МКОУ «Можайская СОШ»
Доклад на тему:
« Успешные формы работы педагога с родителями».
Подготовила:
учитель русского языка и литературы
Чвирова Наталья Вячеславовна.
Организация работы с родителями. Цели и задачи совместной деятельности педагогов и родителей.
Основные направления в работе.
С принятием Закона Российской Федерации “Об образовании” возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и школы. Это выражается в ориентации на государственно-общественное управление образованием, праве на существование всех форм образования, в том числе семейного, в обновлении содержания обучения и воспитания.
В России семейная политика признается одним из приоритетных направлений социальной политики.
Сегодня в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, “авторитетом” становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к “выходу” ребенка из-под влияния семьи.
Создавшееся положение способствует росту детской безнадзорности, преступности, наркомании и других негативных явлений в детской, подростковой и молодежной среде.
И если школа не будет уделять должное внимание совершенствованию учебно-воспитательного процесса, направленного на взаимодействие родителей и педагогов то, произойдет отчуждение семьи от образовательного учреждения, педагогов — от семьи, семьи — от интересов творческого и свободного развития личности ребенка.
Школа была, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.
К основным направлениям деятельности педагогов и родителей относятся:
- познавательная сфера жизни (работа с учителями-предметниками),
- поддержка физического здоровья учащихся,
- дополнительное образование детей и развитие творческого потенциала детей,
- поддержка одаренных детей,
- социальная поддержка и профилактика безнадзорности.
Залогом успеха в реализации данной идеи является объединение усилий родительской и педагогической общественности на всех уровнях.
Важными условиями успеха сотрудничества семьи и школы является “воспитание всем миром”, поддержка данного направления на городском уровне, т. е. создания единого образовательного пространства города.
Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.
Но практика показывает, что не все родители имеют специальные знания в области воспитания и испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители, пытаясь совместно найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения. В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит классным руководителям. Не все родители откликаются на стремление к сотрудничеству, не все родители проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Классному руководителю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, исключающих авторитаризм и морализм.
Особенности воспитательного процесса в семье
Дети и родители: идеалы и реальность.
О современной семье много пишут и говорят. По данным социологических опросов 7,8% педагогов обвиняют семью в том, что ребёнок в ней не воспитывается. В то же время и родители не очень радужно оценивают действия педагогов. Многие из них считают, что у педагогов низкий профессиональный уровень, невысокие моральные качества. Попав в ножницы между школой и семьёй, дети вынуждены лавировать, приспосабливаться, что приводит, в конечном счёте, к безнравственности. В свою очередь, изменилась и сегодняшняя семья.
Многие родители предпочитают не думать о том, кого они хотят вырастить, каким будет их ребёнок. Однако есть большая группа родителей, которые ещё до рождения ребёнка заранее определяют, каким он должен быть, как он должен учиться, какую профессию ему предопределено иметь. Такое проективное к собственному ребёнку тоже иногда приводит к большим разногласиям и непониманию между родителями и детьми.
Всё труднее педагогу находить общий язык с родителями учащихся. Во многих семьях считается дурным тоном советоваться по поводу возникающих проблем в воспитании ребёнка, поэтому, когда родители сами не могут найти выход из сложной ситуации и всё-таки приходят к учителю за советом или помощью, бывает, к сожалению, слишком поздно. Иногда родители просто боятся вынести свою проблему за порог дома, опасаясь, что она станет доступной всем учителям и школьной администрации.
На каких основах должны складываться отношения и семьи, чтобы воспитание детей было успешным и помогало совершенствованию личностных качеств ребёнка? На этот вопрос отвечает В. А. Сухомлинский: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской «сильной рукой», для предупреждения об опасностях, «если и дальше будет так продолжаться»,- и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Всё, что у ребёнка в голове, в душе, в тетради, дневнике,- всё это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношения детей и родителей, и совершенно не допустимо, чтобы ребёнок приносил матери и отцу одни огорчения - это уродливое воспитание.
Многие взрослые часто повторяют известную фразу: « Все начинается с детства». Это в действительности так.
И манера поведения ребенка, и выбор друзей, и взаимоотношения с близкими людьми, и традиции семейного воспитания в будущей семье – все берет свое начало в детстве. Семью можно сравнить со стартовой площадкой, которая определяет жизненный маршрут человека. Каждый взрослый, и в первую очередь родители, в ответе за то, чтобы проблемы, с которыми ребенок встретится на своем пути, он умел преодолевать достойно и с честью. Не менее важна для ребенка и встреча с такими взрослыми, которые ему будут помогать учиться искусству жизни. Но это возможно только в том случае, если взрослый, с которым ребенок общается, авторитетен для него, и не важно, родители это или его учитель, которому он откроет свою душу и сердце. Огромна роль классного руководителя – он может стать объединяющей силой и поддержкой для детей и родителей.
Что такое семья? С чем можно сравнить радость обретения собственной семьи и горечь ее потери? Можно ли прожить полноценную жизнь, не имея семьи? На эти и другие вопросы пытается давать ответы человек в течение стольких тысячелетий, сколько существует планета Земля.
Стили семейного воспитания.
Посейте поступок – пожнёте привычку, посейте
привычку – пожнёте характер, посейте характер –
пожнёте судьбу.
У. Теккерей
А теперь давайте разберем, что же собой представляют каждый из стилей воспитания.
При авторитарном стиле, родители требуют от ребенка беспрекословного подчинения их воле и авторитету, требовательны к четкости выполнения приказов. Они контролируют все сферы жизни ребенка, ограничивая его самостоятельность и принимая за него все решения. При этом доминирующими воспитательными методами являются требование, приказ и принуждение, сопровождаемые жестким контролем, суровыми запретами и физическими наказаниями. Такие родители относятся к своему ребенку эмоционально холодно, уделяют ему мало времени и очень редко его хвалят. Этот стиль воспитания порождает у одних детей: враждебность, агрессивность и раздражительность, у других – подозрительность, неуверенность в себе, нерешительность, пассивность и робость. Дети в таких семьях обычно замыкаются в себе, их общение с родителями нарушается, происходит отчуждение от родителей, возникает чувство своей незначительности и нежеланности в семье. Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении и часто сами жестоки.
Рекомендации для родителей, применяющих авторитарный стиль воспитания:
• откажитесь от приказов, угроз и физического наказания;
• не предъявляйте ребенку завышенных требований;
• замените приказы и требования, просьбами и предложениями;
• учитывайте интересы и желания ребенка;
• будьте немного уступчивее по отношению к ребенку;
• не ограничивайте самостоятельность ребенка;
• поддерживайте с ребенком теплые и доверительные отношения.
Сторонники демократичного стиля воспитания поощряют ответственность и самостоятельность своих детей, учитывают их интересы и желания, доверяют своему ребенку. Ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, родители общаются с детьми на равных и видят свою задачу в координации их действий и в оказании помощи. Они не приказывают, а просят о выполнении поручений, не ущемляя прав ребенка. Контроль, основанный на разумной заботе, способствует тому, что дети прислушиваются к объяснениям и просьбам родителей. Благодаря этому, в семье складываются теплые и дружеские отношения.
Этот стиль воспитания способствует развитию у детей доброжелательности, самостоятельности, активности, инициативности, решительности и ответственности. По сравнению с другими детьми, они более уравновешены, открыты, общительны, дружелюбны, добры, уверены в себе, креативны, способны к сочувствию и сопереживанию. У этих детей развивается высокая самооценка, а в школе они учатся гораздо лучше, чем дети, воспитанные родителями, придерживающимися других стилей воспитания.
При либеральном стиле воспитания ребенок предоставлен самому себе. Он практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей, поскольку они уделяют ему мало времени, не вмешиваются в его дела, не интересуются его проблемами, предоставляют ему много самостоятельности. Такие родители отличаются низкой требовательностью и слабым контролем. Они не умеют или не желают заниматься воспитанием детей, их забота носит формальный характер. В семье наблюдается отсутствие эмоциональных связей, отчужденность, безразличие к делам и чувствам другого.
Дети в таких семьях вырастают эгоистичными, конфликтными, агрессивными, непослушными, слабовольными, не уверенными в себе, импульсивными, чувствуют себя заброшенными и ненужными. Они не способны устанавливать прочные эмоциональные связи, учитывать интересы других людей, не готовы к ограничениям и ответственности, плохо социализируются в обществе.
Рекомендации для родителей, использующих либеральный стиль воспитания:
• уделяйте больше внимания воспитанию своих детей;
• интересуйтесь их проблемами и успехами;
• оказывайте ребенку помощи в преодолении трудностей и решении проблем;
• чаще контролируйте поведение ребенка;
• создайте в семье атмосферу любви, тепла и доверия.
Уважаемые родители, как вы считаете, какой из описанных стилей воспитания является наиболее эффективным? Есть ли среди Вас те, кто придерживается этого стиля воспитания? Что нового о воспитании ребенка, вы для себя узнали?
Попустительский стиль семейного воспитания
Родители с самого раннего возраста предоставляют ребёнку полную бесконтрольную свободу действий. Взрослые в таких семьях очень часто заняты собой, своими делами, друзьями, работой. Их мало волнует душевное состояние ребёнка, они безразличны к его потребностям и запросам. А иногда просто не считают нужным обращать на них внимание.
Непоследовательно и неумело родители используют методы поощрения и наказания. Они могут наказать ребёнка и тут же поощрить его, лишь бы он не расстраивался и при этом не мешал родителям. Главный метод воспитания в такой семье - кнут и пряник. Родители строят свои взаимоотношения с ребёнком таким образом, что непроизвольно культивируют у ребёнка поиск наиболее выгодных форм взаимодействия с окружающими, стимулируя проявление таких качеств, как угодничество, лесть, подхалимаж. В таких семьях при детях обсуждают других людей, а по мере взросления ребёнка – вместе с ними. Дети рано постигают науку выгоды: выгодные люди, выгодные отношения. У таких детей много тайн. Даже интеллектуальную деятельность своих детей родители в таких семьях стимулируют для того, чтобы извлечь из неё максимальную выгоду. В результате такого воспитания формируется конформный социально- психологический тип личности.
Такие учащиеся ябеды, любят хвастаться, не любят ни умственный, ни физический труд. Часто недобросовестно относятся к поручениям. Такие дети могут проявлять самоуверенность, граничащую с хамством.
Педагоги должны знать, что таких детей мало интересует процесс учения. Но они всегда готовы требовать от педагогов лучшую отметку любой ценой.
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ТАКИХ УЧАЩИХСЯ ДОЛЖЕН:
- сразу же вникать в любую конфликтную ситуацию, связанную с поведением ребёнка;
- обсуждать конфликтную ситуацию с ребёнком наедине;
- давать ученику возможность проявить себя;
- проводить консультации для таких родителей с привлечением специалистов;
Состязательный стиль семейного воспитания
При таком стиле с раннего возраста родители ищут в действиях своего ребёнка нечто выдающееся и необычное. Активность самого ребёнка постоянно поощряется. Родители постоянно сравнивают своего ребёнка с другими детьми и очень страдают, если это сравнение не в его пользу. Для раскрытия талантов своего ребёнка родители дают возможность ему попробовать себя в различных видах деятельности даже тогда, когда ребёнок этого не хочет. Это приводит к тому, что ребёнок становится уверенным в своём превосходстве над другими детьми. Если он терпит поражение, это надолго может выбить его из колеи и привести к депрессии и апатии. Участие ребёнка с раннего детства в различных кружках и секциях приводит к проблемам, связанными со здоровьем: хроническая усталость, болезни могут дать о себе знать.
Родители не терпят обидчиков своего ребёнка.
В результате такого воспитания формируется поисковый социально- психологический тип личности ребёнка.
Роль педагога в оказании помощи такой семье состоит в том, что он должен научить родителей таких учащихся видеть сильные и слабые стороны ребёнка, адекватно на них реагировать.
В детском коллективе такие учащиеся претендуют на лидерство и официальное признание. Они любят командовать другими детьми и испытывают удовольствие, когда кто-то попадает от них в зависимость.
Этим детям свойственно проявление агрессии.
В РАБОТЕ С ТАКИМИ УЧАЩИМИСЯ КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ДОЛЖЕН:
- не оставлять без внимания ни одного негативного факта, связанного с поведением таких детей;
- знакомить родителей с объективными результатами развития, ни в коем случае не приукрашивать достижений;
- создавать такие ситуации, когда учащиеся должны будут готовить мероприятия, связанные с достижениями других учащихся;
- учить объективно оценивать свои успехи, радоваться успехам других детей;
- проводить мероприятия высокого нравственного накала, которые будут стимулировать формирование таких качеств характера, как умение сопереживать, сочувствовать, проявлять терпимость.
Рассудительный стиль семейного воспитания
Родители с самого раннего детства предоставляют ребёнку полную свободу действий, дают ему возможность приобретать личный опыт путём собственных проб и ошибок. Из своего педагогического арсенала они исключают окрики и упрёки. Родители ребёнка считают, что его активность должна находить естественный выход. В воспитании ребёнка они не пользуются принудительными мерами и физическими наказаниями, считая, что ребёнок может сам выбрать себе деятельность по душе, а они вправе лишь дать ему рекомендацию или совет.
У родителей и детей складываются теплые и добрые взаимоотношения. Ребёнок наравне с взрослыми принимает участие в семейных советах, решает семейные ситуации. Родители заботятся о том, чтобы достоинство ребёнка никогда не принижалось ни посторонними людьми, ни родственниками.
В результате такого стиля семейного воспитания формируется сенситивный социально - психологический тип личности.
Если педагог придерживается авторитарного стиля управления детским коллективом, то таким детям трудно приспособиться к школе и учителю, они начинают протестовать.
В организации работы с такими учащимися и родителями классному руководителю необходимо:
- своевременно информировать родителей о трудностях во взаимоотношениях их детей со сверстниками и учителями;
- обращать внимание учителей на систему взаимоотношений и ценностей в таких семьях;
- стимулировать интересы и мнение учащихся, их инициативу.
Предупредительный стиль семейного воспитания
В процессе такого стиля воспитания формируется инфантильный социально – психологический тип личности.
Одной из причин подобного стиля воспитания может быть болезненность ребёнка с раннего детства, а второй – особенности характера родителей. В результате того, что ребёнок часто болеет, родители становятся мнительными и болезненно реагируют на любое проявление его нездоровья. Они ни на минуту не оставляют его без внимания и опеки. Ребёнок лишен активной деятельности, родители сами определяют, что ему может быть интересно, сами являются инициаторами детских игр, сами регламентируют его поведение.
Такая деятельность родителей может объясняться ещё тем, что они боятся нарушить раз и навсегда заведенный порядок в доме, боятся всяких проявлений инициативы со стороны ребёнка. Часто в таких семьях удовлетворяется любая прихоть ребёнка, делается всё возможное и невозможное, чтобы ребёнок не испытывал никаких трудностей. Окружающие люди вызывают у таких родителей большие опасения, так как они считают их источником неприятностей для своих детей.
На воспитание нравственных ценностей родители обращают мало внимания. У таких детей формируется ситуативная мораль, попадая в ту или иную группу, они слепо доверяют чужому мнению.
Особенностью таких детей является то, что они не мотивированны на учебную деятельность, они не желают трудиться, совершенно не самостоятельны, не хотят делать домашнее задание, постоянно отвлекаются на уроках. Родители, теряя терпение, начинают за своих детей делать уроки, вплоть до письма. Такие дети легко вовлекаемы в различные компании.
Классный руководитель таких учащихся должен серьёзно работать с семьёй, формировать у родителей культуру адекватного восприятия собственного ребёнка. Родителям нужны индивидуальные консультации психолога.
Классному руководителю необходимо:
- внимательно изучить семейную ситуацию в таких семьях;
- поручать таким учащимся выполнение заданий, которые требуют от них проявления инициативы и самостоятельности;
- поддерживать любое их начинание положительного свойства;
-привлекать их в работе творческих групп различной направленности;
- вовремя и объективно оценивать проявления мотивированного нравственного поведения.
Контролирующий стиль семейного воспитания
В процессе такого стиля формируется тревожный социально – психологический тип личности. Этому способствуют следующие причины:
1. Ребёнок воспитывается в детском доме или растёт в семье опекунов, и они жестоко обращаются с ним.
2. Ребёнок длительное время находился без родителей. Возможно, он находился в лечебном учреждении, где к нему относились не так как в семье. Всё это может привести к тому, что ребёнок замкнётся, станет злым и агрессивным.
3. Сами родители воспитывались в семьях, в которых к детям относились достаточно жестоко.
4. Родители считают значимым для себя мнение других людей о собственных детях и считают его основным в контролировании детей.
В таких семьях свобода ребёнка строго регламентируется и контролируется. Родители диктуют ребёнку, что он должен надевать, с кем дружить, они сами определяют режим дня ребёнка. Родители достаточно активно используют методы наказания. Это проявляется в командном тоне, криках, физических наказаниях. Дети лишены родительской ласки, тепла, похвалы и поддержки.
Родители наказывают своих детей демонстративно для того, чтобы показать степень своей власти над ними. Поскольку родители всегда недовольны поведением своего ребёнка, дети растут неуверенными, не знают, где и как себя нужно вести
У таких детей возникают проблемы в учёбе. Их мыслительная деятельность лишена самостоятельности, они боятся сделать ошибку, не умеют творчески мыслить.
Эти дети угрюмы, подозрительны, склонны к вступлению в конфликтную ситуацию.
Классному руководителю необходимо:
- систематически демонстрировать результаты положительной динамики в обучении, развитии и воспитании таких детей;
- способствовать повышению самооценки учащихся в глазах их родителей;
- помочь таким детям продвигаться в собственном интеллектуальном развитии;
- предъявлять к таким учащимся обоснованные требования и ставить посильные задачи;
- проводить регулярные встречи – собеседования с детьми и их родителями по анализу промежуточных результатов их достижений.
Сочувствующий стиль семейного воспитания
Такой тип формирует интровертированный социально – психологический тип личности. Условием формирования такого стиля воспитания являются отсутствие материального достатка в семье, плохие бытовые условия, отсутствие духовной близости членов семьи, отсутствие в семье одного из родителей. В таких семьях ребёнок предоставлен сам себе. Достаточно много времени ребёнок проводит с родителями, наблюдая их жизнь. Это приводит к тому, что ребёнок рано включается во взрослую жизнь и трудовую деятельность, активно помогая родителям. Такие дети жалеют своих родителей за то, что им приходится много работать. Однако ребёнок при этом сильно замыкается на семье и её жизни. Он становится малоактивным, безынициативным, его кругозор сужен. Эти дети рано взрослеют.
Родители в таких семьях благодарны учителям за разумную помощь и поддержку.
Особенностью характера этих детей является то, что, поставив перед собой какую-то жизненную цель, они всегда добиваются своего несмотря ни на какие трудности. Такие дети уважительно относятся к нормам морали, старшим людям. Одним из главных недостатков является отсутствие инициативы, они не умеют постоять за себя, тяжело переносят критические замечания в свой адрес и в адрес своей семьи. Учащиеся этого типа отличаются терпеливостью, исполнительностью, сильной волей.
Классному руководителю необходимо:
- оградить таких детей от насмешек;
- демонстрировать их личностные и учебные достижения;
- укреплять их положение в коллективе,
- не проявлять неуместную жалость.
Гармоничный стиль семейного воспитания
Этот стиль формирует гармоничный стиль личности.
В таких семьях ребёнок является всегда желанным, растёт в тёплой и дружественной атмосфере. Родители уделяют большое внимание формированию традиций и обычаев своей семьи. Это и многое другое формируют собственную значимость ребёнка, его умение жить среди людей.
Характерная особенность - эти дети всегда говорят правду, умеют верно дружить, на уроках активны. Учёба таких ребят характеризуется высокой исполнительностью и ответственностью, у них развита самооценка.
Этим ученикам присущи такие качества: уравновешенность, искренность, вежливость, настойчивость, уступчивость, самоконтроль.
Не всегда нравится педагогам прямота и простодушие таких учащихся. Они говорят то, что думают. Для того, чтобы быть авторитетным в глазах таких детей, необходимо:
- самому взрослому быть примером в своих действиях и поступках;
- вести разговор с ребёнком на равных;
- не противопоставлять ребёнка семье и семью ребёнку;
- указывать на недостатки, не унижая;
- поддерживать инициативу и творчество.
Безусловно, нельзя сказать, что ребёнок абсолютно соответствует одной из описанных выше характеристик. Но многое из описанного поможет классному руководителю построить процесс воспитания и обучения эффективнее и целесообразнее, избежать ошибок и неудач, предугадать ошибки родителей в семейном воспитании.
Особенности общения с ребенком в семье.
Одна из основных функций семьи – это общение с детьми, воспитание детей через общение.
Общение – это не только простые разговоры, а ощущение что тебя ждут, понимают, любят.
В психологии под общением понимается установление и разитие контактов между людьми.
Общение с ребёнком происходит с того самого момента, как он появился. Общение это всё – утренняя улыбка, мимолётный разговор, неубранная посуда, бабушкины жалобы на здоровье…
А. Роль общения в развитии ребёнка.
– По данным социологов, мать, отец и дети находятся дома вместе около двух часов. Матери тратят на воспитание и общение в неделю около 8 часов, а отцы около 6 часов. Достаточно ли этого?
- Общение необходимо ребёнку так же, как вода и еда. Плохие продукты питания приносят немало огорчений: вред здоровью, «впустую» потраченные средства (одни из наиболее главных). Точно так же и общение: если человек общается с другими людьми, получает достаточное внимание – он максимально растёт и развивается. А недостаток общения приводит к минимальному развитию, малыш получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишён полноценного общения со взрослыми, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растёт, худеет, теряет интерес к жизни.
- Очень часто ребёнок восполняет недостаток родительского общения на улице, где его понимают, принимают таким, какой он есть. Почему это происходит и от чего зависит? Ребёнок не желает общаться с родителями, так как (по мнению учащихся, старшей школы) их не понимают и не хотят понять, им многое не позволяют, к ним относятся, как малышам, не дают взрослеть.
Б. Принципы общения с ребёнком в семье.
Для того чтобы ребёнок желал общаться с родителями, необходимо помнить, что основой общения родителей с детьми являются шесть принципов:
принятие,
признание,
родительская любовь,
доступность,
воспитание ответственности и самодисциплины,
авторитет родителей.
Давайте рассмотрим эти принципы.
Самый веский принцип –принятие ребёнка. Это проявление такой родительской любви, когда ребёнок понимает, что его любят несмотря ни на что. Принять ребёнка – значит любить его не за отметку в дневнике или убранную постель без напоминания, а за сам факт его существования в этом мире. Если ребёнок принят родителями, он значим.
Признание ребёнка– это сохранение у ребёнка чувства собственного достоинства и уверенности в себе в своих силах. Со стороны родителей – безграничная вера в то, что ребёнок, которому они подарили жизнь, оправдает их ожидания. Такие родители подчеркивают все успехи, достоинства, поддерживают в трудностях. Признание – в какой-то мере терпение родителей. Терпение – дать прочувствовать и осознать то, что совершил, и поддержка отца и матери. Признание формирует у детей чувство значимости и необходимости в семье. При этом родители могут нарисовать себе некий идеализированный образ, который складывается из желаемого, но далёк от действительности. Иначе говоря, если ты хорош – значит, ты любим, принят, признан. Если же нет – стойкое родительское раздражение и конфликтные ситуации, принимающее порой безобразные формы. Признание не может быть эпизодическим в воспитании детей. Оно предполагает одобрение, похвалу, положительную реакцию семьи на любое, пусть незначительное, усилие со стороны ребёнка, которое делает его лучше, умнее, добрее. Не возможно без одобрения и похвалы.
Не менее значимым чувством для ребёнка являетсяродительская любовь. По мнению психологов, ребёнок нуждается в любви и ласке независимо от возраста. Детям нужно, чтобы их обнимали не менее 3-4 раз в день. Иногда ребёнок не подпускает к себе, это может быть связано с тем, что в дошкольном возрасте у него не сформировалась потребность в родительском внимании, так как ощущал их на себе достаточно редко.
Родительская любовь необходима ребенку ещё и для того, чтобы он мог адекватно реагировать на те требования, которые к нему предъявляются. Если требования есть, но любви ребёнок не ощущает, эти требования останутся невыполненными.
Если ребёнок духовно и физически ощущает родительскую любовь и ласку, он не будет принимать действия родителей в штыки. Дети, с которыми обращаются без любви, развиваются неправильно, даже если во всём остальном они воспитаны как надо.
Родительская любовь должна искать в своём ребёнке достоинства, недостатки искать не нужно, они, как правило, всегда на поверхности. При этом родители должны помнить, что недостатки поддаются исправлению только тогда, когда это делается без сарказма и иронии, издевательства и обвинений. Они исправляются при наличии любви.
Быть доступным– значит, в любую минуту найти в себе силы отложить все свои дела, свою работу, чтобы пообщаться с ребёнком. В общении с ребёнком иногда промедление смерти подобно. Нельзя отмахиваться, списывать на занятость, нельзя переносить на «потом».
Родители должны помнить, то поводить время с ребёнком, это не значит без конца читать ему мораль или делать с ним уроки, быть доступным, значит вовремя прочитать вопрос в глазах ребёнка и ответить на этот вопрос, доверить ребёнку свои переживания и помочь ему пережить его, поговорить и обсудить их вовремя. Быть доступным – значит, иметь право на совместный поиск истины со своим малышом. Когда ребёнок начинает искать истину в подворотне, одной из причин является родительская недоступность и неприкосновенность, безразличие к ребёнку и, в конечном счёте – к самому себе.
Только имея в своём арсенале принятие, признание, родительскую любовь, доступность, можно формировать у ребёнка такие качества, как ответственность, самодисциплину, осознанную способность к ограничениям.
Воспитание ответственности и самодисциплины –чем раньше ребёнок начнёт проявлять ответственность за свои поступки и слова. Тем больше шансов на то, что он сможет превратиться в уравновешенную и зрелую личность. Ежедневно родители должны демонстрировать своим детям собственное проявление ответственности перед ними. Это не значит, что родители должны отчитываться, мудрость ответственности состоит в том, что всегда они выполняют то, что обещают детям, а если по какой-то причине этого не происходит, они находят в себе смелость признать своё неумение сдержать обещание и стараются исправить собственные ошибки.
Для соблюдения ребёнком ответственности и формирования у него навыков самодисциплины необходимы определённые условия. Одним из главных условий является наличие у ребёнка в семье определённых обязанностей, которые он должен выполнять ежедневно. При этом родителям нужно проявлять терпимость и терпение. Воспитывать у ребёнка ответственность – это значит использовать как метод воспитания ограничение. Если родители с раннего детства не научились говорить ребёнку «нет», то их жизнь может превратиться в нескончаемую дорогу в ад.
Авторитет родителей – важная составляющая успешности воспитания детей в семье. Приобретение авторитета в глазах ребёнка – кропотливый труд отца и матери. Мнение родителей об окружающей действительности, их поступки и отношения – это слагаемые родительского авторитета. Авторитетность родителей в глазах ребёнка – это прежде всего желание ребёнка говорить родителям правду, какой бы горькой она не была для отца и матери. Так будут дети поступать в том случае, если родители объяснят им, что прожить жизнь, не совершая ошибок, невозможно. Авторитет во многом зависит от того, насколько они сами умеют прощать и просить прощения. Ещё одно немало важное качество родителей, которые хотят быть авторитетными в глазах детей, – отсутствие боязни критики со стороны своих детей.
Авторитет не приобретается «автоматически» с рождением ребёнка. Он нарабатывается годами самоотверженного родительского труда, который сродни труду шахтёра.
Мы рассмотрели основные принципы общения.
Методика и формы работы с родителями учащихся.
Основные направления организации сотрудничества классного руководителя с родителями учащихся.
Огромное значение в работе с родителями младших школьников имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества. Спонтанные и плохо организованные родительские собрания и встречи с семьями учащихся ничего, кроме недоверия и тревоги, не могут вызвать у отцов и матерей.
Смысл педагогического взаимодействия семьи и школы в создании условий для нормальной жизни ребёнка, для развития его индивидуальности в общем доме «школа- семья». Это взаимодействие осуществляется по следующим направлениям.
К психолого–педагогическому просвещению родителей необходимо привлекать специалистов различных направлений: психологов, социальных педагогов, врачей, юристов, учителей – предметников. Следует отметить, что психолого-педагогическое просвещение родителей должно носить ярко выраженный опережающий характер.
Для того чтобы психолого-педагогическое просвещение родителей вызывало у них самих интерес, классный руководитель должен не только предлагать темы для обсуждения в ходе родительских собраний, но и учитывать предложения и пожелания родителей при выборе тем для их просвещения.
Демонстрация видеоматериалов, слайдов, а также различного рода статический материал сделают просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики наглядными, убедительными и достоверными.
Приглашая специалистов для просвещения родителей, классный руководитель должен помнить, что от компетентности, эрудиции, коммуникабельности этих людей зависит степень доверия родителей классному руководителю.
Если просвещение родителей организовано плохо, то родители не будут посещать родительские собрания, обращаться за советом, помощью.
Надо отметить, что любой аспект психолого-педагогического просвещения родителей должен заканчиваться различного рода рекомендациями и консультациями по интересующим их вопросам. Нельзя оставлять без внимания ни один вопрос родителей. Психолого-педагогическое просвещение необходимо ещё и для того, чтобы родителям можно было увидеть себя и других в обсуждаемой проблеме, сравнить образцы подходов к её решению и сделать соответствующие выводы.
Ни для кого не секрет, что иногда родители достаточно негативно относятся к организации учебного процесса в школе, к организации самого школьного пространства. Почему такое происходит? Кто в этом виноват? Это происходит потому, что школьная администрация, педагогический коллектив смирились с существованием семей своих учеников и учебного заведения в «параллельных мирах». Как сделать так, чтобы родители не ждали с огромным нетерпением тот момент, когда их чадо покинет стены нелюбимой школы? Для этого в каждой школе должна быть разработана стратегия формирования у родителей и учащихся культуру принадлежности к образовательно-воспитательному пространству школы.
Уже в начальной школе классный руководитель должен в первую очередь знакомить родителей класса с традициями школы, её историей, достижениями в воспитании и обучении учащихся, с теми требованиями, которые предъявляет школа к ученикам, с Уставом учебного заведения.
Большое внимание классный руководитель должен уделить традициям проведения школьных уроков, внеклассных мероприятий в школе. Родители должны знать, каковы традиции школы и педагога в организации работы с дневниками учащихся, их тетрадями, какова система контроля выполнения домашних заданий, критерии оценки деятельности ученика на уроке.
Педагог должен ознакомить родителей с приёмами развития читательских умений, учебниками, сложными темами, как объяснить ребёнку сложный материал.
В планировании воспитательной работы классный руководитель большое внимание уделяет участию самих родителей во всех внеклассных мероприятиях. Родители школьников должны быть вместе со своими детьми в театрах, музеях, на экскурсиях, в походах. Огромное значение имеет привлечение родителей к кружковой и творческой работе с детским коллективом, в котором учится их ребёнок.
Это одно из очень важных направлений в работе классного руководителя. Без использования психолого-педагогической диагностики невозможно конструктивно спланировать воспитательную работу в коллективе учащихся, наладить работу с коллективом родителей.
Диагностика может быть предварительной, оперативной, итоговой.
Диагностика помогает выявить проблемные ситуации в отдельных семьях, даёт возможность классному руководителю выбрать правильную линию поведения с родителями тех учеников, положение которых чрезвычайно трудное.
Предварительная диагностика необходима классному руководителю при подготовке:
- родительских собраний;
- тематических и индивидуальных консультаций;
- внеклассных мероприятий; - организации поездок и экскурсий;
- при планировании внеклассной работы;
- при анализе работы с классом.
Оперативная диагностика необходима в конфликтной ситуации между родителями и детьми при подготовке к собеседованиям, в решении проблем во взаимоотношениях школьников, родителей и детей, учителя и учащихся.
Итоговую диагностику уместно проводить в конце учебного года: по результатам участия класса в праздниках, классных и школьных конкурсах и фестивалях.
Главным назначением коррекционной работы является оказание родителям своевременной психолого-педагогической помощи и поддержки в решении следующих проблемных ситуаций семейного воспитания:
- нестабильность положения ребёнка в семье;
- потеря родителей или близких семей;
- развод родителей.
Индивидуальная коррекционная работа классного руководителя должна быть направлена на работу с семьёй, в которой растут одарённые дети, неблагополучные семьи. Классный руководитель должен знать, что собой представляют семьи его учеников, и сразу же дать попять родителям, не обеспечивающим надлежащего внимания собственным детям, что спокойной жизни у них не будет.
2.2. Формы взаимодействия классного руководителя и семьи.
Педагогика должна стать наукой
для всех – и для учителей, и для
родителей.
В. А. Сухомлинский
С первого дня работы с детским коллективом и коллективом родителей классный руководитель должен добиваться того, чтобы дети с родителями понимали значение тех требований, которые школа предъявляет к семье.
Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с семьями учащихся могут быть примерно следующими:
Главными формами взаимодействия классного руководителя с семьёй являются индивидуальные формы и групповые.
К групповым можно отнести такие формы: родительские собрания, конференции, вечера вопросов и ответов, родительские университеты.
Групповые формы работы уместны для организации психологического просвещения родителей, для встреч с администрацией по самым насущным проблемам школьной жизни или, например, по вопросам реформирования школы.
Чтобы групповые формы общения родителей и педагогов были эффективными, родители должны иметь возможность принимать участие в планировании содержания занятий различных форм взаимодействия со школой.
Родительское собрание
Проводиться один раз в месяц или четверть, в зависимости от особенностей класса, возраста учащихся, контингента родителей.
В течение всего учебного года классный руководитель должен провести четыре обязательных родительских собрания. Первое собрание является организационным и проводится в конце августа, начале сентября.
Последующие собрания являются тематическими. Их тематика определяется потребностями родителей, классным руководителем, школой. Последнее собрание в году является итоговым и проводится в конце учебного года в мае месяце.
По содержанию собрания могут быть текущими, тематическими, итоговыми.
Текущие родительские собрания – это собрания с традиционной повесткой дня: результаты успеваемости, результаты проводимых мероприятий и праздников, походов.
Тематические родительские собрания – это собрания, посвящённые актуальной теме, в обсуждении которой заинтересовано абсолютное большинство родителей класса.
Итоговые родительские собрания – это собрания, в задачу которых входит подведение результатов развития детского коллектива за определённое время. В ходе такого собрания родители имеют возможность оценить достижения учащихся класса, своего ребёнка, сравнить прошлые результаты с теми, которые уже есть.
Родительское собрание будет эффективным, если педагог его планирует, пишет сценарий.
Большое внимание необходимо уделить формированию традиций: поощрение родителей (награждение грамотами, дипломами, сувенирами, благодарственными письмами).
Тщательно подготовленное, содержательное, нестандартное по форме и актуальное по значимости родительское собрание может совершить переворот в сознании пап и мам, разбудить в них огромный воспитательный потенциал и желание помочь своему ребёнку стать счастливым.
Конференция
Конференции уместно проводить как обмен опытом по воспитанию детей или как обмен мнений по определённой проблеме. Конференция заранее планируется, готовится. К ней необходимо готовить выставку литературы по обсуждаемой проблеме, изучить мнение взрослых и детей, учёных. В ходе конференции может быть принято решение в рамках обсуждаемой проблемы, которое невозможно без участия родителей.
Предметом обсуждения родительской конференции могут быть насущные проблемы учебного заведения: оформление и ремонт школьного здания, результаты организации сотрудничества семьи и школы, нравственные и эстетические аспекты организации школьных праздников, аттестация учебного заведения, её результаты, и многое другое.
Родительские клубы
Родительские клубы – это объединения по интересам. Интерес к общему увлечению детей и родителей, общие интересы к пониманию одной проблемы, интерес к изучению литературы по проблемам воспитания. Клубы сплачивают родителей, позволяют развивать собственную наблюдательность в воспитании детей, формировать родительскую адекватность самооценки, критичность во взглядах на собственное воспитание, помогает в будущем избежать проблемы подросткового возраста.
Большим подспорьем в работе классного руководителя с учащимися могут стать клубы творчества, членами которого являются родители и дети. В таких клубах ребята и родители объединены общим увлечением, которое не только сплачивает взрослых и детей, но и формирует совершенно иной мир взаимоотношений между ними.
Клубное занятие – это не просто встреча увлечённых людей; это традиции и обычаи совместного общения, это влияние на будущие поступки человека, формирование его культуры, характера.
К индивидуальным формам работы с родителями можно отнести: индивидуальные консультации, беседы, посещения на дому.
Индивидуальные консультации, беседы
Индивидуальные консультации могут проводиться по инициативе родителей или по инициативе классного руководителя. Поводом для приглашения родителей на консультацию может быть результат наблюдений педагога за ребёнком, проблемы общения ребёнка с классом, педагогами, конфликтная ситуация, инициатива ребёнка, связанная с семейной ситуацией.
Существует определённая этика общения с родителями при подготовке и проведении индивидуальной работы с семьёй:
Посещение ребёнка на дому
Это крайняя мера. Не многие родители готовы, чтобы классный руководитель беспокоил их дома. Но если совместная школьная жизнь только начинается, необходимо в беде и радости учиться быть вместе. Преподаватель может не только прийти и проверить наличие уголка школьника, но и поздравить с днём рождения, навестить больного ребёнка. Такие приёмы возможны только в том случае, если они связаны с определёнными обстоятельствами в жизни ученика.
2.3 Нетрадиционные формы сотрудничества классного руководителя с родителями.
Чтобы судить о человеке, по крайней мере,
надо войти в тайну его мыслей, его несчастий,
его волнений.
Оноре де Бальзак
К нетрадиционным формам работы с родителями можно отнести: родительские чтения, родительские вечера, родительские тренинги, родительские ринги.
Родительские чтения
Очень полезной и необходимой формой работы с семьёй являются родительские чтения.
Родительские чтения – очень своеобразная форма работы с родителями, которая даёт им возможность не только слушать лекции педагогов, но и самим изучать литературу по проблеме.
Родительские чтения можно организовать следующим образом: уже на первом в году собрании родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель собирает информацию и анализирует её. С помощью школьного библиотекаря определяются книги, в которых можно получить ответ на поставленный родителями вопрос. Родители читают книги и через определённый промежуток времени участвуют в родительских чтениях по книгам, которые прочитали. Особенностью таких мероприятий является то, что, анализируя педагогическую проблему, родители могут высказывать своё собственное понимание вопроса, полемизировать с другими родителями по данному вопросу, отстаивать свои убеждения.
Родительские чтения помогают многим родителям пересмотреть свои взгляды на воспитание, познакомиться с традициями воспитания детей в других семьях, по-иному взглянуть на своего ребёнка и на своё отношение к нему. В ходе родительских чтений уместно формировать родительскую культуру, кругозор в рамках данной проблемы.
Родительские чтения – это прекрасная возможность знакомства с интересной детской литературой, новыми именами, которые на слуху у детей, но неизвестны их родителям.
Родительские вечера
Интересной и достаточно новой формой работы с родителями являются родительские вечера. Их уместно проводить, когда классный руководитель только начал формировать родительский коллектив класса, когда дети только-только переступили порог школы.
Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родителей. Родительские вечера проводятся в классе 1-2 раза в год либо в присутствии детей, либо без них.
Родительский вечер – это праздник общения с родителями друзей твоего ребёнка, это праздник воспоминаний собственного детства и детства своего ребёнка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь.
Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, в ходе вечера родители должны учиться слышать и слушать друг друга, самого себя, свой внутренний голос. Они собираются не для того, чтобы выяснить отношения друг с другом, а для того, чтобы понять друг друга и, самое главное, помочь друг другу, поделившись опытом воспитания своего ребёнка с другими родителями.
Родительские тренинги
В последнее время достаточно эффективной формой формирования культуры быть родителем стали родительские тренинги.
Родительские тренинги – это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить своё взаимодействие с собственным ребёнком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребёнка.
Огромно значение родительских тренингов для тех родителей, которые только начали приобретать опыт воспитания ребёнка-школьника. Интересные и хорошо организованные тренинги порой могут сделать невозможное там, где уже все общественные институты отказались что-либо делать.
В родительских тренингах должны участвовать по возможности оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставят себя долго ждать.
Тренинг проводится с группой, состоящей из 12-15 человек. Родительские тренинги будут результативны, если все родители станут в них активно участвовать и регулярно посещать. Чтобы тренинг имел конечный положительный результат, он должен включать в себя 5-8 занятий. Родительский тренинг проводится психологом школы или человеком, который имеет право проводить тренинговую работу. В ходе тренинговых занятий с большим интересом родители выполняют такие занятия, как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры». Такие задания позволяют по-новому взглянуть на взаимоотношения в семье, на собственную авторитетность в глазах ребёнка.
По результату участия в тренинге психолог проводит собеседование с классным руководителем и даёт ему рекомендации по организации взаимодействия с каждым ребёнком и с каждой семьёй. Но если нет психолога, то можно проводить часы Откровения. Исходя из тех проблем, которые сложились в семье ребёнка, он разрабатывает серию упражнений и проводит занятия с родителями и детьми.
Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показывает, что даже сложные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается установить благоприятный стиль общения и воспитания в семье. Как правило, дети усваивают образцы поведения своих родителей и приобретают убежденность в их эффективности, поэтому стиль родительского воспитания непроизвольно запечатлевается в психике ребенка и в будущем может применяться в качестве воспитания уже своих детей. Таким образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля воспитания. Следовательно, современные родители ответственны за воспитание не только своих детей, но и последующих поколений.
Список литературы:
Байков Ф. Я. «Ответственность родителей. Заметки о воспитании детей в семье». Лениздат, 1983.
Воликова Т.В. «Учитель и семья». М.; Просвещение, 1880.
Дереклеева Н. И. «Справочник классного руководителя, 1 – 4 классы». М.; «Вако», 2008.
Дереклеева Н.И. « Новые родительские собрания, 1 – 4 классы». М.; «Вако» 2006.
Журнал «Классный руководитель», № 1, 2007.
Журнал «Классный руководитель», № 2, 2007.
Капралова Р. М. «Работа классного руководителя с родителями». М.; Просвещение, 1980.
Машиева В. А. «Работа с родителями». М.; Просвещение, 1982.