Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


"Развитие связной речи у дошкольников средствами мнемотехники"

Цель развитие связной речи детей ,посредством мнемотехники. Задачи 1Расширять представления о нравственных категориях 2Развивать познавательную сферу детей 3Способствовать развитию речи детей, обогащению словаря ,навыков связной речи.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Я работаю воспитателем в МКДОУ №55.Тема моего опыта работы «Развитие связной речи у дошкольников средствами мнемотехники». Одна из задач направлена на развитие духовно-нравственного воспитания дошкольников. Хочется представить сегодня одну из форм работы по решению данной задачи.

Слайд 1.

РОЛЬ СКАЗКИ В ФОРМИРОВАНИИ

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МДОШКОЛЬНИКОВ.

Слайд 2.

В ФГОС говорится о необходимости объединения обучения и воспитания в единый образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи и общества.

Духовно-нравственное воспитание – важная составляющая формирования личности ребенка. Одним из действенных средств в воспитании личности дошкольников является сказка. Они расширяют кругозор, развивают связную речь, фантазию, воображение. Развивают доброту, щедрость, трудолюбие. Сказки помогают детям отличить добро от зла, что хорошо и что плохо, положительных и отрицательных героев.

Слайд 3.

В моей работе сказки помогают решать следующиезадачи:

1)Расширять представления о нравственных категориях:

добро-зло, жадность – щедрость, лень-трудолюбие, скромность - хвастливость, ум-глупость;

2)Развивать познавательную сферу детей;

3)Способствовать развитию речи детей, обогащению словаря ,навыков связной речи.

Слайд 4.

Знакомиться со сказкой мы начинаем с младшей группы детского сада. Произведения для малышей простые для восприятия, с ярким сюжетом, короткие по содержанию. К ним можно отнести «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок», «Волк и Козлята».

Приемы работы со сказкой я использую такие:

-Психогимнастика-передача детьми с помощью мимики и движений эмоционального состояния героев сказки;

-совместная словесная импровизация;

-театральные этюды;

-сказки от считалки;

-придумывание новых ситуаций в знакомых сказках;

-инсценирование отрывка сказки детьми;

-изображение детьми героев сказки,отображая их характер и особенности поведения (как ходит Медведь, как прыгает Зайчик, как крадется хитрая Лисичка).

Слайд 5.

В средней группе детского сада используются сказки более глубокого смыслового значения, такие как «Заюшкина избушка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси – лебеди», «Лисичка со скалочкой». Здесь использую следующиеприемыработы со сказкой:

-один начинает - другой продолжает;

-повтори присказку;

-оживи предмет;

-коллаж из сказок;

-создание мини– проектов совместно с родителями ( «Узнай, что означает слово…»;

-после прослушивания сказки проводим с детьмибеседу. Дети этого возраста уже способны дать оценку и оценить поступки героев.

Слайд 6.

В старшей группе использую народные сказки, которые требуют анализа, осмысления, рассуждения детей по проблеме произведения.К ним можно отнести : «Сивка –бурка», «Лиса и кувшин», «Финист –ясный сокол».

В старшей группе использую такиеприемы:

-салат из сказок;

-конструирование загадки;

-сказка-наизнанку;

-отгадывание загадок-наизнанку;

-придумывание продолжения сказки;

-вопрос герою сказки;

-проблемные вопросы, на которые нет однозначного ответа ДА или НЕТ. Вопросы требуют от детей рассуждения. Они помогают детям глубже понять основное содержание сказки, определить характер героев, свое отношение к ним.

Слайд 7.

В подготовительной группе детского сада особую роль играетприем анализа текста сказки. При первом чтении важно показать сказку, как единое целое. При вторичном ознакомлении обращается внимание на средства художественной выразительности (эпитеты, повторы, сравнения).

ЭПИТЕТЫ:Ясный сокол, волшебная книга, добрый конь ,красна девица, чистое поле, сизокрылый орёл, дремучий лес.

ПОВТОРЫ: Жить – поживать, заплакал-запечалился ,горько-горько, далеко-далёко, обнимать-целовать, напоила-накормила.

СРАВНЕНИЯ: глаза восточному хрусталю подобны ;волк побежал так скоро, как стрела; хлеб, какой я у моего батюшки ела; в пещере так темно ,хоть глаза выколи.

Слайд 8.

Необходимо давать творческие задания на придумываниеэпитетов, синонимов. Например: назовитесинонимк слову СМЕЛЫЙ (храбрый, героический, мужественный) или назовитесинонимк слову БОГАТСТВО (щедрость, доброта, изобилие).

В подготовительной группе детям предлагается сравнить похожие по содержанию сказки. Для этого используется приемСРАВНЕНИЕ.Сказки можно сравнить такие: «Конёк - горбунок» и «Сивка-бурка», «Теремок» и «Рукавичка», «Мороз Иванович» и «Морозко», «Девочка Снегурочка» и «Снегурочка».

Слайд 9.

Современные дети с трудом запоминают сказки и стихи. У них возникают затруднения при рассказывании о событиях своей жизни, при пересказе литературного произведения, с трудом составляют описательный рассказ. Поэтому при работе с дошкольниками для лучшего запоминания необходимо использовать еще один прием-ПРИЕМ МНЕМОТЕХНИКИ. Актуальность этого приема заключается в том, что в этом возрасте у детей развивается образно – зрительная память. Чаще всего запоминание происходит не произвольно, а потому что какой – то предмет попал в поле зрения ребёнка.

Слайд 10.

Использование системы мнемотехники для дошкольников позволяет ускорить процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков, облегчает запоминание и последующее воспроизведение образа в целом. У школьников повышается объём зрительной памяти, улучшается распределение и устойчивость внимания, активизируется мыслительная деятельность, обогащается словарный запас, развивается связная речь. Все это влияет на развитиедуховно-нравственного воспитание ребенка.

Слайд 11.

ФГОС предполагает , что в реализации задач Программы принимают участие не только педагоги и дети, но и их родители. Для реализации задач по духовно – нравственному воспитанию дошкольников в своей работе я использую такиеформы взаимодействияс родителями ,как:

-создание совместных творческих проектов«Сказки А.С. Пушкина», «В стране сказок», «Сказки на новый лад»;

-совместные педагогические мероприятия детей, родителей и педагогов«Мой друг – книга», «Я –сказочник»;

-круглый стол«Бабушкины сказки»;

-литературные викторины«В гостях у дедушки Корнея», «Люблю Агнию Барто»;

-мастер-классы«Книга своими руками», «Рисую сказку»;

-посещение библиотеки совместно с родителями.

Слайд 12.

Подобрав разнообразные методы и приемы ознакомления детей со сказкой , я сделала вывод о том, что сказка помогает ребенку познать мир не только умом, но и сердцем. У детей расширились представления о нравственных категориях : добро-зло, жадность-щедрость, лень –трудолюбие. Они стали более эмоционально откликаться на события и явления окружающего их мира, стали более осознанно делать нравственный выбор в повседневной жизни, в жизненных ситуациях, в общении со сверстниками и взрослыми.

Перспектива работыпо данному направлению следующая :

-поиск новых творческих приемов работы с детьми по ознакомлению со сказкой;

-разработка новых форм взаимодействия педагогов и родителей по данному направлению;

-более тесное взаимодействие работы с библиотеками и музеям.

Слайд 13.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 03.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области