Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Патриотическое воспитание на занятиях по русскому языку и литературе

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Патриотическое воспитание на занятиях по русскому языку и литературе

Формирование патриотизма является одной из составляющей воспитательного потенциала занятий по русскому языку и литературе. В ОГБПОУ «Смоленский базовый медицинский колледж им. К.С. Константиновой» патриотическое воспитание осуществляется через три филологические дисциплины: ОУД.01 Русский язык; ОУД.0101 Литература и ОГСЭ.06 Русский язык и культура речи.

Содержание программ указанных дисциплин непосредственно касается формирования патриотизма, что регламентируется ФГОСами, а также федеральным документом – Концепцией преподавания русского языка и литературы от 9 апреля 2016 года:

«Русский язык как государственный язык Российской Федерации является стержнем, вокруг которого формируется российская идентичность, гражданское, культурное, образовательное пространство страны, а также фактором личной свободы гражданина, обеспечивающим возможность его самореализации в условиях многонационального и поликультурного государства»

«Литература – это культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка. Литература посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству»

Если говорить о патриотическом воспитании, то необходимо чётко понимать, что включает в себя понятие «патриотизм». Обратимся к статье из «Большого толкового словаря русского языка» под редакцией доктора филологических наук Сергея Александровича Кузнецова:

ПАТРИОТИЗМ -а; м. [от греч. patris — родина, отечество] Любовь к родине, преданность своему отечеству, своему народу.

Воспитывать в духе патриотизма. Пробуждать чувство патриотизма в душе. П. во время войны. // Преданность, приверженность чему-л. Местный п. Заводской п.

◊ Квасной патриотизм. Восхваление всего своего, даже отсталых форм жизни и быта, и порицание всего чужого.

Следовательно, в современных словарях сразу разграничивают патриотизм подлинный, который допускает критику явлений действительности в родной стране, и квасной патриотизм, или как еще его называют ура-патриотизм, не терпящий чужих культурных ценностей (выражение впервые употребил ещё в XIX веке поэт и историк Пётр Вяземский). На занятиях по русскому языку и литературе необходимо формировать исключительно подлинное патриотическое мировоззрение.

Дисциплина ОУД.01 Русский язык пронизана патриотическими элементами, которые прослеживаются в различных заданиях и упражнениях, содержащих языковой материал, посвящённый научным достижениям и произведениям искусства России, описанию красоты и уникальности нашей страны, бесспорному богатству русского языка, заботе об окружающем мире и сохранению культурных ценностей.

Прочитайте текст, расставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Определите, в каких двух из ниже представленных 5 предложений содержится главная информация в тексте. Выпишите выбранные два предложения. Вставьте на месте пропуска <…> подходящее по смыслу слово.

Сохр..нение культурной среды — задача не(?)менее важная, чем сохранение окружающей природы. Утраты в природе до известных пр..делов во..тановимы, в(?)отличи.. от потерь культурных. <...> совреме..ые учёные (археологи, историки, этнографы, философы, писатели, лингвисты и др.) говорят о том, что защита и сохранение культурных особенностей народов и наций становятся ключевым моментом человеческого прогре..а и самовыражения.

1) Сохранение окружающей среды — задача не менее важная, чем сохранение культуры народов и наций.

2) Ключевым моментом человеческого прогресса и самовыражения становится защита и сохранение культурной специфики народов и наций.

3) Археологи, историки, этнографы, философы, писатели и лингвисты изучают культурные особенности народов и наций.

4) Учёные считают, что сохранение культурной специфики народов и наций и её защита – это ключевой момент человеческого прогресса и самовыражения.

5) По мнению современных учёных, утраты в природе до известных пределов восстановимы, в отличие от потерь культурных.

Дисциплина ОГСЭ.06 «Русский язык и культура» речи выполняет важнейшую функцию формирования культуры речи будущего профессионала нашей страны. Русский язык – важнейшая часть национальной культуры, а также главное средство повседневного, профессионального и делового общения, выражения чувств и эмоций, постижения науки и искусства, поэтому каждому из нас следует относиться к собственной речи максимально бережно. Культура речи становится своеобразным средством оценки уровня патриотического воспитания. Истинный патриот знает и сохраняет родной язык, совершенствует свою речь, избегает речевой деградации.

Огромен воспитательный потенциал дисциплины ОУД.0101 «Литература». Многие произведения, изучаемые в рамках программы непосредственно связаны с формированием здорового взгляда на судьбу и ценности нашей страны, с умением трезво оценивать социальные проблемы и проблемы отдельно взятой личности, а также стремлением решать их. К тому же, художественный текст – это совершенный образец красоты русской речи. Произведения, связанные с патриотическим воспитанием, включают в себя разные стороны этого явления – любовь к русскому человеку, к природе, уважение к культуре России, а также оценка исторического прошлого и недопущение ошибок:

М.Ю. Лермонтов: «Родина», «Когда волнуется желтеющая нива…»;

А.А. Фет: «Шепот, робкое дыханье…», «Это утро, радость эта…»;

Н.А. Некрасов: отрывок из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»;

А.А. Блок: «Вхожу я в темные храмы», «Россия»;

С.А. Есенин: «Гой ты, Русь моя родная!»;

А.А. Ахматова: «Родная земля», «Мне голос был», «Победителям», поэма «Реквием»;

О.Э. Мандельштам: «Ленинград» («Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»);

А.Т. Твардовский: «Я знаю, никакой моей вины…», «Я убит подо Ржевом»;

Творчество Н.И. Рыленкова и М.В. Исаковского.

И.С. Тургенев, роман «Отцы и дети»

Л.Н. Толстой, роман-эпопея «Война и мир»;

В.Г. Распутин, повесть «Прощание с Матёрой»;

М.А. Шолохов, роман «Тихий Дон»;

А.И. Солженицын, повесть «Один день Ивана Денисовича»;

В.П. Кондратьев, повесть «Сашка»;

Ежегодно в рамках изучения русского языка и литературы совершенствуется проектная деятельность студентов, проводятся внеаудиторные мероприятия. Например, в прошлом полугодии обучающиеся групп 01С и 02С в дистанционной форме представили проекты различных типов по ОУД.01 «Русский язык». Работы были посвящены как установлению уровня культуры речи жителей города Смоленска, так и описанию учебных ситуаций на занятиях по русскому языку.

В прошлом учебном году студенты нулевых групп готовили проекты по ОУД.0101 «Литература», приуроченные к 75-летию со Дня Победы и посвящённые жизни и творчеству писателей и поэтов-фронтовиков – советских авторов, которые провели свою молодость в сражениях Великой Отечественной войны и чьи произведения хорошо отражают атмосферу фронта.

В рамках внеаудиторной работы по дисциплинам за последние два года проводился конкурс «Культура речи медицинского работника» и Олимпиада по русскому языку.

Несмотря на многие успехи в формировании патриотизма на занятиях по русскому языку и литературе, сохраняется ряд содержательных и методических проблем:

1. Слабое осознание обучающимися (и педагогами-нефилологами) тесной связи любви к родному языку с проявлением подлинного патриотизма. Настоящий патриот любит родной язык и совершенствует свою речь. Мыслящий человек понимает, что без знаний языка достичь успехов в развитии народу невозможно. Но большинство современных студентов не задумывается о своей речи, у многих обучающихся коммуникативная компетентность не сформирована по окончании 9 класса, особенно это касается навыков устного общения. Для многих употреблять ненормативную лексику, использовать слова-паразиты, допускать огромное количество опечаток, заполнять речь жаргонизмами стало естественным. Причина кроется в языковой среде, в которой оказываются студенты – от общения в семье до интернет-общения, где идёт поток текстов со всеми типами ошибок.

2. Слабая мотивация к чтению и безальтернативная оценка идейного содержания литературных произведений с социальной проблематикой – о нищете русского народа, распространении социальных пороков (например, алкоголизма), безграмотности, взяточничестве, казнокрадстве и тоталитаризме советской власти (в литературе XX века). Зачастую обучающиеся приходят к категоричному выводу о том, что в современной России совсем ничего не поменялось и из-за этого патриотом быть невозможно. Эту дискуссионную проблему возможно частично решить путем подробного сопоставления описания явлений XIX-XX веков с тем, что есть сейчас и какие положительные изменения всё-таки произошли.

Таким образом, занятия по русскому языку и литературе остаются и по сей день одними из ключевых элементов патриотического воспитания, что определяет важнейшее место дисциплин «Русский язык», «Литература», «Русский язык и культура речи» в системе среднего профессионального образования.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 16.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области