Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Мастер-класс для педагогов "Кейс-технологии"

Познакомить педагогов с инновационной технологией Кейс

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Мастер-класс для педагогов

Что такое «Кейс – технология»

Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование новых качеств и умений. Дошкольники должны изучить ситуацию, разобраться в проблеме, а затем предложить воспитателю возможные пути решения и совместно со взрослым выбрать самый оптимальный путь решения проблемы.

Кейс дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках других.

Любой кейс воспитатель может использовать с разной целью и на разных этапах образовательной деятельности, как для мотивации перед занятием, так и как самостоятельное занятие. Также можно использовать в этических беседах, по обучению дошкольников правилам дорожного движения, обучению культурно-гигиеническим навыкам и др.

Первый этап: Подготовительный

Деятельность педагога

Деятельность детей

Показывает фотографию, иллюстрацию, фрагмент мультфильма, зачитывает текст и пр.

Знакомятся с ситуацией

Второй этап: Мотивационный

Деятельность педагога

Деятельность детей

- формирует суть проблемы;

- формирует задание;

- мотивирует к поиску решения.

- осознают проблему;

- концентрируются на поиске решений в данной ситуации.

Третий этап: «Мозговой штурм»

Деятельность педагога

Деятельность детей

- активизирует детей при помощи ключевых вопросов;

- помогает проанализировать принятое решение.

- представляют свои варианты решения;

- находят совместное решение;

- формулируют выводы.

Четвертый этап: оценочно-рефлексивный

Деятельность педагога

Деятельность детей

- побуждает детей к поиску ситуаций, в которых можно применить полученные знания

- размышляют, выдвигают аргументы;

- применяют полученные знания

Кейс-технологии формируют навыки коммуникативного воздействия у детей:

Метод кейсов включает одновременно и особый вид материала, и особые способы использования этого материала в воспитательно образовательном процессе.

Воспитанники должны разрешить поставленную проблему и получить реакцию окружающих (других воспитанников и воспитателя) на свои действия. При этом они должны понимать, что возможны различные решения проблемы. Поэтому воспитатель должен помочь дошкольникам рассуждать, спорить, а не навязывать им свое мнение.

Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если такой подход применяется многократно, то у дошкольника вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.

Чем отличается кейс от проблемной ситуации? Отличительной особенностью кейс - метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Кейс не предлагает дошкольникам проблему в открытом виде, им предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса.

Содержащаяся в кейсе проблема не имеет однозначного решения; суть метода в том и состоит, чтобы из множества альтернативных вариантов в соответствии с выработанными ранее критериями выбрать наиболее целесообразное решение и разработать практическую модель его реализации.

Кейс - иллюстрация

Что такое кейс-иллюстрация - это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации.

Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.

Чем кейс-иллюстрация отличается от наглядности? Тем, что в ней всегда есть проблема. Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз.

Кейс-иллюстрации активизируют мысль детей, развивают воображение, потребность в общении с другими людьми, воспитывают чувства. А иллюстрация с продолжением мотивирует интерес детей.

Данная технология помогает повысить интерес детей к изучаемому предмету, развивает у них такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.

Где и как используются кейс-иллюстрации?

Во время непосредственно образовательной деятельности по развитию речи детей старшего дошкольного возраста после прочтения текста или его части. Педагог предлагает проблемные ситуации на основе кейс-иллюстраций, занимает позицию равного партнёра, совместно проживает с детьми события и решает посредством этого свои педагогические задачи.

В начале непосредственно образовательной деятельности проводится предварительная работа с использованием таких методов и приёмов, как: беседа, загадки, чистоговорки, дидактические игры - в целях подготовки к дальнейшему знакомству с текстом. Затем педагог знакомит с реальной ситуацией, то есть читает текст или отрывок, а дети воспринимают данную ситуацию.

Далее следует показ первой кейс-иллюстрации. Педагог фиксирует внимание детей на яркой красочной иллюстрации и формирует положительное отношение к ситуации с помощью вопросов. Затем педагог помогает детям сформулировать проблему. Данная проблема обсуждается, предполагаются последствия того или иного действия, выбирается верное решение.

После этого демонстрируется вторая кейс-иллюстрация. Педагог задаёт вопросы и побуждает детей к высказыванию своего мнения. В обсуждении участвуют все желающие. После того как все дети высказались, педагог ставит своей задачей формирование аналитических способностей детей путём обобщения материала. Воспитанники применяют полученные знания, переводя их в реальность.

Таким образом, кейс-иллюстрация предполагает следующие результаты по формированию коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста:

- умение взаимодействовать в системах «ребенок-ребенок», «ребенок-взрослый»;

- умение соотносить свои устремления с интересами других людей;

- умение продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу;

- умение получать необходимую информацию в общении;

- умение выслушать другого и прийти к общему решению;

- умение вести диалог со взрослыми и сверстниками;

- умение отстаивать свою точку зрения в общении;

- умение принимать помощь;

- умение адекватно реагировать в конфликтных ситуациях.

Технология Фото-кейс

Чаще всего в работе с детьми применяется технология «Фото-кейс». Фото-кейс - это фотография, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации.

Технология «Фото-кейс» актуальна, потому что даёт возможность сформировать стратегию принятия решения, с помощью которой ребёнок в будущем сможет преодолеть самостоятельно возникшие разной сложности жизненные ситуации. Сущностью предоставленной технологии является анализ проблемной ситуации.

Данная технология содержит:

Этапы работы с фото-кейсом:

Фото само по себе вызывает у детей больший интерес, чем иллюстрация. Дети рассматривают, комментируют ситуацию, обращают внимание на детали.

Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.

Этот метод очень схож с кейс – иллюстрацией, единственное отличие – вместо иллюстраций применяются фотографии из реальной жизни.

Рассматривая фотографии, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз. Данная технология объединяет сложную реальность и учебные задачи, которые обсуждаются, решаются детьми, осваиваются в ходе изучения. Использование на практике технологии "Фото-кейс" с дошкольниками даёт возможность сформировать стратегию принятия решения, с помощью которой ребёнок в будущем сможет преодолеть самостоятельно возникшие разной сложности жизненные ситуации.

Выбранная фотография должна отражать те проблемы, с которыми ребёнок может столкнуться в жизни или уже сталкивался. Естественно, эта ситуация должна затронуть детей, они должны начать ее обсуждать.

Вначале педагог предъявляет фотографию с проблемной ситуацией детям, организует обсуждение ситуации.

- Дети знакомятся с фотографией, выявляют проблему.

- Делятся на подгруппы и обсуждают свои идеи и решения со сверстниками.

- Представляют свои идеи и решения.

Предъявление следующих фотографий помогает поддержать интерес.

В конце беседы дети с помощью воспитателя обобщают полученные знания, переводя их в реальность, примеряя данный поступок кого-то на себя, формулируют стратегию принятия решения, выбирая для себя самое оптимальное.

Работа с фото-кейсом «Как правильно переходить улицу»

Цель: закрепить правила дорожного движения.

Этапы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1

Подготовительный

Воспитатель предлагает детям рассмотреть фото.

Дети рассматривают фото.

Принимают ситуацию.

2

Мотивационный

- Что девочка делает на фото? (предлагает сформулировать проблему)

- Что девочка не учла, переходя дорогу в данном месте?

- Каковы могут быть последствия данного поступка?

- Девочка нарушает правила дорожного движения. Переходит дорогу в неположенном месте.

- Не учла, что нет зебры, светофора, не учла риск попасть под машину.

- Девочка может попасть под машину.

3

Поисковый (обсуждение проблемы)

- Подумайте, как найти выход из сложившейся ситуации?

- Переходить дорогу только в предназначенном для этого месте по пешеходному переходу и только на зеленый свет светофора.

- Переходить дорогу со старшими братьями или сестрами, держась за руку, по пешеходному переходу, на зеленый свет светофора.

- Переходить дорогу только с родителями, крепко держась за руку, и только по пешеходному переходу.

- Если рядом нет родителей, попросить помощь у инспектора ГИБДД.

4

Аналитический

- Вы предложили много ответов. Давайте выберем чей-то один, тот, который кажется правильнее всех на ваш взгляд.

Дети выбирают один ответ.

5

Итоговый

- Ребята, озвучьте ответ, каким образом девочка сможет безопасно перейти дорогу.

- Почему вы выбрали именно этот вариант?

Дети озвучивают наиболее правильный ответ, по их мнению.

6

Рефлексивный

- Дети, а как бы вы поступили, если оказались в такой ситуации?

- А чтобы не попадать в такие ситуации, что нужно знать?

Дети называют варианты моделей своего поведения в подобной ситуации.

Ответы детей.

Важным достоинством кейс-технологий является появления у ребёнка активного взаимодействия со сверстниками в процессе поиска возможностей, его воспитания в процессе общения с педагогом и группой, что является неоспоримым преимуществом перед традиционными формами обучения.

Таким образом: в процессе совместной деятельности с дошкольниками инновационная кейс-технология объединяет:

Главное предназначение кейс-технологий» — развивать способность исследовать различные проблемы и находить их решение, то есть, научиться работать с информацией.

Вывод: «Кейс-технологии» помогают повысить интерес детей к изучаемому материалу, развивают у них такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 06.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области