Мастер-класс для педагогов
Что такое «Кейс – технология»
Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование новых качеств и умений. Дошкольники должны изучить ситуацию, разобраться в проблеме, а затем предложить воспитателю возможные пути решения и совместно со взрослым выбрать самый оптимальный путь решения проблемы.
Кейс дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках других.
Любой кейс воспитатель может использовать с разной целью и на разных этапах образовательной деятельности, как для мотивации перед занятием, так и как самостоятельное занятие. Также можно использовать в этических беседах, по обучению дошкольников правилам дорожного движения, обучению культурно-гигиеническим навыкам и др.
Первый этап: Подготовительный | |
Деятельность педагога | Деятельность детей |
Показывает фотографию, иллюстрацию, фрагмент мультфильма, зачитывает текст и пр. | Знакомятся с ситуацией |
Второй этап: Мотивационный | |
Деятельность педагога | Деятельность детей |
- формирует суть проблемы; - формирует задание; - мотивирует к поиску решения. | - осознают проблему; - концентрируются на поиске решений в данной ситуации. |
Третий этап: «Мозговой штурм» | |
Деятельность педагога | Деятельность детей |
- активизирует детей при помощи ключевых вопросов; - помогает проанализировать принятое решение. | - представляют свои варианты решения; - находят совместное решение; - формулируют выводы. |
Четвертый этап: оценочно-рефлексивный | |
Деятельность педагога | Деятельность детей |
- побуждает детей к поиску ситуаций, в которых можно применить полученные знания | - размышляют, выдвигают аргументы; - применяют полученные знания |
Кейс-технологии формируют навыки коммуникативного воздействия у детей:
Метод кейсов включает одновременно и особый вид материала, и особые способы использования этого материала в воспитательно образовательном процессе.
Воспитанники должны разрешить поставленную проблему и получить реакцию окружающих (других воспитанников и воспитателя) на свои действия. При этом они должны понимать, что возможны различные решения проблемы. Поэтому воспитатель должен помочь дошкольникам рассуждать, спорить, а не навязывать им свое мнение.
Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если такой подход применяется многократно, то у дошкольника вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.
Чем отличается кейс от проблемной ситуации? Отличительной особенностью кейс - метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Кейс не предлагает дошкольникам проблему в открытом виде, им предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса.
Содержащаяся в кейсе проблема не имеет однозначного решения; суть метода в том и состоит, чтобы из множества альтернативных вариантов в соответствии с выработанными ранее критериями выбрать наиболее целесообразное решение и разработать практическую модель его реализации.
Кейс - иллюстрация
Что такое кейс-иллюстрация - это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации.
Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.
Чем кейс-иллюстрация отличается от наглядности? Тем, что в ней всегда есть проблема. Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз.
Кейс-иллюстрации активизируют мысль детей, развивают воображение, потребность в общении с другими людьми, воспитывают чувства. А иллюстрация с продолжением мотивирует интерес детей.
Данная технология помогает повысить интерес детей к изучаемому предмету, развивает у них такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.
Где и как используются кейс-иллюстрации?
Во время непосредственно образовательной деятельности по развитию речи детей старшего дошкольного возраста после прочтения текста или его части. Педагог предлагает проблемные ситуации на основе кейс-иллюстраций, занимает позицию равного партнёра, совместно проживает с детьми события и решает посредством этого свои педагогические задачи.
В начале непосредственно образовательной деятельности проводится предварительная работа с использованием таких методов и приёмов, как: беседа, загадки, чистоговорки, дидактические игры - в целях подготовки к дальнейшему знакомству с текстом. Затем педагог знакомит с реальной ситуацией, то есть читает текст или отрывок, а дети воспринимают данную ситуацию.
Далее следует показ первой кейс-иллюстрации. Педагог фиксирует внимание детей на яркой красочной иллюстрации и формирует положительное отношение к ситуации с помощью вопросов. Затем педагог помогает детям сформулировать проблему. Данная проблема обсуждается, предполагаются последствия того или иного действия, выбирается верное решение.
После этого демонстрируется вторая кейс-иллюстрация. Педагог задаёт вопросы и побуждает детей к высказыванию своего мнения. В обсуждении участвуют все желающие. После того как все дети высказались, педагог ставит своей задачей формирование аналитических способностей детей путём обобщения материала. Воспитанники применяют полученные знания, переводя их в реальность.
Таким образом, кейс-иллюстрация предполагает следующие результаты по формированию коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста:
- умение взаимодействовать в системах «ребенок-ребенок», «ребенок-взрослый»;
- умение соотносить свои устремления с интересами других людей;
- умение продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу;
- умение получать необходимую информацию в общении;
- умение выслушать другого и прийти к общему решению;
- умение вести диалог со взрослыми и сверстниками;
- умение отстаивать свою точку зрения в общении;
- умение принимать помощь;
- умение адекватно реагировать в конфликтных ситуациях.
Технология Фото-кейс
Чаще всего в работе с детьми применяется технология «Фото-кейс». Фото-кейс - это фотография, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации.
Технология «Фото-кейс» актуальна, потому что даёт возможность сформировать стратегию принятия решения, с помощью которой ребёнок в будущем сможет преодолеть самостоятельно возникшие разной сложности жизненные ситуации. Сущностью предоставленной технологии является анализ проблемной ситуации.
Данная технология содержит:
Этапы работы с фото-кейсом:
Фото само по себе вызывает у детей больший интерес, чем иллюстрация. Дети рассматривают, комментируют ситуацию, обращают внимание на детали.
Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.
Этот метод очень схож с кейс – иллюстрацией, единственное отличие – вместо иллюстраций применяются фотографии из реальной жизни.
Рассматривая фотографии, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз. Данная технология объединяет сложную реальность и учебные задачи, которые обсуждаются, решаются детьми, осваиваются в ходе изучения. Использование на практике технологии "Фото-кейс" с дошкольниками даёт возможность сформировать стратегию принятия решения, с помощью которой ребёнок в будущем сможет преодолеть самостоятельно возникшие разной сложности жизненные ситуации.
Выбранная фотография должна отражать те проблемы, с которыми ребёнок может столкнуться в жизни или уже сталкивался. Естественно, эта ситуация должна затронуть детей, они должны начать ее обсуждать.
Вначале педагог предъявляет фотографию с проблемной ситуацией детям, организует обсуждение ситуации.
- Дети знакомятся с фотографией, выявляют проблему.
- Делятся на подгруппы и обсуждают свои идеи и решения со сверстниками.
- Представляют свои идеи и решения.
Предъявление следующих фотографий помогает поддержать интерес.
В конце беседы дети с помощью воспитателя обобщают полученные знания, переводя их в реальность, примеряя данный поступок кого-то на себя, формулируют стратегию принятия решения, выбирая для себя самое оптимальное.
Работа с фото-кейсом «Как правильно переходить улицу»
Цель: закрепить правила дорожного движения.
Этапы | Деятельность воспитателя | Деятельность детей | |
1 | Подготовительный | Воспитатель предлагает детям рассмотреть фото. | Дети рассматривают фото. Принимают ситуацию. |
2 | Мотивационный | - Что девочка делает на фото? (предлагает сформулировать проблему) - Что девочка не учла, переходя дорогу в данном месте? - Каковы могут быть последствия данного поступка? | - Девочка нарушает правила дорожного движения. Переходит дорогу в неположенном месте. - Не учла, что нет зебры, светофора, не учла риск попасть под машину. - Девочка может попасть под машину. |
3 | Поисковый (обсуждение проблемы) | - Подумайте, как найти выход из сложившейся ситуации? | - Переходить дорогу только в предназначенном для этого месте по пешеходному переходу и только на зеленый свет светофора. - Переходить дорогу со старшими братьями или сестрами, держась за руку, по пешеходному переходу, на зеленый свет светофора. - Переходить дорогу только с родителями, крепко держась за руку, и только по пешеходному переходу. - Если рядом нет родителей, попросить помощь у инспектора ГИБДД. |
4 | Аналитический | - Вы предложили много ответов. Давайте выберем чей-то один, тот, который кажется правильнее всех на ваш взгляд. | Дети выбирают один ответ. |
5 | Итоговый | - Ребята, озвучьте ответ, каким образом девочка сможет безопасно перейти дорогу. - Почему вы выбрали именно этот вариант? | Дети озвучивают наиболее правильный ответ, по их мнению. |
6 | Рефлексивный | - Дети, а как бы вы поступили, если оказались в такой ситуации? - А чтобы не попадать в такие ситуации, что нужно знать? | Дети называют варианты моделей своего поведения в подобной ситуации. Ответы детей. |
Важным достоинством кейс-технологий является появления у ребёнка активного взаимодействия со сверстниками в процессе поиска возможностей, его воспитания в процессе общения с педагогом и группой, что является неоспоримым преимуществом перед традиционными формами обучения.
Таким образом: в процессе совместной деятельности с дошкольниками инновационная кейс-технология объединяет:
Главное предназначение кейс-технологий» — развивать способность исследовать различные проблемы и находить их решение, то есть, научиться работать с информацией.
Вывод: «Кейс-технологии» помогают повысить интерес детей к изучаемому материалу, развивают у них такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.