Конспект образовательной деятельности
по развитию речи в средней группе
Тема «Заучивание русской народной песенки «Тень – тень – потетень»
Цель. Помочь детям запомнить и выразительно читать песенку.
Упражнять в отчетливом произношении звуков.
Обогащать словарь детей словами плетень, похвалялась.
Прививать любовь к устному народному творчеству.
Предварительная работа.
Слушание сказок, песенок, потешек.
Материал к занятию.
Макет сельского домика с плетнем, игрушки настольного театра лиса, заяц, медведь, шапочки медведя, лисы, зайца, ежей.
Методические приемы: психологический настрой, сюрпризный момент, объяснение, поощрение, обыгрывание.
Формы работы: индивидуальная и групповая.
Технологии: здоровьесберегающая, личностно – ориентированная, игровая.
Приемы руководства деятельностью детей
Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей.
Приемы активизации деятельности детей в процессе ООД: беседа, создание развивающей среды, инсценировка, анализ, поощрение, выводы.
Приемы поддержания интереса у детей: чередование видов деятельности в процессе занятия.
Виды деятельности: коммуникативная, речевая, двигательная, художественно – эстетическая, познавательная.
Планируемые результаты: проявляет интерес к информации, активно взаимодействует с педагогом и сверстниками, умеет поддержать беседу.
Ход ООД
На небольшом столе макет сельского домика. Вокруг стола стулья для детей.
Воспитатель обращается к детям
-Встанем дружно мы в кружок
На веселый наш лужок.
Стук в дверь. Приходит игрушка – лиса.
Лиса. Здравствуйте, ребята. Я пришла к вам за помощью. Я потерялась и совсем не помню, из какой я сказки. Помогите мне вернуться домой.
Дети. Конечно, поможем.
Лиса. Но прежде вы должны выполнить несколько заданий. Скажите, какие русские народные сказки с моим участием вы знаете? («Колобок», «Теремок», «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка).
- А какой я бываю в сказках (честной или обманщицей, доброй или злой, умной или глупой, хитрой или простодушной)?
Вместе с детьми делаем вывод, что лиса бывает хитрой и всех обманывает.
Воспитатель. В сказках к имени персонажа добавляют еще одно слово, его характеризующее. Например: лисичка – сестричка, Лиса Патрикеевна.
Лиса предлагает поиграть: я буду называть слово, а вы подбирать к нему сказочное.
Мишка (косолапый)
Петушок (золотой гребешок)
Зайчишка (трусишка)
Волчок (серый бочок).
Лиса. Вы выполнили мои задания. Я вспомнила, из какой я сказки.
И за это познакомлю вас с новой русской народной песенкой.
Предлагаю детям сесть на стулья. Даю возможность рассмотреть домик с плетнем. Читаю песенку от имени лисы.
Тень – тень – потетень
Выше города плетень.
Сели звери под плетень,
Похвалялися весь день.
Похвалялася лиса
- Всему миру я краса.
Похвалялся медведь
-Могу песни я петь.
Похвалялися ежи
-У нас шубы хороши.
Похвалялся зайка
-Пойди догоняй –ка.
Воспитатель. А вы знаете, что такое плетень? Это плетеный заборчик из палок. Проговорите четко это слово. Покажите его возле домика. Вот он.
Как о нем сказано в песенке? Выше города плетень (хоровые и индивидуальные ответы). Давайте вместе проговорим первые строчки.
Кто сел под плетень? Сели звери под плетень, похвалялися весь день.
Как вы понимаете слово похвалялися? Хвалились, хвастали. Проговорите еще раз (хоровое и индивидуальное проговаривание).
Воспитатель читает песенку с вопросительной интонацией, побуждая детей повторять те же слова утвердительно.
Воспитатель. А как же похвалялись звери? Как похвалялась лиса?
А медведь? А ежи? А зайка?
Дети по очереди повторяют строки песенки.
Предлагаю послушать песенку еще раз.
Вызываю к столу детей на роли лисы, медведя, ежей и зайца. Даю им игрушки настольного театра. Первые строки читаем все вместе. Далее текст читают вызванные дети, используя игрушки для обыгрывания песенки.
Предлагаю другим детям надеть шапочки медведя, лисы, зайца и ежей.
Встаем в круг и разыгрываем сценку.
Лиса. Ой, какие вы молодцы! Как хорошо выучили новую песенку. Теперь можете этой песенкой порадовать своих знакомых. А мне домой пора. До свидания!