Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Целеполагание как способ повышения качества обучения

Использование целеполагания на уроках русского языка - путь к качественному образования

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Пиминова Ольга Михайловна,

учитель русского языка

ГБОУ Школа 1466 г. Москва.

Г.Видное Московской области Проспект Ленинского комсомола, д.2,корп.3, кв.17

piminova_25@mail.ru

Целеполагание как способ повышения качества обучения

На уроках русского языка предметность реализуется в конкретных условиях: группа подростков одного возраста, 17-18 лет; примерно, один социальный уровень, учебная среда, условия обучения; цель для каждого старшеклассника: освоение программы русского языка, достижение результата на ЕГЭ, каждый ученик ставит свой порог достижения баллов. Совместная деятельность учителя и ученика ориентирована на определенные достижения на уроке русского язык: формирование умений выполнять задания по своему составленному плану учеником, согласно требованиям программы, по конкретной теме. Совместная деятельность учителя и ученика на уроке является основой формирования образовательного целеполагания. Перечисленные элементы предметности формируют систему знаний по русскому языку: умение видеть орфограммы, пунктограммы, «слышать» и «слушать» учителя и одноклассников, умение работать с текстом, составлять устное и письменное высказывания.

Эти элементы деятельности старшеклассников реализуется на предмете русский язык, и основная задача, стоящая перед учителем и учениками, - освоение грамматики русского языка. А.Н. Леонтьев в своей работе считал основным в деятельности личности целевую сторону (мотив, цели достижения) и содержательную сторону (условия и технологии достижения цели). Деятельность старшеклассников на уроках русского языка имеет целевую сторону (мотив – стабильное личностное качество старшеклассников, благодаря которому ученики стремятся освоить программный материал по русскому языку за курс средней школы и достичь поставленной цели), что возможно только при формировании образовательного целеполагания на уроках в сотрудничестве учитель- ученик. А содержательная сторона формирования образовательного целеполагания у старшеклассников на уроке русского языка предполагает создание комфортных условий сотрудничества учитель – ученик и использование технологий, способствующих усвоению программы по русскому языку. Приемы и методы, способствующие усвоению программы по русскому языку, могут быть следующими:

- беседа помогает формировать навыки последовательного и глубоко мышления в определенной связи с усвоением знаний и навыков по русскому языку;

- методика постановки учителем вопросов, которые определяются характером изучаемого материала по русскому языку, с учетом особенности психологии старшеклассников, восприятие, усвоение целей с определенными этапами процесса обучения (первичное формирование знаний, закрепление, проверка знаний) согласно дидактическим требованиям;

- прием постановки грамматического вопроса по определенной теме, который активизирует деятельность учащихся, помогает старшеклассникам выявить признаки языковых явлений;

- слово учителя помогает выделить главное, учит последовательно и в определенной системе излагать материал, а также позволяет экономить время урока.

- метод целенаправленных наблюдений, позволяющий воспринимать языковые факты и поводить старшеклассников к обобщениям по грамматически темам;

- система упражнений помогает усвоить, закрепить знания, сформировать практические навыки, подготовить теоретический материал по какой-либо грамматической теме для повторения или для ликвидации пробела по определенной теме. Система упражнений предполагает работу с текстом для развития орфографических, орфоэпических навыков, а также развития речи; при усвоении синтаксиса – полный синтаксический разбор предложений; расстановка знаков препинания с обоснованием и с параллельным комментированием трудных случаев орфографии. Выполняя работу над упражнениями, учитель обязательно уделяет внимание развитию речи старшеклассников.

- упражнения по развитию речи (изложения, сочинения, устное высказывание);

- работа с учебником.

Перечисленные приемы и методы помогают формировать образовательное целеполагание на уроках русского языка старшеклассникам согласно их траектории развития не только на уроке, но и в жизненном пространстве.

Рассмотрев технологии целеполагания, считаем возможным взять определенные элементы целеполагания для развития целеполагания у старшеклассников на уроках русского языка. Технология образовательного целеполагания – система, по нашему мнению, – определенный процесс становления личности при совместной деятельности ученика и учителя, при умелом совместном развертывании формулировки цели с определением сложности ступеней выполнения задач для достижения цели с учетом личностных качеств. Мы считаем, что процесс обучения русскому языку на уроке можно считать технологией обучения, потому что цель и результат описываются конкретно и можно продиагностировать. Включить инструмент измерения сформированности, шкала оценки. Мы рассматриваем «цель» – как образ конечного результата в проекции определенного временного отрезка во взаимосвязи прошлое – настоящее - будущее

В.П. Беспалько считает, что цель задана операциональная, если указываются средства достижения цели при формулировке цели. Поставленная цель должна быть диагностируемая и операциональная, в таком случае она считается задачей. А это одна из ступенек образовательного целеполагания, т.е. умение разворачивать цель, находить неизученные или слабо изученные места в теме, разделе программного материала по русскому языку.

Рассмотрев и проанализировав различные способы постановки задач обучения, предложенных М.В. Клариным и встречающихся в школьной практике, мы можем взять за основу развития целеполагания на уроках русского языка задачу, где формулируются задачи обучения как ожидаемые (промежуточные) результаты обучения, выраженные в действиях ученика. При этом способе постановки задачи учитель может надежно опознать результаты обучения. Также М.В.Клариным выделены этапы целеполагания, которые помогут создать систему образовательного целеполагания: диагностический, аналитический, моделирование, коллективное целеполагание, уточнение. Считаем, что цели, задачи и мотивация, деятельность и действия – это важные факторы развития образовательного целеполагания.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 03.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области