Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Организация наблюдений за объектами природы в разных возрастных группах

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Городское методическое объединение

воспитателей детей дошкольного возраста,

опорного МБДОУ ЗАТО г. Североморск д/с №10

«Экологическое образование детей дошкольного возраста»

Организация наблюдения в разных возрастных группах ДОУ

Подгтовила: воспитатель

МБДОУ ЗАТО г. Североморск д/с 10

Иванникова Екатерина

Владимировна

31 января 2022

Наблюдение – это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы.

Целью наблюдения может быть формирование представлений об объектах и 

явлениях окружающего мира, установление свойств и качеств, структуры и 

внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов 

(растений, животных), сезонных явлений.

Наблюдение – это метод чувственного познания природы, является основным методом экологического воспитания.

Сущность наблюдения – заключается в чувственном познании природных объектов, в познании их через различные формы восприятия – зрительное, слуховое, тактильное, кинетическое, обонятельное.

(Николаева С.Н.)

Подготовка воспитателя к наблюдению:

Наблюдение лучше всего проводить в форме циклов.

Цикл – это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом уголка природы или участка детского сада.

Достоинства:

Требования к проведению наблюдений (по Николаевой С.Н.)

1.Пространственная организация наблюдений:

2.Временной параметр наблюдения:

3.Структура наблюдения.

Руководство наблюдениями в разных возрастных группах

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Основная задача привлечение внимания

Задача совпадает с практической деятельностью

Задача вспомнить ранее усвоенные знания

Кратковременное наблюдение (3-5 мин)

Длительное наблюдение и обобщённое наблюдение

(7-15 мин)

Начинать с одного объекта

Растения, животные и другие объекты (можно несколько)

Рассматривание, сравнение, позже поиск

Постановка задачи

Начинается с вопроса об объекте с учетом накопленных ранее знаний

Связь с ИЗО деятельность или игрой

Используются вопросы

Используется вопросы, рассказы из личного опыта

Неоднократное повторение

Внимание уделяется формированию умения детей рассказывать о результатах наблюдения

Осваивают несложные способы ухода за растениями

Объекты наблюдений:

Все наблюдения фиксируются в календаре природы.

Календарь природы – это графическая модель, которая отражает разнообразные, длительно происходящие явления, события и закономерно протекающие изменения в природе.

Виды календарей природы:

Календарь наблюдения за сезонными наблюдениями

Младший возраст.

В соответствии с задачами дополняется дидактическое пособие «Оденем куклу на прогулку». Одевают куклу по сезону.

Средний возраст

В данном возрасте наблюдается 2-3 явления одновременно, к концу года дети знакомятся со схематическим изображением природных явлений.

Старший возраст

Календари старшей и подготовительной группы. Выглядят и оформлены иначе. Дети выкладывают иллюстрации с изображением времени года, природным явлением, которое они наблюдали на прогулки или по дороге в д/с, месяц, день недели.

Календарь наблюдения за птицами

Младший возраст и средний возраст.

Наблюдая за прилётом птиц, дети фиксируют увиденное с помощью разноцветных фигурок или картинок птиц, реально отражающих их облик, используя разнообразные модели фиксации.

Для дошкольников средней группы создаётся модель с содержанием большего объёма (картинка с прорезями с изображением дерева, земли, неба и кормушки). Дети вставляют фигурки птиц в прорези на кормушке, под ней, на дереве и в небе, что реально отражает разноплановый характер наблюдений.

Старший возраст

Отражает наблюдение по следующим параметрам:

В подготовительной группе добавляем:

ДНЕВНИК НАБЛЮДЕНИЙ ЗА РАСТЕНИЯМИ -графическая модель, которая отражает динамику роста и развития объектов живой природы (растений) в определённых условиях внешней среды.

С помощью дневника наблюдений можно моделировать:

для роста и развития растений (вода, почва, тепло)

с использованием экспериментальной деятельности.

14 слайд

Способы фиксации:

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 18.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области