Волшебный коврик для малышей своими руками.
У маленьких детей, как правило, недостаточно развита мелкая моторика рук, мышление, память, внимание. Известно, что развивающие коврики прекрасно справляются с этой проблемой. Играя с такими ковриками, у малышей становятся более ловкие и умелые пальчики. И я поставила перед собой цель изготовить для своих воспитанников развивающий сенсорный коврик, который должен охватить многие аспекты развития малышей. В процессе моей творческой работы получился своеобразный тренажер для развития речи, сенсорного восприятия, развития мелкой моторики и памяти. Это методическое пособие, дающее огромный простор для манипулирования маленькими ручками, тренирующее тактильное и зрительное восприятие, ориентацию в пространстве, внимание, мышление. Он также способствует успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ. Коврик привлекает внимание детей своим ярким цветом, множеством увлекательных элементов, прикрепленных к нему. А самое главное, происходит ненавязчивое общение ребенка и педагога через манипуляции с компонентами коврика, что способствует положительному настрою для налаживания доверительных отношений между взрослым и малышом, развитию связанной речи. При создании коврика я придерживалась определенных требований, необходимых в моей педагогической деятельности с детьми дошкольного возраста: привлекательность для детей; многофункциональность, мобильность; обучение и развитие; соблюдение гигиенических требований; удобство для детей и педагога. Цели сенсорного коврика: создание развивающей предметно-пространственной среды для успешной адаптации детей к условиям ДОУ, развитие речевых способностей детей дошкольного возраста. Для детей это яркая игрушка, с которой можно приятно и с пользой провести время, для воспитателей – один из инструментов обучения с увлечением.
Цели: расширение кругозора ребенка, развитие познавательных процессов, мелкой моторики, детского творчества, общения.
Коврик направлено на решение множества задач образовательной программы детского сада.
Познавательное развитие
1. Обогащать и систематизировать знания детей о природе, явлениях общественной жизни, предметах окружающего мира.
2. Объединить детей в подгруппы по 3-6 человек, учить выполнять правила игры. Развивать память, внимание, воображение, мышление, речь.
3. Побуждать детей к самостоятельности в игре, вызывая у них эмоционально-положительный отклик на игровое действие и материал.
4. Учить подчиняться правилам в групповых играх. Воспитывать творчество и самостоятельность. Формировать такие качества, как дружелюбие, дисциплинированность.
5. Развитие интереса, любознательности, познавательной мотивации.
Сенсорное воспитание
1. Развивать сенсорные способности детей. Помогать сравнивать предметы, подмечать незначительные различия в их признаках (цвет, форма, объединять предметы по общим признакам, определять изменения в расположении предметов (впереди, сзади, направо, налево, под, над, посередине, сбоку).
2. Побуждать включать движения рук по предмету в процессе знакомства с ним: обводить руками части предмета, гладить их и т. д.
3. Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название.
Речевое развитие
1. Формировать предпосылки диалогической речи в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослым.
2. Расширение пассивного и активного словаря, развитие речевого творчества, развитие связной речи.
Социально-коммуникативное развитие
1. Формировать позитивные установки к различным видам труда и творчества.