Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


"Мы из сказки"

Учить детей совместно с родителями сочинять авторские сказки. Совместная работа с родителями и детьми

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Ромашка» с. Графский берег

Проект : « Мы из сказки »

Детско-родительский проект

Автор:

Алексеева А.Б.

с. Графский берег 2022 г.

Содержание:

1.Введение…………………………………………………………………………3

2.Теретическая часть……………………………………………………………. .4

3. Практическая часть…………………………………………………………….16

4. Вывод……………………………………………………………………………18

5. Использованная литература……………………………………………………19

Введение

      Современное образование нацелено на создание условий гармоничного развития личности, учёт её индивидуальности, раскрытие творческого потенциала, формирование позитивных установок к различным видам творчества. Приоритет развития творческих способностей обеспечивает стабильный творческий рост каждого ребёнка, проявление творческих способностей, формирование творческой личности дошкольников. При этом остается актуальной проблема формирования творческой личности, способной самостоятельно ставить цель, находить информацию, осуществлять выбор способов деятельности (индивидуально или с партнерами) и средств для достижения своего замысла, оценивать свой труд.

К сожалению, в наш век новых информационных технологий, роль книги изменилась, любовь к чтению стала падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер.Значительный вклад в разработку проблемы внесли исследования Л.А. Пеньевской, A.M. Виноградовой, И. С. Деминой, Л.П. Князевой, Л.П.Стрелковой, А.Д. Кошелевой, И.В. Княжиной, Т. В. Черник и др.[2]

Как однажды отметил Александр Сергеевич Пушкин «Чтение – вот лучшее учение», поэтому 2022 год в системе образования республики наш министр образования Ирина Любимова объявила – Годом чтения в РС (Я). [1] Основываясь на эту концепцию и основную образовательную программу дошкольного образования под.ред. Н.Е.Вераксы, Т.С Комаровой, М.А Васильевой [1] «От рождения до школы» был создан детско- родительский проект «Мы из сказки».

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы жизни  диктуют специалистам необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания детей дошкольного возраста совместно с родителями. Одним из таких средств является воспитание сказкой.

Как известно, детство невозможно представить без чтения сказок. С самого раннего возраста дети с одинаковым, захватывающим интересом слушают и рассказывают наряду с русскими народными сказками, сказки Шарля Перро, братьев Гримм. Со сказкой ребёнок встречается не только в книгах, но и в кино, театре, на телевизионном экране, забывая обо всём и полностью погружаясь в жизнь героев. Мир чудесного интригует ребёнка, и интерес к сказке у него не снижается.

Все мы знаем, что маленьких детей очень привлекают сказки. Именно они помогают ребёнку пройти длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм нравственного восприятия и усвоения моральных норм и правил:

- во первых, сказка приносит истинную радость и удовольствие ребёнку;

-во вторых, сказка учит детей размышлять, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно, оценивать поступки;

- в третьих, образы, созданные писателями, народом и художниками - иллюстраторами - прекрасные образцы самобытного творчества и подражания.

Учеными установлено, что ребенок, которому систематически читают сказки, накапливает богатый словарный запас. Особую роль для развития малыша играет сказка.

 Читая вместе с мамой, ребенок активно развивает воображение и память. Именно чтение сказок выполняет не только познавательную, эстетическую, но и воспитательную функцию.

Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность, реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни, только в сказочной форме дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство.

Теоретическая часть

Актуальность проекта

Актуальность выбранной темы проекта обусловлена тем, что в наш компьютерный век многие современные родители даже не догадываются о том, что ребенку нужна сказка и её значение в жизни малыша очень велико. Данный печальный факт подтвердило и анкетирование родителей. Самый сензитивный, чувствительный возраст к восприятию общепринятых моральных норм – это дошкольный возраст, а особенно старший дошкольный возраст. Именно в этот период ребенок начинает особенно точно воспринимать моральные категории добро-зло, хорошо-плохо и т.д. Именно в этом возрасте надо воспитывать в ребенке такие качества как добропорядочность, честность, вежливость и взаимопомощь. Дети знакомятся со множеством разнообразных сказок, но ещё больше, чем узнавать известные сказки, они обожают сочинять свои.

Именно сказки приобщают ребенка к культуре, нравственности, традициям его народа, демонстрирует различные виды коммуникации, развивает творческий потенциал личности. Сказка должна способствовать и общению.[5]

Цель: создать условия для развития творческих способностей детей в процессе разработки детско-взрослого образовательного проекта через создания авторских сказок.

Задачи проекта:

1. Научить навыкам сотрудничества современных родителей и ребенка при создании авторских сказок.

2.Формировать умение у детей выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды авторских сказок.

3.Повысить педагогическую компетентность родителей в воспитании детей старшего дошкольного возраста через создание авторских сказок.


Вид проекта: познавательно-творческий, долгосрочный.

Основные направления

- Методическая работа педагогов:
Анализ проблемы; подбор литературы по теме проекта, выбор методов работы над проектом; разработка плана работы по проекту, разработка анкет; обобщение опыта работы над проектом.
- Формы работы с детьми в ДОУ:
Решение поставленных задач через практическую деятельность: НОД, беседы, чтение и слушание сказок, драматизация, игра, продуктивная деятельность в вечернее время.

- Формы работы с родителями:

Словесный – устные консультации, беседы, объяснение, чтение, рассказ, словесные игры.

Наглядный – оформление папок-передвижек для родителей (законных представителей),. Рассматривание картинок, иллюстраций,  книг, карточек для игры, атрибутов сказок. Просмотр видео, презентаций PowerPoint.

Практический – дидактические игры по обучению детей сочинительству, коллективное сочинение, изготовление приглашений, оформление зала.

Принципы:

Осознанность - Осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета; понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях.

Множественность - Понимание того, что одно и тоже событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов.

Связь с реальностью - Осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок. [6]

Планируемые результаты.

- Дети: получат новые знания (научатся сочинять сказки, используя различные приёмы), проявят себя творчески в процессе сочинительства и продуктивной деятельности.

 - Желание слушать и сочинять новые сказки;

- Научатся находить своё отражение и представления об окружающем мире, и отношение к той или иной проблемной ситуации;

- Овладеют навыками мимической, пантомимической, речевой выразительности;

- Разовьют творческий потенциал;

- Повысят уровень социальной адаптации.

- Драматизировать небольшие произведения, читать по ролям стихотворения.[2]

Родители: 

 -проявляет интерес к совместной деятельности с ребёнком по данной теме;

 -помогут развивать творческие способности ребёнка;

 -сочинять совместно с ребёнком сказку и оформить её.

- взаимодействие с семьёй позволит достичь наибольших результатов  в работе с детьми.

- укрепят дружеские отношения в семье.

Механизмы реализации проекта.

Участники проекта.

- дети старшего дошкольного возраста,

- родители (законные представители), воспитанников ДОУ,

- педагоги ДОУ.

Новизна заключается в создании детско-родительского проекта, путем сочинения авторских сказок.

Проект долгосрочный.

Этапы реализации задач проекта:

Проект рассчитан на 3 года

Первый этап 2021-2022 год - организационный.

Второй этап 2022-2023 год - основной.

Третий этап 2023- 2024 год - заключительный.

Уровень основной направленности:

- Повышение качества образовательной деятельности,

- Изменение содержания и форм образовательного процесса,

- Повышение уровня интереса и творческой активности родителей (законных представителей), в ДОУ.

- Планируемая популяризация данного проекта.

- Данный образовательный проект будет осуществляться распространение и участие в методических объединениях района, республики и тд;

- Презентация данного проекта для детей и родителей (законных представителей), педагогов ДОУ ;

- Публикация в СМИ .

Взаимодействие с семьями воспитанников:

В Концепции дошкольного воспитания прописано:

Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, в ходе корректируется воспитательная позиция родителей и педагога. [4]

Целью взаимодействия с семьями воспитанников является:

1. Установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника.

2. Объединение усилия для развития и воспитания детей.

3.Создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимо-поддержки.

4. Обогащение педагогических умений родителей (законных представителей), .

5. Поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.

Активное участие родителей (законных представителей), в жизни детского сада необходимо. Оно формирует полноценную социальную среду, способствует установлению единства семьи и детского сада.

Наиболее интересная форма работы с родителями (законных представителей), – это привлечение родителей (законных представителей), к образовательному процессу через проектную деятельность. Семейные творческие литературные проекты расширяют кругозор детей и взрослых, наполняют их творческой энергией, способствуют позитивным изменениям в семье, помогают выстраивать взаимодействие и сотрудничество семьи и образовательного учреждения.

Формы работы с родителями:

- педагогический всеобуч родителей (законных представителей), ;

- индивидуальные консультации;

- связь родителей через офлайн и онлайн ресурсы;

- привлечение родителей (законных представителей), к организации и проведению мероприятий;

- организация семейного чтения;

- коллективная работа по решению конкретной задачи;

- совместная проектная деятельность;

Помимо традиционных форм работы мы стали активно использовать инновационные формы и методы сотрудничества:

- "круглый стол" по теме авторских сказок;

- почта доверия

- родительская гостиная, клуб;

- дни открытых дверей;

- сайт ДОУ romashkagraff.ou14.ru

Взаимодействие всех участников проекта:

Проектный метод носит характер сотрудничества, в котором принимают участие и дети и родители и педагоги ДОУ, где родители (законные представители), становятся непосредственными участниками образовательного процесса.

Сетевое взаимодействие с учреждениями социума:

Основная часть.

Проект «Мы из сказки » разработана для детей с старшего дошкольного возраста группы «Звездочка», в соответствии с ФГОС ДОУ.[3] Проект составлен опираясь на основную образовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» под.ред. Н.Е.Вераксы, Т.С Комаровой, М.А Васильевой [1]

На уровне дошкольного образования во внимании педагогов находятся такие личностные качества ребёнка как: эмоциональность, открытость внешнему миру, самостоятельность и инициативность в различных видах деятельности, способность к волевым усилиям, любознательность, креативность, конкурентоспособность. Педагоги ДОУ создают условия для развития личностных качеств детей дошкольного возраста, а также их творческого самовыражения, способностей, интересов и перестраивают образовательную модель, основанную на технологическом подходе.

С помощью различных приемов и специально организованных педагогических ситуаций способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям. Воспитывают читателя, способного испытывать сострадание к героям произведения. Побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа. Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения. Объяснять (с опорой на прочитанное произведение) основные жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений. [2]

Инновационные педагогические технологии позволяют успешно решать нестандартные задачи, учат детей и взрослых сотрудничеству и совместной работе, обращаясь к каждому из них индивидуально. Использование совместной проектной технологии в процессе сочинения сказок позволяет расширять опыт коллективной творческой деятельности.

Целью внедрения инновационных педагогических технологий в образовательный процесс дошкольной образовательной организации являются:

- повышение качества дошкольного образования с целью модернизации образовательного процесса;

- повышение профессиональной культуры педагогов;

- формирование активности ребенка в познании окружающей действительности, раскрытие индивидуальности в процессе взаимодействия между всеми участниками образовательных отношений (педагогами, детьми, родителями).

Эффективные формы и методы работы с родителями и детьми способствующие формированию и развитию литературного вкуса в дошкольном возрасте.

Наиболее важными направлениями в работе с родителями ( законные представители) стали участие в проекте по созданию авторских сказок совместно с детьми.

Проектный метод является одним из современных методов приобщения детей к художественной литературе. Он оказывает большие возможности во взаимодействии всех участников: педагогов, родителей, детей образовательного процесса, обозначаемый словом «сотрудничество». Сотрудничают все: педагог с родителями, дети – друг с другом, с родителями. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Среди традиционных форм взаимодействия детского сада и семьи :

1. Знакомство с семьей: встречи-знакомства, анкетирование семей.
2. Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление визуального ряда посредством создания и размещения информационных стендов, альбомов, папок организация выставок детского
творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток.
3. Образование родителей: проведение родительских собраний, всеобучей, лекций, семинаров, семинаров-практикумов.
4. Совместная деятельность: привлечение родителей к организации конкурсов, концертов, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.
Остановимся более подробно на нетрадиционных формах взаимодействия с родителями воспитанников, которые являются наиболее актуальными. Среди нетрадиционных форм работы с родителями можно выделить следующие подгруппы: познавательные, информационно-аналитические, досуговые, наглядно-информационные.

Ниже представлены некоторые формы проведения нетрадиционных

родительских встреч в детском саду:


«Педагогическая гостиная»
Рекомендуется проводить в начале или в конце года. На таких встречах обсуждается участие родителей в различных мероприятиях. Проводится анкета «Родитель–ребенок–детский сад». Проходит обсуждение либо намеченных мероприятий, либо анализируются прошедшие и подводятся итоги. В начале года анкетирование проводится для того, что воспитатель ближе узнал ребенка, его особенности. Родителей знакомят с мероприятиями, запланированными на год, слушают предложения родителей, какую помощь и поддержку они могут оказать в запланированных мероприятиях, а так же их пожелания и предложения на учебный год. В конце года на таких встречах подводят итоги прошедшего года, дают оценку и анализируют достижения и ошибки.

«Педагогическая конференция»
При подготовке мероприятия поводится подготовительный этап, где родителям дается какое-либо задание по определенной теме. Подготовленное задание обсуждается с различных позиций. За две недели до встречи родителям раздаются материалы на определенную тему, воспитатель просит прокомментировать то или иное высказывание, освещает суть темы и задает вопросы при обсуждении. Например, встреча во второй младшей группе может быть посвящена теме «Кризис 3-х лет». Родителям предлагается прокомментировать несколько высказываний классиков: как они понимают это высказывание, затем родители и педагоги дают свои советы по проблеме, как они ее решают. Наиболее удачные советы оформляются в картотеки или альбомы «Педагогическая копилка: родители для педагогов», «Педагогическая копилка: педагоги для родителей»

«Педагогическая конференция - аукцион»
Подготовка такой встречи проводится так же, как и при проведении педагогической конференции, отличием является то, что обмен опытом проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме. Например, воспитатель дает понятие «кризиса трех лет», совместно с родителями он анализирует, как остро протекает этот период у детей. Затем предлагает поделиться родителям опытом, как они преодолевали данный период, или как они сейчас с ним справляются. Все происходит в виде игры и за каждый совет даются фишки, (т.е. советы продаются за фишки). Советы, набравшие большее количество фишек, также оформляются в картотеки или альбомы «Педагогическая копилка: родители для педагогов», «Педагогическая копилка: педагоги для родителей»

«Семинар-практикум»
На такой встрече могут выступать не только воспитатели, но и родители, логопед, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга. Заранее определяется тема встречи и ведущий, им может быть, как воспитатель, так и родители или приглашенные специалисты. Например, если встреча посвящена теме детских страхов, то в качестве ведущего такой встречи будет выступать педагог-психолог. Подготавливается небольшое теоретическое сообщение, затем родителей просят высказать свое мнение о причинах детских страхов и о способах их преодоления, могут обыгрываться небольшие ситуации. Далее с родителями проводятся мини-тренинг по саморегуляции, демонстрируются игровые приемы на снятие тревожности и страхов для того, что бы родители при возникновении трудностей могли помочь своим детям

«Душевный разговор»
Такая встреча может быть рассчитана не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (например, в общении со сверстниками, агрессивность и др.). Можно провести анкетирование по теме, обыгрывание ситуаций, демонстрацию коротких видеофильмов или видеофрагментов. Особенность такой встречи в том, что в конце общения родителям не дают конкретных рекомендаций, а они сами к ним приходят.

«Мастер-класс»
Встреча, подготовленная в форме мастер-класса, предполагает, что воспитатели, родители или приглашенные специалисты детского сада могут провести маленький урок, т.е. поделиться опытом по воспитанию и развитию детей, продемонстрируют свои достижения в той или иной области. Предварительно воспитатель определяет тему встречи, учитывая запросы родителей. Затем можно дать тему нескольким родителям, которые смогут объяснить или продемонстрировать на практике, как научить ребенка убирать за собой игрушки, умываться и т.д. В конце встречи подводиться итог. На такой встрече участники дают друг другу практические советы, показывают ролевую сценку, демонстрируют практические навыки (например, воспитатель может показать родителям, как изготовить дидактическое пособие своими руками, как играть в ту или иную игру) и т.д

«Ток-шоу»
Встреча, организованная в такой форме подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На «Ток-шоу» могут выступать родители, воспитатели, можно пригласить специалистов. Например, тема встречи «Домашние питомцы – плюсы и минусы», участники встречи произвольно делятся на две подгруппы, одна из которых отстаивает мнение о том, что если в доме есть домашние питомцы, то это – хорошо, а другая – мнение что, если в доме есть домашние питомцы, то это – плохо. Родителям предлагаются различные ситуации, их нужно рассмотреть с разных точек зрения, обязательно аргументируя их. Все позиции совместно обсуждаются. В конце встречи участникам каждой команды предлагается перейти в другую команду, если они изменили свою точку зрения, или остаться в своей команде. Также можно провести голосование с целью определения, какая же точка зрения победила.

«Тренинг»
Активной формой работы с родителями, которые хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, является родительский тренинг. В нем должны участвовать оба родителя. Для результативности тренинг должен включать в себя 5-8 занятий. Как правило, он проводится психологом, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления. Тренинговые задания могут быть такими: «Детские гримасы», «Любимая игрушка», «Мой сказочный образ», «Воспоминания детства» и др. Также родительские тренинги могут готовиться в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. На один вопрос отвечают две семьи, у которых могут быть разные мнения. Эксперты определяют, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к истине.

«Игровое моделирование»
Эта форма заключается в ролевом проигрывании проблемных ситуаций семейного воспитания, игровом взаимодействии родителей и детей в различной детской деятельности, моделировании способов родительского поведения, обмене опытом семейного воспитания и др. Положительной стороной подобных форм является то, что они способствуют установлению неформальных контактов с родителями, исключают навязывание готовой точки зрения, нацеливают на поиск собственного выхода из сложившейся ситуации.

Методы активизации родителей

На родительских встречах нетрадиционной формы можно использовать следующие методы активизации родителей:
«Мозговой штурм» - это метод коллективной мыслительной деятельности, позволяющий достичь понимания друг друга, когда общая проблема является личной для целой группы.

«Реверсионная мозговая атака, или Разнос» - этот метод отличается от «мозгового штурма» тем, что вместо отсрочки оценочных действий предлагается проявить максимальную критичность, указывая на все недочеты и слабые места процесса, системы, идеи. Этим обеспечивается подготовка идеи, направленной на преодоление недостатков.

«Ассоциации» - на листе бумаги рисуется символ, олицетворяющий проблему или ее существенный момент (что мешает установлению доверия в детском коллективе или педагог для нашей группы). Затем по ассоциации изображают другой символ, пока не придет подходящая идея решения. Например, встреча на тему «Агрессия». Рисуется ассоциация по теме, затем рисунок исправляется или рисуется новый уже с решением проблемы.

«Коллективная запись» - каждый из участников получает записную книжку или лист бумаги, где сформулирована проблема и даются информация или рекомендации, необходимые для ее решения. Родители независимо друг от друга, определяют наиболее важные для них рекомендации, заносят в записную книжку. Затем записи передаются педагогу, он суммирует их и группа проводит обсуждение. После этого приема можно использовать «мозговой штурм». Например, тема «Как любить своего ребенка» родители заносят запись наиболее важных моменты по их мнению. Педагог их суммирует и проводит обсуждение написанного.

«Мини-эксперимент». Этот метод позволяет включить родителей в исследовательскую деятельность, создать познавательный конфликт и использовать интеллектуальные чувства родителей (интерес, любопытство). Тема может быть любой, подводятся итоги взаимосвязи реального, желаемого и достижимого.

Таким образом, важно помнить, что какую бы форму работы вы не выбрали, партнерское взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования к цели. Главное - не останавливаться на достигнутом, продолжать искать новые пути сотрудничества.

Пересказ текста подразумевает передачу детьми основного содержания рассказа или сказки, заучивание поэтического произведения наизусть, точное его выразительное его воспроизведение.

Пересказ – форма работы, интегрирующая задачи ознакомления с художественной литературой и речевого развития.

Заучивание наизусть – важнейший вид работы, способствующий развитию речи, памяти, мышления, воображения.

Практическая часть

МБДОУ «Детский сад Ромашка» с .Графский берег на 2021-2022 учебный год 80 детей, из них на данный момент старшую – подготовительную группу посещают 25 детей.

В начале учебного 2021 года 25 родителей ответили на анкету «Сказка в жизни вашего ребенка», был сделан анализ. Практически все родители это читают сказки своим детям 1 раз в неделю , не все уделяют должного внимания обсуждению прочитанного вместе с детьми. Они часто просят дома родителей прочитать или рассказать сказки, но ввиду занятости те не могут уделять достаточного времени. В основном ребята знают те сказки, которые мы читаем по художественному чтению, свободное время. Для совместной театрализации, дома у воспитанников отсутствуют виды детского театра. По результатам анкетирования и опроса нами был создан детско- родительский проект «Мы из сказки» , так же разработана дорожная карта, работы на период работы проекта. Родители группы «Звёздочка» были очень рады в участии детско- родительского проекта «Мы из сказки». Нужно было определиться, какую сказку мы будем сочинять: сказки о животных, волшебные и бытовые. [4] Так же надо было подумать и решить какой будет сюжет сказки, о чём будет сказка? При этом мы должны были не забывать, что сказка включает себя троекратные повторы, небольшая по объему, наличие положительных и отрицательных героев, волшебство, добро побеждает зло, сказочные предметы.

Совместно с родителями мы занимались написанием сказок, консультировали родителей, помогали им при выборе сюжетов, персонажей. В группе совместно с детьмисоздали стенгазету по авторским сказкам, сшили маски по сюжетам. Свободное время мы обязательно читаем новые созданные сказки. Каждый раз в период проектной работы лепим персонажей из сказок детей, так мы прорабатываем сказки и развиваем мелкую моторику. Так же в группе с детьми была создана стенгазета по любимым сказкам. Совместно с родителями были созданы настольные игры по авторским сказкам, по этим играм дети развивают математические навыки .Некоторые из этих сказок изданы в Республиканском журнале «Кэскил», это сказка «Лесная здравушка» «Звездное желание» , «Кот и собака». После каждого создания сказки с детьми играли в сюжетно – ролевые игры, инсценированы сказки. На недели книги родители совместно с детьми создали для нашей детской библиотеки книжки передвижки по своим авторским сказкам. Также наши родители присоединяясь к Республиканской акции «Подари детям книгу» который запустила наш министр образования, во время январского совещания подарили книги «Сказки народов мира». После того, как мы написали сказки, создали иллюстрации к ним и решили сделать онлайн книгу, используя авторскую программу «ТАБ».В будущем создадим мультфильм, дополнительно родителей привлечем, увеличим сборник сказок. А также увеличить тираж настольных игр. Хотим оживить персонажи на настольных играх.

Вывод

В ходе проектной деятельности «Мы из сказки» развились детско-родительские отношения. В период проектной работы наши дети через игру получили сведения об окружающей жизни, правила человеческих отношений, также развивались творческие способности. Именно через создание авторских сказок и игр мы построили те отношения между взрослыми и ребёнком, в основе которых лежит личностный подход.

Ребенок стал интересен родителям, поскольку он выдвигал различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Для рассказывания сказки необязательно учить наизусть. Достаточно несколько раз её осмысленно прочитать. Рассказывая сказку, необходимо голосом, мимикой, жестами изображать происходящее, но при этом соблюдать меру. Взрослый, рассказывающий сказку, должен быть весёлый, обязательным рассказчиком, умеющим расположить к себе слушателей, заинтересовать их. Он должен владеть аудиторией, даже если его «аудитория» - собственный ребёнок. [3] Жизнь ребенка и родителей наполнился богатым содержанием. Творческое сочинительство и рассказывание строилось на особой психологической основе- детского воображения. Ребёнок, сочиняя сказки производил в уме анализ сказочных сюжетов, а затем творчески синтезировал явление: композицию, образы сказочных героев, обстоятельства их жизни. Чтобы сказочную историю донести до зрителя ребёнок научился выстраивать контекстное высказывание. Использование метода детско- родительского проекта «Мы из сказки» в ДОУ нам помогло научиться работать в команде, сплочению педагогов, детей и родителей. Реализуя  проектный метод, мы отметили, что качественно изменился стиль общения родителей с ребенком, которые стали активными участниками образовательного процесса. Взаимодействие с семьей позволило добиться наибольших результатов в развитии дошкольников.

Установлены доверительные отношения с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка, повышению правовой и психолого-педагогической культуры родителей, созданию единого образовательного пространства для дошкольника в семье и детском саду. Создав проект «Мы из сказки» все мы только выиграли, родители стали осознавать важность своего влияния на развитие личности ребенка, научились содействовать его гармоничному развитию, активно сотрудничать с детским садом. Стали больше времени уделять своим детям, стали читать книги.

Использованная литература.

Интернет ресурсы:

Анкета для родителей

«Сказка в жизни вашего ребенка»

1. Как часто Вы читаете (рассказываете) своему ребенку сказки?

_______________________________________________________

2. Какие сказки предпочитает Ваш ребенок?

________________________________________________________

3. Просит ли Ваш ребенок читать (рассказывать) сказку несколько раз?

________________________________________________________

4. Есть ли любимая сказка у Вашего малыша? Если есть – какая?

__________________________________________________________

5. Играет ли Ваш ребенок в сказки, которые слушал?

__________________________________________________________

6. Рассказывает ли ребенок сказку совместно с Вами или своим куклам, игрушкам?

__________________________________________________________

7. Есть ли у ребенка книжки для самостоятельного рассматривания?

__________________________________________________________

8. Рассматривая иллюстрации к сказкам, задает ли Вам ребенок вопросы?

__________________________________________________________

9. Узнает ли Ваш ребенок сказку по иллюстрации?

__________________________________________________________

10. Есть ли у Вас дома какой-либо вид детского театра (настольный пальчиковый, кукольный и пр.?_______________________________

11. Придумываете ли Вы когда-нибудь сказки для Вашего ребенка?

________________________________________________________________

Дорожная карта (план мероприятий) 20.09.2021

Наименование мероприятия

Сроки

Ожидаемый результат мероприятия

1 этап. Организационный

                                                      Работа с детьми

I

Беседы

1

«Волшебная профессия-Писатель»

Сентябрь

Формирование у детей представлений о профессии писатель, закрепление знаний о разных видах профессий, развивать речь, расширять словарный запас, кругозор, совершенствовать память и внимание, навыки работы с художественной литературой, закрепить правила поведения в библиотеке и бережное отношение к книге

2

Знакомство детей старшей, подготовительной группы со сказками. «Путешествие по сказкам».

Сентябрь

Дети расскажут какие сказки знают, о чем говорится в сказках

3

Беседа с детьми на тему «Сказка в гости к нам идет, чудеса с собой ведет!»

Октябрь

Дети будут различать добро и зло, послушание – непослушание, хорошо-плохо, почему добро побеждает зло

4

«Откуда сказка к нам пришла?»

Октябрь

У детей появятся представления о том: кто создает сказки, что такое замысел, самые известные сказочники? Кто они?

5

 «Моя любимая сказка»

Ноябрь

Появление у детей интереса к сказкам, активизация речи детей, умение отвечать на поставленные вопросы

II

Рассматривание иллюстраций, книг, картин

1

Рассматривание иллюстрированных  книг « Рассказываем про любимые сказки»

Сентябрь

Проявление у детей интереса к книге, иллюстрациям, бережно относиться к книгам.

Драматизация художественных произведений

1

Драматизации сказки «Муха- Цокотуха на новый лад»

Сентябрь

Дети научатся слушать сказку в другом стиле , как в сказке передается интонация, выбора темпа, ритма, расстановки пауз, ударений, понимания особенностей литературного жанра произведения.

2

Драматизации сказки «Маша и медведь на новый лад»

Октябрь

Имитация движений по содержанию сказки

3

Драматизация сказки «Теремок на новый лад»

Ноябрь

Развить у детей творческие способности через участие в театрализованной деятельности. Понимать разные способы героев и учить двигаться с характером музыки.

III

Игры, игровые упражнения

1

Дидактическая игра «Мои любимые сказки»

Сентябрь

Дети выполняют имитационные движения, подражая героям сказок  

2

Дидактическая игра «Помоги своим друзьям»

Ноябрь

Дети узнают сказочных героев, отгадывая загадки, отрывки из сказок

IV

Мониторинг

1

Анкета для родителей «Сказка в жизни вашего ребенка» 

Сентябрь

Выявление уровня знаний детей о сказках, на сколько любит ребенок сказки.

Работа с педагогами

1

Подбор методической и детской литературы,  других источников информации.

Сентябрь

Подобрано методическое обеспечение проекта

3

Разработка проекта в группе

Сентябрь

Проект «В гостях у сказки»

4

Обсуждение проекта с участниками, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.

Сентябрь

Определены средства и содержание реализации проекта

5

Прогнозирование результатов

Сентябрь

Сформированы предполагаемые результаты развития детей к концу завершения работы по реализации проекта

6

Подбор тематики занятий, игр и других видов детской деятельности

Октябрь

Привлечение педагогов детского сада к реализации проекта

7

Составление перспективно - тематического  плана работы  с детьми, родителями, педагогами по реализации проекта.

Октябрь

Дорожная карта (план мероприятий)

8

«Роль сказки в воспитании детей"

Ноябрь

Консультация для воспитателей ДОУ

Работа с родителями

1

Родительское собрание:

« Знакомство с группой».

Беседа: « Какую роль играет сказка в развитии ребенка ».

Анкетирование родителей: «Сказка в жизни вашего ребенка»

Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – Л-д, 1986.

Сентябрь

Результаты анкетирования. 

Мониторинг  представлений о значении сказок в развитии и воспитании детей

2

Беседы с родителями на тему «Что читают ребёнку» Консультация для родителей «». 

По итогам анкетирования родителей: ««Сказка в жизни вашего ребенка» Создание детско-родительского проекта

« Мы из сказки»

Вовлечение родителей в образовательную деятельность.

Консультация для родителей "Сочиняем сказку. Уроки творчества"

Сентябрь

Определение  возможных источников получения информации и способы деятельности (Что хотим узнать? Кто может помочь?)

3

Тематические выставки семейных книг, обмен книгами, выставки детских рисунков и поделок по любимым произведениям.

Сентябрь

Создание микроцентра «Театральная гостиная», «Уголок книги»

4

Создание авторских настольных игр по сказкам.

Дидактическая игра «Придумай историю»

Октябрь

Проявить заинтересованность родителей и ребенка в совместной авторской настольной игр по сказкам

5

«Семейное чтение, как один из аспектов подготовки ребенка к школьному обучению»

Ноябрь

Рекомендации «Что читать детям»

2 этап. Практический (01.12.2021 г. – 30.04.2022г.)

                                                      Работа с детьми

I

Беседы

1

«Что мы знаем о сказках»

Декабрь

Дети поймут о представление о происхождении сказок

2

 Какие бывают сказки?

Январь

Закрепить знания детей о видах сказок, ребенок узнает о таких персонажей добрый,злой.

3

 « Всех скороговорок не выговоришь»

Февраль

Дети познакомятся с видами устного народного творчества: пословицы, скороговорки и поговорки.

4

«На кого из сказочных героев я похож»

Март

Воспитывать умение отожествлять себя с полюбившимся героем, научатся рассуждать, думать.

II

Игры, игровые упражнения

1

Дидактическая игра «Заветные слова»

Декабрь

Дети научатся вычленять самые значимые слова в сказке (волшебные слова, сказочные приговоры)

2

Настольная авторская игра по сказке «Лесная здравушка»

Декабрь

Познавательный интерес к сказочным сюжетам

3

Дидактическая игра  «Из какой сказки герой?»

Январь

Повышение уровня познавательной компетентности 

Умение узнавать сказки по картинке

4

Настольная авторская игра игра «Кот и собака»

Январь

Умение узнавать героя сказки по картинке, различать положительных и отрицательных героев

5

Настольная игра «Собери сказку»

Февраль

Дети создают образ сказочного героя из разрезных картинно, пазлов

 Развитие мышления, восприятия 

6

Словесная игра «Один начинает – другой продолжает»

Февраль

Дети узнают содержание сказки, развивается активная речь

7

Дидактическая н/печатная игра «Сказочные герои».

Март

Дети получат знание сказочных героев. Развивать логическое мышление, при соотнесении графического изображения с сюжетным.

8

Дидактическая игра «Назови сказку по герою»

Апрель

9

Дидактическая игра «Придумай сам»

Апрель

Навыки выразительной и эмоциональной передачи игровых образов

10

Сюжетно-ролевые игры по авторским сказкам:

- «Лесная здравушка»;

- «Кот и собака»;

- «Сказка про смелого зайца Николоса»;

- «Сказка про Муху».

- «История Спирита»

-«Звездное желание»

В течение всего этапа

Обогащение жизненного и игрового опыта детей.

Дети овладеют навыками позитивного общения со сверстниками и взрослыми

11

 Инсценировка сказок

Апрель

Умение называть сказку по движениям и мимике

III

Чтение и рассказывание сказок

1

Чтение авторской сказки «Лесная Здравушка»

Декабрь

Умение слушать авторскую сказку до конца, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.

2

Чтение авторской сказки «Кот и собака»

Январь

Умение придумывать вопросы к произведению.

3

Чтение авторской сказки «Звездное желание»

Январь

Воспитывать интерес к авторским сказкам, вживаться в образ, передавать его эмоционально.

4

 Чтение авторской сказки «Сказка про Муху»

Февраль

Умение строить предложения, добиваются правильного и чёткого произношения, владеют диалогической речью

5

Чтение авторской сказки «История Спирита»

Февраль

Умение слушать художественные произведения до конца, желание проявлять чуткость, отзывчивость

6

Чтение авторской сказки « Сказка про смелого зайца Николоса»

Март

Дети умеют пересказывать сказку.

8

«Отгадываем загадки»

Апрель

Дети знают название сказок по загадкам

9

Коллективное сочинение сказки

Апрель

Появление интереса у детей к сказкам, умение составлять рассказ на предложенную тему

IV

Драматизация сказок

1

Инсценировка авторской сказки  «Лесная здравушка»

Январь

Развить интерес и желание участвовать в представлении

2

Инсценировка авторской сказки «Кот и собака»

Февраль

Развивать умение входить в определенный образ, представить его, выполнять имитационные движения. Воспитывать желание помочь героям сказок

3

Настольный театр «Заюшкина избушка»

Март

Умение передать содержание сказки с помощью настольного театра

4

Коллективное сочинение сказки с детьми

В течение всего этапа

Умение передавать содержание сказок с помощью разных видов театра

5

Инсценировка авторской сказки «История Спирита»

Март

Умение передавать содержание сказки

V

Продуктивная деятельность

1

Сочиняем сказки «Составляем сказку в месте»

Декабрь

Учить детей связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты, сформировать умение составлять сказочный текст по модели, в котором присутствуют два героя (положительный и отрицательный), имеющие свои цели; их друзья, помогающие эти цели достигнуть; определенное место

2

Раскрашивание книжек- раскрасок по сказкам

Январь

Проявят умение работать с книжками-раскрасками, закрепление технических навыков при закрашивании

3

Рисование «Сказочные герои на новогодней елке»

Январь

Дети умеют делать выбор и отражать в рисунке запомнившегося сказочного героя

4

Лепка  «Мой любимый сказочный герой»

Февраль

5

Аппликация «Аленький цветочек»

Март

Дети подготовят подарок маме. Умение передавать моральные и этические чувства

6

Конструирование «Домик для птиц" по сказке «Птичий дворик»

Апрель

Проявят доброжелательные чувства к животным

VI

Праздники, развлечения, досуги

1

Театрализованное представление «12 Месяцев»

Декабрь

Умение детей передать образы сказочных героев

2

Спортивно- театрализованное развлечение «В гостях у героев сказки»

Февраль

Развитие фантазии, творческого воображения, мышления, эмоционального восприятия.

3

Литературная викторина «Наши любимые сказки»

Апрель

Дети узнают сказки и отдельных героев по представленным элементам

VII

Конкуры, выставки

1

 «Создаем сказку сами» игровая ситуация «Сказочная тропа…»

Январь

Стимулировать развитие самостоятельности (учить находить выход из опасной ситуации, закреплять умение называть свою фамилию, имя, отчество, домашний адрес, телефон).

2

Коллективная работа по составлению коллажа «Что за прелесть эти сказки».

Февраль

Продолжать учить выразительно рассказывать отрывки из сказок, формировать связную речь, обогащать и активизировать словарь по теме. Вызвать желание детей слушать отрывки из произведений.

3

 Выставка детских рисунков «Мой авторский сказочный герой»

Апрель

Расширять и формировать детей о мире сказок при помощи и средств изобразительной деятельности. Учить детей передавать в рисунке образы сказок, характерные черты полюбившегося персонажа, развивать воображение, творчество. Воспитывать интерес детей к сказочным героям.

Работа с педагогами

Театрализованное представление «Новогодние приключения»

Декабрь

Участие педагогов ДОУ в новогоднем празднике

1

Разработка конспектов, проведение НОД  по  темам («В гостях у сказки» - интегрированное занятие; «Тарелки для трех медведей» - лепка; «Дорожка для колобка» - рисование;  «Выросла репка большая-пребольшая» - развитие речи. 

Январь

Февраль

Март

Пополнение методической копилки

2

«Роль сказок в нравственном развитии ребенка»

Апрель

Выступление на педагогическом совете

Работа с родителями

1

 Консультация «Читаем сказки правильно»

Декабрь

Рекомендации по чтению сказок

2

Консультация: «Воспитание трудолюбия, послушания, добрых чувств через сказку».

Продолжение изучения литературы по данной теме.

Подбор материала к дидактической игре «Старая сказка на новый лад»

Декабрь

Участие родителей ДОУ в новогоднем празднике

3

Консультация «Сказки читаем – речь развиваем» 

Январь

Повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития детей

4

Издание авторских сказок в Республиканском журнале «Кэскил».

Январь

Дети получат практические навыки

5

Февраль

Получать знания о привитии детям нравственных качеств

6

Интегрированное занятие «Сказка ложь, да в ней намек»

Январь

День открытых дверей

7

 «Обложка любимой сказки»

Март

Выставка творческих работ

8

Опрос родителей о результате совместного проекта.

Чтение и театрализация

«Сказка Звездное желание»

Сказка про муху

Апрель

Родительское групповое собрание ZOOM

3 этап. Обобщающий (01.05.2022 г. – 30.05.2022 г.)

                                                      Работа с детьми

1

«Расскажи сказку по картинке», «Из какой я сказки?» «Помнишь ли ты эти стихи»

Май

Викторина «Я много сказок знаю»

Высокий уровень сформированности знаний и представлений детей о сказках

2

Заключительный детский концерт «Сказка за сказкой» 

Май

Взаимосвязь с семьей

У детей повысился интерес к сказкам, усилилась эмоциональная отзывчивость и выразительность речи. Дети узнали о различных видах театров и стали использовать в самостоятельной деятельности.

3

Викторина «Ах, уж эти сказки!».

Май

  Обеспечить развитие кругозора детей с помощью игры «Путешествие по сказкам»

4

Мониторинг развития детей в процессе реализации проекта

Май

Результаты мониторинга развития детей в театрализованной деятельности

Работа с педагогами

1

Обработка результатов, выводы по реализации проекта

Май

Сводная таблица мониторинга

2

Анализ ожидаемого результата и обобщение полученных результатов в процессе  реализации проекта.

Май

Результаты мониторинга развития детей в театрализованной деятельности

3

Итоговая презентация проекта «» /по результатам проектной деятельности/ 

Май

Презентация проекта «Здравствуй, сказка!» на заседании педагогического совета

4

Итоговая презентация проекта «В гостях у сказки» /по результатам проектной деятельности/ 

Май

Презентация проекта «В гостях у сказки» на заседании педагогического совета

5

Обобщение опыта работы по реализации проекта

Май

Размещение опыта работы (консультации для воспитателей и родителей, памятки) по проектной деятельности  на сайте ДОУ и личных страницах в сети Интернет

Работа с родителями

1

Выступление из опыта семейного воспитания посредством сказки

 Май

Размещение опыта на сайте ДОУ

2

Итоговое мероприятие проекта Спектакль с участием детей и родителей в сказке « Лесная Здравушка»

Май

Создание книжки-малышки «Жили-были сказки»

Методическое обеспечение

        1. Антипина Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии» М.: ТЦ Сфера, 2003.
        2. Доронова Т.Н. «Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: Метод. пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения.»-2-е изд.-М.: Просвещение, 2005.
       3. Поляк Л.Я. «Театр сказок: сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок» - СПб.:«Детство-пресс», 2008.

       4.Мерзлякова  С.И., Фольклор-музыка-театр, М:, «Владос», 1999.
       5. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой: конспекты занятий» - М.: ТЦ Сфера, 2005.
       6.Ушакова О.С. «Развитие речи детей 2-3 лет» - ООО «ТЦ Сфера», 2014.   

      7. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду: кн. для воспитателей детского сада.-М.:Академия,1972.-76с.

      8. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой.-Харьков:Сфера,2009.-87с.

      9. Фокина Э.Д. Русский фольклор детям.-СПб.:Питер,2007.-144с.

Список используемых источников 

        1. Журавлева В.Н. Проектная деятельность  дошкольников - Волгоград: Учитель, 2009.- 202с.

        2. Голуб Г. Б., Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 64 с. 

        3.Солодянкина О. В. Система проектирования в дошкольном учреждении: Методическое пособие. — М.: Аркти, 2010. — 80 с.
        4. Смирнова О.Д. Метод проектирования в детском саду. Образовательная область «Чтение художественной литературы» - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011.

        5. Интернет-ресурсы:

       -  http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe;

  - http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 27.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области