Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Формирование предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников в условиях образовательной организации»

Разработка призвана вызвать интерес к финансовой грамотности у детей. С этой целью используются формы и методы, которые позволяют детям стать активными участниками учебного процесса игры, обучающие сказки, сюжетно ролевые игры, загадки, ситуационные задачи. Особое внимание уделяется играм, которые позволяют незаметно, без напряжения развивать самостоятельность, инициативность, творчество.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад обще развивающего вида №134»

Методическая разработка РППС

Тема: «Формирование предпосылок финансовой грамотности у старших

дошкольников в условиях образовательной организации»

Авторы-составители:

Трущенко Оксана Сергеевна

воспитатель,

Позднякова Юлия Николаевна

воспитатель

г. Воронеж

2022

Содержание

2.1Описание дидактических игр___________________________________5

2.2Общий внешний вид РППС____________________________________9

2.3Игроваяая деятельность с детьми___________________(приложение 2)

3.Заключение ____________________________________________________10

4.Список используемых источников________________________________11

Аннотация

Разработка призвана вызвать интерес к финансовой грамотности у детей. С этой целью используются формы и методы, которые позволяют детям стать активными участниками учебного процесса (игры, обучающие сказки, сюжетно ролевые игры, загадки, ситуационные задачи). Особое внимание уделяется играм, которые позволяют незаметно, без напряжения развивать самостоятельность, инициативность, творчество.

Введение

Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного возраста в настоящее время актуально и востребовано. Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности. В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Цель донного проекта: создание комфортных условий в дошкольном образовательном учреждении для развития, воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста. Задачи проекта: обучить финансовой грамотности детей старшей подготовительной группы, рассказать о грамотном отношении к собственным деньгам, в игровой форме научить пользоваться финансовыми продуктами.  Раннее разумное финансово-экономическое образование служит основой правильного миропонимания и эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром. Финансовая грамотность формируется в течение продолжительного периода на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков.  Данный проект имеет развивающую направленность, предназначен для детей дошкольного возраста. Для реализации задач в группе создана РППС по финансовой грамотности, которая успешно применяется в обучении детей.

Основная часть

Описание дидактических игр

Новизна данной методической разработки заключается в применении в педагогической практике современного детского сада дидактических и сюжетно ролевых игр направленных на развитие финансовой грамотности у детей. Для этого была разработана и создана серия дидактических игр.Финансовая грамотность — это фундамент экономического успеха человека, поэтому развивать её необходимо с малых лет. И дошкольные образовательные учреждения должны вносить свою лепту, закладывая основы финансовой грамотности в юные головы воспитанников. Благодаря таким играм, занятиям и викторинам у детей в будущем будет понимание, что такое деньги, и мотивация развиваться в финансовых вопросах.

Ввести малыша в мир взрослых людей, экономики, денежных операций и банковских продуктов помогут загадки. С помощью простых занимательных стишков знакомство с основными экономическими понятиями будет проходить проще, интереснее и веселее (рисунок 1).

В этой игре ребенок собирает пазл, который представляет собой купюры разного номинала. Так как при сборке пазла ребенок вынужден внимательно рассматривать детали, то это способствует подробному запоминанию того, как выглядит та или иная купюра (рисунок 2).

В решении задач по финансовой грамотности можно использовать пословицы про деньги. В пословицах можно увидеть разную философию русского народа в отношении денег. Одни считают, что деньги — не главное! В таких пословицах говорится, что есть ценности выше материальных – дружба, счастье, разум. И, конечно, с этим мне трудно не согласиться. Другие считали, что деньги – это всегда во благо. В таких пословицах говорится, что наличие денег позволяет многое сделать и повысить свой уровень жизни (рисунок 3).

 Игрушечные деньги, хоть и являются довольно распространённой вещью, но всё же имеются далеко не у каждого ребёнка. И если у детей будет такая диковинка, то волей-неволей заставит детей относиться к своему богатству бережней. Деньги любят счёт! И научить ребёнка правильно и быстро считать лучше на реальном примере. Посудите сами, что проще: читать условие задачи или наглядно видеть всё своими глазами? Таким образом, игрушечные деньги могут служить своеобразным развивающим фактором для детей. Ну и ещё один пункт это, несомненно, то удовольствие, которое получат дети от игры с подобными объектами «взрослой» жизни вкупе с изображениями любимых героев. Не зря ведь все психологи в один голос заявляют, что лучший способ обучения, это обучение в форме игры (рисунок 4).

У детей должно складываться понимание о том, что деньги необходимы для оплаты  товаров в магазине, билетов в общественном транспорте, коммунальных услуг, и т.д. Также дети знакомятся с семейным бюджетом. Детям 6-7 лет нужно дать представление об элементах экономики. Целью данной дидактической игры является: внедрение в сюжетные игры банкомата, для того, чтобы оплачивать свои покупки в магазине, в аптеке, услуги парикмахера, ремонта одежды и т.д. С  помощью данной игры у ребенка сформируется нужная последовательность действий с банкоматом: вставить пластиковую карту в окошко, набрать код, взять деньги. А также будут совершенствоваться навыки счета (рисунок 5).

Изображение «Виды денег» помогает раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта»,  наличные и безналичные деньги (рисунок 6),помогает закрепить знания детей о внешнем виде денег.

Игра «Что можно и нельзя купить» создана для формирования нравственно - этических отношений, для развития логического мышления и внимательности. Игра помогает пополнять словарный запас детей, делать выводи (рисунок 7).

Игра «Хочу и надо» помогает формированию у детей рационального использования доступных финансов, дает понятие о сущности расходов и показывает их многообразие. Игра учит детей делать различия между желаемыми вещами и необходимыми, воспитывает чувство меры в своих желаниях (рисунок 8).

Используя имеющиеся картотеки по финансовой грамотности мы, рассказываем детям о расходах и доходах, развивая, экономическое мышление и воспитывая в детях экономичность (рисунок 9).

Ну и конечно для хранения денег, в том числе в процессе игры дети могут пользоваться кошельками, изготовленными своими руками с помощью воспитателей. Для этого есть подробная схема (рисунок 10).

Летбук созданный совместно с детьми для обучения профессии «Дизайнер одежды». Включает в себя набор изображений девушек-моделей, у которых частично отсутствует элемент одежды. Таким образом, накладывая модель на различные материалы и ткани, она меняет свой образ. Для пополнения образа имеются аксессуары и накладная теплая одежда. Для ухода за одеждой есть прачечная и веревочки с прищепками для «сушки» одежды. Для того что бы ознакомится с принадлежностями для шитья, есть кармашек с изображениями швейных принадлежностей.

Освоение различных профессий является одной из главных составляющих в обучении детей финансовой грамотности.

Общий внешний вид РППС

Заключение

Игра как метод обучения детей дошкольного возраста является одним из самых продуктивных способов обучения финансовой грамотности. С помощью игр и практических занятий дошкольники узнают, что такое деньги, какие они бывают. Узнают, что бывают покупки важные и нужные или желаемые. Знакомятся с такими понятиями как «можно» или «нельзя купить», что является очень важным аспектом в формировании личности. В ходе беседы дети узнают, что такое карманные деньги и как планировать расходы. Узнают о детских пластиковых банковских картах. А также о безопасности во время их использования. Таким образом, у детей через игру формируются основы финансовой грамотности, что повышает уровень знаний и качество жизни в будущем.

Список используемых источников

https://vk.com/wall-184539866_3108 ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ В ДОУ
ПОДБОРКА МАТЕРИАЛА

«Как рассказать детям о деньгах» Авторы: Сергей Биденко и Ирина Золотаревич

«Откуда берутся деньги? Энциклопедия для малышей»

Автор: Елена Ульева

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 13.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области