ЧДОУ РО «НЕРПЦ (МП)» «Православный детский сад во имя преподобного Серафима Саровского города Нижнего Новгорода»
Перспективный план дидактических игр и упражнений для активизации словаря детей раннего возраста (2-3 года)
(в рамках реализации Основной образовательной программы дошкольного образования ЧДОУ РО «НЕРПЦ (МП)» «Православный детский сад во имя преподобного Серафима Саровского города Нижнего Новгорода»)
Разработала:
Елизарова Наталья Викторовна, воспитатель
г. Нижний Новгород
2022 год
Сентябрь
1.Дидактическая игра «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий»
Цель: создание условий для запоминания имен детей в группе, в том числе, произнесенных по-разному (Саша – Сашенька – Сашуля), активизация словаря.
2.Дидактическая игра «К нам пришел мишка»
Цель: создание условий для практического освоения окружающего пространства (помещений группы и участка детского сада), активизация словаря – группа, участок, куст, дерево, песочница, коробка; упражнение в умении различать основные цвета.
Дидактический материал: большой медведь, флажки основных цветов (по количеству детей).
Октябрь
1. Дидактическая игра «Что катится, что не катится»
Цель: отражение в речи (шарик, кубик, катится, не катится); произведение действий с предметами: обведение формы предмета, катание, перемещение; дифференциация предметов по форме и цвету.
Дидактический материал: грузовая машина, две коробки, кубики и шарики одинаковой величины (должны помещаться в руку ребенка) и цвета (по количеству детей и для воспитателя).
2. Дидактическое упражнение «Вверх-вниз»
Цель: упражнение в умении детей осуществлять действия с предметами и называть их, различать по цветам; понимание значения слов вверх-вниз, отражение в речи (вверх, наверху, вниз, внизу).
Дидактический материал: кубики, кукла.
3. Дидактическая игра «Поручения»
Цель: поощрение попыток детей самостоятельно осуществлять действия с предметами, называть их (большой, маленький, качаться, звенеть, танцевать, угостить), помощь в понимании речи воспитателя.
Дидактический материал: мишка, красная чашка, синяя чашка, неваляшка, стульчик, матрешка, кубик.
Ноябрь
1.Дидактическая игра «Что в мешочке»
Цель: создание условий для предметных действий, различения предметов по форме и цвету, отражение в речи (кубик, шарик, кирпичик, большой, маленький красный, синий, желтый).
Дидактический материал: чудесный мешочек, кубики, шарики, кирпичики одинакового цвета и величины (по количеству детей и для воспитателя), три коробки.
2. Дидактическая игра «Кто пришел? Кто ушел?».
Цель: упражнение детей в понимании вопроса воспитателя, умении вести простейший диалог, активизация словаря (пришел (ла,ли), ушел (ла,ли), вернулись, прилетели, убежала, уточка, индюк, гусь, курочка, петушок).
Дидактический материал: иллюстрации к потешке «Наши уточки с утра…».
3. Дидактическая игра «Это я придумал»
Цель: создание условий для выполнения нескольких действий с 2-3 предметами, озвучивая результат при помощи фразовой речи.
Дидактический материал: игрушечные чашки и блюдца основных цветов, игрушки: мишка, кукла, зайчик, тарелка, расческа, погремушка.
Декабрь
1.Дидактическая игра «В гости бабушка пришла»
Цель: сравнение знакомых предметов выделяя их цвет, создание условий для реализации потребности детей в действиях с предметами, отражении в речи.
Дидактический материал: сундучок, большая красная шапка, большой синий шарф, маленькая синяя шапка, маленький красный шарф, большая и маленькая куклы.
2. Дидактическая игра «Подбери перышко»
Цель: различение и отражение в речи цвета (красный, желтый, зеленый), повторяя фразы за воспитателем.
Дидактический материал: картинка с изображением петуха с пышным хвостом (в хвосте сделаны прорези), (хвост не раскрашен), перья разных цветов (красный, желтый, зеленый) вырезанные из бумаги.
3. Дидактическая игра «Игра с матрешками»
Цель: создание условий для формирования групп однородных предметов, различая количество предметов, активизация словаря (один, много).
Дидактический материал: коробка, салфетка, одинаковые матрешки (для каждого ребенка и воспитателя).
Январь
1. Дидактическая игра «Кто позвал?»
Цель: умение различать на слух звукоподражательные слова, отражать в речи (Ку-ка-ре-ку! Ко-ко-ко. Ква-ква. Ку-ку!), активизация словаря (тишина, запел, послышалось, раздалось)
2. Дидактическая игра «Устроим кукле комнату»
Цель: упражнение детей в правильном назывании предметов по цветам и названию, активизация словаря (комната, жить, нравится, не нравится, кровать, ложиться, петь, мебель, стол, стул, шкаф, посуда, платье, разбудить, колокольчик)
Дидактический материал: кукла, столик и стульчики для кукол, шкаф, кровать, посуда для кукол 4 основных цветов, платье для куклы, колокольчики большой и маленький.
3. Дидактическая игра «Это зима?»
Цель: отражение в речи детей слов: весело, зима, кататься, санки, лепить, бегать.
Дидактический материал: картина с зимним пейзажем, сюжетные картинки с зимними развлечениями.
Февраль
1.Дидактическое упражнение «Чья мама? Чей малыш?»
Цель: упражнение детей в умении различать и правильно называть домашних животных и их детенышей (лошадь, жеребенок, овца, ягненок, собака, щенок, кошка, котенок), отражать в речи, активизация словаря (рога, грива, хвостик с кисточкой на конце, пушистый хвостик, длинный хвост) угадывать по описанию.
Дидактический материал: картинки с изображением домашних животных.
2.Дидактическое упражнение «Что я сделала?»
Цель: создание условий для самостоятельного называния действия, противоположного по значению, активизация словаря (открыла-закрыла, сжала-разжала, села-встала, надела-сняла, подняла-опустила).
Дидактический материал: книга, баночка с крышкой, стул, платок, шапка, варежка, флажок.
3. Дидактическое упражнение «Принеси флажок»
Цель: создание условий для дифференциации предметов по цвету, действуя по зрительному и слуховому сигналу, активизация словаря.
Дидактический материал: флажки разного цвета по количеству играющих.
Март
1.Дидактическая игра «Чья картинка»
Цель: согласование слов в предложении, активизация словаря (мое красное ведерко, мои синие цветы, моя желтая тарелка).
Дидактический материал: предметные картинки по количеству играющих.
2. Дидактическое упражнение «Что я делаю?»
Цель: создание условий для активизации в речи глаголов, противоположных по значению (открыла-закрыла, смяла-расправила, завязала-развязала, расстегнула-застегнула, насыпала-высыпала, налила-вылила, сняла-надела).
Дидактический материал: коробочка с крышкой, лист бумаги, лента, одежда с пуговицей, крупа, тарелка, вода, стакан, пирамидка.
3. Дидактическое упражнение «Как можно медвежонка порадовать?»
Цель: умение играть с игрушкой, разговаривать, употребляя разные по форме и содержанию обращения (я хочу тебя угостить, я сварила тебе, Мишенька, попробуй); активизация словаря (мед, компот, варенье, фрукты, прятки,).
Дидактический материал: игрушка медведя.
Апрель
1. Дидактическое упражнение «Я ищу детей, которые полюбили бы меня…»
Цель: привлечение внимания детей к новой игрушке, умение рассказывать о том, как будут играть с ней, отражение в речи слов: кормить, укладывать спать, петь, водить, рассказывать, придумывать, ремонтировать.
Дидактический материал: игрушки: новая кукла, новая машина.
2. Дидактическая игра «Порадуем зайчонка»
Цель: создание условий для игры и разговора детей с игрушкой, употребляя разные по форме и содержанию обращения (я хочу тебя угостить, я сварила тебе, Зайка, попробуй), отражая в речи названия предметов с указанием цвета.
Дидактический материал: игрушка медвежонок, посудка 4 основных цветов.
3. Дидактическое упражнение «Купание куклы Кати»
Цель: упражнение в различении предметов, действий, качеств, отражение в речи: ванночка, мыло, мыльница, намыливать, смывать, полотенце, вытирать, теплая, холодная, горячая вода.
Дидактический материал: кукла, ванночка, мыло, мыльница, полотенце, вода, губка, два ведерка, кружка, рубашка.
Май
1.Дидактическое упражнение «Так или не так?»
Цель: осмысление проблемной ситуации, поощрение попыток выразить свое впечатление в речи, активизация словаря (больно, нравится, тянуть, напоить, пускать кораблик, заботиться, вытирать нос).
Дидактический материал: иллюстрации с изображением проблемных ситуаций.
2.Дидактическое упражнение «Выкладываем, перекладываем, собираем»
Цель: игровые действия с однородными предметами, дифференциация по количеству и цвету.
Дидактический материал: зайчик, коробочки (по три штуки для каждого ребенка и воспитателя), четыре матрешки, четыре кубика, четыре колечка.
2. Подвижная игра с дидактической направленностью «Прокати в воротца»
Цель: отражение в речи сенсорных признаков (цвет, форма, величина),прокатывание мяча в заданном направлении.
Дидактический материал: мячи (разноцветные шары); воротца, устроенные из крупного строительного материала (детский стульчик-его ножки будут служить воротцами).