Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Опыт работы "Патриотическое воспитание"

 Дать детям необходимые знания о семье, детском саде, родном поселке, республике  Продолжать приобщать детей к истокам коми национальной культуре  Закрепить знания об истории Коми республики  Продолжать знакомить детей с людьми прославляющими Коми республику и Россию  Воспитывать в детях гордость за историческое прошлое своей страны.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 2 комбинированного вида» пгт.Жешарт

Опыт работы

«Патриотическое воспитание»

Автор: Одинцова Светлана

Александровна

2023 год

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатства своей родины.

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает ещё в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим близким, к детскому саду, родным местам, родной стране.

В словаре Ожегова идёт трактовка, что «патриотическое воспитание – это преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу».

Доктор психологических наук Колесов Д. В. Считает «Воспитание, цели и задачи которого определяются интересами общества, является важнейшим разделом патриотическое воспитание, ибо связано с необходимостью укрепления семьи и овладения подрастающим поколением культурой взаимоотношения».

Н.К. Крупская подчеркивала, что основным источником впечатлений дошкольников является их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут.

Главной целью педагогической системы является создание оптимальных условий для разностороннего развития патриотического потенциала дошкольника через грамотное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении на основе синтеза опыта традиционной российской системы общественного дошкольного образования и обобщения, систематизации, интеграции достоверных, научно – исторических материалов.

Я очень долго наблюдала за детьми и заметила, что дети мне постоянно задают вопросы: «За что получают награды?», «Почему на флагах такие цвета?», «Почему наш народ самый смелый, гордый?». Чтобы ответить на эти вопросы и пополнить знания по патриотическому воспитанию, я начала углублённую работу по данной теме.

Поставила перед собой следующие задачи:

Подобрала соответствующую методическую литературу, составила перспективный план и создала предметно – развивающую среду: в коми национальный уголок внесла куклу в национальном костюме, подобрала коми народные сказки, выставила предметы из бересты – туески, пестер; из дерева – кадку, ложку; из глины – кувшин, ковш; оформила альбом «Наш Жешарт», «Животные Севера»; изготовила дидактические игры «Пазлы», «Найди пару», «Домино», «Занимательные кубики», «Найди ошибку», «Коми орнамент», «Мый вычыны».

Совместно с родителями организовала выставку поделок посвящённой к 100 – летию образования Усть – Вымского района, «Счастливая семья», «Наш посёлок».

С помощью родителей в старшей группе приобрели дидактические игры: кубики «Атлас мира», «Славянская семья», «Земля и солнечная система», набор плакатов с символами (герб, флаг, гимн).

Психолог Е.Н. Водовозова утверждала «рассматривая активное участие ребёнка в жизнедеятельности семьи как необходимое условие, при котором он научится сначала любить свою семью, а затем и Отечество, будет способен жертвовать собственными интересами ради ближних». Из этого следует, формирование у детей основ патриотизма начинается с семьи и с самого раннего возраста.

В ходе работы старалась дать детям представление о семье, которые живут вместе, любят друг друга. Развивала чувство гордости за свою семью, чтобы дети гордились результатами достижений членов семьи: папы, мамы, брата школьника, дедушки, бабушки…..

В средней группе во время беседы «Я и моя семья» дети вспоминали о достижениях членов семьи: мой брат отличник в школе, дедушка воевал на войне и получил очень много медалей, мой папа спортсмен – он завоевал медали в соревнованиях «Лыжня России», «Зимняя спартакиада», а мама участвовала в Доме Культуры «Дружба» на конкурсе «Краса Жешарта», «Взлёт талантов» и т.д.

Познакомила детей со сказками «Родные вещи», «Кот, лиса и петух», читали стихотворение «Моя родня», «Бабушка», «Мой папа», «Заболел сынок», «Старшая сестра». В заключительной беседе «Моя семья» дети уже сами делали выводы, что семья – это люди, которые живут вместе, заботятся друг о друге, любят всех членов семьи.

В старшей группе давала более углублённые знания о родственных отношениях в семье: дочь (сын), внучка (внук), сестра (брат); проводили беседы «Защитникам Отечества», «Что должны уметь солдаты»; дети играли в сюжетно – ролевые игры: «Пограничники», «Моряки»; приглашали солдат прошедших военную службу в рядах Российской Армии.

Совместно с другими специалистами детского сада на основе перспективного планирования проводятся разные мероприятия: занятия, беседы, экскурсии, развлечения.

С воспитателем по коми языку Сухаревой Т.Е. провели экскурсию в мини – музей детского сада. Он оформлен в виде коми избы, где расположены экспонаты, рассказывающие о жизни коми народа в прошлом. Дети познакомились со старинной посудой, которая выполнена из бересты, глины, дерева. Они узнали, что коми посуда сделана вручную. Дети с интересом рассматривали экспонаты. Татьяна Евгеньевна рассказала детям как пользовались чугунным утюгом, как кипятили чай в самоваре.

Дети узнали о том, как в старину любили украшать свой быт (одежду, жилище). Женщины украшали свою одежду коми орнаментами, мужчины мастерили вырезную деревянную посуду (тарелки, ложки).

На занятиях по изобразительной деятельности с Королёвой Г.В. украшали «Колыбельку для Мишутки», «Варежку для Снегурочки» с использованием коми орнамента. Дети узнали, что каждый элемент орнамента обозначает определённый предмет: чум, баран, олень, оленевод и т.д.

На музыкальных занятиях с Мельковой В.А. разучивали коми песни «Северные пимы», Золотая осень», с удовольствием дети играли на коми музыкальных инструментах. Вера Александровна познакомила детей с коми композиторами: Я. Перепелицей, В. Мастеницей, Г. Поповым. Слушали произведения коми композиторов: песни «Деревенька моя», «Красная рябина»; грамзаписи Л. Логиновой «Зиль – золь».

С родным посёлком я стала знакомить детей со средней группы. Перед собой поставила задачи: познакомить с родным посёлком, вызвать чувства восхищения за свой родной край, воспитвать чувство гордости за свой посёлок.

В начале средней группы дети имели первоначальные представления о своём родном посёлке Жешарт. Знакомство с родным посёлком непосредственно шло возле детского сада. Дети рассматривали дома. Они отмечали, что дома есть высокие и низкие, деревянные и кирпичные, и каждая улица имеет своё название. Затем мы стали с детьми знакомиться с достопримечательностями посёлка. Ходили с детьми в кинотеатр для просмотра детских мультфильмов. Нас часто приглашают в Дом Культуры «Дружба» на праздничные мероприятия и спектакли.

В старшей группе знакомство с посёлком усложняется. Даю уже детям более сложную информацию о посёлке и его достопримечательностях.

Рассказываю о том, что наш посёлок находится в Коми республике. Посёлок славится Фанерным комбинатом. Фанерный комбинат выпускает высококачественную фанеру, которая пользуется спросом за рубежом. Из неё изготавливают мебель, используют в строительстве домов.

С детьми рассматривали альбом о комбинате «Наш Фанерный комбинат», где дети узнали о разных профессиях людей, работающих на комбинате.

Во время экскурсии к Доске Почёта фанерщиков дети с интересом рассматривали стенд с фотографиями. В разговоре детей можно было услышать: «А это – моя бабушка на фотографии, она много лет проработала на комбинате, а теперь и моя мама там работает» и т.д.

Во время экскурсии по посёлку дети сами обращали внимание на всё новое, что происходит в посёлке, например; отремонтировали Дом Культуры, построили магазин «Оденься», повесили новую вывеску – рекламу, открыли новую аптеку, залили каток – куда они ходят вместе с родителями.

Посетили библиотеку имени С. Попова, где была организована выставка «Куклы в национальных костюмах». Дети радовались разглядывая разнообразных старинных кукол, их одежду. Внимательно слушали историю создания кукол в национальных костюмах.

Со средней группы, знакомя детей с коми краем, воспитывала уважение, интерес и любовь к родному краю. Проводили занятия «Край мой Северный», «Любовь к земле родится в сердце», беседу «О севере и северном олене».

А в старшей группе продолжала работу. Дети получили знания о природных богатствах коми края. Коми край славится лесами, полезными ископаемыми (уголь, газ, нефть). Нашу Коми республику и Россию прославляли и прославляют на международных спортивных соревнованиях наши знаменитые спортсмены – лыжники Р. Сметанина, В. Рочев, А. Бажуков, Ю. Белорукова, А. Виценко; хоккеист С. Капустин; фигурист Д. Алиев. Главой Республики Коми является Уйба В.В. – он решает много проблем, чтобы детям и взрослым жилось хорошо.

Развиваю патриотические чувства у детей в ходе знакомства с символикой Коми республики и России.

В средней группе познакомила с гербом и флагом Коми республики. На занятиях по рисованию дети изображали свой дом, украшенный флагами Коми республики, на занятиях по аппликации последовательно выкладывали и наклеивали флаг республики.

В старшей группе знакомство с символами усложнила. Провести занятие по Российской символике мне помогла книга «Государственные символы России». Беседуя о символике России, я решила такие задачи: сформировать представление об основных символах страны, для чего стране нужны флаг, герб, гимн.

В доступной форме детям разъяснила понятие, что государственные символы объединяют людей, живущих в государстве. Для моей работы было важно, что они означают добро и красоту, чтобы дети подумали о том, какие они сами, какие должны быть, являясь гражданами России – дружелюбными, отважными, любить близких и свою Родину.

Дети активно участвовали в заключительной беседе «Россия – Родина моя». Дети показали свои знания о том, что наша страна Россия большая, богатая; столица нашей Родины – Москва. Президент нашей страны – Путин В.В. Нашу страну – Россию уважают и другие страны Мира.

Вся работа по патриотическому воспитанию велась в тесном контакте с родителями. На первом родительском собрании рассказала об актуальности этой проблемы, познакомила с задачами и подвела родителей к тому, что патриотическое воспитание ребёнка необходимо начинать в семье с раннего возраста. На родительских собраниях обсуждались следующие темы : «Семья – наш первый дом», «Семейный климат», «Растим патриотов».

Родители принимали участие в организации предметно – развивающей среды в группе – коми уголок, в оформлении фотостендов «Счастливая семья», «Милая мамочка».

Родители Александры Р., Даши Б., Карины К. сообща составили генеалогическое древо своей семьи. Мама Александры Р. сшила национальный костюм для куклы в коми уголок. Папа Никиты и Дениса сделали шапки – будёновки ко Дню Защитника Отечества.

Проводила открытые занятия «Наш посёлок».

Совместно с родителями проводили спортивные развлечения «Мы вместе».

Давала рекомендации, чтобы во время прогулок на выходных днях родители почаще посещали достопримечательности нашего посёлка (доска почёта фанерщиков, памятник павшим героям ВОВ). Просила обращать внимание на всё новое, что появляется в посёлке, рассматривать символику на вывесках государственных учреждений, рассказывать о них и т.д.

К концу старшей группы у детей расширились и обогатились представления о семье и своей родословной, о своём родном посёлке, о людях, которые живут и трудятся в нём. Дети научились находить ответы на собственные вопросы, которые интересовали их раньше. Они научились уважительно относиться к традициям и достижениям Коми Республики и всей страны.

В подготовительной группе продолжу работу по патриотическому воспитанию. Закрепим полученные знания и дам новые представления о Родине.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 30.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области