Конспект ООД по развитию речи в старшей логопедической группе «Путешествие в зимний лес»
Цель: формирование лексико-грамматических средств языка.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Коррекционно-развивающие:
Коррекционно-воспитательные:
Оборудование:
Ход занятия
Дети вместе с логопедом становятся в круг.
Психогимнастика
В круг широкий становитесь,
Дружно за руки беритесь.
Мы потопаем ногами,
Мы похлопаем руками,
Вокруг себя мы повернёмся,
Снова за руки возьмёмся.
Улыбнёмся, подмигнём,
И занятие начнём.
Логопед:
— Сегодня я получила приглашение от Снежной Королевы посетить зимний лес и помочь лесным обитателям познакомиться с математикой. Если мы согласимся, Королева предлагает нам во время путешествия выполнить 7 заданий и получить подарок.
— Согласны? Тогда нам надо подготовиться к работе. Все ровно за столы сели. Настроили зеркала.
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика перед настольными зеркалами:
На доске картинка «Зима»
Логопед:
— Я предлагаю вам представить, что вата – это снег и выполнить дыхательную гимнастику с ватой-снегом: ватку положить на кончик носа и направить воздушную струю так, чтобы ватка полетела вверх.
— Из чего состоит снег?
На доске картинка №2 «Снежинка»
— Снежинка какая? Посчитайте сколько лучиков у вашей снежинки.
— Я предлагаю отправиться в путешествие в зимний лес с помощью снежинок, произнеся волшебные слова и обернувшись вокруг себя:
Ша-ша-ша – зима наша хороша.
Логопед:
— Мы попали с вами в волшебный зимний лес. Но кто живет в этом лесу? Давайте знакомиться.
— Что растёт в лесу? (Растения.)
— Кто живёт в лесу? (Птицы, звери, насекомые.)
1 задание «Четвёртый лишний»
— Сейчас зима, поэтому насекомые спят, а вот с растениями, птицами и зверями мы сейчас увидимся. Я предлагаю вам 1 задание «Четвёртый лишний».
— Определите, кто или что лишнее и почему?
Картинки-игры «Четвертый лишний»:
1 картинка: берёза, дуб, осина, ель.
2 картинка: снегирь, синица, петух, сова.
3 картинка: волк, лось, лисица, медведь.
Логопед:
— Для вас Снежная Королева подготовила логические задачки. Она сейчас вас попробует запутать, будьте особенно внимательны.
2 задание «Логические задачки»
Дидактическое упражнение «Логические задачки» 2 задание.
3 задание
Логопед:
— Я предлагаю вам посоревноваться, посмотрите на доску. На доске рядом 2 одинаковые картинки зимнего леса, но есть 6 различий. Какая команда заметит больше отличий, та команда и победит. Команда девочек и команда мальчиков. (6 отличий.)
Логопед:
— Предлагаю вам взять лист бумаги и с помощь него сделать снежный ком. Вспомните, как хрустит снег, и произнесите: хрум-хрум-хрум. (Дети скатывают бумагу в комки.)
Физкультминутка
Раз, два, три, четыре,
Ком из снега мы слепили.
Круглый, крепкий, очень гладкий,
И на ощупь он приятный.
Раз — подбросим, два – сломаем,
Три — положим, покатаем.
Логопед:
— Я беру свой снежный ком (мяч, обёрнутый белой бумагой) и буду бросать его каждому из вас и называть слово, а вы кидаете мяч мне обратно и называет противоположное слово.
4 задание «Скажи наоборот»
Дидактическая игра «Скажи наоборот» 4 задание.
5 задание
Логопед:
— На этом дереве живут белки с цифрами. Они совсем перепутали свои места в числовом ряду. Помогите им, ребята, найти своё место. (Дети расставляют белочек с цифрами в лапках по порядку от 1 до 9).
— Кто сможет посчитать сколько белочек? (Первая белка, вторая белка, …)
— Вот вы и выполнили 5 задание.
6 задание
Логопед:
— А вот и 6 задание — ребус «Поменяй буквы так, как подсказывают цифры».
Ребус | |||
2 | 4 | 1 | 3 |
У | Т | К | С |
Получается слово «КУСТ».
А под кустом лежат каштаны, припасённые белочками. Возьмите каштан в руки и перекладывайте его между большим пальцем и каждым пальцем правой руки, потом левой. (Пальчиковая гимнастика «Каштан».)
Логопед:
— Теперь мы можем выполнить последнее 7 задание.
7 задание
(Дети на листах синего цвета выкладывают ёлки и снеговиков из 3 зелёных треугольников и 3 белых кругов разного размера).
Эти аппликации мы возьмём с собой в детский сад и украсим ими нашу выставочную полку.
Логопед:
— Нам пора возвращаться в детский сад.
— Возьмите снежинки в руки, обернитесь вокруг себя и произнесите волшебные слова:
— Ша-ша-ша – зима наша хороша!
Логопед:
— Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие.
Логопед:
— А сейчас я вам предлагаю оценить свою работу. Тот, кто считает, что полностью справился с заданиями – пусть возьмёт смайлик с улыбкой, а кто считает, что не все у него получалось – тот пусть возьмет грустный смайлик.
(Дети делают свой выбор.)