Современные проблемы патриотического воспитания детей дошкольного возраста
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что одним из важнейших направлений воспитательной работы в современном обществе является патриотическое воспитание, целью которого является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, укрепление чувства причастности к великой истории и культуре России. Обеспечение преемственности поколений россиян, воспитание гражданина России, который любит свою Родину и семью, имеет свою активную жизненную позицию – основные задачи патриотического воспитания. Об актуальности патриотического воспитания свидетельствует принятая «Стратегия развития системы патриотического воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» в которой учитывается, что патриотическое воспитание – это социально-обусловленное становление личности гражданина, патриота, духовно-нравственной и ответственной за судьбу своего Отечества.
Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и специально направленную деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, при участии общественных институтов, по формированию у подрастающего поколения высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга по защите интересов Родины [2].
Москвина Н.Б. выделяет основные задачи патриотического воспитания дошкольников:
формирование любви к родному краю и чувства приобщенности к семье, городу (селу), стране, природе родного края, культурному наследию своего народа;
воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа, уважение к представителям других национальностей;
толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям. [12].
Этапы патриотического воспитания в себя включают:
базовый или предварительный – на этом этапе формируются нравственные представления, чувства, опыт поведения;
художественно-ознакомительный – на данном этапе детей знакомят с народными традициями, национальным фольклором и искусством;
когнитивно-эмоциональный – во время этого этапа развивается интерес, отношений к своей стране и малой Родине;
эмоционально-действенный – на данном этапе формируются желания и умения реализовать знания в разных видах деятельности [14].
Сегодня существует ряд проблем, мешающих эффективной организации работы по патриотическому воспитанию детей и молодёжи, а именно:
несовершенство законодательной базы по гражданскому и патриотическому воспитанию;
недостаточное оснащение сохранившейся материально-технической базы образовательных учреждений, военно-патриотических клубов и объединений;
отсутствие заинтересованности СМИ в пропаганде патриотического воспитания детей и молодёжи и подготовке их в военной службе;
малочисленность высокопрофессиональных кадров в общественных военно-патриотических клубах и объединениях, образовательных учреждениях, занимающихся вопросами патриотического воспитания;
недостаточное программно-методическое обеспечение образовательного процесса;
отсутствие системы координации деятельности заинтересованных структур министерств, ведомств, научных и образовательных заведений, общественных и религиозных организаций, занимающихся гражданским и патриотическим воспитанием детей и молодёжи [15].