Развитие мелкой моторики у детей.
Цели: развитие и укрепление координации движений мелкой моторики рук у детей раннего возраста через нетрадиционное использование различных предметов, в играх и в разных видах продуктивной деятельности (лепка, конструирование рисование).
Задачи: формирование познавательной активности, закрепление проговаривания стихов одновременно с движениями рук, развитие артикуляционной и мелкой моторики.
Всё чаще воспитатели и педагоги встречаются с проблемой у детей, которые не могут завязывать шнурки. Очень важный момент развития мелкой моторику у детей связан с мозговой деятельностью. Родители часто могут услышать от педагогов, что у их ребёнка недостаточно развита мелкая моторика. Мелкую моторику развивают у ребенка с 6-7 месяцев. В наше время отмечается, что у современных детей отстаёт моторное развитие по сравнению с прошлыми поколениями. Раньше многое приходилось делать с помощью рук: завязывать пояса, зашнуровывать ботинки, застёгивать пуговицы. На сегодняшний день практически вся детская обувь на молниях, липучках, а пуговицы на куртках сменились липучками и заклёпками. Конечно, всё это очень удобно, но это серьёзный минус для развития мелкой моторики наших детей.
Ежедневно уделяйте внимание моторике рук детей. Достаточно несколько минут в день.
Для детей с 9-ти месячного возраста подбирайте крупные предметы, например, кольца от пирамидки или бусы.
В возрасте 1 года можно организовывать игры с природными материалами: песок, глина, шишки, камешки и др.
После 2 лет выполняйте с малышом пальчиковую гимнастику. Проговаривание различных потешек одновременно с движениями руки поможет научить координации работы рук и языка.
После 3 лет следует прибегать к упражнениям с бумагой. Обычно к этим годам малыш осваивает навык работы с ножницами, поэтому становится возможным моделировать аппликации.
С 4-6 лет происходит освоение навыка оригами как одного из самых сложных видов игр с бумагой.
И я предлагаю Вам несколько вариантов, как в игровой форме приучить ребенка завязывать бантики, зашнуровывать ботинки, застегивать пуговицы и развивать мелкую моторику Вашего ребенка.
Игры-шнуровки замечательно подойдут для закрепления навыков. Такие игры можно купить уже в готовом виде, а можно сделать самим.
1 вариант
Для этого на картоне рисуется изображение, например, ботинки и по его контуру делаются отверстия с помощью дырокола. Ребёнок берёт шнурок и продевает его в эти отверстия.
Для создания игрового момента можно использовать веселые стихотворения:
Веревочка к веревочке,
Шнурочек к шнурочку,
Завяжем узелочек.
2 вариант
Игра-шнуровка «Питон»
Плачет маленький питон.
Сам себя запутал он.
Сам себя переползал
И узлом себя связал.
Кто ему теперь поможет.
Он себя найти не может.
Игры шнуровки:
- развивают мелкую моторику рук, сенсомоторную координацию;
- способствуют пониманию - понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева», развивают пространственное ориентирование;
- формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);
- способствуют развитию речи;
- развивают творческие способности.
В играх с шнурованием также развивается внимание, глазомер, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика), а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, игры-шнуровки косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.