Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Конспект на тему " Написание имен собственных".

Цели - систематизировать и обобщить знания о написании имен собственных - совершенствовать навыки правописания заглавных букв в именах собственных - развивать умение оценивать свою работу - развивать мыслительные операции сравнение, обобщение - развивать речь, внимание, память, мышление, наблюдательность - воспитывать познавательный интерес к предмету. Задачи На уроке ставились учебные задачи, требующие осмысления,доказательства.Задания способствовали развитию мыслительных операций обобщить,классифицировать, сравнивать.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Тема: «Написание имён собственных».

Цели:

- систематизировать и обобщить знания о написании имён собственных;

- совершенствовать навыки правописания заглавных букв в именах собственных;

- развивать умение оценивать свою работу;

- развивать мыслительные операции: сравнение, обобщение;

- развивать речь, внимание, память, мышление, наблюдательность;

- воспитывать познавательный интерес к предмету.

Ход урока:

1.Оргмомент.

Прозвенел звонок для нас!

Вы зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Все легонечко вздохнём,-

И урок наш мы начнём.

- Итак приступим к работе.

Дети: Я тетрадь свою открою …..

(Сл.1)

-Запишите число, классная работа.

2. Чистописание . (1 минутка)

(Сл.2)

- Букву, которую вы напишите, определите сами.

к м

? (л)

- Дайте характеристику этой букве.

- Определить порядок последовательности написания данной буквы в данном ряду.

Л л а б Л л в г Л л д е Л л е ж

( Заглавная Л, строчная л , 2 буквы алфавита)

3. Словарная работа.

- Записать словарные слова, прослушав их лексическое значение.

б) Наследственное семейное наименование человека, прибавляемое к личному имени, переходящее от отца (или матери) к детям (Фамилия).

в) Небольшой населённый пункт, где люди занимаются сельским хозяйством (Деревня).

( Сл. 3 – словарные слова)

4. Работа над темой урока.

1) Работа в парах ( работа с табличкой)

- Определите по какому признаку объединены слова в группы.

( Сл. 4)

1

группа

2

группа

3

группа

4

группа

5

группа

Витя

Миша

Оля

Саша

Пушок

Мурзик

Полкан

Ночка

Буратино

Чиполино

Незнайка

Золушка

Успенский

Мориц

Чехов

Пушкин

«Колобок»

«Мурзилка»

«Тошка»

«Весёлые картинки»

Имена

Клички

Сказочные герои

Фамилии

Название журналов

- Как в русском языке называют слова, обозначения, имена людей, клички?

- Как, одним словом назвать эти слова?

(Сл.5 – схема = имена собственные = ….)

- О чём нужно помнить при написании имён собственных?

(Сл. 6 – « Помни правило ….)

- Чем необычно имя Саша?

- Как будут звать ребят, когда они вырастут?

2) Сели и закрыли глаза. Не открывая глаз, ответьте, пожалуйста на вопрос:

- Девочка, когда у тебя День рождения?

- Откройте глаза. Почему на мой вопрос никто не смог ответить?

( Ответы детей)

- Попробуйте ответить на следующий вопрос:

- Даша, как пишутся имена людей?

- Почему же возникла пауза?

- Какой выход из этой ситуации? ( Назвать фамилию)

- Давайте рассмотрим следующую ситуацию:

В школе учится два ….. Михаила и причём они были одной комплектации, одного роста, имели одинаковый цвет глаз и волос. Как к ним обращаться?

- Как же пишутся имена, отчества, фамилии людей?

Стих! (Сл. 7)

3)

- Вы знаете богатыря Илью Муромца.

- А вот Муромец это фамилия или отчество?

- А ответить на этот вопрос помогут строки былины.

(Сл.8 – И. Муромец)

В чистом поле пыль поднимается

Илья Муромец, сын Иванович,

Ко гнезду Соловьёву приближается.

- Запишите, как звать героя по имени и отчеству , и его фамилию.

( Илья Иванович Муромец)

4)

- А есть ли у животных имена, фамилия, отчества?

- А как же кот Матроскин? Это же как он утверждает фамилия?

(Это сказка , а в сказках животные могут иметь имена, отчества и фамилия)

(Сл.9 – кот Матроскин)

- Почему же кота назвали Матроскин?

(Ответы детей: он полосатый, как тельняшка)

- Как же выбрать кличку животному?

- Прочитать стихотворение.

(Сл.10); (Сл.11 – Изображения животных)

Жили – были

Дед да баба

С маленькою внучкой.

Кошку, рыжую свою

Называли Жучкой.

А Хохлаткою они

Звали жеребёнка

А ещё у них была

Собачка Мурка,

А ещё – два козла –

Сивка да Бурка!

(Сл.12 – Стих о написании кличек)

- Правильно ли даны клички животным?

- Запишите кого как надо назвать.

- Как будем писать клички? О чём должны помнить?

- Любую ли корову можно назвать Бурёнкой?

- Подберите однокоренные слова и тогда ответите правильно .

(Бурая, т.е серовато- рыжая окраска)

Вывод: Кличка животного должна соответствовать цвету, внешним особенностям.

5)

Игра « Переводчики»

(Сл.13)

Физминутка:

Наклонилась сперва

Книзу наша голова

(наклон вперёд)

Вправо-влево мы с тобой

Покачаем головой.

(наклоны в стороны)

Ручки за голову, вместе

Начинаем бег на месте.

(имитация бега)

Уберём и я, и вы

Руки из-за головы.

6) (Сл.14 – Топонимика)

а) - А сейчас мы совершим путешествие в мир топонимики – науки, которая занимается географическими названиями .

- Что изображено на карте? (Сл.15 – Карта России)

(Реки, моря, океана города)

( Ответы детей: это тоже имена собственные).

- Как называется наша страна?

- А кто соседи нашей страны?

( записать название стран 3,4 названий)

б) Дописать пословицы, вставив название столицы России. (Сл.16)

- Как вы понимаете эти пословицы?

И_____________ не сразу строилась.

(Сразу ничего не делается, на всё нужно время)

__________ слезам не верит .

(Так говорят, когда чьи – то слёзы, жалобы не вызывают сочувствия , не могут помочь)

(Сл.17)

в) Распределите и запишите слова так , чтобы в каждой строчке было записано по 2 слова.

Москва, Лена, Санкт – Петербург, Волга, Пётр.

Имена: Лена , Пётр.

Города: Москва ,Санкт – Петербург.

Реки России: Лена, Волга.

- Что заметили? ( Слово Лена – обозначает и имя и название реки).

г) Прочитайте названия. Добавьте нужные слова.

( Океан, море, река, озеро)

- Запишите.

- Как написаны названия водоёмов?

Почему?

(Сл. 18)

Индийский

Чёрное

Волга

Тихий

Балтийское

Ока

- Как пишутся географические названия?

5. Итог урока.

- Наш урок подошёл к концу.

(Сл.20)

- Какие слова относятся к именам собственным?

(Сл.21- конец урока)

- Что нужно помнить при написании имён собственных?

- Послушайте стихотворение Измайлова « Заглавная буква».

Буква большая выросла вдруг,

Выросла выше всех букв – подруг.

Буква расти не сама захотела,

Букве поручено важное дело.

Ставится буква у строчки в начале.

Чтобы начало все замечали.

Имя, фамилия пишутся с нею

Чтобы заметней им быть и виднее,

Чтобы звучали громко и гордо

Имя твоё, имя улицы, города

Буква большая совсем не пустяк!

В букве большой уважения знак!

- Какие же «важные» дела выполняет большая буква?

6. Самооценка.

( У каждого ребёнка лежит лист с его именем и нарисован кружок)

- Если все задания выполняли с лёгкостью вам было интересно, всё у вас получилось, то на вашем солнышке появилось 5 лучиков;

- Если вы затруднялись в каких – то заданиях и оцениваете свою работу на « хорошо» - 4 лучика.

- Если вам было сегодня на уроке трудно, вы встретились с непонятными заданиями, тогда нарисуйте 3 лучика. Оцените работу на уроке.

(Итог самооценки)

- Поднимите и покажите ваши солнышки.

- За вашу работу, за ваше старание в течение всего урока вы получаете от меня маленькие лучики. Лучики каждого говорят о том, что работали вы замечательно и лучшим учеником на этом уроке является весь дружный 4 - в класс.

- Я предлагаю вам зажечь солнце.

- Как красиво стало! Спасибо вам за работу! Вы все молодцы!

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 05.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области