Технологическая карта урока
Ф.И.О. учителя, должность, название ОО | Василенко Ольга Александровна «МАОУ СОШ № 63 г.Тюмени» |
Класс | 5б |
Тема урока | Глагол |
Цели | Образовательные: повторить, обобщить знания по теме «Глагол», а именно: знания обучающихся о глаголе как части речи, обосновывать правильность выбора орфограммы при написании глаголов; умение использовать в речи. Развивающие: развивать логическое мышление, внимание, память, речь, творческие способности обучающихся. Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, родной природе. |
Универсальные учебные действия | Личностные УУД: формирование устойчивого интереса к исследовательской, аналитической деятельности. Регулятивные УУД: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества; КоммуникативныеУУД: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; Познавательные УУД: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования глаголов; |
Планируемые результаты | умение находить в тексте глаголы, определять их роль, правильно выстраивать высказывание, используя глаголы |
Основные понятия | самостоятельная часть речи, начальная форма глагола, вид, спряжение |
Метапредметные связи | литература (высказывание А.Н. Толстого), изобразительное искусство. |
Ресурсы урока | ноутбук, проектор, экран, презентация «Глагол как часть речи», раздаточный материал. |
Этапы занятия | Длительность этапа | Задачи | Методы и приемы работы | Формы организ. деятельн. учащихся | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Этап мотивации | 1 мин | Эмоциональная и психологическая мотовационная подготовка к усвоению изученного материала. | Словесный метод | Фронтальная | Что без меня предметы? Лишь названья. А я приду – Всё в действие придёт. Летит ракета. Люди строят зданья. Цветут сады. И хлеб в полях растёт. (В.Кондрашов) - О какой части речи говорит стихотворение? - Как вы узнали глаголы? Глагол – знакомая вам часть речи. Но сведений о ней гораздо больше, чем вам известно. Сегодня мы продолжим знакомство с глаголом. Понаблюдаем за глаголами в художественных текстах, поговорим о синонимии глаголов и об их стилистическом разнообразии. Вспомним морфологические признаки глагола. | Слушают учителя ведут беседу, строят устные высказывания, делают выводы, что знания имеющиеся недостаточны. |
Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии | 5 мин | Воспроизведение ранее изученного материала и установление связей. | Эвристическая беседа. Прием «Да-нет». | Фронтальная, индивидуальная. Индивидуальная, работа со словарем | Давайте вспомним, что вам уже известно о глаголе. Мы повторим и закрепим сведения о глаголе, как части речи, потренируемся в умении определять грамматические признаки глаголов, их синтаксическую роль в предложении; закрепим умение правильного выбора орфограммы при написании глаголов, умение находить глаголы в тексте и употреблять в речи. Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку: «Глаголы – самая огнепышущая, самая живая часть речи…» (А.Югов). - Ребята, как вы понимаете это высказывание? - Ребята, а всегда ли такое определение имел глагол? Обратимся к словарю В.В. Даля. -Дети, я предлагаю вам нарисовать портрет глагола. И представить его нам (работа в группах). Да, портрет глагола нарисовать очень трудно, так ка он постоянно меняется. Он похож на волшебника, который меняет все что угодно. - А как вы думаете, на кого похож глагол? | 1)действия, связанные с трудовой деятельностью; 2)действия, связанные с умственной и речевой деятельностью; 3)действия, называющие перемещение и положение в пространстве; 4)действия, называющие различные состояния; 5)действия, называющие то, что происходит в природе. Глагол обозначает действие, движение, без него невозможно передать события, представить будущее, узнать прошлое. Да, слово «глагол» в древней Руси обозначало речь вообще. Дети рисуют глагол На ветер, на листки с дерева познания. |
Этап закрепления с проговариванием во внешней речи | 15 мин. | Эвристическая беседа, подбор своих примеров, иллюстрирование природы языковых явлений. | Групповая, фронтальная | Послушай высказывание А.Н.Толстого о роли глагола в речи. «В художественной речи главное – это глагол, и это понятно, потому что вся жизнь – это движение. Если вы найдёте правильное движение, то вы тогда можете спокойно дальше строить фразы, потому что, если человек слез с коня, спрыгнул с коня, шлёпнулся с коня – всё это разные движения, которые описывают различные состояния человека. Так что всегда нужно прежде всего искать и находить правильный глагол, который передаёт правильное движение предмета». - Что говорит великий писатель о глаголе? Какие глаголы были вами услышаны? Чем они отличаются? (они имеют одно и то же значение, но отличаются окраской). | Строят устные высказывания, делают выводы, | |
Самостоятельная работа с проверкой по эталону | 8 мин. | Выполнение обучающих упражнений с опорой на полученные сведения. | Выполнение разноуровневых заданий. Прием «Паспорт» | Индивидуальная, групповая | Я предлагаю вам создать паспорт глагола. Для этого нужно обобщить полученную информацию и заполнить графы карточек, которые и будут паспортами. 1.Часть речи (самостоятельная) 2. Отвечает на вопросы (что делать? что сделать?) 3.Как изменяется? (в прошедшем –по родам и числам; в настоящем и будущем- лицам и числам) 4. Какую синтаксическую роль играет в предложении. Прочтите правило на стр. 98 и сравните свой паспорт и паспорт в учебнике. | Сопоставляют, сравнивают, делают выводы, осуществляют рефлексию |
Этап включения в систему знаний | 8 мин | Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание. | Составление эссе. | Индивидуальная, групповая | Работа с материалом для наблюдения. (Практика – упр.№606 (у) 157) Игра «По цепочке». Объясните, почему глаголы помогают в загадках быстрее и точнее определить загаданное слово? 1) Летит молчит, Когда умрёт, Тогда заревёт. (Снег) 2) Текло, текло и легло под стекло (Лед) | Обобщают полученные сведения. Дети приходят к выводу: мы представляем предмет через описание его действия. |
Этап рефлексии учебной деятельности | 3 мин | Эмоциональная разгрузка | Фронтальная, индивидуальная | Вот и подошёл к концу наш урок. - Что вы сегодня узнали нового, что повторили? - Что для вас было интересным? - Что вас удивило? На этом наше знакомство с этой частью речи не заканчивается. Вы ещё узнаете много важного и интересного о глаголе. Домашнее задание: упр.604 , стр.97. | Делают выводы; оценивают свою работу на уроке; прощаются. |