Давыдова Виктория Викторовна,
учитель математики МОБУ СОШ №5
им. Н.О.Кривошапкина ГО «город Якутск»
Формирование активной деятельности учащихся на различных этапах урока
«Хороших методов существует ровно столько,
сколько хороших учителей»
Д. Пойа
Актуальность:
На современном этапе развития общества образование призвано обеспечить формирование у учащихся потребности в активном познании окружающего мира, приобретение навыков самоорганизации, обеспечивающих высокую эффективность всех видов учебной и внеучебной деятельности, становление построенных на принципах гуманизма отношений, овладение базовыми умениями выявлять и реализовывать индивидуальные задатки и способности. Важной задачей школы становится воспитание Человека пытливой, творческой, ищущей Мысли.
Цели:
Задачи:
Ожидаемые результаты:
Формы работы:
- индивидуальная
- групповая
- коллективная
- парная
- фронтальная
Методы:
Научная новизна результатов работы:
Определена совокупность методов, форм и приемов, практическая реализация которых приводит к более эффективному усвоению и использованию знаний в жизни, в сравнении с традиционной практикой (отбор оптимальной системы эффективных педагогических методов и приемов), которые используются мною в практической деятельности.
Варианты вопросов, заданий, упражнений могут быть найдены каждым учителем самостоятельно в том случае, если он в своей творческой подготовке будет руководствоваться интересами детей и их желаниями.
Приёмы работы (+национально-региональный компонент)
- интегрированные уроки ( метапредметные связи) – география (масштаб, координаты, высота, широта, долгота, меридиан и т.п.), русский язык (числительные), история (нумерология).
- использование информационных технологий (документ-камера, интерактивная доска и т.д.)
- кроссворды
- физкультминутки
- судоку
- логические цепочки
- разминочные загадки
- СОН-минутки
- момент вредности
- команды-загадки
- собрать определение, фразу, правило
- наперегонки (рулетка)
- аналогии
- устные вычисления
- проблемные ситуации с подсказками, пробелами, неверными ответами, с частичным оформлением,
- составление презентаций, мультимедиаконспекта
- анимационные эффекты (моменты из м\ф и к\ф)
Ознакомление | Понимание | Применение | Анализ | Синтез | Оценка | ||||||
1 | Назовите основные части… | 8 | Объясните причины того, что… | 15 | Изобразите информацию графически… | 22 | Раскройте особенности… | 29 | Предложите новый (иной) вариант… | 36 | Ранжируйте… и обоснуйте… |
2 | Сгруппируйте вместе все… | 9 | Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для того, чтобы… | 16 | Предложите способ, позволяющий… | 23 | Проанализируйте структуру… с точки зрения… | 30 | Разработайте план, позволяющий (препятствующий)… | 37 | Определите, какое из решений является оптимальным для… |
3 | Сопоставьте список понятий, касающихся… | 10 | Покажите связи, которые, на ваш взгляд, существуют между… | 17 | Сделайте эскиз рисунка (схемы), который показывает… | 24 | Составьте перечень основных свойств…, характеризующих… с точки зрения… | 31 | Найдите необычный способ, позволяющий… | 38 | Оцените значимость… для… |
4 | Распределите в определенном порядке… | 11 | Постройте прогноз развития… | 18 | Сравните… и…, а затем обоснуйте… | 25 | Постройте классификацию… на основании… | 32 | Придумайте игру, которая… | 39 | Определите возможные критерии оценки… |
5 | Изложите в форме текста… | 12 | Прокомментируйте положение о том, что… | 19 | Проведите (разработайте) эксперимент, подтверждающий, что… | 26 | Найдите в тексте (модели, схемы и т.п.) то, что… | 33 | Предложите новую (свою) классификацию… | 40 | Выскажите критические суждения о… |
6 | Вспомните и напишите… | 13 | Изложите иначе (переформулируйте) идею о том, что… | 20 | Проведите презентацию… | 27 | Сравните точки зрения… и … на … | 34 | Напишите возможный (наиболее вероятный) сценарий развития… | 41 | Оцените возможности… для… |
7 | Прочитайте самостоятельно… | 14 | Приведите пример того, что (как, где)… | 21 | Рассчитайте на основании данных о… | 28 | Выявите принципы, лежащие в основе… | 35 | Изложите в форме…свое мнение (понимание)… | 42 | Проведите экспертизу состояния… |
Данные учебные задачи помогают отслеживать
- судоку
-документ-камера
-физкультминутка
-устная работа
-терминатор (математическая грамотность)
-разминочные загадки
-интегрированные задания (метапредметная связь)
-комбинаторные задачи
В процессе у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться. Мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, учащиеся не замечают, что они учатся, познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в процесс с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы овладеть необходимыми знаниями.
Безошибочно, осознанно, логично воспроизводит учебный материал, демонстрирует прочное освоение, приводит собственные примеры и дополнительные сведения, а также может привести примеры межпредметного характера
Результаты