Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Игровые технологии как средство формирования грамматического строя речи у детей с ЗПР

В процессе логопедической работы по развитию грамма­тического строя речи у дошкольников с ЗПР основной целью является формирование, с одной стороны, психологичес­ких механизмов овладения системой языка формиро­вание операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, с другой стороны, усвоение правил, организующих морфо­логическую и синтаксическую систему языка.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Игровые технологии как средство формирования грамматического строя речи у детей с ЗПР

«Игра пронизывает всю жизнь ребёнка.

Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело…

Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь.

Вся его жизнь – это игра.»

Антон Семёнович Макаренко

Дети с ЗПР отличаются своеобразием познавательной и речевой деятельности. Это проявляется в пониженной познавательной активности, в замедленном темпе формирования мыслительных операций, в слабости словесной регуляции.

Ведущими исследователями в этой области являются Н.Ю. Борякова, Л.В. Яссман, Р.И. Лалаева, Е.В. Мальцева, Р.Д. Тригер и другие. Ученые выявили, что у большинства старших дошкольников с ЗПР значительное недоразвитие словоизменения, словообразования, синтаксической структуры предложения.

Исследования Боряковой Н.Ю., Зориной С.В., Мальцевой Е.В., показали, что у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста отмечаются нарушения словоизменения как существительных, так и глаголов. Обнаруживаются трудности при усвоении предложно-падежных конструкций, категорий рода и числа существительных.

Лалаева Раиса Михайловна, в свою очередь, указывает, что в связи с недоразвитием познавательной деятельности, в том числе и процессов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, у детей с задержкой психического развития обнаруживаются и особенности процессов словообразования.

У этой категории детей данный процесс задерживается, затягивается во времени и имеет качественное своеобразие.

Основной путь формирования грамматического строя речи у детей с ЗПР - специальное обучение трудным грамматическим формам на занятиях по развитию речи.

Усвоение грамматических форм - сложная интеллектуальная деятельность. Поэтому занятия должны вызывать у детей положительные эмоции, проходить интересно и живо.

Исходя из этого была поставлена цель: создание максимально благоприятных условий для речевого развития детей с ЗПР

Самое щадящее, комфортное обучение детей - это обучение в игре.

Поэтому, считаю применение игровых технологий на занятиях будет способствовать успешному формированию грамматических компонентов речи у детей с ЗПР.

Перед собой поставила задачи:

Игровая педагогическая технология – это организация педагогического процесса в форме педагогических игр. Способствует

Занятия были составлены на игровых сюжетах:

1. Поиск «сокровищ».

2. Расследование происшествий

3. Помощь героям.

4. Путешествия

5. Приключения по мотивам художественных произведений

6. Перевоплощения детей с определённой сюжетной линией

Такие занятия вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче,

которая становится не навязанной извне, а желанной личной целью.

В игре возможно вовлечение каждого ребёнка в активную работу, эта форма занятия противостоит пассивному слушанию. В процессе игры интеллектуально пассивный ребёнок свободно выполнит такой объём работы, какой ему совершенно недоступен в обычной ситуации.

В своей работе использую различные игры

1. По виду деятельности (двигательные), интеллектуальные (умственные),

2. По характеру педагогического процесса:

3. По характеру игровой методики: предметные, сюжетные, ролевые, имитационные, игры драматизации.

4. По характеру используемого материала: игры с предметами, настольно-печатные, словесные игры

Игровой материал отбираю согласно поставленным задачам на занятии (по овладению приёмами словоизменения и словообразования, по формированию умений составлять предложения и грамматически правильно сочетать в нем слова), согласно лексической теме, с учётом психофизических возможностей детей, с возможными вариантами усложнения.

Использую словесные игры, двигательные, с элементами драматизации, с элементами сюжетно-ролевых игр, настольно-печатные, разнообразные лото.

Для решения поставленных задач и в соответствии с лексической темой не всегда можно подобрать готовую игру. Поэтому ищу игры, представленные коллегами в интернете. Изготавливаю их, некоторые игры придумываю сама.

Игра «Разноцветные стаканчики» - может быть использована при изучении разных лексических тем и грамматических форм. В данном варианте цель: Расширение глагольного словаря, составление предложений с заданным словом. Согласование слов в предложении по числам, родам, падежам. Правильное употребление предлогов.

Ход игры: У каждого ребёнка несколько стаканчиков одного цвета, на столе разложены карточки с изображением членов семьи, которые выполняют различные действия: играет, слушает, чистит, катается, дует …

Ребёнку надо найти картинки с определённым действием и накрыть их своими стаканчиками (определённого цвета) и составить предложение.

Дети очень любят игры со словом и постепенно проявляют интерес к слову. Результат будет в том случае, если эти игры проводятся педагогом ежедневно и постепенно усложняются по содержанию.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области