Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Зеленая школа» естественнонаучного направления для 7 классов

Цель программы - формирование экологического мышления и ценностного отношения к природе на основе современных естественнонаучных представлений. Задачами курса являются • развитие общеучебных умений и навыков • развитие умений и навыков работы с различными источниками информации • воспитание экологически грамотного и бережного отношения к живой природе. • расширить круг знаний о сути взаимодействия человека и природы. • помочь осознать опасность антропогенной деятельности при ее бесконтрольности. • сформировать умения приобретать и применять полученные знания

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Зеленая школа» естественнонаучного направления для 7 классов разработана на основе следующих нормативных документов

Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Программа «Зеленая школа» предназначена для организации внеурочной образовательной деятельности обучающихся в 7 классах.

Цель программы - формирование экологического мышления и ценностного отношения к природе на основе современных естественнонаучных представлений.

Программа носит практико-ориентированную направленность, отвечает принципам системно-деятельностного подхода - содержания предполагает и обеспечивает самостоятельную работу учащихся (практические работы, учебные проекты, учебные исследования, деловые игры, социологические опросы).

Программа направлена на воспитание осознанной жизненной позиции учащихся, на выработку у них системы знаний-убеждений, дающих четкую организацию в системе отношений «человек-природа» как основу экологического образования и воспитания учащихся.

Отбор содержания учебного материала, опирается на полученные ранее знания обучающихся и значительно расширяет их кругозор по каждой теме и способствует осознанному восприятию учебных предметов естественнонаучной направленности.

Задачами курса являются:

Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом основного общего образования и календарным учебным графиком МБОУ «Лицей №35– образовательный центр «Галактика» на 2022-2023 учебный год на изучение курса отводится 34 часа в год (1ч в неделю)

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

Предметные результаты:

•существование всеобщих связей в природе;

•единство физических и химических процессов для всех проявлений жизни;

•природа – едина развивающаяся система;

•биогеохимические превращения в природе;

•деятельность человека вопреки законам природы приводит к нарушению её целостности;

•различные способы постижения человеком природы. Применение научных знаний в практической деятельности человека

Метапредметные результаты:

• добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

• перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

• умение применять естественно-научные знания для объяснения окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения жизнедеятельности, бережного отношения к природе.

• донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

• слушать и понимать речь других.

• совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Содержание курса внеурочной деятельности

Раздел 1. Земля – наш дом. 2 ч.

Экология – «наука о доме». Законы экологии. Экологические проблемы и пути их решения. Взаимосвязь компонентов природы. Экосистема. Взаимозависимость человека и природы. Условия решения экологических проблем. Глобальные проблемы современности: причины, масштаб и последствия. Взаимосвязь глобальных проблем. Концепция устойчивого развития. Основные принципы и условия ее реализации. Концепция устойчивого развития- модель развития цивилизации.

Раздел 2. Вода – колыбель жизни на планете Земля

Вода – фактор формирования физической и химической среды, климата и погоды на нашей планете, возникновения жизни на Земле. Мировые запасы воды. Пресная и соленая вода. Аномальные свойства воды. Химический состав Мирового океана. Чистая и загрязнённая вода. Циркуляция воды. Роль гидросферы. Дефицит пресной воды на планете. Загрязнение воды. Сточные воды. Первичная, вторичная и третичная обработка сточных вод. Вода как универсальный растворитель. Истощение водных ресурсов. Расход воды в промышленности и быту. Проблема сохранения воды. Водоохранные зоны. Очистка воды. Очистка природной воды в естественных условиях. Способы очистки воды в лаборатории. Фильтрование. Дистилляция. Разделение жидкостей. Выявление отношения населения к рациональному использованию воды. Проблема сбережения воды на планете.

Практикумы: Способы очистки воды в лаборатории. Использование семян гороха для биотестирования воды. Использование репчатого лука для биотестирования воды. Определение расхода воды в быту.

Социологические опросы: Проблема рационального использования воды.

Раздел 3. Атмосфера - одеяло для жизни

Строение и состав атмосферы. Причины изменения яркости, цвета атмосферы, прозрачности и видимости атмосферы. Экологические проблемы в атмосферы. Парниковый эффект. Парниковые газы. Последствия парникового эффекта. Озоновый щит и озоновая дыра. Причины истончения озонового щита. Вещества – загрязнители тропосферы. Оксиды серы и хлора. Кислотные дожди. Фотохимический смог. Роль оксидов азота, озона, угарного газа, углеводородов и альдегидов в образовании фотохимического смога.

Машины как загрязнители воздуха. Способы уменьшения отрицательного влияния машин на окружающую среду. Роль деревьев и кустарников в сохранении чистоты воздуха. Сохранение зеленых насаждений.

Практикумы: Исследование потока автомобилей на улице. Влияние деревьев и кустарников на количество пыли в воздухе. Оценка состояния зеленых насаждений на территории Солнечного города.

Социологические опросы: Проблема рационального использования транспорта.

Раздел 4. Почва особое природное тело

Почва - поверхностный слой земной коры. Почва как природная система, обладающая уникальным свойством - плодородием. Экологические проблемы сохранения почвы. Факторы разрушения и гибели почвы. Пути сохранения почвы. Характеристики почвы. Виды почв. Механический состав почвы. Кислотность почвы. Закисление почв. Растения— индикаторы почвы. Плодородие почвы. Гумус, его значение для плодородия почвы. Влияние вытаптывания почвы на растительность. Минеральные удобрения и последствия их применения. Взаимосвязь и взаимозависимость растений и почвы. Пути сохранения почвы.

Практикум: Исследование образца почвы. Исследование кислотности образца почвы. Доказательства плодородия почвы. Определение содержания гумуса в почве. Влияние вытаптывания почвы на растительность.

Раздел 4. Биосфера - среда обитания всего живого на Земле.

Биосфера Земли - самая крупная природная экосистема. Биосфера — глобальная экосистема и ключевое понятие экологии. В.И. Вернадский — ученый, мыслитель и человек. Биосфера, человек и ноосфера. Человек – естественная составляющая биосферы. Биологическое разнообразие биосферы. Повсеместность распространения жизни на Земле. Роль растений в биосфере. Влияние живых организмов на неживую природу. В. И. Вернадский и его учение о биосфере.

Биоразнообразие. Сохранение биоразнообразия - сохранение устойчивости экосистемы. Исчезновение видов животных и растений как экологическая проблема. Красная книга - принципы составления. Виды животных и растений, занесённые в Красную книгу. Природоохранная деятельность человека. Особо охраняемые природные территории: заповедники, национальные парки, заказники. Взаимозависимость экономических и природоохранных принципов. Особо ценные объекты охраны природы. Модель ООПТ.

Учебные проекты: Создаем свою мини (ООПТ- особо охраняемую природную территорию)

Раздел 5. Сберегаем энергию. Экологические проблемы использования энергии и причины их возникновения. Выявление отношения населения к проблемам энергосбережения. Экономия электроэнергии. Сбережение тепла. Потребление электроэнергии в быту. Анализ затрат электроэнергии. Экономия электроэнергии.

Источники энергии (исчерпаемые и неисчерпаемые). «Экологический рюкзак». Необходимость бережного отношения к окружающей среде. Альтернативные источники энергии. Приливные электростанции. Энергия ветра. Геотермальная энергия. Биоэнергетика.

Практикумы: Потребляемая мощность электроприборов и энергозатрат в семье. Анализируем затраты электроэнергии и учимся экономить.

Социологические опросы: Проблема энергосбережения.

Тематическое планирование

№п/п

Название тем

Всего часов

Раздел 1. Земля наш дом

2

Знакомство с курсом. Что изучает наука экология. Взаимосвязь компонентов в природе

1

Глобальные проблемы современного мира: причины, масштаб, последствия. Осознание необходимости сохранения жизни на земле

1

Раздел 2. Вода – колыбель жизни на планете Земля

7

Вода и её свойства. Роль мирового океана в стабилизации природных условий на поверхности Земли

1

Проблема сохранения воды. Истощение водных ресурсов. Расход воды в промышленности и быту. Водоохранные зоны.

1

Очистка природной воды в естественных условиях Способы очистки воды в лаборатории. Практическая работа «Способы очистки воды в лаборатории: фильтрование, дистилляция, разделение жидкостей»

1

Видео Экскурсия на очистные сооружения

1

Выявление отношения населения (учащихся) к рациональному использованию воды. Соцопрос по проблеме рационального использования воды.

1

Проблема сбережения воды на планете. Практическая работа по «Определению расхода воды в быту».

1

Игра «Дар воды. Водные профессии» «Знатоки воды»

1

Раздел 3. Атмосфера - одеяло для жизни

7

Строение и состав атмосферы. Проблема загрязнения атмосферы: источники, основные виды загрязнителей, способы охраны.

1

Методы мониторинга воздушной среды

1

Машины как загрязнители воздуха. Практическая работа «Исследование потока автомобилей на улице»

1

Выявление отношения населения к проблеме рационального использования транспорта. Социологический опрос по проблеме рационального использования транспорта.

1

Роль деревьев и кустарников в сохранении чистоты воздуха. Практическая работа «Влияние деревьев и кустарников на количество пыли в воздухе».

1

Сохранение зеленых насаждений. Оценка состояния зеленых насаждений на территории Солнечного города

1

Игра «Изменение климата»

1

Раздел 4. Почва особое природное тело

5

Почва – поверхностный слой земной коры

1

Исследуем почву. Определяем кислотность почвы

1

Плодородие почвы. Определяем содержание гумуса в почве

1

Влияние вытаптывания почвы на растительность

1

Экологические проблемы сохранения почвы. Игра «Пути сохранения почвы»

1

Раздел 5. Биосфера - среда обитания всего живого на Земле

7

Биосфера, человек и ноосфера

1

Разнообразие условий жизни на Земле, его причины. Сохранение устойчивости экосистемы

1

Почему исчезают животные и растения

1

Красная книга природы

1

Особо охраняемые природные территории (ООПТ)

1

Игра-проект «Создаем свой мини-ООПТ»

1

Игра «Сохранение редких видов»

1

Раздел 6. Сберегаем энергию

6

Экологически проблемы использования энергии и причины их возникновения

1

Альтернативные источники энергии. Приливные электростанции.

1

Энергия ветра. Геотермальная энергия. Биоэнергетика

1

Энергозатраты в быту. Выявление отношения населения к проблемам энергосбережения. Социологический опрос по проблеме энергосбережения.

1

Экономия электроэнергии. Практическая работа 11 «Потребляемая мощность электроприборов и энергозатрат в семье» Практическая работа «Анализируем затраты электроэнергии и учимся экономить».

1

Обобщающий урок по курсу. Ира «Наш дом. Ничего лишнего»

1

Календарно – тематическое планирование

№ п/п

№ урока по теме

Тема урока

Дата проведения

Дата проведения

Дата проведения

Дата проведения

Дата проведения

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

Раздел 1. Земля наш дом (2 ч)

1

Знакомство с курсом. Что изучает наука экология. Взаимосвязь компонентов в природе

6.09

6.09

6.09

6.09

6.09

2

Глобальные проблемы современного мира: причины, масштаб, последствия. Осознание необходимости сохранения жизни на земле

13.09

13.09

13.09

13.09

13.09

Раздел 2. Вода – колыбель жизни на планете Земля

1

Вода и её свойства. Роль мирового океана в стабилизации природных условий на поверхности Земли

20.09

20.09

20.09

20.09

20.09

2

Проблема сохранения воды. Истощение водных ресурсов. Расход воды в промышленности и быту. Водоохранные зоны.

27.09

27.09

27.09

27.09

27.09

3

Очистка природной воды в естественных условиях Способы очистки воды в лаборатории. Практическая работа «Способы очистки воды в лаборатории: фильтрование, дистилляция, разделение жидкостей»

4.10

4.10

4.10

4.10

4.10

4

Видео Экскурсия на очистные сооружения

11.10

11.10

11.10

11.10

11.10

5

Выявление отношения населения (учащихся) к рациональному использованию воды. Соцопрос по проблеме рационального использования воды.

18.10

18.10

18.10

18.10

18.10

6

Проблема сбережения воды на планете. Практическая работа по «Определению расхода воды в быту».

25.10

25.10

25.10

25.10

25.10

7

Игра «Дар воды. Водные профессии» «Знатоки воды»

8.11

8.11

8.11

8.11

8.11

Раздел 3. Атмосфера - одеяло для жизни

1

Строение и состав атмосферы. Проблема загрязнения атмосферы: источники, основные виды загрязнителей, способы охраны.

15.11

15.11

15.11

15.11

15.11

2

Методы мониторинга воздушной среды

22.11

22.11

22.11

22.11

22.11

3

Машины как загрязнители воздуха. Практическая работа «Исследование потока автомобилей на улице»

29.11

29.11

29.11

29.11

29.11

4

Выявление отношения населения к проблеме рационального использования транспорта. Социологический опрос по проблеме рационального использования транспорта.

6.12

6.12

6.12

6.12

6.12

5

Роль деревьев и кустарников в сохранении чистоты воздуха. Практическая работа «Влияние деревьев и кустарников на количество пыли в воздухе».

13.12

13.12

13.12

13.12

13.12

5

Сохранение зеленых насаждений. Оценка состояния зеленых насаждений на территории Солнечного города

20.12

20.12

20.12

20.12

20.12

6

Игра «Изменение климата»

27.12

27.12

27.12

27.12

27.12

Раздел 4. Почва особое природное тело

1

Почва – поверхностный слой земной коры

10.01

10.01

10.01

10.01

10.01

2

Исследуем почву. Определяем кислотность почвы

17.01

17.01

17.01

17.01

17.01

3

Плодородие почвы. Определяем содержание гумуса в почве

24.01

24.01

24.01

24.01

24.01

4

Влияние вытаптывания почвы на растительность

31.01

31.01

31.01

31.01

31.01

5

Экологические проблемы сохранения почвы. Игра «Пути сохранения почвы»

7.02

7.02

7.02

7.02

7.02

Раздел 5. Биосфера - среда обитания всего живого на Земле

1

Биосфера, человек и ноосфера

14.02

14.02

14.02

14.02

14.02

2

Разнообразие условий жизни на Земле, его причины. Сохранение устойчивости экосистемы

21.02

21.02

21.02

21.02

21.02

3

Почему исчезают животные и растения

28.02

28.02

28.02

28.02

28.02

4

Красная книга природы

7.03

7.03

7.03

7.03

7.03

5

Особо охраняемые природные территории (ООПТ)

14.03

14.03

14.03

14.03

14.03

6

Игра-проект «Создаем свой мини-ООПТ»

21.03

21.03

21.03

21.03

21.03

7

Игра «Сохранение редких видов»

4.04

4.04

4.04

4.04

4.04

Раздел 6. Сберегаем энергию

1

Экологически проблемы использования энергии и причины их возникновения

11.04

11.04

11.04

11.04

11.04

2

Альтернативные источники энергии. Приливные электростанции.

18.04

18.04

18.04

18.04

18.04

3

Энергия ветра. Геотермальная энергия. Биоэнергетика

25.04

25.04

25.04

25.04

25.04

4

Энергозатраты в быту. Выявление отношения населения к проблемам энергосбережения. Социологический опрос по проблеме энергосбережения.

2.05

2.05

2.05

2.05

2.05

5

Экономия электроэнергии. Практическая работа «Потребляемая мощность электроприборов и энергозатрат в семье» Практическая работа 12 «Анализируем затраты электроэнергии и учимся экономить».

16.05

16.05

16.05

16.05

16.05

6

Обобщающий урок по курсу. Ира «Наш дом. Ничего лишнего»

23.05

23.05

23.05

23.05

23.05

Лист корректировки учебно-тематического планирования

Класс

Тема урока

Кол-во

часов по

программе

Кол-во

часов

фактическое

Причина (в связи с чем сокращено, объединено, увеличено)

Используемый учебно-методический комплекс (УМК):

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 03.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области