План опытно – экспериментальной работы на 2022 – 2023 учебный год в средней речевой группе
Воспитатели: Акамова О.Н., Шумилова Е.Е.
Срок проведения | Раздел, объект, Место проведения, длительность | Название опыта (источник) | Цель | Материалы и оборудование | |
Сентябрь | 1неделя 1.09 | Неживая природа Песок Улица Кратковременное наблюдение | «Как покрасить песок?» (картотека) | Познакомить детей со способом изготовления цветного песка ( с добавлением гуаши). Развивать координацию движений, умение обозначать действие словом, делать красивые куличики; закреплять основные цвета. Содействовать доброжелательное отношение к игровому персонажу. | Ёмкости с прозрачной и цветной водой, палочки для размешивания песка, мерные ложечки, баночки с песком, мелкие формочки. |
2 неделя 6.09 | Неживая природа Предметный мир Источники света Группа кратковременный | «Свет повсюду» (картотека) | Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер), искусственные — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча). | Иллюстрации событий, происходящих в разное время суток; картинки с изображениями источников света; несколько предметов, которые не дают света; фонарик, свеча, настольная лампа, сундучок с прорезью. | |
8.09 | Неживая природа Песок Улица Кратковременное наблюдение | «Почему песок хорошо сыплется» (картотека) | Выделять свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость | Емкости для песка и глины; емко. сито | |
3 неделя 13. 09 | Неживая природа Цвет Группа Кратковременный опыт | «Волшебный круг» (картотека) | Продемонстрировать образование цветов: фиолетового, оранжевого, зеленого, двух оттенков синего на светлом фоне. | Цветовые волчки | |
15.09 | Неживая природа Воздух Улица Кратковременный опыт | «Поиск воздуха» (картотека) | Обнаружить воздух. | Султанчики, ленточки, флажки, пакет, воздушные шары, трубочки для коктейля, емкость с водой. | |
4 неделя 20.09 | Неживая природа Свет Группа Кратковременный опыт | «Когда это бывает?» (картотека) | Понять, что источники света могут принадлежать к природному и рукотворному миру. | Иллюстрации пейзажей, событий в разные части суток. | |
22.09 | Живая природа Растения Улица Длительное наблюдение | «Тепло — холодно» (картотека) | Определить взаимосвязь сезона и развития растений: действие тепла и холода на растения. | Цветы с клумбы, емкость для растения, предметы ухода; б) веточки разных деревьев, емкости с водой (весной и зимой); в) семена овощей (огурцов, гороха, фасоли), емкости для замачивания, ткань. | |
5 неделя 27.09 | Неживая природа Свет Группа Кратковременный опыт | «Волшебные лучи» (картотека) | Понять, что освещенность предмета зависит от силы источника и удаленности от него. | Свеча, настольная лампа, два фонарика разной мощности. | |
29.09 | Неживая природа Улица Кратковременный опыт | «Свойства веществ» | Формировать представление о твердых и жидких веществ. | Деревянная палочка | |
Октябрь | 1 неделя 4.10 | Человек. Рукотворный мир. Преобразование. Группа. Кратковременный опыт | «Вертушка» (картотека) | Отражать имеющиеся представления в преобразующей деятельности, учиться работать с бумагой и ножницами, стремиться к преобразованию объектов. | Бумага, палочка, гвоздик, бусинка, ножницы, схемы. |
6.10 | Неживая природа Воздух Улица Кратковременный опыт | «Игры с соломинкой» (картотека) | Дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; воздух можно почувствовать и увидеть. | Соломинка | |
2 неделя 11.10 | Живая природа Растения, семена Группа Кратковременный опыт | «У кого какие детки?» (картотека) | Выделить общее в строении семян | Овощи, фрукты, ягоды, подносы, ножи для овощей, лупа, молоточек, изображения растений, коллекция семян и растений | |
13.10 | Неживая природа Песок Улица Кратковременное наблюдение | Тяжелый – легкий. | Выявить зависимость тяжести песка от погодных условий. | ||
3 неделя 18.10 | Человек Группа Кратковременный опыт | «Вкусовые зоны языка» (картотека) | Помочь определить вкусовые зоны языка, поупражнять в определении вкусовых ощущений, доказать необходимость слюны, для ощущения вкуса | Сахар, соль, горчица, кусочки лимона, вода | |
20.10 | Живая природа Растения, семена Улица Кратковременный опыт | «Рассматривание и сравнение шишек сосны и ели» (картотека) | Продолжать формировать знания детей о семенах и плодах, учить выделять характерные особенности семян и плодов культурных растений; закрепить знания о том, что из семян вырастают растения. | Шишки ели и сосны, лупа. | |
4 неделя 25.10 | Живая природа Семена Группа Длительное наблюдение | «Как развивается растение?» (картотека) | Выделить циклы развития растения: семя- росток-растение- цветок- плод-семя | Семена, предметы ухода за растениями; влажная ткань, лупа | |
27.10 | Неживая природа Воздух, почва Улица Кратковременный опыт | «Опыт почвой и ветром» (картотека) | Показать, что при сжимании комочка земли из него как бы «уходит» воздух | Комочки земли | |
Ноябрь | 1 неделя 1.11 | Человек. Рукотворный мир. Преобразование. Группа. Кратковременный опыт | «Игрушки из бумаги» (картотека) | Учиться видеть возможности преобразования объекта, проявлять стремление преобразовывать окружающую действительность. | Цветная бумага, ножницы, схемы изготовления |
3.11 | Неживая природа Вода Улица Кратковременный опыт | «Иней» (картотека) | Знакомить детей со свойствами воды. | Стакан, веточка. | |
2 неделя 8.11 | Неживая природа Почва Группа Кратковременный опыт | «Соревнование» (картотека) | Продолжать знакомить с состоянием почвы, развивать наблюдательность, любознательность. | Почва (рыхлая и уплотненная), черенок традесканции. | |
10.11 | Неживая природа Воздух Улица Кратковременный опыт | «Кто играет ленточками?» (картотека) | Выявлять свойства воздуха (невидим) | Ленточки | |
3 неделя 15.11 | Предметный мир Одежда Группа Кратковременный опыт | «Исследование свойств ткани: намокание, цвет, прочность, красота» (картотека) | Знакомить детей с теплыми и тонкими тканями, учить устанавливать зависимость изготовления одежды и ткани от сезона; показать разнообразие цветов и рисунков на ткани | Лоскуты тканей (ситец, драп), ёмкость с водой. | |
17.11 | Живая природа Животные Улица Длительное наблюдение | «Зачем зайчику другая шубка» (картотека) | Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе | Кусочки плотного и редкого меха, рукавички из тонкой, плотной ткани и меховые | |
4 неделя 22.11 | Неживая природа Воздух Группа Кратковременный опыт | «Воздух сжимается» (картотека) | Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха. | Пластмассовая бутылка, не надутый шарик, холодильник, миска с горячей водой. | |
24.11 | Неживая природа Почва Улица Кратковременный опыт | «Состояние почвы в зависимости от температуры». (картотека) | Выявлять зависимость состояния почвы от погодных условий | ||
Декабрь | 1 неделя 29.11 | Предметный мир Бумага Группа Кратковременный опыт | «Мебель для куклы Ани» (картотека) | Учиться видеть возможности преобразования предметов; изменять их, используя дополнительные детали; получать результат. | Спичечные коробки, цветная бумага, ножницы, клей, кукла Аня. |
1.12 | Неживая природа Вода Улица Кратковременный опыт | «Изготовление цветных льдинок» (картотека) | Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды — жидким и твердым. Выявить свойства и качества воды: превращаться в лед (замерзать на холоде, принимать форму емкости, в которой находится, теплая вода замерзает медленнее, чем холодная). | Емкость с окрашенной водой, разнообразные формочки, веревочки | |
2 неделя 6.12 | Неживая природа Глина Группа Кратковременный опыт | «Выявление свойств глины: сухая, твёрдая, глина в виде порошка, как сделать глину мягкой» (картотека) | Познакомить детей со свойствами глины, её применением. | Порошок для приготовления глины, доски для лепки, стеки, вода, салфетки, фартуки | |
8.12. | Неживая природа Снег Улица Длительное наблюдение | «Нужен ли зимой растениям снег?» (картотека) | Подтвердить необходимость некоторых изменений в природе | Емкость с водой, листочки комнатных растений, алгоритм деятельности | |
3 неделя 13.12 | Неживая природа Камни Группа Кратковременный опыт | «Игры с камешками» (картотека) | Классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях | Различные камни, четыре коробочки, подносики с песком, модель обследования предмета, картинки-схемы, дорожка из камешков | |
15.12 | Предметный мир Одежда Улица Кратковременный опыт | Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы? (картотека) | Выявить некоторые особенности одежды | Иллюстрации, открытки, мех, подставки, емкости для снеговых фигур | |
4 неделя 20.12 | Живая природа Группа Кратковременный опыт | «Как устроены перья у птиц» (картотека) | Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме. | Перья куриные, гусиные, лупа, замок молния, свеча, волос, пинцет. | |
22.12 | Неживая природа Снег Улица Кратковременный опыт | «Строим снежный город» | Учиться видеть возможности преобразования, стремиться к коллективному участию в деятельности | Снег, вода, лопатки, ведра | |
5 неделя 27.12 | Предметный мир Звук Группа Кратковременный опыт | «Почему все звучит?» (картотека) | Подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета | Бубен, стеклянный стакан, газета, балалайка или гитара, деревянная линейка, металлофон | |
29.12 | Неживая природа Лед Улица Кратковременный опыт | Опыт со льдом | Познакомить детей со свойствами льда. | ||
Январь | 2 неделя 10.01 | Живая природа Растения Группа Длительное наблюдение | «Как влияет солнце на растение» (картотека) | Установить необходимость солнечного освещения для роста растений. Как влияет солнце на растение | Лук, емкость для посадки лука |
12.01 | Неживая природа Снег Улица Кратковременный опыт | «Снег и лед - вода, изменившая свое состояние под воздействием температуры». (картотека) | Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. | Емкости для снега и льда | |
3 неделя 17.01 | Неживая природа Воздух Группа Кратковременный опыт | «Воздух расширяется» (картотека) | Продемонстрировать, как воздух расширяется при нагревании и выталкивает воду из сосуда (самодельный термометр). | Бутылочка, самодельный термометр | |
19.01 | Неживая природа Снег, лед Улица Кратковременный опыт | «Что тяжелее?» (картотека) | Выяснить, что тяжелее снег или лед? | Два пакета | |
4 неделя 24.01 | Предметный мир Группа Кратковременный опыт | «Как работает термометр» (картотека) | Посмотреть, как работает термометр. | Уличный термометр или термометр для ванной, кубик льда, чашка. | |
26.01 | Человек Теплота Улица Кратковременный опыт | «Как согреть руки?» (картотека) | Выявить условия, при которых предметы могут согреваться (трение, движение; сохранение тепла). | Варежки толстые и тонкие по две на каждого ребенка | |
5 неделя 31.01 | Предметный мир Группа Кратковременный опыт | «Угадайка (1)» (картотека) | Понять, что предметы имеют вес, который зависит от материала и размера. Установить зависимость веса предмета от его размера | Предметы из одного материала разных размеров: боль шие и маленькие машины, матрешки, мячи и т.д. мешочек, непрозрачные коробочки одного размера. | |
Февраль | 2.02 | Неживая природа Снег Улица Кратковременный опыт | «Измерение глубины снега» (картотека) | Определить, в каком состоянии находится почва в зимний период. | Лист бумаги |
1неделя 7.02 | Предметный мир Группа Кратковременный опыт | «Пластмасса» (картотека) | Узнавать вещи из пластмассы, определять ее качества (структура поверхности, толщина, цвет) и свойства (плотность, гибкость, плавление, теплопроводность). | Пластмассовые стаканчики, вода, спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала. | |
9.02 | Неживая природа Снег, лед Улица Кратковременный опыт | «Где быстрее? (1)» (картотека) | Выявить условия изменения агрегатных состояний жидкости (лед -> вода, вода -> лед). | Варежки, льдинки, свеча, емкости с теплой и горячей водой, металлическая подставка, целлофановые пакетики. | |
2неделя 14.02 | Предметный мир Бумага Группа Кратковременный опыт | «Поезд» (картотека) | Уметь аккуратно приклеивать детали к готовой форме; участвовать в коллективном преобразовании; стремиться изменять предметы. | Коробки, цветная бумага, клей, ножницы. | |
16.02 | Неживая природа Снег, лед Улица Кратковременный опыт | «Где быстрее? (2)» (картотека) | Выявить условия изменения агрегатных состояний жидкости (лед —> вода, вода —> лед). | Емкости с водой для замораживания. | |
3неделя 21.02 | Человек Нос Группа Кратковременный опыт | «Носарий» (картотека) | Познакомить с функцией носа, его строением | Рисунки профилей с разной формой носа, схематичное изображение носа | |
4 неделя 28.02 | Живая природа Группа Кратковременный опыт | «Кто живет в воде?» (картотека) | Найти особенности внешнего вида рыб, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде | Емкость с водой, аквариум с рыбками, иллюстрации животных, рыбки-игрушки (со вставленным внутрь грузом, чтобы держались в воде). | |
Март | 1неделя 2.03 | Неживая природа Снег Улица (группа) Длительное наблюдение | «Где быстрее наступит весна?» (картотека) | Установит взаимосвязь изменений в природе от сезона | Емкость со снегом, льдом |
2 неделя 7.03 | Предметный мир Группа Кратковременный опыт | «Веселые кораблики» (плавучесть предметов)» (картотека) | Экспериментальным путем показать различные свойства предметов | Кораблики, сделанные из разных материалов. | |
9.03 | Неживая природа Снег улица Кратковременный опыт | «Защитные свойства снега» | Выяснить, защищает ли снег предметы от ветра? | Перья птиц | |
3 неделя 14.03 | Живая природа Растения Группа Кратковременный опыт | «Что выделяет растение?» (картотека) | Установить, что растение выделяет кислород. Понять необходимость дыхания для растений | Большая стеклянная емкость с герметичной крышкой, черенок растения в воде или маленький горшочек с растением, лучинка, спички. | |
16.03 | Неживая природа Снег Улица Длительное наблюдение | «Где будут первые проталинки?» (картотека) | Установить связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца | Емкость для каждого ребенка, окрашенные в светлые и темные тона | |
4 неделя 21.03 | Неживая природа Снег Группа Кратковременный опыт | «Почему тает снег?» (картотека) | Установить зависимость изменений в природе от сезона. | Емкости для снега. | |
23.03 | Неживая природа Снег Улица Кратковременный опыт | «Где снег не тает?» (картотека) | Выявить зависимость изменений в природе от сезона. | Емкости с водой, снегом, льдом. | |
5 неделя 28.03 | Природный и рукотворный мир Свет Группа Кратковременный опыт | «Теневой театр» (картотека) | Познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы. | Оборудование для теневого театра | |
30.03 | Предметный мир Улица кратковременный опыт | Волшебная рукавичка (картотека) | Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. | Магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с вшитым внутрь магнитом | |
Апрель | 1неделя 4.04 | Предметный мир Бумага Группа Кратковременный опыт | «Исследование свойств бумаги и картона: складывание, разрезание, намокание, разрывание» (картотека) | Продолжать знакомить детей с бумагой (свойствами, назначением, видами | бумага и картон, ножницы, ёмкость с водой, лупа |
6.04 | Природный мир Свет Улица Кратковременный опыт | «Передача солнечного зайчика» (картотека) | Понимать, как можно многократно отразить свет и изображение предмета, т.е. увидеть его там, где его не должно быть видно. | Зеркала | |
2 неделя 11.04 | Неживая природа Группа Кратковременный опыт | «Обследование камней: размер, вес, цвет» (картотека) | Рассказать детям о камнях, учить определять их свойства. | Камни разной формы, цвета, размера, лупа. Описание. | |
13.04 | Человек Нос Улица Кратковременный опыт | «Умный нос» (картотека) | Определить по запаху предметы, познакомиться с особенностями работы носа | Различные цветы, продукты, картинки с изображением соответствующих продуктов | |
3 неделя 18.04 | Живая природа Птицы Группа Кратковременный опыт | «Почему птицы могут летать?» (картотека) | Найти особенности внешнего вида некоторых птиц, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде. | Крылья птицы из бумаги, контур крыла из тонкой проволоки, картонная и резиновая птички, иллюстрации птиц, животных. | |
20.04 | Живая природа Птицы Улица Длительное наблюдение | «Из чего птицы строят гнезда?» (картотека) | Выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной | Нитки, веревочки, кусочки меха и т.д | |
4 неделя 25.04 | Живая природа и рукотворный мир Насекомые Улица Кратковременный опыт | «Как спрятаться бабочкам?» (картотека) | Найти особенности внешнего вида некоторых насекомых, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде. | Иллюстрации с изображением ярких цветов, бабочек и одной птички; коллекция бабочек. | |
27.04 | Живая природа и рукотворный мир Насекомые Улица Кратковременный опыт | «Своды и тоннели» (картотека) | Выяснить, почему насекомые, попавшие в песок, не раздавливаются им, а выбираются целыми и невредимыми. | Трубочка диаметром чуть больше карандаша, склеенная из тонкой бумаги, карандаш, песок. | |
Май | 1 неделя 2.05 | Предметный мир Стекло Группа Кратковременный опыт | «Стеклянный город» (картотека) | Обобщить и закрепить знания о свойствах и качествах стекла | Краски разных цветов, стеклянные стаканчики, стеклянная трубочка, спиртовка, предмет из оргстекла |
4.05 | Неживая природа Вода Улица Кратковременный опыт | "Какая лужа высохнет быстрее?" (картотека) | Продолжать знакомить детей со свойствами воды. | ||
2 неделя 11.05 | Неживая природа Вода Улица Кратковременный опыт | «Окрашивание воды» (картотека) | Помочь выявить свойства воды | Вода, кристаллический ароматизированный краситель | |
3 неделя 16.05 | Природный и рукотворный мир Свет Группа Кратковременный опыт | «Свет вокруг нас» (картотека) | Определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, назначение, некоторые особенности строения рукотворных источ-ников света | Картинки с изображением источников света (солнце, луна, звезды, месяц, светлячок, костер, лампа, Фонарик и пр.), несколько предметов, которые не - Дают света | |
18.05 | Природный мир Улица Кратковременный опыт | «Кто нагрел предметы?» (картотека) | Помочь детям убедиться в том, что солнце греет. | Игрушка - зайчик | |
4 неделя 23.05 | Предметный мир Группа Кратковременный опыт | «Узнай все» (картотека) | Знакомить с резиной, ее качествами, свойствами; научить устанавливать связи между материалом и способом его потребления. | Воздушные шары (2 надутых, один сдутый), резиновые перчатки, резинка для волос. | |
25.05 | Неживая природа Воздух Улица Кратковременный опыт | «Надувание мыльных пузырей» (картотека) | Обнаружить воздух, доказать, что воздух занимает место. | Соломинки длиной 10 см разного размера, крестообразно расщепленные на конце; мыльный раствор. | |
5 неделя 30.05 | Рукотворный мир Краски Группа Кратковременный опыт | «Раскрасим радугу» (картотека) | Познакомить с цветами радуги. Получить оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой смешением двух Цветов. | Палитры, кисти, краски красная, желтая, синяя, белая, контуры радуги |