Городское методическое объединение
воспитателей детей дошкольного возраста,
опорного МБДОУ ЗАТО г. Североморск д/с №10
«Экологическое образование детей дошкольного возраста»
Организация наблюдения в разных возрастных группах ДОУ
Подгтовила: воспитатель
МБДОУ ЗАТО г. Североморск д/с 10
Иванникова Екатерина
Владимировна
31 января 2022
Наблюдение – это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы.
Целью наблюдения может быть формирование представлений об объектах и
явлениях окружающего мира, установление свойств и качеств, структуры и
внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов
(растений, животных), сезонных явлений.
Наблюдение – это метод чувственного познания природы, является основным методом экологического воспитания.
Сущность наблюдения – заключается в чувственном познании природных объектов, в познании их через различные формы восприятия – зрительное, слуховое, тактильное, кинетическое, обонятельное.
(Николаева С.Н.)
Подготовка воспитателя к наблюдению:
Наблюдение лучше всего проводить в форме циклов.
Цикл – это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом уголка природы или участка детского сада.
Достоинства:
Требования к проведению наблюдений (по Николаевой С.Н.)
1.Пространственная организация наблюдений:
2.Временной параметр наблюдения:
3.Структура наблюдения.
Руководство наблюдениями в разных возрастных группах
Младшая группа | Средняя группа | Старшая группа |
Основная задача привлечение внимания | Задача совпадает с практической деятельностью | Задача вспомнить ранее усвоенные знания |
Кратковременное наблюдение (3-5 мин) | Длительное наблюдение и обобщённое наблюдение (7-15 мин) | |
Начинать с одного объекта | Растения, животные и другие объекты (можно несколько) | |
Рассматривание, сравнение, позже поиск | Постановка задачи | Начинается с вопроса об объекте с учетом накопленных ранее знаний |
Связь с ИЗО деятельность или игрой | Используются вопросы | Используется вопросы, рассказы из личного опыта |
Неоднократное повторение | Внимание уделяется формированию умения детей рассказывать о результатах наблюдения | Осваивают несложные способы ухода за растениями |
Объекты наблюдений:
Все наблюдения фиксируются в календаре природы.
Календарь природы – это графическая модель, которая отражает разнообразные, длительно происходящие явления, события и закономерно протекающие изменения в природе.
Виды календарей природы:
Календарь наблюдения за сезонными наблюдениями
Младший возраст.
В соответствии с задачами дополняется дидактическое пособие «Оденем куклу на прогулку». Одевают куклу по сезону.
Средний возраст
В данном возрасте наблюдается 2-3 явления одновременно, к концу года дети знакомятся со схематическим изображением природных явлений.
Старший возраст
Календари старшей и подготовительной группы. Выглядят и оформлены иначе. Дети выкладывают иллюстрации с изображением времени года, природным явлением, которое они наблюдали на прогулки или по дороге в д/с, месяц, день недели.
Календарь наблюдения за птицами
Младший возраст и средний возраст.
Наблюдая за прилётом птиц, дети фиксируют увиденное с помощью разноцветных фигурок или картинок птиц, реально отражающих их облик, используя разнообразные модели фиксации.
Для дошкольников средней группы создаётся модель с содержанием большего объёма (картинка с прорезями с изображением дерева, земли, неба и кормушки). Дети вставляют фигурки птиц в прорези на кормушке, под ней, на дереве и в небе, что реально отражает разноплановый характер наблюдений.
Старший возраст
Отражает наблюдение по следующим параметрам:
В подготовительной группе добавляем:
ДНЕВНИК НАБЛЮДЕНИЙ ЗА РАСТЕНИЯМИ -графическая модель, которая отражает динамику роста и развития объектов живой природы (растений) в определённых условиях внешней среды.
С помощью дневника наблюдений можно моделировать:
для роста и развития растений (вода, почва, тепло)
с использованием экспериментальной деятельности.
14 слайд
Способы фиксации: