Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №11 общеразвивающего вида» г.Магнитогорска
Конспект
НОД по
познавательному развитию
Тема: «Удивительные приключения Лучика»
Подготовительная группа
Подготовила:
Макаренко Екатерина Витальевна,
Воспитатель МДОУ « Д/с 11 о.в.»
Магнитогорск – 2022 г.
Тема: «Удивительные приключения Лучика» (на основе материала изучения существенных свойств понятия о свете).
Цель: выявление и закрепление свойств понятия о свете;
1. прямолинейное распространение света;
2. преломление света;
3. отражение света;
4. рассеяние света;
2. Закрепление свойства растворимости воды.
3. Воспитывать бережное отношение к животному миру аквариума.
Оборудование: аквариум с водой,(подкрашенной хвойным концентратом в яркий жёлтый цвет), лазерные фонарики, зеркала на каждого ребёнка, 3 баночки (с солью, сахаром, крахмалом), белый экран (из картона), презентация.
Ход занятия: Ребята посмотрите на экран, какое время суток вы видите?
Дети: Ночь.
Педагог: А сейчас какое время суток на экране?
Дети: Вечер, утро.
Педагог: Правильно. Ребята, как вы думаете, от чего зависит смена времён суток?
Дети: От вращения солнца вокруг своей оси.
Педагог: Ребята скажите пожалуйста что даёт солнце?
Дети: Солнце даёт тепло о свет.
Педагог: Правильно. Молодцы. А вы хотите узнать очень много интересного о свете?
Дети: Да.
Педагог: Я вам предлагаю сегодня стать исследователями. А вы знаете кто такие исследователи?
Дети: Это люди, которые занимаются научными опытами.
Педагог: А где они работают?
Дети: Исследователи работают в лабораториях.
Педагог: Сегодня вы будете настоящими исследователями, проходите в нашу лабораторию.
Сегодня к нам в гости в нашу лабораторию пожаловал сам солнечный лучик. Да не обыкновенный, а волшебный. Потому что умеет показывать разные фокусы – да, только в том случае, если ребята ему в этом помогают: отвечают на все хитрые вопросы. Ребята, скажите пожалуйста, откуда берётся свет?
Дети: Из солнышка, лампочки, луны.
Педагог: Молодцы ребята. А для того чтобы узнать, откуда появился наш Волшебный лучик, надо отгадать загадку: Дом – волшебный пузырёк,
А живёт в нём огонёк. Днём он спит, а как проснётся, ярким пламенем зажжётся.
Дети: Фонарик.
Педагог: Ребята, а как вы думаете, по какой дорожке обычно «ходит лучик?
Дети: по пешеходной, извилистой и т. д)
Ой, ребята, наш Лучик как – то тревожно подмигивает. Не нравятся ему ваши ответы. Как же найти правильный ответ?
Дети: Надо проверить. Надо поставить опыт.
Дети берут фонарики.
Демонстрация опыта № 1 с прямолинейным распространением света в аквариуме.
Педагог: Так по какой же дорожке «ходит» свет?
Дети: Свет «ходит» по прямой дорожке.
(Фонарик вновь ярко светится).
Педагог: Ребята, скажите пожалуйста, как появляется солнечный зайчик?
Дети: Солнечный зайчик появляется из зеркальца и солнышка.
Педагог: Опять наш Лучик встревожен. Что будем делать?
Дети: Будем проверять, делать солнечного зайчика.
Педагог: Ребята, а как вы думаете может ли Лучик ломаться?
Дети: Нет, он же «ходит» только прямо.
Педагог: И снова наш Лучик подмигивает. Что будем делать?
Дети: Надо проверить. Надо поставить опыт.
Демонстрация опыта № 3 с преломлением света.
Педагог: Ребята, почему Луч неожиданно сломался? (Ответы детей).
Вода, в которой передвигался Лучик, вдруг встретился с воздухом. Он его испугался и отразился на противоположную стенку аквариума.
Фонарик снова ярко светит.
Педагог обращает внимание детей на стоящие баночки с надписями «сахар», «соль», «крахмал».
Педагог: Ребята, а все ли эти вещества растворяются водой? (Ответы детей).
Фонарик наш опять мигает. Что будем делать?
Дети: Надо проверить. Надо поставить опыт.
Демонстрация опыта № 4 с растворимостью веществ.
Педагог засыпает по очереди: соль, сахар. – Куда они исчезли?
Дети: Соль и сахар растворились.
Педагог засыпает крахмал. – Что случилось с водой?
Дети: Вода в аквариуме стала очень мутная.
Педагог: Как вы думаете, ребята, куда исчез лучик? Что сейчас ему мешает двигаться по прямой дорожке?
Дети: Лучику мешает двигаться крахмал.
Педагог: Ребята, а почему сейчас Лучик снова «пошёл по прямой дорожке?
Дети: Крахмал не растворился в воде, а опустился на дно, поэтому Лучик снова «пошёл по прямой дорожке.
Фонарик светит ярким лучом. А затем постепенно гаснет.
Педагог: Ребята, а как вы считаете, почему в этот аквариум (где путешествовал лучик) совсем нет рыбок? Может запустим, их в этот аквариум?
Дети: Нет, нельзя. Лазерный фонарик может обжечь рыбок. Рыбки отравились бы от загрязнённой воды.
Педагог: Ай да молодцы ребята»! Не станут обижать безобидных обитателей водного мира. А фонарик – то, как вам радуется! Ребята, наш Лучик уже устал так долго путешествовать. Расскажите пожалуйста, что нового вы сегодня узнали на занятии. (Ответы детей).
Педагог: Посмотрите ребята, у меня есть карточки. На этих карточках нарисуйте пожалуйста, в какие приключения сегодня попадал наш лучик, как он «ходил» по прямой дорожке и т. д.
Дети на карточках зарисовывают опыты.