Конспект образовательной деятельности с элементами ТРИЗ
/Подготовительная группа/
«Электроплита»
Цель: Формировать у детей умение в критической ситуации найти верное решение.
Образовательные задачи: Познакомить детей с историей возникновения электроплиты. Уточнить и систематизировать знания о плите, значении в жизни людей.
Развивающие задачи: Развивать у детей любознательность, речевую активность; мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Развивать познавательно - исследовательский интерес; внимание, память, воображение.
Воспитательные задачи: Воспитывать интерес к познанию окружающего мира; умение работать в коллективе.
Ход занятия.
Организационный момент:
Воспитатель: Ушки на макушку, слушайте внимательно! -
Живу на кухне я всегда.
На мне стоит сковорода,
Кастрюля, ковшик, чайник –
Над ними я начальник!
Со мною вся семья сыта.
Ну, догадался? Я...(плита).
- О чём эта загадка?
Постановка проблемной ситуации.
Воспитатель: - Ребята, а для чего стоит там кастрюля, сковорода?
Дети: - Чтобы сварить борщ, поджарить оладушки.
Воспитатель: - Что ещё нужно сделать, чтобы борщ закипел и сварился и чтобы поджарить оладушки?
Дети: - Поставить кастрюлю и сковороду на конфорки и включить печь.
Познавательная деятельность.
Знакомство с электроплитой.
Воспитатель: - Сегодня нам предстоит встреча с новым интересным прибором - электроплитой. (Рассматриваем картинки с изображением различных моделей электроплит).
- Ребята, а кто мне подскажет, что обозначает слово " электроплита?"
Дети: - Это электроприбор для приготовления пищи.
Воспитатель: - Верно, послушайте:
Электрическое чудо разное готовит блюдо.
Борщ или рассольник сварит,
И яичницу пожарит.
Мясо, курицу потушит
И сухарики посушит.
- А всегда ли люди готовили пищу на электроплите?
Дети: - Да нет же! Её придумали недавно.
Воспитатель: - Молодец, Владик! - А сейчас мы с вами сядем в Машину Времени и прокатимся в прошлое. – Скажите, пожалуйста, а как раньше люди готовили еду?
Дети: - На костре, на печке!
Воспитатель: - Ариша, а что такое костёр?
Дети: - Это горящая куча дров, хвороста.
Воспитатель: - А какая ещё польза от костра?
Дети: - Он источник тепла. В ночное время суток источник света. Можно сушить одежду.
Воспитатель: - Правильно, Глеб. Исчерпывающий ответ. Умничка! - Но это было неудобно: походные условия, едкий дым. Чтобы огонь не погас, нужно постоянно подкладывать дрова. От искры может возникнуть пожар.
Кто знает эту сказку с детства,
Поймёт, о чём я говорю:
Какое транспортное средство
Емелю привезло к царю?
Дети: - Конечно, печь!
Воспитатель: - Ребята, а какую основную функцию выполняла здесь печь на языке изобретателя?
Дети: - Печь перемещалась.
Воспитатель: - Верно, она перемещалась! А кто мне напомнит: какой приём использован в русской народной сказке?
Дети: - Приём оживление - окаменение.
Воспитатель: - Молодцы! Печь была основой жизни, главным оберегом семьи, семейным очагом. Народ недаром наделял печь волшебными свойствами, а образ печи стал традиционным для русских сказок. (" Гуси- лебеди" , " Волк и семеро козлят" и др.). Печь не только обогревал избу. В русской печи пекли хлеб, готовили еду себе и домашней живности. На печи сушили одежду, ягоды, грибы, травы, лечились от простуды. На специальной лежанка можно было спать. А сколько сказок было рассказано ребятам на русской печи в долгие зимние вечера! И я имела счастье спать у бабушки на печи. Какое это непередаваемое наслаждение, ребята! Это было небольшое лирическое отступление. Как ни хороша печь, но для её эксплуатации, нужны дрова. - А нужны ли дрова электроплите? София, помоги, пожалуйста.
Дети: - Нет, потому что плита работает от электричества - тока.
Воспитатель: - Электроплиты очень удобные. Стоит только включить плиту в розетку, и она нагреется. А что вы должны помнить всегда?
Дети: - Детям без взрослых нельзя включать печку!
Воспитатель: - А почему?
Дети: - Может что-нибудь случиться. Например, несчастный случай.
Воспитатель: - Ребята, а на что похожа плита?
Дети: - Похожа на прямоугольный шкаф.
Воспитатель: - Правильно! А из каких деталей состоит плита?
Дети: - У неё есть духовка, конфорки, дверцы.
Воспитатель: - Для чего нужна духовка?
Дети: - Пекут тортики, пироги. Запекают мясо. А у нас есть гриль. Мы дома готовим шашлыки.
Воспитатель: - Всё верно! Для чего нужны конфорки?
Дети: - При включении в сеть, спираль нагревает конфорки и мама может приготовить суп, поджарить картошку ,сварить компот.
Воспитатель: - Внимательно посмотрите, ребята, и скажите: из какого материала сделана электроплита?
Дети: - Плита металлическая.
Физкультминутка.
Я прошу подняться вас - это " раз"
Повернулась голова - это " два"
Руки в бок, вперёд смотри - это " три"
На " четыре" поскакать.
Две руки к плечам прижать - это " пять".
Всем ребятам тихо сесть - это " шесть".
Развивающие задания.
Воспитатель: Вот и наступил удачный момент продемонстрировать полученные знания. С помощью волшебных слов " Хочу всё знать!" Мы очутился в Лаборатории Юного Изобретателя, где уже " колдует" настоящий фантазёр Кирилл К. В нашей Лаборатории существует правило. Какое?
Дети: - Говорить языком Изобретателя.
Воспитатель: – Скажите, пожалуйста, что для нас с вами сейчас означает плита?
Дети: - Это объект.
Воспитатель: - Правильно! А какова главная функция этого объекта? И что такое функция?
Дети: - Это работа, которую выполняет данный объект. Главная функция – нагревать.
Воспитатель: - А дополнительная?
Дети: - Изменяет, деформирует.
Воспитатель: - Прекрасно, молодцы! (Предлагаю, применив приём "Системный оператор", рассмотреть объект во времени и пространстве.) - Кто поможет заполнить нашу схему? (Комментируя, вместе с детьми, составляем схему СО).
Воспитатель: - Замечательно, ребята!
- Хотите сыграть в игру «Что такое хорошо, что такое плохо?» И как думаете, чем мы воспользуемся в этом случае?
Дети: - Методом противоречий.
Воспитатель: - Правильно. И так начнём.
1 вариант.
ЕСЛИ в доме есть электроплита, ТО ХОРОШО! Можно быстро приготовить пищу. Одновременно на конфорках варить борщ, макароны, а в духовке зажарить мясо. НО ПЛОХО! Работа плиты зависит от наличия электропитания в сети. Пожароопасна при коротком замыкании. ЕСЛИ не иметь дома плиты, ТО ХОРОШО! Освободиться место для хранения, предмета интерьера и т. д. Не будет зависеть от отсутствия электричества в сети. НО ПЛОХО! Не будет любимых блюд, приготовленных на плите и в духовке , не будет комфорта на кухне.
2 вариант.
Дети: ЕСЛИ в избе есть печь, ТО ХОРОШО! Всегда тепло. Можно приготовить пищу, сушить одежду, спать на лежанке... НО ПЛОХО! Нужно много дров в избе много копоти, грязи. Занимает много места. ЕСЛИ нет печи, ТО ХОРОШО! Освободилось много места. В избе чисто, нет грязи. Не нужны дрова. НО ПЛОХО! В избе холодно, нет домашнего очага. Готовить еду приходится на костре.
Воспитатель: - Чудесно, ребята! Очень порадовали меня. Но вот промчалось время рысью! (А это как?).
Дети: - Очень быстро.
Воспитатель: - И смог придумать человек Машину, греющую быстро хоть пирожок, хоть чебурек!
- Ребята, вам понравилось занятие?
- Какие бывают плиты?
Дети: - Электрические, микроволновые, газовые.
Воспитатель: - А зачем люди придумали плиту?
Дети: - Чтобы удобнее, чище, быстрее готовить пищу. И не нужны дрова. Воспитатель: - А какая плита у вас дома? Могут ли дети сами включать печь?
Ответы детей.
Вы сегодня были настоящими Изобретателями! Благодарю Вас!