Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


План опытно – экспериментальной работы на 2022 – 2023 учебный год в средней речевой группе

Формирование и расширение представлений у детей об объектах живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

План опытно – экспериментальной работы на 2022 – 2023 учебный год в средней речевой группе

Воспитатели: Акамова О.Н., Шумилова Е.Е.

Срок проведения

Раздел, объект,

Место проведения,

длительность

Название опыта

(источник)

Цель

Материалы

и оборудование

Сентябрь

1неделя

1.09

Неживая природа

Песок

Улица

Кратковременное наблюдение

«Как покрасить песок?»

(картотека)

Познакомить детей со способом изготовления цветного песка ( с добавлением гуаши). Развивать координацию движений, умение обозначать действие словом, делать красивые куличики; закреплять основные цвета. Содействовать доброжелательное отношение к игровому персонажу.

Ёмкости с прозрачной и цветной водой, палочки для размешивания песка, мерные ложечки, баночки с песком, мелкие формочки.

2 неделя

6.09

Неживая природа

Предметный мир

Источники света

Группа

кратковременный

«Свет повсюду»

(картотека)

Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер), искусственные — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).

Иллюстрации событий, происходящих в разное время суток; картинки с изображениями источников света; несколько предметов, которые не дают света; фонарик, свеча, настольная лампа, сундучок с прорезью.

8.09

Неживая природа

Песок

Улица

Кратковременное наблюдение

«Почему песок хорошо сыплется» 

(картотека)

Выделять свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость

Емкости для песка и глины; емко. сито

3 неделя

13. 09

Неживая природа

Цвет

Группа

Кратковременный опыт

«Волшебный круг»

(картотека)

Продемонстрировать образование цветов: фиолетового, оранжевого, зеленого, двух оттенков синего на светлом фоне.

Цветовые волчки

15.09

Неживая природа

Воздух

Улица

Кратковременный опыт

«Поиск воздуха»

(картотека)

Обнаружить воздух.

Султанчики, ленточки, флажки, пакет, воздушные шары, трубочки для коктейля, емкость с водой.

4 неделя

20.09

Неживая природа

Свет

Группа

Кратковременный опыт

«Когда это бывает?»

(картотека)

Понять, что источники света могут принадлежать к природному и рукотворному миру.

Иллюстрации пейзажей, событий в разные части суток.

22.09

Живая природа

Растения

Улица

Длительное наблюдение

«Тепло — холодно»

(картотека)

Определить взаимосвязь сезона и развития растений: действие тепла и холода на растения.

Цветы с клумбы, емкость для растения, предметы ухода; б) веточки разных деревьев, емкости с водой (весной и зимой); в) семена овощей (огурцов, гороха, фасоли), емкости для замачивания, ткань.

5 неделя

27.09

Неживая природа

Свет

Группа

Кратковременный опыт

«Волшебные лучи»

(картотека)

Понять, что освещенность предмета зависит от силы источника и удаленности от него.

Свеча, настольная лампа, два фонарика разной мощности.

29.09

Неживая природа

Улица

Кратковременный опыт

«Свойства веществ»

Формировать представление о твердых и жидких веществ.

Деревянная палочка

Октябрь

1 неделя

4.10

Человек. Рукотворный мир. Преобразование.

Группа.

Кратковременный опыт

«Вертушка»

(картотека)

Отражать имеющиеся представления в преобразующей деятельности, учиться работать с бумагой и ножницами, стремиться к преобразованию объектов.

Бумага, палочка, гвоздик, бусинка, ножницы, схемы.

6.10

Неживая природа

Воздух

Улица

Кратковременный опыт

«Игры с соломинкой»

(картотека)

Дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; воздух можно почувствовать и увидеть.

Соломинка

2 неделя

11.10

Живая природа

Растения, семена

Группа

Кратковременный опыт

«У кого какие детки?»

(картотека)

Выделить общее в строении семян

Овощи, фрукты, ягоды, подносы, ножи для овощей, лупа, молоточек, изображения растений, коллекция семян и растений

13.10

Неживая природа

Песок

Улица

Кратковременное наблюдение

Тяжелый – легкий.

 Выявить зависимость тяжести песка от погодных условий.

3 неделя

18.10

Человек

Группа

Кратковременный опыт

«Вкусовые зоны языка»

(картотека)

Помочь определить вкусовые зоны языка, поупражнять в определении вкусовых ощущений, доказать необходимость слюны, для ощущения вкуса

Сахар, соль, горчица, кусочки лимона, вода

20.10

Живая природа

Растения, семена

Улица

Кратковременный опыт

«Рассматривание и сравнение шишек сосны и ели»

(картотека)

Продолжать формировать знания детей о семенах и плодах, учить выделять характерные особенности семян и плодов культурных растений; закрепить знания о том, что из семян вырастают растения.

Шишки ели и сосны, лупа.

4 неделя

25.10

Живая природа

Семена

Группа

Длительное наблюдение

«Как развивается растение?» (картотека)

Выделить циклы развития растения: семя- росток-растение- цветок- плод-семя

Семена, предметы ухода за растениями; влажная ткань, лупа

27.10

Неживая природа

Воздух, почва

Улица

Кратковременный опыт

«Опыт почвой и ветром»

(картотека)

Показать, что при сжимании комочка земли из него как бы «уходит» воздух

Комочки земли

Ноябрь

1 неделя

1.11

Человек. Рукотворный мир. Преобразование.

Группа.

Кратковременный опыт

«Игрушки из бумаги»

(картотека)

Учиться видеть возможности преобразования объекта, проявлять стремление преобразовывать окружающую действительность.

Цветная бумага, ножницы, схемы изготовления

3.11

Неживая природа

Вода

Улица

Кратковременный опыт

«Иней»

(картотека)

Знакомить детей со свойствами воды.

Стакан, веточка.

2 неделя

8.11

Неживая природа

Почва

Группа

Кратковременный опыт

«Соревнование»

(картотека)

Продолжать знакомить с состоянием почвы, развивать наблюдательность, любознательность.

Почва (рыхлая и уплотненная), черенок традесканции.

10.11

Неживая природа

Воздух

Улица

Кратковременный опыт

«Кто играет ленточками?» (картотека)

Выявлять свойства воздуха (невидим)

Ленточки

3 неделя

15.11

Предметный мир

Одежда

Группа

Кратковременный опыт

«Исследование свойств ткани: намокание, цвет, прочность, красота»

(картотека)

Знакомить детей с теплыми и тонкими тканями, учить устанавливать зависимость изготовления одежды и ткани от сезона; показать разнообразие цветов и рисунков на ткани

Лоскуты тканей (ситец, драп), ёмкость с водой.

17.11

Живая природа

Животные

Улица

Длительное наблюдение

«Зачем зайчику другая шубка» (картотека)

Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе

Кусочки плотного и редкого меха, рукавички из тонкой, плотной ткани и меховые

4 неделя

22.11

Неживая природа

Воздух

Группа

Кратковременный опыт

«Воздух сжимается»

(картотека)

Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха.

Пластмассовая бутылка, не надутый шарик, холодильник, миска с горячей водой.

24.11

Неживая природа

Почва

Улица

Кратковременный опыт

«Состояние почвы в зависимости от температуры».

(картотека)

Выявлять зависимость состояния почвы от погодных условий

Декабрь

1 неделя

29.11

Предметный мир

Бумага

Группа

Кратковременный опыт

«Мебель для куклы Ани» (картотека)

Учиться видеть возможности преобразования предметов; изменять их, используя дополнительные детали; получать результат.

Спичечные коробки, цветная бумага, ножницы, клей, кукла Аня.

1.12

Неживая природа

Вода

Улица

Кратковременный опыт

«Изготовление цветных льдинок» (картотека)

Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды — жидким и твердым. Выявить свойства и качества воды: превращаться в лед (замерзать на холоде, принимать форму емкости, в которой находится, теплая вода замерзает медленнее, чем холодная).

 Емкость с окрашенной водой, разнообразные формочки, веревочки

2 неделя

6.12

Неживая природа

Глина

Группа

Кратковременный опыт

«Выявление свойств глины: сухая, твёрдая, глина в виде порошка, как сделать глину мягкой»

(картотека)

Познакомить детей со свойствами глины, её применением.

Порошок для приготовления глины, доски для лепки, стеки, вода, салфетки, фартуки

8.12.

Неживая природа

Снег

Улица

Длительное наблюдение

«Нужен ли зимой растениям снег?» (картотека)

Подтвердить необходимость некоторых изменений в природе

Емкость с водой, листочки комнатных растений, алгоритм деятельности

3 неделя

13.12

Неживая природа

Камни

Группа

Кратковременный опыт

«Игры с камешками»

(картотека)

Классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях

Различные камни, четыре коробочки, подносики с песком, модель обследования предмета, картинки-схемы, дорожка из камешков

15.12

Предметный мир

Одежда

Улица

Кратковременный опыт

Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?

(картотека)

Выявить некоторые особенности одежды

Иллюстрации, открытки, мех, подставки, емкости для снеговых фигур

4 неделя

20.12

Живая природа

Группа Кратковременный опыт

«Как устроены перья у птиц» (картотека)

Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме.

Перья куриные, гусиные, лупа, замок молния, свеча, волос, пинцет.

22.12

Неживая природа

Снег

Улица

Кратковременный опыт

«Строим снежный город»

Учиться видеть возможности преобразования, стремиться к коллективному участию в деятельности

Снег, вода, лопатки, ведра

5 неделя

27.12

Предметный мир

Звук

Группа

Кратковременный опыт

«Почему все звучит?»

(картотека)

Подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета

Бубен, стеклянный стакан, газета, балалайка или гитара, деревянная линейка, металлофон

29.12

Неживая природа

Лед

Улица

Кратковременный опыт

 Опыт со льдом
(картотека)

Познакомить детей со свойствами льда.

Январь

2 неделя

10.01

Живая природа

Растения

Группа

Длительное наблюдение

«Как влияет солнце на растение» (картотека)

Установить необходимость солнечного освещения для роста растений. Как влияет солнце на растение

Лук, емкость для посадки лука

12.01

Неживая природа

Снег

Улица

Кратковременный опыт

«Снег и лед - вода, изменившая свое состояние под воздействием температуры».

(картотека)

Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.

Емкости для снега и льда

3 неделя

17.01

Неживая природа

Воздух

Группа

Кратковременный опыт

«Воздух расширяется»

(картотека)

Продемонстрировать, как воздух расширяется при нагревании и выталкивает воду из сосуда (самодельный термометр).

Бутылочка, самодельный термометр

19.01

Неживая природа

Снег, лед

Улица

Кратковременный опыт

«Что тяжелее?»

(картотека)

Выяснить, что тяжелее снег или лед?

Два пакета

4 неделя

24.01

Предметный мир

Группа

Кратковременный опыт

«Как работает термометр» (картотека)

Посмотреть, как работает термометр.

Уличный термометр или термометр для ванной, кубик льда, чашка.

26.01

Человек

Теплота

Улица Кратковременный опыт

«Как согреть руки?»

(картотека)

Выявить условия, при которых предметы могут согреваться (трение, движение; сохранение тепла).

Варежки толстые и тонкие по две на каждого ребенка

5 неделя

31.01

Предметный мир

Группа

Кратковременный опыт

«Угадайка (1)»

(картотека)

Понять, что предметы имеют вес, который зависит от материала и размера. Установить зависимость веса предмета от его размера

Предметы из одного материала разных размеров: боль шие и маленькие машины, матрешки, мячи и т.д.

мешочек, непрозрачные коробочки одного размера.

Февраль

2.02

Неживая природа

Снег

Улица

Кратковременный опыт

«Измерение глубины снега» (картотека)

Определить, в каком состоянии находится почва в зимний период.
Поймать летящую снежинку на чистый лист бумаги, рассмотрев, определить свойства снега (снежинка, пыль, крупа, хлопья).

Лист бумаги

1неделя

7.02

Предметный мир

Группа

Кратковременный опыт

«Пластмасса»

(картотека)

Узнавать вещи из пластмассы, определять ее качества (структура поверхности, толщина, цвет) и свойства (плотность, гибкость, плавление, теплопроводность).

Пластмассовые стаканчики, вода, спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала.

9.02

Неживая природа

Снег, лед

Улица

Кратковременный опыт

«Где быстрее? (1)»

(картотека)

Выявить условия изменения агрегатных состояний жидкости (лед -> вода, вода -> лед).

Варежки, льдинки, свеча, емкости с теплой и горячей водой, металлическая подставка, целлофановые пакетики.

2неделя 14.02

Предметный мир

Бумага

Группа

Кратковременный опыт

«Поезд»

(картотека)

Уметь аккуратно приклеивать детали к готовой форме; участвовать в коллективном преобразовании; стремиться изменять предметы.

Коробки, цветная бумага, клей, ножницы.

16.02

Неживая природа

Снег, лед

Улица

Кратковременный опыт

«Где быстрее? (2)»

(картотека)

Выявить условия изменения агрегатных состояний жидкости (лед —> вода, вода —> лед).

Емкости с водой для замораживания.

3неделя

21.02

Человек

Нос

Группа

Кратковременный опыт

«Носарий»

(картотека)

Познакомить с функцией носа, его строением

Рисунки профилей с разной формой носа, схематичное изображение носа

4 неделя

28.02

Живая природа

Группа Кратковременный опыт

«Кто живет в воде?»

(картотека)

Найти особенности внешнего вида рыб, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде

Емкость с водой, аквариум с рыбками, иллюстрации животных, рыбки-игрушки (со вставленным внутрь грузом, чтобы держались в воде).

Март

1неделя

2.03

Неживая природа

Снег

Улица (группа)

Длительное наблюдение

«Где быстрее наступит весна?» (картотека)

Установит взаимосвязь изменений в природе от сезона

Емкость со снегом, льдом

2 неделя

7.03

Предметный мир

Группа

Кратковременный опыт

«Веселые кораблики» (плавучесть предметов)»

(картотека)

Экспериментальным путем показать различные свойства предметов

Кораблики, сделанные из разных материалов.

9.03

Неживая природа

Снег

улица

Кратковременный опыт

 «Защитные свойства снега»

Выяснить, защищает ли снег предметы от ветра?

Перья птиц

3 неделя

14.03

Живая природа

Растения

Группа Кратковременный опыт

«Что выделяет растение?» (картотека)

Установить, что растение выделяет кислород. Понять необходимость дыхания для растений

Большая стеклянная емкость с герметичной крышкой, черенок растения в воде или маленький горшочек с растением, лучинка, спички.

16.03

Неживая природа

Снег

Улица

Длительное наблюдение

«Где будут первые проталинки?» (картотека)

Установить связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца

Емкость для каждого ребенка, окрашенные в светлые и темные тона

4 неделя

21.03

Неживая природа

Снег

Группа

Кратковременный опыт

«Почему тает снег?»

(картотека)

Установить зависимость изменений в природе от сезона.

Емкости для снега.

23.03

Неживая природа

Снег

Улица

Кратковременный опыт

«Где снег не тает?»

(картотека)

Выявить зависимость изменений в природе от сезона.

Емкости с водой, снегом, льдом.

5 неделя

28.03

Природный и рукотворный мир

Свет

Группа

Кратковременный опыт

«Теневой театр»

(картотека)

Познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.

Оборудование для теневого театра

30.03

Предметный мир

Улица

кратковременный опыт

Волшебная рукавичка

(картотека)

Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.

Магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с вшитым внутрь магнитом

Апрель

1неделя

4.04

Предметный мир

Бумага

Группа

Кратковременный опыт

«Исследование свойств бумаги и картона: складывание, разрезание, намокание, разрывание»

(картотека)

Продолжать знакомить детей с бумагой (свойствами, назначением, видами

бумага и картон, ножницы, ёмкость с водой, лупа

6.04

Природный мир

Свет

Улица

Кратковременный опыт

«Передача солнечного зайчика» (картотека)

Понимать, как можно многократно отразить свет и изображение предмета, т.е. увидеть его там, где его не должно быть видно.

Зеркала

2 неделя

11.04

Неживая природа

Группа

Кратковременный опыт

«Обследование камней: размер, вес, цвет»

(картотека)

Рассказать детям о камнях, учить определять их свойства.

Камни разной формы, цвета, размера, лупа. Описание.

13.04

Человек

Нос

Улица

Кратковременный опыт

«Умный нос»

(картотека)

Определить по запаху предметы, познакомиться с особенностями работы носа

Различные цветы, продукты, картинки с изображением соответствующих продуктов

3 неделя

18.04

Живая природа

Птицы

Группа

Кратковременный опыт

«Почему птицы могут летать?» (картотека)

Найти особенности внешнего вида некоторых птиц, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде.

Крылья птицы из бумаги, контур крыла из тонкой проволоки, картонная и резиновая птички, иллюстрации птиц, животных.

20.04

Живая природа

Птицы

Улица

Длительное наблюдение

«Из чего птицы строят гнезда?» (картотека)

Выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной

Нитки, веревочки, кусочки меха и т.д

4 неделя

25.04

Живая природа и рукотворный мир

Насекомые

Улица

Кратковременный опыт

«Как спрятаться бабочкам?» (картотека)

Найти особенности внешнего вида некоторых насекомых, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде.

Иллюстрации с изображением ярких цветов, бабочек и одной птички; коллекция бабочек.

27.04

Живая природа и рукотворный мир

Насекомые

Улица

Кратковременный опыт

«Своды и тоннели»

(картотека)

Выяснить, почему насекомые, попавшие в песок, не раздавливаются им, а выбираются целыми и невредимыми.

Трубочка диаметром чуть больше карандаша, склеенная из тонкой бумаги, карандаш, песок.

Май

1 неделя

2.05

Предметный мир

Стекло

Группа

Кратковременный опыт

«Стеклянный город»

(картотека)

Обобщить и закрепить знания о свойствах и качествах стекла

Краски разных цветов, стеклянные стаканчики, стеклянная трубочка, спиртовка, предмет из оргстекла

4.05

Неживая природа

Вода

Улица

Кратковременный опыт

"Какая лужа высохнет быстрее?" (картотека)

Продолжать знакомить детей со свойствами воды.

2 неделя 11.05

Неживая природа

Вода

Улица

Кратковременный опыт

«Окрашивание воды»

(картотека)

Помочь выявить свойства воды

Вода, кристаллический ароматизированный краситель

3 неделя

16.05

Природный и рукотворный мир

Свет

Группа

Кратковременный опыт

«Свет вокруг нас» (картотека)

Определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, назначение, некоторые особенности строения рукотворных источ-ников света

Картинки с изображением источников света (солнце, луна, звезды, месяц, светлячок, костер, лампа, Фонарик и пр.), несколько предметов, которые не - Дают света

18.05

Природный мир

Улица

Кратковременный опыт

«Кто   нагрел предметы?» (картотека)

Помочь детям убедиться в том, что солнце греет. 

Игрушка - зайчик

4 неделя

23.05

Предметный мир

Группа

Кратковременный опыт

«Узнай все»

(картотека)

Знакомить с резиной, ее качествами, свойствами; научить устанавливать связи между материалом и способом его потребления.

Воздушные шары (2 надутых, один сдутый), резиновые перчатки, резинка для волос.

25.05

Неживая природа

Воздух

Улица

Кратковременный опыт

«Надувание мыльных пузырей» (картотека)

Обнаружить воздух, доказать, что воздух занимает место.

Соломинки длиной 10 см разного размера, крестообразно расщепленные на конце; мыльный раствор.

5 неделя

30.05

Рукотворный мир

Краски

Группа

Кратковременный опыт

«Раскрасим радугу»

(картотека)

Познакомить с цветами радуги. Получить оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой смешением двух Цветов.

Палитры, кисти, краски красная, желтая, синяя, белая, контуры радуги

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 17.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области