Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа «Ладушки-ладошки»

Научить детей переключать внимание, улучшать координацию мелкой моторики, воздействуя на умственное развитие ребенка. Формировать правильное звукопроизношение, развивать умение быстро и четко говорить, совершенствовать память и способность согласовывать движения и речь.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа

«Ладушки-ладошки»

Направленность: социально - педагогическая

Уровень: ознакомительный

Возраст: 2- 3 года

Срок реализации: 1 год (64 часа)

Составитель: воспитатель

Карпова Марина Владимировна

Магнитогорск

Оглавление

Наименование разделов

Стр.

1.

Целевой раздел Программы

1.1.

Пояснительная записка

1.2.

Цели и задачи реализации Программы:

1.3.

Учебный план

1.4.

Учебно - тематический план

1.5.

Календарно-тематический план образовательной деятельности

1.6.

Планируемые результаты освоения Программы

2.

Содержательный раздел Программы

2.1.

Календарный учебный график (см. приложение 1)

2.2.

Условия реализации программы

2.3.

Форма аттестации

2.4.

Оценочный материал

2.5.

Методическое обеспечение

3.

Организационный раздел Программы

3.1

Список литературы

3.2.

Приложение 1

1.Целевой раздел Программы

1.1.Пояснительная записка

Игра – одна из лучших способов развития речи и мышления у детей. Она доставляет ребёнку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулируют активное восприятие речи и порождают самостоятельную речевую деятельность. Для развития речи у детей мы используем в своей работе пальчиковые игры. Любая пальчиковая игра проходит весело, дети могут представить себя в роли маленькой кошки, или весёлого серого зайчика и т.д. Не стоит забывать, что дети фантазеры. Дети свободно принимают все условия театрального действа, легко перевоплощаются. На основе своих собственных, еще небогатых познаний дети с удовольствием вовлекаются в игру.

Пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.

Культура речи детей напрямую зависит от культуры и содержания речи воспитателя.

«Если мы хотим, чтобы жизнь доставляла радость этого нужно добиваться самим, привнося радость в нашу жизнь»,- писал Герхард Бранстер, автор книги «Все радости мира».

Большое значение в пальчиковых играх имеет разнообразие стихотворных строчек. Именно они помогают поддерживать интерес детей к веселым физкультминуткам.

Любые приемы – постукивание подушечками пальцев, растирание, поглаживание оснований пальцев, круговые движения по ладоням, легкий массаж предплечья – несут ребенку только здоровье.

Можно организовать, таким образом, пальчиковую игру, чтобы дети разминали руки друг другу. Упражнения требуют участие обеих рук, что позволяет малышам научиться ориентироваться в таких понятиях, как «вправо-влево», «вверх-вниз», «вперед-назад».

Массажные движения создают благоприятные условия для мышечной деятельности, ускоряя передачу нервного возбуждения от одних элементов к другим. В зависимости от темпа проведения массаж может быть быстрым, средним и медленным. В первом случае повышается возбудимость нервной системы. При медленном массаже она, напротив, снижается. Если приемы выполняются в среднем темпе, обеспечивается успокаивающий эффект. Любой массаж снимает утомление, повышает физическую и умственную активность, вызывает легкость и бодрость.

Полезным массажным приемом в пальчиковых играх является вибрация, к которой относятся похлопывания, поколачивание, встряхивание, потряхивание, постукивание и т.д. Это оказывает сильное воздействие на нервную систему. Слабая вибрация повышает мышечный тонус, а сильная снижает повышенный тонус и снимает нервную возбудимость.

Нормативно – правовые документы, регламентирующие деятельность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей Программы «Ладушки – ладошки»

Направленность программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ладушки - ладошки» по содержанию имеет социально- педагогическую направленность

Актуальность

В процессе пальчиковой игры развиваются творческие способности и мелкая моторика пальцев рук. Формируется общение между собой в пальчиковых играх, которое необходимо для развития речи детей.

Адресат. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ладушки - ладошки» предназначена для детей раннего возраста МДОУ «Детский сад №76 общеразвивающего вида» города Магнитогорска.

Формы организации образовательного процесса: групповая, подгрупповая.

Формы организации учебного занятия: игровая деятельность, игры-потешки.

Форма обучения: очная.

Объем программы: Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы составляет 32 часа в год (1 раза в неделю).

Продолжительность учебного года 32 недели (с октября по май).

Продолжительность 1 занятия – 10 минут. В учебном плане занятие прописывается как 1 час.

Количество детей в группе не более 15 человек. Программа реализуется в кружке «Ладушки - ладошки».

Срок реализации программы – 8 месяцев.

Режим работы кружка

Группа

День недели

Время в режиме дня

Группа раннего возраста

пятница

15.30-15.40-1подг.

15.50-16.00-2подг.

Методы обучения:

Словесные

Наглядные

Практические

беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя, объяснение, чтение литературных произведений;

Показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдения рассматривание книжных иллюстраций, репродукций,

проведение дидактических игр,

1.2.Цели и задачи реализации Программы:

Цель Программы

Научить детей переключать внимание, улучшать координацию мелкой моторики, воздействуя на умственное развитие ребенка. Формировать правильное звукопроизношение, развивать умение быстро и четко говорить, совершенствовать память и способность согласовывать движения и речь.

Задачи:

1.Обучающая – познакомить детей с разнообразием стихотворных строк, одновременным движением пальцев и формировать правильное звукопроизношение. Учить детей сложным упражнениям пальчиковой гимнастики, работа с каждым пальчиком.

2.Развивающая – развивать мозг ребенка, стимулировать развитие речи, игровые способности через пальчиковые игры.

3.Воспитательная – воспитывать у детей желание, заинтересованность к пальчиковым играм. Формировать положительно эмоциональный настрой.

Ожидаемые результаты:

1.Первое время ребенок с удовольствием слушает стихи и смотрит, как рассказывает воспитатель с помощью жестов, но сам ничего не показывает. Как только мы замечаем его желание участвовать в игре, приглашаем к совместным действиям. Складываем пальчики малыша в нужный жест, чтобы ребенок запомнил положение пальчиков и сумел повторить. Читаем стихи выразительно, эмоционально, с четкой интонацией.

2.К концу года дети осваивают разнообразие стихотворных строчек, где развиваются все психические процессы и положительные процессы к окружающему миру.

-знают текст и умеют играть в пальчиковую игру;

-самостоятельно выполняют жесты и показывают воспитателю;

-используют игры в повседневной жизни детского сада и дома, проявляя при этом интерес и доставляя себе радость.

Проблема: низкий уровень речевого развития, а так же мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются независимо от общей мышечной координации! И очень ловкий ребёнок может испытывать затруднения при письме – именно потому, что это совершенно другой навык.

Моторные центры речи находятся рядом с моторными центрам пальцев рук, поэтому стимулируя моторику, мы развиваем речь.

В младшем дошкольном возрасте наилучший эффект даёт тренировка пальцев рук. Наиболее интересным и занимательным способом для развития мелкой моторики рук, считается применение пальчиковых игр во всём их разнообразии, так как они интересны детям, соответствуют возрасту, позволяют значительно улучшить моторику рук.

Поэтому я организовала кружок для развития мелкой моторики и артикуляции «Ладушки-ладошки», который объединяет два вида деятельности: пальчиковую и артикуляционную гимнастику. Первая часть занятия – массаж пальчиков, пальчиковые игры и упражнения, вторая – артикуляционная разминка.

Принципы работы по развитию моторики

Эффективность коррекционной работы будет высокой при условии соблюдения некоторых принципов:

1. Принцип осознания совершаемых действий. Действия ребенка в процессе занятия желательно сопровождать проговариванием взрослым этих действий. Например: «Скажи, какой пальчик сейчас работает?», «Наши пальчики сейчас сгибаются или разгибаются?» и т.п.

Данный принцип полезен для формирования меж функциональных связей мозговых структур.

2. Принцип развернутости освоения навыков. Темп и механизмы освоения навыков у разных детей неодинаков в силу их индивидуальных особенностей. Каждая часть программы может быть освоена разными детьми при разном количестве занятий. Педагогу следует отрабатывать навыки освоения движений ребенка в оптимальном именно для него режиме.

3. Принцип обратной связи. Педагог по ходу занятия комментирует, помогает, подсказывает и оценивает действия ребенка для закрепления у него правильных двигательных действий (формирование правильной двигательной памяти). Применение данного принципа также позволяет ребенку быстро скорректировать свои двигательные действия, если он допускает ошибки.

Формы и режим занятий: Программа рассчитана на 1 занятие в неделю. На первом занятии детей знакомят с пальчиковыми играми и элементами массажа, на втором занятии задания повторяются.

Занятия проводятся в группах (10 человек) по 10-15 минут

Направленность программы:

Программа включает в себя следующие разделы:

1.3. Учебный план

Дети 2-3 лет.

Кол-во занятий

в неделю

в месяц

в год

Всего занятий

1

4

32

Дети 2-3 лет.

Продолжительность НОД согласно возрасту

10 минут

Перерыв между НОД

10минут

1.4. Учебно-тематический план

п/п

Раздел/Тема

Кол-во часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

октябрь

4

4

1

Массаж пальчиков карандашами.

Пальчиковая гимнастика «Зайка»

Артикуляционное упражнение «Улыбка»

1

2

Массаж пальчиков грецким орехом.

Пальчиковая гимнастика «Друзья»

Артикуляционная гимнастика «Хоботок».

1

3

Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики».

Пальчиковая гимнастика «Капуста»

Артикуляционная гимнастика «Хоботок - улыбка».

1

4

Массаж пальчиков мячиком – ёжиком.

Пальчиковая гимнастика «Лимон».

Шнуровка «Фрукты».

Артикуляционная гимнастика «Бегемотик зевает».

1

ноябрь

4

1

Массаж пальчиков «Сильные пальчики».

Пальчиковая гимнастика «Обувь»

Разбери пуговицы по цвету.

Артикуляционное упражнение «Лопата»

1

2

Массаж пальчиков грецким орехом.

Пальчиковая гимнастка «Осень»

Собери бусы.

Артикуляционное упражнение «Котёнок лакает молоко»

1

3

Массаж пальчиков карандашами.

Пальчиковая гимнастика «Овощи»

Обведи по контуру овощи.

Артикуляционное упражнение «Посчитаем нижние зубки»

1

4

Массаж пальчиков «Сухой бассейн»

Пальчиковая гимнастика «Наш огород»

Разбираем счётные палочки по цвету.

Артикуляционное упражнение «Почистим за нижними зубами

1

декабрь

4

1

Массаж пальчиков карандашами.

Пальчиковая гимнастика «Одежда»

Шнуровка «Пришей пуговицу»

Артикуляционное упражнение «Иголочка»

1

2

Массаж пальчиков грецким орехом.

Пальчиковая гимнастика «Быстро тесто замесили»

Рисуем пальчиком по манке.

Артикуляционное упражнение «Расчёска».

1

3

Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики».

Пальчиковая гимнастика «Цыплятки»

«Поможем Золушке разобрать крупу».

Артикуляционное упражнение «Весёлая змейка»

1

4

Повторение

1

январь

1

Массаж пальчиков мячиком – ёжиком.

Пальчиковая гимнастка

Игра «Застегни и расстегни».

Артикуляционное упражнение «Шарик».

1

2

Массаж пальчиков «Сухой бассейн».

Пальчиковая гимнастика.

Шнуровка «Яблоня».

Артикуляционное упражнение «Лошадка».

1

3

Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики».

Пальчиковая гимнастика

«Собери бусы».

Артикуляционное упражнение «Сдуй ватку с ладошки».

1

4

Повторение

1

февраль

4

1

Массаж пальчиков грецким орехом.

Пальчиковая гимнастика..

MAXI – пазлы «Зоопарк»

Артикуляционное упражнение «Поймаем мышку»

1

2

Массаж пальчиков карандашами.

Пальчиковая гимнастика «Зима»

Игры с пробками.

Артикуляционное упражнение «Качели

1

3

Массаж пальчиков «Сильные пальчики»

Пальчиковая гимнастика «Богатырь»

Сматывание нитки в клубок.

Артикуляционное упражнение «Пятачок».

1

4

Повторение

1

март

4

1

Массаж пальчиков мячиком – ёжиком.

Пальчиковая гимнастика «Грибы»

Шнуровка «Ёжик».

Артикуляционное упражнение «Иголочка».

1

2

Массаж пальчиков «Сухой бассейн».

Пальчиковая гимнастика

Штриховка «Цветы для мамы».

Артикуляционное упражнение «Блинчик».

1

3

Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики».

Пальчиковая гимнастика

«Развесь бельё на верёвочку».

Артикуляционное упражнение «Маляр»

1

4

Повторение

1

апрель

4

1

Массаж пальчиков – сжимание и разжимание кулачков.

Пальчиковая гимнастика

Составление контуров предметов из счётных палочек.

Артикуляционное упражнение «Пароход гудит».

1

2

Массаж пальчиков карандашами.

Пальчиковая гимнастика «Ягодки»

Складывание мелких предметов (пуговиц, бусин) в узкий цилиндр.

Артикуляционное упражнение «Улыбка»

1

3

Массаж пальчиков мячиком – ёжиком.

Пальчиковая гимнастика

Штриховка «Домик»

Артикуляционное упражнение «Вкусное варенье».

1

4

Повторение

1

май

4

1

Массаж пальчиков грецким орехом.

Пальчиковая гимнастика

«Бусы для мамы».

Артикуляционное упражнение «Часики»

1

2

Массаж пальчиков карандашами.

Пальчиковая гимнастика «Насекомые»

Игра «Найди, что спряталось в фасоли».

Артикуляционное упражнение «Загони мячик в ворота»

1

3

Массаж пальчиков «Сильные пальчики».

Пальчиковая гимнастика «День - ночь»

Стирание ластиком нарисованных предметов.

Артикуляционное упражнение «Киска сердится

1

4

Повторение

1

Перспективный план работы кружка на год.

(1 занятие в неделю во второй половине дня)

№занятия

Содержание

Примечания

октябрь

1

- Массаж пальчиков карандашами.

- Пальчиковая гимнастика «Зайка»

Зайка – ушки на макушке –

(Руки у висков, указательные и средние пальцы выпрямлены – «ушки».)

Скачет, скачет по опушке.

(Руки щепотью вниз у груди – «скачет».)

Шёл за ним колючий ёжик,

(Переплели пальцы и пошевелили.)

Шёл по травке без дорожек,

А за ёжиком – краса –

(Плавные движения руками перед собой.)

Рыжехвостая лиса.

- «Помоги зайчику добраться до домика».

- Артикуляционное упражнение «Улыбка»

Катаем карандаш между ладошками по всей длине пальчиков.

Пальчиком провести дорожку к домику зайчика.

Широко развести уголки губ, обнажив сжатые зубы. Повторяем 3-4 раза

2

- Массаж пальчиков грецким орехом.

- Пальчиковая гимнастика «Друзья»

Заяц и ёжик навстречу друг другу (Указательные и средние пальцы обеих рук «идут» навстречу друг другу.)

Шли по дорожке по полю, по лугу.

Встретились – и испугались они.

(Стукнуть кулачками.)

Быстро бежали – поди, догони!

(Снова пальцы «идут», но теперь в разные стороны.)

- «Помоги ёжику собрать все грибы на полянке».

- Артикуляционная гимнастика «Хоботок».

Катаем орех между ладошками по всей длине пальчиков.

Закручивать и откручивать пробочки на бутылочках.

Учить вытягивать губы вперёд и держать в таком положении 3-5 сек.

3

- Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики».

- Пальчиковая гимнастика «Капуста»

Я – зелёная капуста,

(Руки перед собой образуют круг.)

Без меня в кастрюле пусто.

(Наклонили голову – «заглядываем в кастрюлю».)

Листья снимете с меня,

(Разводим руки в стороны.)

И останусь только я!

- Шнуровка «Овощи».

- Артикуляционная гимнастика «Хоботок - улыбка».

Поглаживание пальчиков в разных направлениях.

чередовать выученные упражнения по 3-4 раза

4

- Массаж пальчиков мячиком – ёжиком.

- Пальчиковая гимнастика «Лимон».

Жёлтый-жёлтый наш лимон,

(Одноимённые пальцы соединяются подушечками – показываем лимон.)

Кислым соком брызжет он.

(Пальцы резко разводим в стороны.)

В чай его положим

(Соединяем большой, указательный и средний пальцы одной руки и «опускаем лимон в чай».)

Вместе с жёлтой кожей.

(Пальцы в том же положении, делаем вращательные движения – «помешиваем чай».)

- Шнуровка «Фрукты».

- Артикуляционная гимнастика «Бегемотик зевает».

Учимся широко и спокойно открывать и закрывать рот. Повторяем 3-5 раз.

ноябрь

1

- Массаж пальчиков «Сильные пальчики».

- Пальчиковая гимнастика «Обувь»

Обуваем ножки бегать по дорожке.

(Двумя пальцами «шагают» по столу.)

Повторяй за мной слова:

(Сжимают и разжимают пальцы.)

Ножка – раз, ножка – два!

(Ставят два пальца на стол и поднимают по одному.)

В магазине покупают

(Сжимают и разжимают пальцы.)

И на ножки надевают

Папа, мама, брат и я –

(Загибают пальцы на руках.)

Любит обувь вся семья.

(«Шагают» пальцами по столу.)

- Разбери пуговицы по цвету.

- Артикуляционное упражнение «Лопата»

2

- Массаж пальчиков грецким орехом.

- Пальчиковая гимнастка «Осень»

Вышла осень погулять,

«Идём» указательным и средним пальцами одной руки.

Стала листья собирать.

Одной рукой «подбираем» листья и «кладём» в другую.

- Собери бусы.

- Артикуляционное упражнение «Котёнок лакает молоко»

Сжимаем пальчиками с силой резиновый мяч.

Широко открываем рот. Кладём мягкий, спокойный язычок на нижнюю губу на 3-5 сек. Повторяем 3-4 раза.

3

- Массаж пальчиков карандашами.

- Пальчиковая гимнастика «Овощи»

Я – зелёная капуста,

Руки перед собой образуют круг.

Без меня в кастрюле пусто.

Наклонили голову – «заглядываем в кастрюлю».

Листья снимете с меня,

Разводим руки в стороны.

И останусь только я!

- Обведи по контуру овощи.

- Артикуляционное упражнение «Посчитаем нижние зубки»

Быстрое выбрасывание и втягивание языка. При втягивании закругляем край языка, как бы захватывая молоко.

4

- Массаж пальчиков «Сухой бассейн»

- Пальчиковая гимнастика «Наш огород»

В огороде много гряд,

Сжимают и разжимают пальцы.

Тут и репа, и салат,

Загибают пальцы поочерёдно.

Тут и свёкла, и горох,

А картофель разве плох?

Наш зелёный огород

Хлопают в ладоши.

Нас прокормит целый год.

- Разбираем счётные палочки по цвету.

-Артикуляционное упражнение «Почистим за нижними зубами

Перебираем пальчиками фасоль.

декабрь

1

- Массаж пальчиков карандашами.

- Пальчиковая гимнастика «Одежда»

Я надену сапоги,

Показываем на ноги, туловище, голову.

Курточку и шапку.

И на руку каждую

Одна рука выпрямленными пальцами вверх, другая – проводит по мизинцу и ребру ладони, показывая направление надевания перчаток.

Натяну перчатку.

Смена рук.

- Шнуровка «Пришей пуговицу»

- Артикуляционное упражнение «Иголочка»

Улыбнуться, рот приоткрыть, упереться кончиком языка за нижними зубами и поводить им из стороны в сторону.

2

- Массаж пальчиков грецким орехом.

- Пальчиковая гимнастика «Быстро тесто замесили»

Муку в тесто замесили,

Сжимают и разжимают пальцы.

А из теста мы слепили

Прихлопывают ладонями, «лепят».

Пирожки и плюшки,

Поочерёдно разгибают пальцы, начиная с мизинца.

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи –

Обе ладони разворачивают вверх.

Всё мы испечем в печи.

Очень вкусно!

Гладят животы.

- Рисуем пальчиком по манке.

- Артикуляционное упражнение «Расчёска».

Рот закрыт. Внутри рта работаем языком. Уколем языком то одну щечку, то другую.

3

- Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики».

- Пальчиковая гимнастика «Цыплятки»

Зёрна курочка клюёт,

Обе ладошки вместе отклоняем от себя.

И цыплятки тут как тут.

Щепотки «клюют» по очереди.

В воду уточка нырнёт,

Ладошки вместе «ныряют» вперёд.

А цыплятки не нырнут.

Погрозили пальчиком.

- «Поможем Золушке разобрать крупу».

- Артикуляционное упражнение «Весёлая змейка»

Рот приоткрыть. Верхними зубами водить по нижней губе (5-6 раз), потом нижними зубами по верхней губе, как бы причесывая (5-6 раз).

январь

1

- Массаж пальчиков мячиком – ёжиком.

- Пальчиковая гимнастка

Снег ложится на дома,

Руки разводим в стороны, ладонями вниз.

Улицы и крыши.

Руки «домиком».

Тихо к нам идёт зима,

Палец к губам. «Идём» указательным и средним пальцами одной руки.

Мы её не слышим…

Рука за ухом.

- Игра «Застегни и расстегни».

- Артикуляционное упражнение «Шарик».

2

- Массаж пальчиков «Сухой бассейн».

- Пальчиковая гимнастика.

Что зимой мы любим делать?

Поочерёдно соединяют большой палец с остальными.

В снежки играть,

На лыжах бегать,

На коньках по льду кататься,

Вниз с горы на санках мчаться.

- Шнуровка «Яблоня».

- Артикуляционное упражнение «Лошадка».

Лошадка идет и скачет. Цокать кончиком языка. (8-10 раз).

Лошадка остановилась. Произносить: Пррр…пррр…,вибрируя губами (5 раз).

3

- Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики».

- Пальчиковая гимнастика

Здравствуй, Дедушка Мороз!

Ладонь поглаживает подбородок – «бороду» Деда Мороза.

Что в подарок нам принёс?

Руки вперёд ладонями вверх.

- Громкие хлопушки,

Хлопнуть в ладоши.

Сладости, игрушки.

Вертим кистями.

- «Собери бусы».

- Артикуляционное упражнение «Сдуй ватку с ладошки».

Перебираем пальчиками

фасоль.

Надуть щёки, сдуть щёки.

4

повторение

Катаем карандаш по всей ладони.

Ищем мелкие игрушки в ёмкости с фасолью.

Улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Удерживать

до 10.

февраль

1

- Массаж пальчиков грецким орехом.

- Пальчиковая гимнастика.

Это зайчонок, это бельчонок,

Сгибают пальцы в кулак, начиная с мизинца.

Это лисёнок, это волчонок,

А это спешит, ковыляет спросонок

Вращают большим пальцем.

Бурый, мохнатый,

Смешной медвежонок.

- MAXI – пазлы «Зоопарк»

- Артикуляционное упражнение «Поймаем мышку»

2

- Массаж пальчиков карандашами.

- Пальчиковая гимнастика «Зима»

Снег ложится на дома,

Руки разводим в стороны, ладонями вниз.

Улицы и крыши.

Руки «домиком».

Тихо к нам идёт зима,

Палец к губам. «Идём» указательным и средним пальцами одной руки.

Мы её не слышим…

Рука за ухом.

- Игры с пробками.

- Артикуляционное упражнение «Качели»

Губы в улыбке, приоткрыть рот,
произнести "а-а" и прикусить широкий кончи языка (поймали мышку за хвостик).

3

- Массаж пальчиков «Сильные пальчики»

- Пальчиковая гимнастика «Богатырь»

Илья Муромец –

Приосаниться.

Добрый молодец.

Показать бицепсы.

Зорко в даль глядит

Рука козырьком.

Да врагов разит.

«Бросить копьё»

- Сматывание нитки в клубок.

- Артикуляционное упражнение «Пятачок».

Движение указательным и средним пальцами, имитация катания на лыжах.

Рот открыть. Тянуть кончик языка то вверх, к носу, то вниз, к подбородку. Язык качается: вверх-вниз, вверх-вниз (10 раз).

4

повторение

Поглаживание пальчиков в разных направлениях.

Выкладывать по контуру рисунка домика фасоль, горох.

Быстрое выбрасывание и втягивание языка. При втягивании закругляем край языка, как бы захватывая молоко.

март

1

- Массаж пальчиков мячиком – ёжиком.

- Пальчиковая гимнастика «Грибы»

Красный-красный мухомор-

Соединяем кончики пальцев – изображаем шляпу гриба.

Белых крапинок узор.

Одна рука – «шляпка гриба», указательным пальцем другой руки показываем «крапинки».

Ты красивый, но не рвём!

Погрозили пальчиком.

И в корзинку не берём!

Прямая ладонь от себя – отодвигающий жест.

- Шнуровка «Ёжик».

- Артикуляционное упражнение «Иголочка».

2

- Массаж пальчиков «Сухой бассейн».

- Пальчиковая гимнастика

Мамочка хорошая,

Воздушный поцелуй над ладонью.

Мамочка любимая!

Поцелуй над другой ладонью.

Очень я её люблю,

Сдуваем с ладони поцелуй.

Поцелуи ей дарю!

Сдуваем поцелуй с другой ладони.

- Штриховка «Цветы для мамы».

- Артикуляционное упражнение «Блинчик».

Рот закрыт. Внутри рта работаем языком. Уколем языком то одну щечку, то другую.

3

- Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики».

- Пальчиковая гимнастика

Вот уж две недели

Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе.

Капают капели.

Снег на солнце тает

Руки ладонями вниз разведены в стороны.

И ручьём стекает.

Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону

- «Развесь бельё на верёвочку».

- Артикуляционное упражнение «Маляр»

Перебираем пальчиками фасоль.

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу.

4

повторение

Надеваем и снимаем колечко с пальчика.

Рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки, на щеках образуются твердые шарики - "орешки".

апрель

1

- Массаж пальчиков – сжимание и разжимание кулачков.

- Пальчиковая гимнастика

Дятел дерево долбит:

Одна ладонь прямая – это «дерево», другая – «дятел» - кулачком стучите об неё.

Тук-тук-тук.

Целый день в лесу стоит

Смена рук.

Стук-стук-стук.

- Составление контуров предметов из счётных палочек.

Артикуляционное упражнение «Пароход гудит».

2

- Массаж пальчиков карандашами.

- Пальчиковая гимнастика «Ягодки»

С ветки ягодки снимаю,

Пальцы расслаблены, свисают вниз. Пальцами другой руки погладить каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.

И в лукошко собираю.

Обе ладошки сложить перед собой чашечкой.

Будет полное лукошко,

Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрыть другой также сложенной ладошкой.

Я попробую немножко.

Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достать воображаемые ягодки и отправить их в рот.

Я поем ещё чуть-чуть,

Лёгким будет к дому путь!

Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше.

- Складывание мелких предметов (пуговиц, бусин) в узкий цилиндр.

- Артикуляционное упражнение «Улыбка»

Губы в улыбке, открыть рот, с напряжением произнести долгое "ы-ы-ы..."

3

- Массаж пальчиков мячиком – ёжиком.

- Пальчиковая гимнастика

На кроватке мы поспали,

Руки под щёку.

Вещи в шкаф уже убрали.

Свободно двигаем руками – «убираем вещи».

Мы на стуле посидели

Ладонью одной руки накрываем кулак другой.

И за столиком поели.

Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой.

- Штриховка «Домик»

- Артикуляционное упражнение «Вкусное варенье».

Катание ладошкой карандашей по столу.

Растянуть губы в стороны, не показывая зубов.

(удерживать до 10).

4

повторение

Застёгивание и расстёгивание пуговиц, молний, кнопок.

Улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Удерживать до 10

май

1

- Массаж пальчиков грецким орехом.

- Пальчиковая гимнастика

Вот уж две недели

Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе.

Капают капели.

Снег на солнце тает

Руки ладонями вниз разведены в стороны.

И ручьём стекает.

Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону.

- «Бусы для мамы».

- Артикуляционное упражнение «Часики»

2

- Массаж пальчиков карандашами.

- Пальчиковая гимнастика «Насекомые»

Мы пошли гулять на луг,

«Идём» указательными и средними пальцами обеих рук.

А по лугу ползал жук!

Одна рука «ползёт» по бедру или по одной руке.

- Игра «Найди, что спряталось в фасоли».

- Артикуляционное упражнение «Загони мячик в ворота»

Нанизывание крупных бусин на шнурок.

Рот открыт. Высунуть острый язычок вперед и работать им слева направо, из одного угла рта в другой: «Тик-так, тик-так». (10-12 раз).

3

- Массаж пальчиков «Сильные пальчики».

- Пальчиковая гимнастика «День - ночь»

Утро – солнце всходит.

Поднимаем растопыренную ладошку.

Ночь – луна приходит.

Поднимаем другую руку, пальцы полукругом – «месяц».

- Стирание ластиком нарисованных предметов.

- Артикуляционное упражнение «Киска сердится»

Катание карандаша ладошками.

Поиск в фасоли мелких игрушек.

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно подуть на лежащий перед ребенком ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками, стоящими впереди на столе. Следить, чтобы не надувались щеки. Их можно придерживать пальцами.

4

Перебираем пальчиками фасоль

Доставание бусинок из стакана ложкой.

Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхними зубами - "дэ-дэ-дэ..."

Значимые для разработки и реализации программы характеристики особенностей развития детей 2-3 лет

Техническое оснащение: картотека пальчиковых игр; перспективный план по развитию мелкой моторики; образцы поделок из сыпучего материала, из пластилина, природного материала. В работе используются различные по фактуре материалы (бумага, картон, ткань, песок, нитки, крупы, прищепки, пуговицы и др.)

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Пальчиковые игры. Издательство «Родничок», автор Л.П. Савина 1999 год.

2.Играем пальчиками и развиваем речь. Издательство «Флокс», автор А.Е. Белая, В.И. Мирясова.

3.Играем с пальчиками. Издательство «Искимо», автор

А.Ю. Соколова 2002 год.

4.Здравствуй пальчик. 2001 год.

5.О. Крупенцук, «Тренируем пальчики» - развиваем речь. Издательство 2011 год.

6.Л.Абрамова, «Орешек на ладошке». Издательство 2004 год.

7.Г. Агаян, «Мы топали, мы топали!» пальчиковые игры для маленьких. Издательство «Карапуз» 2004 год.

8.Т. Бардышева, «Забодаю, забодаю!» пальчиковые игры. Издательство «Карапуз» 1999 год.

9.А.Мельникова, «Мы охотились на льва!».Издательство «Карапуз» 2006 год.

10.Т. Бардышева, «Разговорчивые пальчики». Издательство «Карапуз» 2002 год.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкета для родителей по пальчиковым играм

1. Знаете ли вы, что такое «пальчиковые игры»? ____________________

2. Согласны ли вы с утверждением, что пальчиковые игры полезны для развития детей?

а) да б) нет в) не уверен

3. Знаете ли вы пальчиковые игры (текст, движения). Если «да», то укажите, сколько и какие? _______________________________________________________________

4. Вы видите, что взрослый играет с ребёнком в пальчиковую игру. Выскажите своё мнение:

- развлекает ребёнка

- наверное, этот человек воспитатель

-полезно для ребенка

-пустое времяпровождение

-надо запомнить и поиграть со своим ребенком.

- свой вариант__________________________________________________

5. Играете ли вы со своим ребенком в пальчиковые игры?

а) да б) нет в) иногда г) не хватает времени д) свой вариант

6. Кто из членов семьи чаще играет с ребенком в пальчиковые игры.

а) мама б) папа в) бабушка г) дедушка д) свой вариант

7. Как вы считаете, есть ли связь между умением ребёнка в младшем возрасте выполнять движения пальчиковых игр с успешным обучением в школе?

а) да б) нет в) не уверен

8. Хотели бы вы узнать больше о значении пальчиковых игр для развития ребёнка и узнать новые игры?

а) да б) нет

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов

В течение всего периода обучения поэтапно проводится мониторинг уровня усвоения знаний и формирования навыков у детей на начальном и итоговом этапах (сентябрь, май). Для проведения мониторинга образовательного процесса используется тестирование по следующим показателям:

- насколько точно выполняется действие;

- способность к переключению с одного движения на другое, трудности нахождения поз

- точность движений пальцев рук, дифференцированность пальцев рук, координация движений пальцев рук;

- способность синхронно выполнять движения обеими руками

Оценка в баллах:

0 баллов: задание не принимает, действует неадекватно;

1 балл: испытывает трудности в нахождении поз, наличие персевераций;

2 балла: отмечается дифференцированность движений пальцев рук, достаточная координация при отсутствии синхронности движений обеих рук;

3 балла: способен синхронно и точно выполнять движения обеими руками.

- Знание народных потешки, скороговорки, текста небольших стихотворений и инсценировок

- Знать названия пальцев рук, ориентироваться в их местоположении;

- Ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д.

Оценка в баллах:

0 баллов: не может рассказать не одной пальчиковой игры, не ориентируется в названиях пальцев рук и пространственном ориентировании;

1 балл: играет в пальчиковую игру с помощью взрослого, повторяет только движения, соответствующие тексту, испытывает трудности в ориентировании в пространстве;

2 балла: для проведения пальчиковой игры или инсценировки требуется незначительная помощь педагога, допускает ошибки в ориентации в пространстве

3 балла: ребенок может провести несколько пальчиковых игр самостоятельно, сопровождая слова движениями, редко ошибается в ориентировке пространства и названии пальцев рук.

ОЦЕНОЧНЫЙ КЛЮЧ ДЛЯ ФИКСАЦИИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Уровень

Количество баллов

Высокий

6 баллов

(В)

Средний

4-5 баллов

(С)

Низкий

до 3 баллов

(Н)

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области