Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе
«Волшебный сундучок Дедушки Грамотея".
Задачи: Учить называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах.
Развивать у детей фонематический слух, воображение, творческое мышление.
Закрепить знание гласных и согласных звуков и деление слов на слоги.
Ход занятия:
Игра в кругу «Назови противоположности».
Ребята! К нам сегодня пришла посылка! Написано: «От Дедушки Грамотея из страны АБВГДейки»! Давайте посмотрим что там внутри.
(Дети и воспитатель распечатывают посылку, достают оттуда сундук и письмо)
Сундучок-то не простой! С пятью замками! Давайте прочитаем письмо:
«Дорогие дети старшей группы!
Пишет вам Дед Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал для вас подарок в сундучке. Но сундучок волшебный, с пятью замками. К каждому замку есть свой ключ. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои волшебные помощники спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте мои загадки и узнаете, где искать ключи. Приложите ключи к замкам и сундучок откроется! Правда, есть ещё один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха!
Дедушка Грамотей.
Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке? Будем искать ключи?
(Ответы детей)
Слушайте первую загадку.
Не куст, а с листочками,
Не человек, а разговаривает,
Не рубашка, а сшита.
Дети: Книга! Ключ будем искать там, где у нас в группе книги!
Вот и нашли ключ.
А ключ-то непростой! На нём задание. Вот о каком секрете говорилось в письме Деда Грамотея! Справимся с этим заданием - один замок откроем!
Задание №1.
Помощники Деда Грамотея принесли для вас карточку с изображением рыбы. Что это за рыба?
Дети: Сом.
Давайте сосчитаем, сколько звуков в слове Сом. Какой первый
звук?
Дети: С-с-с
Звук С. Давайте попробуем произнести этот звук. С-с-с А что нам мешает при произношении этого звука?
Дети: Зубы
Если нам мешает что то при произношении звука , то какой он?
Дети: Согласный
: Правильно! Какой второй звук в слове Сом?
Дети: С-оооо-м! Звук О.
Давайте попробуем этот звук произнести.
Дети: О-о-о.…
Звуку О при произношении ничего не мешает . Какой это звук?
Дети: Гласный.
Воспитатель с детьми пробуют проговорить третий звук М и определяют, что он согласный.
Молодцы, справились с заданием. Вот вам и первый ключ!
Открываем первый замок.
Слушайте следующую подсказку, где искать ключ:
Кирпичи возьмем цветные,
Сложим домики любые,
Даже цирк для публики.
Ведь у нас есть...
(Кубики)
Ищем ключ где лежат убики.
(Находят второй ключ, выполняют второе задание./
Задание №2.
А задание такое: поиграть в игру « Доскажи словечко». Дед Грамотей очень любит стихи. Однажды он начал вспоминать их, но… забыл слова. Давайте поможем Дедушке!
Над лугами, над водой
Хлынул дождик проливной,
А потом повисло
В небе коромысло.
Ребятишек радует
Цветная … (радуга).
Утром дед спросил у внучки:
Почему не моешь… (ручки)
Михаил играл в футбол
И забил в ворота…(гол)
4) Солнце светит очень ярко,
Бегемоту очень … (жарко).
Где обедал воробей?
В зоопарке у…(зверей)
У себя в саду Андрейка
Поливал цветы из… (лейки)
Жук упал и встать не может,
Ждёт он, кто ему…(поможет)
(По окончании выполнения задания дети «вставляют» в сундучок второй ключ)
Вот ещё одна загадка от Деда Грамотея:
Я люблю купаться в краске.
Совершенно без опаски
С головою окунаюсь,
А потом, не вытираюсь,
По бумажному листу
Или тканному холсту
Влево, вправо, вверх и вниз Я гуляю. Кто я? (Кисть)
Следующий ключ находиться в уголке рисования.
(Дети достают ключ, он находится возле аквариума)
Задание №3.
Вот и третье задание с третьим ключом: это рассказ.
«Зина любила прыгать через веревочку. Попросила она у мамы верёвочку, и побежала с ней на полянку. Посмотрела кругом – нет её подружек! Зина начала громко звать подруг: Ма – ша!, Ма – ри – на!, Та – ня!, На – та - ша!, Ва – ля!. Подружки услышали, прибежали и начали весело играть».
Вопросы к детям:
Как девочка звала своих подруг? Называла ли она целое слово, или произносила его по частям?
Почему девочка именно так звала своих подруг? (ответ: так лучше слышно)
Мы с вами знаем, что все слова можно разделить на слоги, и мы с вами сейчас попробуем сосчитать, сколько слогов в именах девочек.
(Дети делят имена на слоги с помощью двух приёмов: с помощью руки, подставленной к подбородку и с помощью хлопков).
: Молодцы, справились с третьим заданием. Вот, держите ключик! У нас уже три замка открыты!
А теперь поиграем игра называется Аэродром. (Проводиться игра)
Ну, а чтобы нам найти четвертый ключик, отгадаем ещё одну загадку:
Что поможет без труда
Приготовить нам всегда
И обед, и завтрак, ужин?
Что для этого нам нужно? (Ответ: Посуда)
Задание №4.
Правильно! Следующее задание нужно найти посуду в названии которых есть буква А.
Молодцы и с этим заданием вы справились. Открываем 4 замок.
А теперь будем искать пятый ключ.
Слушаем загадку.
Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит.
И называются все...
(алфавит)
Где у нас находятся буквы?
Там и ищем ключ.
Нашли, молодцы.
Задание №5.
Нужно обвести букву У красным цветом, а букву Р синим цветом.
Молодцы и с этим заданием справились.
И открываем пятый замок.
Ребята, посмотрите, что здесь лежит!
Дети: Это Печенье! Оно в форме букв!
Воспитатель: Можно и поиграть с буквами, можно и чай с печеньем попить! Спасибо Дедушке Грамотею! Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Деда Грамотея? Что больше всего понравилось? С выполнением какого задания у вас возникли трудности?
Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки! А теперь предлагаю всем пить чай с волшебным печеньем!