обучающимися в урочное и внеурочное время, помощь в организации игровой деятельности, в налаживании контакта между сверстниками, создание условий для успешной деятельности в группе.
Как и другими специалистами, тьютором проводятся индивидуальные консультации с родителями по вопросам выполнения тех или иных заданий или рекомендаций по организации обучения и воспитания обучающихся. Родителям рассказывается о развитии и достижениях обучающихся, а так же о проблемах, которые ещё совместно с ними нужно будет решить.
Тьютор, как и другой педагог участвует в различных собраниях трудового коллектива, совещаниях и педагогических советах, где может выступать по различным вопросам, касающимся организации обучения и воспитания обучающихся с умственной отсталостью.
Фиксация результатов работы тьютора отражается в портфолио обучающегося и в дневнике наблюдений тьютора.
От тьютора требуется проявление многих высоких личностных качеств, что обусловлено, прежде всего, особыми взаимоотношениями между тьютором и обучающимися.
Программа тьюторское сопровождение представляет собой организацию движения обучающегося в образовательном процессе, которое строится на постоянном рефлексивном соотнесении его достижений с интересами и устремлениями, а также его успешная адаптация в социальной среде.