Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Уршельская средняя общеобразовательная школа»
Программа внеурочной деятельности
«ЗДОРОВЬЕ ОТ А ДО Я»
Составила учитель начальных классов: Петряева Н.В.
2021 год
Пояснительная записка
направленность программы — социально-педагогическая.
Программа является модифицированной, в основе её положена «Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья» Обуховой Л. А., Лемяскиной Н. А. для 1-4 классов.
Цель данной программы.
Данная программа имеет своей целью раскрыть детям основы здорового образа жизни, позволяющие эффективно решать одну из самых актуальнейших задач современного образования — формирование здорового образа жизни младших школьников (обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни (ЗОЖ), содействие оздоровлению учащихся).
Задачи
Образовательные:
Воспитательные:
Развивающие:
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, — ученики 1-4 классов от 7 до 11 лет.
Сроки реализации программы — 4 года.
Форма и режим занятий:
Форма обучения
по количеству учащихся: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная;
по месту проведения: школьная (в классе, в библиотеке, в столовой, в медицинском кабинете), внешкольная (домашняя самостоятельная работа, экскурсии).
Режим занятий – 1 час в неделю/ 34 часа в год.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Познавательные УУД : правильно мыть руки и лицо; делать гимнастику для глаз; содержать в чистоте своё тело; защищать уши, зубы, руки, ноги и кожу от повреждений; выбирать полезную для здоровья пищу и тщательно пережёвывать её при приёме; соблюдать режим дня; контролировать своё поведение в школе и дома; уметь противостоять вредным привычкам; выполнять физические упражнения для укрепления мышц; выполнять закаливающие процедуры; соблюдать правила безопасного поведения на воде; играть в подвижные игры на воздухе.
Личностные УУД: осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества); формулировать самому простые правила поведения в природе; искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций; уважать иное мнение; вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.
Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления; учиться обнаруживать и формулировать учебную проблем; понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
Коммуникативные УУД: организовывать взаимодействие в группе; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументировать её; учиться подтверждать аргументы фактами; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Ожидаемые результаты:
Познавательные УУД: заботиться о своём здоровье; составлять и выполнять режим дня; вести здоровый образ жизни; выполнять рекомендации врача во время болезни; своевременно делать прививки; следить за содержанием домашней аптечки; оказать себе первую помощь при лекарственных и пищевых отравлениях, при солнечных ожогах, если промокли под дождём; соблюдать правила безопасного поведения в доме, на улице в транспорте, на воде, пожаре в доме; оказать первую помощь пострадавшему от электрического тока; оказать первую помощь при порезах, ушибах, переломах; оказать первую помощь при укусах насекомых; оказать себе первую помощь, если укусила собака; помочь себе при отравлении жидкостями, пищей; помочь себе при тепловом ударе; при ожогах и обморожении; оказать первую помощь при травмах; оказать первую помощь при укусе змеи; заниматься самовоспитанием.
Личностные УУД: осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества); формулировать самому простые правила поведения в природе; искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций; уважать иное мнение; вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.
Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления; учиться обнаруживать и формулировать учебную проблем; понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
Коммуникативные УУД: организовывать взаимодействие в группе; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументировать её; учиться подтверждать аргументы фактами; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
.
ПознавательныеУУД: общаться без напряжения и страха; думать о своих поступках; избегать при общении лжи; стараться понимать своих родителей; уметь сдерживать себя в необходимой ситуации; стремиться избавиться от вредных привычек; уметь принимать и дарить подарки; оценивать свои поступки, за которые получили наказание; одеваться по ситуации; быть ответственным за своё поведение; помочь себе при сильной боли; уметь сервировать стол; соблюдать гостевой этикет; соблюдать правила поведения в транспорте и на улице, в театре, кино, школе; уметь разговаривать по телефону; уметь помочь себе справиться с ленью; уметь организовать свой досуг; выбрать друзей; уметь оказать посильную помощь родителям; помочь больным и беспомощным.
Личностные УУД: осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества); формулировать самому простые правила поведения в природе; искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций; уважать иное мнение; вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.
Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления; учиться обнаруживать и формулировать учебную проблем; понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
Коммуникативные УУД: организовывать взаимодействие в группе; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументировать её; учиться подтверждать аргументы фактами; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
ПознавательныеУУД: понимать, какое чувство провоцирует на тот или иной поступок (злость, зависть, гнев, радость); стараться избегать стрессов; уметь находить причину и последствия событий; выбирать правильное для своего здоровья поведение; отвечать за своё решение; уметь противостоять вредным привычкам; заниматься самовоспитанием; уметь сказать нет, если кто-нибудь будет предлагать попробовать алкоголь или наркотики; уметь оказывать помощь своим одноклассникам; поддерживать и помогать членам своей семьи.
Личностные УУД: осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества); формулировать самому простые правила поведения в природе; искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций; уважать иное мнение; вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.
Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления; учиться обнаруживать и формулировать учебную проблем; понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
Коммуникативные УУД: организовывать взаимодействие в группе; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументировать её; учиться подтверждать аргументы фактами; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
учебно—тематический план
1 класс
(1 ч/нед., 36 ч/год)
№ п/п | Содержание темы | Количество часов | Комментарии по | |||
Всего | Теоретические | Практические | Формированию УУД | |||
1 | Дружи с водой | 2 | 1 | 1 | Прислушиваться к своему организму, чтобы помочь ему ритмично работать. | |
2 | Забота о глазах | 1 | 1 | Умение беречь органы чувств, выполнять правила чтения, ухода за глазами. | ||
3 | Уход за ушами | 1 | 1 | Умение выполнять правила ухода за ушами. | ||
4 | Уход за зубами | 3 | 1 | 2 | Умение выполнять правила ухода за зубами. | |
5 | Уход за руками и ногами | 1 | 1 | Выполнять правила личной гигиены. | ||
6 | Забота о коже | 3 | 1 | 2 | Умение ухаживать за кожей лица и рук. | |
7 | Как следует питаться | 2 | 1 | 1 | Уметь различать полезные и вредные продукты. Соблюдать режим питания. | |
8 | Как сделать сон полезным? | 1 | 1 | Выполнять режим дня. Умение соблюдать условия для полноценного и здорового сна. | ||
9 | Настроение в школе | 1 | 1 | Умение владеть своим настроением, знать приёмы улучшения настроения. | ||
10 | Настроение после школы | 1 | 1 | Умение распознавать свои переживания и знание способов выходов из сложных ситуаций | ||
11 | Поведение в школе | 2 | 2 | Умение выполнять правила поведения в школе. | ||
12 | Вредные привычки | 2 | 1 | 1 | Умение делить привычки на «вредные» и «полезные » и не следовать вредным для здоровья привычкам | |
13 | Мышцы, кости и суставы | 2 | 1 | 1 | Иметь представления о здоровом образе жизни человека. Умение выполнять физические упражнения для укрепления мышц тела. | |
14 | Как закаляться. Обтирание и обливание | 1 | 1 | Умение заботиться о своём здоровье, выполнять правила закаливания организма | ||
15 | Как правильно вести себя на воде | 1 | 1 | Умение правильно вести себя на воде. Знать правила безопасного поведения на воде в летнее время. | ||
16 | Чтобы душа была здорова | 5 | 2 | 3 | ||
17 | Народные игры | 1 | 1 | Понимание значения двигательной активности для развития здорового организма | ||
18 | Подвижные игры | 1 | 1 | Понимание значения двигательной активности для развития здорового организма | ||
19 | Доктора природы (обобщающие) | 2 | 1 | 1 |
2 класс
(1 ч/нед., 36 ч/год)
№ п/п | Содержание темы | Количество часов | ||
Всего | Теоретические | Практические | ||
1 | Почему мы болеем | 3 | 1 | 2 |
2 | Кто и как предохраняет нас от болезней | 2 | 1 | 2 |
3 | Кто нас лечит | 1 | 1 | |
4 | Прививки от болезней | 2 | 1 | 1 |
5 | Что нужно знать о лекарствах | 2 | 1 | 1 |
6 | Как избежать отравлений | 2 | 1 | 1 |
7 | Безопасность при любой погоде | 2 | 1 | 1 |
8 | Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте | 2 | 1 | 1 |
9 | Правила безопасного поведения на воде | 1 | 1 | |
10 | Правила общения с огнем | 1 | 1 | |
11 | Как уберечься от поражения электрическим током | 1 | 1 | |
12 | Как уберечься от порезов, ушибов, переломов | 1 | 1 | 1 |
13 | Как защититься от насекомых | 1 | 1 | |
14 | Предосторожности при обращении с животными | 1 | 1 | |
15 | Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом | 2 | 1 | 1 |
16 | Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении | 2 | 1 | 1 |
17 | Первая помощь при травмах | 3 | 1 | 2 |
18 | Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос | 1 | 1 | |
19 | Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек | 1 | 1 | |
20 | Сегодняшние заботы медицины | 3 | 3 | |
3 класс
(1 ч/нед., 36 ч/год)
№ п/п | Содержание темы | Количество часов | ||
Всего | Теоретические | Практические | ||
1 | Чего не надо бояться | 1 | 1 | |
2 | Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным | 2 | 1 | 1 |
3 | Почему мы говорим не правду | 2 | 2 | |
4 | Почему мы не слушаемся родителей? | 2 | 1 | 1 |
5 | Надо уметь сдерживать себя | 2 | 2 | |
6 | Не грызи ногти, не ковыряй в носу | 2 | 1 | 1 |
7 | Как относиться к подаркам | 2 | 1 | 1 |
8 | Как следует относиться к наказаниям | 1 | 1 | |
9 | Как нужно одеваться | 1 | 1 | |
10 | Как вести себя с незнакомыми людьми | 1 | 1 | |
11 | Как вести себя, когда что-то болит | 1 | 1 | |
12 | Как вести себя за столом | 2 | 1 | 1 |
13 | Как вести себя в гостях | 1 | 1 | |
14 | Как вести себя в общественных местах | 2 | 1 | 1 |
15 | «Нехорошие слова». Недобрые шутки | 2 | 1 | 1 |
16 | Что делать, если не хочется в школу | 1 | 1 | |
17 | Чем заняться после школы | 1 | 1 | |
18 | Как выбрать друзей | 2 | 1 | 1 |
19 | Как помочь родителям | 1 | 1 | |
20 | Как помочь больным и беспомощным | 2 | 1 | 1 |
21 | Повторение | 3 | 1 | 2 |
4 класс
(1 ч/нед., 34 ч/год)
№ п/п | Содержание темы | Количество часов | ||
Всего | Теоретические | Практические | ||
1 | Наше здоровье | 4 | 2 | 2 |
2 | Как помочь сохранить себе здоровье | 3 | 1 | 2 |
3 | Что зависит от моего решения | 2 | 2 | |
4 | Злой волшебник табак | 1 | 1 | |
5 | Почему некоторые привычки называются вредными | 5 | 2 | 3 |
6 | Помоги себе сам | 1 | 1 | |
7 | Злой волшебник алкоголь | 3 | 1 | 2 |
8 | Злой волшебник наркотик | 2 | 1 | 1 |
9 | Мы одна семья | 2 | 1 | 1 |
10 | Повторение | 11 | 11 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 класс
Программная тема | № урока | Тема урока | Количество часов | Формируемые УУД |
Тема 1. Дружи с водой | 1 | Советы доктора Воды | 1 | Умение заботиться о своём здоровье, чтобы не болеть. |
2 | Друзья Вода и Мыло | 1 | Умение правильно мыть руки и лицо. | |
Тема 2. Забота о глазах | 3 | Глаза - главные помощники человека | 1 | Умение выполнять правила чтения, ухода за глазами. |
4 | Как беречь глаза | 1 | Умение бережно относиться к зрению. | |
Тема 3. Уход за ушами | 5 | Чтобы уши слышали | 1 | Умение выполнять правила ухода за ушами. |
Тема 4. Уход за зубами | 6 | Почему болят зубы | 1 | Умение выполнять правила ухода за зубами. |
7 | Чтобы зубы были здоровыми | 1 | Умение чистить зубы. | |
8 | Как сохранить улыбку здоровой | 1 | Умение любить свой организм, заботиться о нём. | |
Тема 5. Уход за руками и ногами | 9 | «Рабочие инструменты» человека | 1 | Выполнять правила личной гигиены. |
Тема 6. Забота о коже | 10 | Зачем человеку кожа | 1 | Умение ухаживать за кожей лица, рук. |
11 | Надежная защита организма | 1 | ||
12 | Если кожа повреждена | 1 | Умение оказывать первую помощь при получении ран, ушибов, ожогов, обморожений. | |
Тема 7. Как следует питаться | 13 | Питание - необходимое условие для жизни человека | 1 | Умение соблюдать режим питания. |
14 | Здоровая пища для всей семьи | 1 | Ориентироваться в выборе здоровой пищи. | |
Тема 8. Как сделать сон полезным? | 15 | Сон - лучшее лекарство | 1 | Выполнять режим дня. Умение соблюдать условия для полноценного и здорового сна |
Тема 9. Настроение в школе | 16 | Как настроение? | 1 | Умение владеть своим настроением, знать приёмы улучшения настроения |
Тема 10. Настроение после школы | 17 | Я пришел из школы | 1 | Умение распознавать свои переживания и знание способов выходов из сложных ситуаций |
Тема 11. Поведение в школе | 18 | Я - ученик | 1 | Умение выполнять правила поведения в школе. |
19 | Я - ученик | 1 | Умение выполнять правила поведения в школе. | |
Тема 12. Вредные привычки | 20 | Вредные привычки | 1 | Умение делить привычки на «вредные» и «полезные» |
21 | Вредные привычки | 1 | Понимать какой удар представляют для здоровья вредные привычки. | |
Тема 13. Мышцы, кости и суставы | 22 | Скелет - наша опора | 1 | Иметь представление о здоровом образе жизни. |
23 | Осанка - стройная спина! | 1 | Умение выполнять и соблюдать правила посадки при письме. | |
Тема 14. Как закаляться. Обтирание и обливание | 24 | Если хочешь быть здоров | 1 | Умение заботиться о своём здоровье, выполнять правила закаливания организма. |
Тема 15. Как правильно вести себя на воде | 25 | Правила безопасности на воде | 1 | Умение выполнять правила безопасного поведения на воде. |
Тема 16. Чтобы душа была здорова | 26 | Делать добро спеши | 1 | Умение спешить делать добрые поступки. |
27 | Доброму всё здорово | 1 | Умение управлять своими эмоциями. | |
28 | Чем сердиться, лучше помириться | 1 | Умение анализировать педагогические ситуации. | |
29 | Какой Я, какие другие | 1 | Уметь объяснять поступки людей; анализировать чувства. | |
30 | Какой Я, какие другие | 1 | Уметь объяснять поступки людей; анализировать чувства | |
Тема 17. Народные игры | 31 | Русская игра «Городки» | 1 | Понимание значения двигательной активности для развития здорового организма. |
32 | Народные игры | 1 | Умение выполнять правила игр, выполнять правила в коллективе. | |
Тема 18. Подвижные игры | 33 | Подвижные игры в помещении | 1 | Понимание значения двигательной активности для развития здорового организма |
34 | Подвижные игры на улице | 1 | Понимание значения двигательной активности для развития здорового организма | |
Тема 19. Доктора природы (обобщающий) | 35 | Доктора природы | 1 | Умение применять на практике правила сохранения и укрепления своего здоровья. |
36 | Обобщающий | 1 | Умение выполнять правила поведения дома, в школе, на улице, в гостях. |
2 класс
Программная тема | № урока | Тема урока | Количество часов |
Тема 1. Почему мы болеем | 1 | Причина болезни | 1 |
2 | Признаки болезни | 1 | |
3 | Как здоровье? | 1 | |
Тема 2. Кто и как предохраняет нас от болезней | 4 | Как организм помогает себе сам? | 1 |
5 | Здоровый образ жизни | 1 | |
Тема 3. Кто нас лечит | 6 | Какие врачи нас лечат | 1 |
Тема 4. Прививки от болезней | 7 | Инфекционные болезни | 1 |
8 | Прививки от болезней | 1 | |
Тема 5. Что нужно знать о лекарствах | 9 | Какие лекарства мы выбираем | 1 |
10 | Домашняя аптечка | 1 | |
Тема 6. Как избежать отравлений | 11 | Отравление лекарствами | 1 |
12 | Пищевые отравления | 1 | |
Тема 7. Безопасность при любой погоде | 13 | Если солнечно и жарко | 1 |
14 | Если на улице дождь и гроза | 1 | |
Тема 8. Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте | 15 | Опасность в нашем доме | 1 |
16 | Как вести себя на улице | 1 | |
Тема 9. Правила безопасного поведения на воде | 17 | Вода - наш друг | 1 |
Тема 10. Правила общения с огнем | 18 | Чтобы огонь не причинил вреда | 1 |
Тема 11. Как уберечься от поражения электрическим током | 19 | Чем опасен электрический ток? | 1 |
Тема 12. Как уберечься от порезов, ушибов, переломов | 20 | Травма | 1 |
Тема 13. Как защититься от насекомых | 21 | Укусы насекомых | 1 |
Тема 14. Предосторожности при обращении с животными | 22 | Чтобы мы знаем о собаках и кошках? | 1 |
Тема 15. Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом | 23 | Отравление ядовитыми веществами | 1 |
24 | Отравление угарным газом | 1 | |
Тема 16. Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении | 25 | Как помочь себе при тепловом ударе | 1 |
26 | Если ты обморозился | 1 | |
Тема 17. Первая помощь при травмах | 27 | Растяжение связок и вывих костей | 1 |
28 | Переломы | 1 | |
29 | Если ты ушибся или порезался | 1 | |
Тема 18. Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос | 30 | Если в глаз, ухо, нос или горло попал посторонний предмет | 1 |
Тема 19. Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек | 31 | Укус змеи | 1 |
Тема 20. Сегодняшние заботы медицины | 32 | Расти здоровым | 1 |
33 | Воспитай себя | 1 | |
34 | Я выбираю движение | 1 |
3 класс
Программная тема | № урока | Тема урока | Количество часов |
Тема 1. Чего не надо бояться | 1 | Как воспитывать уверенность и бесстрашие? | 1 |
Тема 2. Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным | 2 | Учимся думать | 1 |
3 | Спеши делать добро | 1 | |
Тема 3. Почему мы говорим не правду | 4 | Поможет ли нам обман? | 1 |
5 | «Неправда - ложь» в пословицах и поговорках | 1 | |
Тема 4. Почему мы не слушаемся родителей? | 6 | Надо ли прислушиваться к советам родителей? | 1 |
7 | Почему дети и родители не всегда понимают друг друга? | 1 | |
Тема 5. Надо уметь сдерживать себя | 8 | Все ли желания выполнимы? | 1 |
9 | Как воспитать в себе сдержанность | 1 | |
Тема 6. Не грызи ногти, не ковыряй в носу | 10 | Как отучить себя от вредных привычек | 1 |
11 | Как отучить себя от вредных привычек | 1 | |
Тема 7. Как относиться к подаркам | 12 | Я принимаю подарок | 1 |
13 | Я дарю подарки | 1 | |
Тема 8. Как следует относиться к наказаниям | 14 | Наказание | 1 |
Тема 9. Как нужно одеваться | 15 | Одежда | 1 |
Тема 10. Как вести себя с незнакомыми людьми | 16 | Ответственное поведение | 1 |
Тема 11. Как вести себя, когда что-то болит | 17 | Боль | 1 |
Тема 12. Как вести себя за столом | 18 | Сервировка стола | 1 |
19 | Правила поведения за столом | 1 | |
Тема 13. Как вести себя в гостях | 20 | Ты идёшь в гости | 1 |
Тема 14. Как вести себя в общественных местах | 21 | Как вести себя в транспорте и на улице | 1 |
22 | Как вести себя в театре, кино, школе | 1 | |
Тема 15. «Нехорошие слова». Недобрые шутки | 23 | Умеем ли мы вежливо общаться | 1 |
24 | Умеем ли мы разговаривать по телефону? | 1 | |
Тема 16. Что делать, если не хочется в школу | 25 | Помоги себе сам | 1 |
Тема 17. Чем заняться после школы | 26 | Умей организовать свой досуг | 1 |
Тема 18. Как выбрать друзей | 27 | Что такое дружба | 1 |
28 | Кто может считаться настоящим другом? | 1 | |
Тема 19. Как помочь родителям | 29 | Как доставить родителям радость? | 1 |
Тема 20. Как помочь больным и беспомощным | 30 | Если кому-нибудь нужна твоя помощь | 1 |
31 | Спешите делать добро | 1 | |
Тема 21. Повторение | 32 | Огонёк здоровья | 1 |
33 | Путешествие в страну здоровья | 1 | |
34 | Культура здорового образа жизни. (Урок - соревнование) | 1 |
4 класс
Программная тема | № урока | Тема урока | Количество часов |
Тема 1. Наше здоровье | 1 | Что такое здоровье? | 1 |
2 | Что такое эмоции? | 1 | |
3 | Чувства и поступки | 1 | |
4 | Стресс | 1 | |
Тема 2. Как помочь сохранить себе здоровье | 5 | Учимся думать и действовать | 1 |
6 | Учимся находить причину и последствия событий | 1 | |
7 | Умей выбирать | 1 | |
Тема 3. Что зависит от моего решения | 8 | Принимаю решение | 1 |
9 | Я отвечаю за своё решение | 1 | |
Тема 4. Злой волшебник табак | 10 | Что мы знаем о курении | 1 |
Тема 5. Почему некоторые привычки называются вредными | 11 | Зависимость | 1 |
12 | Умей сказать нет | 1 | |
13 | Как сказать нет | 1 | |
14 | Почему вредной привычке ты скажешь нет? | 1 | |
15 | Я умею выбирать – тренинг безопасного поведения | 1 | |
Тема 6. Помоги себе сам | 16 | Волевое поведение | 1 |
Тема 7. Злой волшебник алкоголь | 17 | Алкоголь | 1 |
18 | Алкоголь - ошибка | 1 | |
19 | Алкоголь – сделай выбор | 1 | |
Тема 8. Злой волшебник наркотик | 20 | Наркотик | 1 |
21 | Наркотик - тренинг безопасного поведения | 1 | |
Тема 9. Мы одна семья | 22 | Мальчишки и девчонки | 1 |
23 | Моя семья. | 1 | |
Тема 10. Повторение | 24 | Дружба | 1 |
25 | «День здоровья» | 1 | |
26 | Умеем ли мы правильно питаться | 1 | |
27 | Я выбираю кашу | 1 | |
28 | Чистота и здоровье | 1 | |
29 | Откуда берутся грязнули? (игра-путешествие) | 1 | |
30 | Чистота и порядок | 1 | |
31 | Будем делать хорошо и не будем плохо | 1 | |
32 | Урок – КВН «Наше здоровье» | 1 | |
33 | «Я здоровье берегу – сам себе я помогу» | 1 | |
34 | Будьте здоровы | 1 |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1 класс
№ п/п | Темы | Форма занятий | Методические приёмы | Дидактический материал | Форма подведения итогов |
1 | Дружи с водой | Комбинированные занятия: | Словесные: рассказ, беседа по теме, заучивание слов «От простой воды и мыла у микробов тают силы», анализ сказки Наглядные: демонстрация, «Сказка о микробах» Практические: анализ игровой ситуации, стадии мытья и вытирания рук, оздоровительная минутка | ||
2 | Забота о глазах | Комбинированные занятия: | Словесные: беседа по теме, заучивание слов «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу» Наглядные: наблюдение опыта Практические: игра «Полезно-вредно», оздоровительная минутка «Гимнастика для глаз» | ||
3 | Уход за ушами | Комбинированные занятия: | Словесные: беседа по теме, рассказ Наглядные: наблюдение опыта, наблюдение самомассажа ушей Практические: проведение опыта, оздоровительная минутка «Самомассаж ушей» | ||
4 | Уход за зубами | Комбинированные занятия: | Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения, разучивание стихотворения Наглядные: стихотворение С. Михалкова «Как у нашей Любы…», стихотворение «Как поел, почистил зубки…» Практические: рисование, практикум «Чистка зубов», упражнения, оздоровительная минутка «Держи осанку», «Сотвори солнце в себе» | ||
5 | Уход за руками и ногами | Комбинированные занятия: | Словесные: беседа по теме Наглядные: наблюдение Практические: упражнения, игра-соревнование, оздоровительная минутка | ||
6 | Забота о коже | Комбинированные занятия: | Словесные: беседа по теме, рассказ Наглядные: наблюдение, плакат «Кожа» практические: проведение опыта, игра, упражнения, этюд, оздоровительная минутка | ||
7 | Как следует питаться | Комбинированные занятия: | Словесные: заучивание слов «Рано утром просыпайся…», беседа по теме, продолжение сказки Наглядные: стихотворение С. Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала», наблюдение Практические: упражнения, игра, опыт, оздоровительная минутка | ||
8 | Как сделать сон полезным? | Комбинированные занятия: | Словесные: беседа, анализ стихотворения Наглядные: стихотворение С. Михалкова «Не спать», плакат «Режим дня школьника» Практические: игра, оздоровительная минутка | ||
9 | Настроение в школе | Комбинированные занятия: | Словесные: беседа по теме Наглядные: наблюдение Практические: упражнения по теме, оздоровительная минутка | ||
10 | Настроение после школы | Комбинированные занятия: | Словесные: беседа по теме, анализ ситуации, Наглядные: демонстрация и наблюдение сценки Практические: выполнение заданий, игра, тест, рисование, анкетирование, оздоровительная минутка | ||
11 | Поведение в школе | Комбинированные занятия: | Словесные: беседа, анализ ситуации Наглядные: стихотворение Б. Заходера «Перемена», рассказ «Федя на перемене», рассказ М. Куниной «В гардеробе» Практические: оздоровительная минутка, игра | ||
12 | Вредные привычки | Комбинированные занятия: | Словесные: беседа по теме, анализ ситуации, рассказ, заучивание слов Наглядные: демонстрация и наблюдение сценки Практические: решение задач, оздоровительная минутка, разыгрывание ситуации | ||
13 | Мышцы, кости и суставы | Комбинированные занятия: | Словесные: беседа по теме, анализ ситуации Наглядные: плакат «Скелет человека», Практические: упражнения по теме, оздоровительная минутка | ||
14 | Как закаляться. Обтирание и обливание | Комбинированные занятия: | Словесные: беседа по теме, объяснение Наглядные: выставка рисунков Практические: рисунки по теме, выполнение заданий, оздоровительная минутка | ||
15 | Как правильно вести себя на воде | Урок-беседа | Словесные: беседа по теме Наглядные: плакаты по теме Практические: выполнение заданий, оздоровительная минутка | ||
16 | Чтобы душа была здорова | Уроки-тренинги | Словесные: объяснение, беседа по теме Наглядные: карточки «Эмоции» Практические: тренинг, упражнения, этюды | ||
17 | Народные игры | Урок-соревнование | Словесные: беседа по теме Наглядные: разучивание игры «Городки» Практические: игра «Городки» | ||
18 | Подвижные игры | Урок-соревнование | Словесные: беседа по теме Наглядные: разучивание подвижных игр Практические: подвижные игры | ||
19 | Доктора природы (обобщающий) | Урок-обобщение | Словесные: беседа по теме, анализ ситуаций, работа с пословицами, заучивание слов Наглядные: рисунки любимых детских персонажей Практические: дидактические игры, подвижные игры |
2 класс
№ п/п | Темы | Форма занятий | Методические приёмы | Дидактический материал | Форма подведения итогов |
1 | Почему мы болеем | Комбинированные занятия: | Словесные: рассказ, беседа по теме Наглядные: Практические: упражнения по теме, игра-соревнование, тест, оздоровительная минутка | ||
2 | Кто и как предохраняет нас от болезней | Комбинированные занятия: | Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения Наглядные: плакат «Режим дня школьника», стихотворение С. Михалкова «Разве что-то есть на свете…» Практические: упражнения по теме, тест, оздоровительная минутка | ||
3 | Кто нас лечит | Комбинированные занятия: | Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения Наглядные: стихотворение С. Михалкова «Разве что-то есть на свете…» Практические: валеологический самоанализ, оздоровительная минутка | ||
4 | Прививки от болезней | Комбинированные занятия: | Словесные: рассказ, беседа по теме, анализ стихотворения Наглядные: запись слов «инфекция» и «иммунитет», стихотворение С. Михалкова «Поднялась температура…» Практические: игра, оздоровительная минутка | ||
5 | Что нужно знать о лекарствах | Комбинированные занятия: | Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения Наглядные: запись слов «аллергия» и «антибиотики», лекарственные препараты Практические: валеологический самоанализ, анализ ситуации, оздоровительная минутка | ||
6 | Как избежать отравлений | Комбинированные занятия: | Словесные: беседа по теме Наглядные: сказка К. Чуковского «Айболит» Практические: проверка пульса, оздоровительная минутка | ||
7 | Безопасность при любой погоде | Комбинированные занятия: | Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения Наглядные: стихотворение Ф. И. Тютчева «Люблю грозу в начале мая…», картина К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы» Практические: «Помоги себе сам», оздоровительная минутка | ||
8 | Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте | Комбинированные занятия: | Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения Наглядные: стихотворение Э. Успенского «Мама приходит с работы», стихотворение С. Михалкова «Возле площади затор…» Практические: игра, оздоровительная минутка | ||
9 | Правила безопасного поведения на воде | Комбинированные занятия: | Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения Наглядные: стихотворение С. Михалкова «У моста стоит Авось…» Практические: игра, оздоровительная минутка | ||
10 | Правила общения с огнем | Комбинированные занятия: | Словесные: беседа по теме Наглядные: план эвакуации школы Практические: разбор ситуаций, игра, оздоровительная минутка | ||
11 | Как уберечься от поражения электрическим током | Комбинированные занятия: | Словесные: беседа по теме Наглядные: памятка Практические: игра, оздоровительная минутка | ||
12 | Как уберечься от порезов, ушибов, переломов | Комбинированные занятия: | Словесные: беседа по теме, заучивание слов Наглядные: стихотворение Практические: первая помощь при травме, оздоровительная минутка | Выводы | |
13 | Как защититься от насекомых | Комбинированные занятия: | Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения Наглядные: запись слова «пинцет», стихотворение С. Михалкова Вдруг какой-то страшный зверь…» Практические: признаки аллергии, оздоровительная минутка | ||
14 | Предосторожности при обращении с животными | Комбинированные занятия: | Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения Наглядные: стихотворение «Не зря собака тех кусает…» Практические: правила обращения с животными, «Помоги себе сам», оздоровительная минутка | ||
15 | Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом | Комбинированные занятия: | Словесные: беседа по теме, заучивание слов Наглядные: стихотворение «Если в доме появился дым…», С. Маршака «Заклубился дым угарный...» Практические: правила обращения с животными, «Помоги себе сам», оздоровительная минутка | ||
16 | Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении | Комбинированные занятия: | Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения Наглядные: стихотворение С. Михалкова «Мороз и Морозец» Практические: «Признаки теплового удара», «Признаки обморожения», «Помоги себе сам», оздоровительная минутка | ||
17 | Первая помощь при травмах | Комбинированные занятия: | Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения Наглядные: стихотворение С. Михалкова «Таня пальчик наколола…» Практические: «Помоги себе сам», оздоровительная минутка | ||
18 | Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос | Комбинированные занятия: | Словесные: беседа по теме Наглядные: плакаты по теме Практические: упражнения по теме, опрос, оздоровительная минутка | ||
19 | Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек | Комбинированные занятия: | Словесные: беседа по теме Наглядные: плакаты по теме Практические: оздоровительная минутка | ||
20 | Сегодняшние заботы медицины | Урок-конференция | Словесные: рассказы, беседа по пройденным темам, заучивание слов Наглядные: рисунки животных Практические: правила ЗОЖ, тест «Оцени себя», «Оздоровительная минутка», подвижные игры |
3 класс
№ п/п | Темы | Форма занятий | Методические приёмы | Дидактический материал | Форма подведения итогов |
1 | Чего не надо бояться | Комбинированные занятия: | Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения, анализ ситуации Наглядные: стихотворение Э. Успенского «Академик Иванов» Практические: практикум «Снятие страхов | ||
2 | Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным | Комбинированные занятия: | Словесные: беседа по теме, заучивание слов, продолжение сказки, заучивание пословицы Наглядные: пословицы Практические: игры | ||
3 | Почему мы говорим не правду | Комбинированные занятия: | Словесные: беседа по теме, анализ рассказа, заучивание слов Наглядные: рассказ Л. Н. Толстого «Косточка» Практические: практикум | ||
4 | Почему мы не слушаемся родителей? | Комбинированные занятия: | Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения, анализ рассказа Наглядные: стихотворение С. Михалкова «Я ненавижу слово «спать»!…», рассказ Е. Чарушина «Курочка», рассказ А. М. Горького «Воробышек» Практические: игра | ||
5 | Надо уметь сдерживать себя | Комбинированные занятия: | Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения, что значит «сдержаться» Наглядные: стихотворение «Хотел иметь я птичку», стихотворение А. Барто и П. Барто «Девочка-рёвушка», пословицы Практические: интерпретация пословиц, игра | ||
6 | Не грызи ногти, не ковыряй в носу | Комбинированные занятия: | Словесные: беседа по теме, анализ ситуации, заучивание слов Наглядные: стихотворение С. Михалкова «Пятерня! Пятерня!», стихотворение Г. Остера «Нет приятнее занятия…» Практические: игра | ||
7 | Как относиться к подаркам | Комбинированные занятия: | Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения Наглядные: стихотворение Г. Остера «Если ты пришёл на ёлку…» Практические: игра, анализ ситуаций | ||
8 | Как следует относиться к наказаниям | Комбинированные занятия: | Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения, анализ ситуации Наглядные: стихотворение «Например, тебя хотят…», стихотворение Э. Мошковской «Я ушёл в свою обиду…» Практические: анализ ситуации, практикум | ||
9 | Как нужно одеваться | Комбинированные занятия: | Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения Наглядные: стихотворение Э. Мошковской «Смотрите, в каком я платьице…» Практические: игра, упражнения | Стихотворение Э. Мошковской «Смотрите, в каком я платьице…» | |
10 | Как вести себя с незнакомыми людьми | Комбинированные занятия: | Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения Наглядные: стихотворение «Азбука безопасности» Практические: закончи высказывание | ||
11 | Как вести себя, когда что-то болит | Комбинированные занятия: | Словесные: беседа по теме, анализ ситуации Наглядные: стихотворение О. Дриз «Шип в мою ладонь впился…» Практические: кроссворд, игра | ||
12 | Как вести себя за столом | Комбинированные занятия: | Словесные: беседа по теме, рассказ, объяснение, анализ ситуации Наглядные: стихотворение З. Александровой «Ложкою мешая…», стихотворение Г. Остера «От знакомых уходя…», сервировка стола Практические: кроссворд, практикум | ||
13 | Как вести себя в гостях | Комбинированные занятия: | Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения, объяснение Наглядные: стихотворение Г. Остера «Если ты пришёл к знакомым…», Практические: составление письменного приглашения | ||
14 | Как вести себя в общественных местах | Комбинированные занятия: | Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения, анализ ситуации Наглядные: стихотворение «Азбука поведения в стихах…», стихотворение А. Барто «В театре» Практические: игра | ||
15 | «Нехорошие слова». Недобрые шутки | Комбинированные занятия: | Словесные: беседа по теме, анализ ситуации Наглядные: наблюдение ситуации Практические: упражнения на правила общения, игра | ||
16 | Что делать, если не хочется в школу | Комбинированные занятия: | Словесные: анализ ситуации, беседа по теме, анализ стихотворения Наглядные: стихотворение С. Маршака «Кот и лодыри» Практические: игра | ||
17 | Чем заняться после школы | Комбинированные занятия: | Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения, анализ ситуации Наглядные: стихотворный монтаж, потешные сказки Практические: игра | ||
18 | Как выбрать друзей | Комбинированные занятия: | Словесные: беседа по теме, чтение стихов, анализ ситуации, анализ стихотворения Наглядные: стихотворения П. Синявского, стихотворение В. Орлова «Кто кого обидел первый?», рассказ Л. Н. Толстого «Отец и сыновья» Практические: упражнения по теме, игра | ||
19 | Как помочь родителям | Комбинированные занятия: | Словесные: беседа по теме, чтение стихов, анализ ситуации, анализ стихотворения Наглядные: стихотворения А. Усатовой, В. Берестова, Е Благининой; стихотворение Г. Ширковца «Не пойму я взрослых этих Практические: игры, анализ ситуаций | ||
20 | Как помочь больным и беспомощным | Комбинированные занятия: | Словесные: беседа, анализ ситуаций, анализ пословиц, объяснение Наглядные: стихотворение Е. Благининой «Наш дедушка не любит тени…», рассказ «Старый дед и внучок» Практические: анализ ситуаций, дидактическая игра, ролевая игра | ||
Повторение | * Урок – спектакль | Драматизация с целью ознакомления с историей врачевания | |||
* Урок – путешествие | Конкурс на лучшее знание правил ЗОЖ и умения их выполнять | ||||
* Урок - соревнование | Соревнование команд на знание тем ЗОЖ, построенное в виде вопросов-ответов |
4 класс
№ п/п | Темы | Форма занятий | Методические приёмы | Дидактический материал | Форма подведения итогов |
1 | Наше здоровье | Комбинированные занятия: | Словесные: объяснение, беседа по теме, анализ стихотворения, заучивание слов Наглядные: стихотворения, иллюстрации «Эмоции» Практические: работа со словарём, анализ ситуации, практикум | ||
2 | Как помочь сохранить себе здоровье | Комбинированные занятия: | Словесные: чтение стихов детьми, беседа по теме Наглядные: стихотворения, пословицы, сказки Практические: анализ ситуаций, игры, тренинг | ||
3 | Что зависит от моего решения | Комбинированные занятия: | Словесные: рассказы детей, беседа по теме, анализ стихотворения Наглядные: стихотворения, ситуации Практические: анализ ситуаций, игры, практикум | ||
4 | Злой волшебник табак | Комбинированные занятия: | Словесные: рассказы детей, беседа по теме Наглядные: рассказы, рисунки Практические: игра, практикум, рисование | ||
5 | Почему некоторые привычки называются вредными | Комбинированные занятия: | Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения, анализ пословицы Наглядные: стихотворения, пословицы Практические: словарная работа, анализ ситуаций, игра, тренинг, практикум | ||
6 | Помоги себе сам | Комбинированные занятия: | Словесные: беседа по теме Наглядные: словарь Практические: словарная работа, игра | ||
7 | Злой волшебник алкоголь | Комбинированные занятия: | Словесные: рассказ, беседа по теме, анализ стихотворения, заучивание слов Наглядные: стихотворения Практические: работа с деревом решений, анализ ситуации, игра | ||
8 | Злой волшебник наркотик | Комбинированные занятия: | Словесные: беседа по теме Наглядные: стихотворения, рассказы Практические: анализ ситуаций, игра, практикум | ||
9 | Мы одна семья | Комбинированные занятия: | Словесные: беседа по теме, анализ стихотворения Наглядные: стихотворения, ситуации Практические: анализ ситуаций, игра, примеры, практикум | ||
10 | Повторение | * Театрализованное действие «Дружба» * Спортивный праздник «День здоровья» * Сюжетно-ролевые игры «Умеем ли мы правильно питаться» и «Я выбираю кашу» * Костюмированный праздник «Чистота и здоровье» * Игры-путешествия «Откуда берутся грязнули?», «Чистота и порядок» и «Будем делать хорошо и не будем плохо» * Урок – КВН «Наше здоровье» * Праздники «Я здоровье берегу – сам себе я помогу» и «Будьте здоровы». |
Список Литературы для педагога
1. Ветрова В. В. Уроки психологического здоровья. – М.: Педагогическое общество России, 2001.
2. Волков Б. С. Психология младшего школьника: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
3. Дереклеева Н. И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2004.
4. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. - М.: «ВАКО», 2004.
4. Лях В. И. Мой друг – физкультура: учеб. для учащихся 1-4 кл. нач. шк. – М.: Просвещение, 2007.
5. Обухова Л. А., Лемяскина Н. А. Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья: 1-4 класс. - М.: «ВАКО», 2004.
6. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 1996.
7. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/ под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998.
8. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения.
9. Сартан Г. Н. Тренинг самостоятельности у детей. – М.: ТЦ «Сфера», 2000.
10.Сиротюк А. А. Обучение детей с учётом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.
Список Литературы для ДЕТЕЙ
1. Гостюшин А. В. Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. для 1-4 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2001.
2. Дереклеева Н. И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2004.
3. Лях В. И. Мой друг – физкультура: учеб. для учащихся 1-4 кл. нач. шк. – М.: Просвещение, 2007.
4. Обухова Л. А., Лемяскина Н. А. Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья: 1-4 класс. - М.: «ВАКО», 2004.
5. Шмаков С. А. Игры-потехи. Забавы-утехи. – Липецк: «Ориус», 1994.