Статья по физической культуре
«Мелкая моторика детей младшего возраста»
Моторику часто называют ловкостью. Это обусловлено тем, что нужны точные движение пальцев рук и ног, они координации сразу нескольких систем: мышечной, костной и центральных нервных окончаний. В связи с этим она способствует развитию речи.
2–3 года нужно особенное внимание уделить мелкой моторике. В этом возрасте малыш уже должен справляться с такими вещами как:
- застежками-липучками,
-крупными пуговицами,
-проталкивать предметы в отверстия,
-разбирать и собирать пирамидки,
-строить башни из кубиков,
-рисовать,
-лепить куличики,
-откручивать крышки,
-нанизывать бусины на шнурок,
-рыть неглубокую яму ногами,
-идти след в след
- нарисовать пальцами ног полоску горизонтальную, вертикальную, делать волны и т.д
Чем разнообразнее игры и занятия ребенка, тем более разносторонним будет развитие его пальчиков на руках и ногах и как следствие будет развиваться головной мозг. Тем самым мелкая моторика дает ребенку большое воображение, способствует планированию взаимодействия с предметами и достигать результата, усидчивость ребенок становиться более терпеливым, а так же развивает память и реакцию. В этом поможет авторы как: Белая А.Е. «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики», Ермакова И.А. «Развиваем мелкую моторику у малышей», Кислинская Т.А. «Гениальность на кончиках пальцев: Развивающие игры - потешки для детей от 1 года до 4 лет». Они помогут вам систематизировать игры, дополнить предметно – развивающую среду нестандартным дидактическим материалом, пособиями, схемами, иллюстрациями, картинками, оформить картотеку пальчиковых игр и упражнений.
Чтобы занятие были эффективные нужно учесть правила:
Какие бывают виды моторики?
Их существует два вида: «Крупная моторика» и «Мелкая моторика».
Крупная моторика- это любая физическая активность человека в пространстве осуществляемая за счет работы крупных мышц тела ( прыжки, бег, наклоны, ходьба, ползанье лазанье, зарядка, катание на трех колесном велосипеде) Для развития крупной моторики важно не ограничивать двигательную активность малыша и его самостоятельности.
Игры и упражнения крупной моторики для детей 2-3 лет
Игры: «Заапарк», «Ладушки», «Хлопки», «Передай мяч», «Паровоз», « Топотушки», «Пошел кароль по лесу», «Катятки», «Большие ноги», «Мы на карусели сели», «Сороконожка», « Мартышка» «Козлята», «Божьи коровки» и т.д
Упражнения: «Лодочка», «Снеговик», «Дерево» , «Кощей», «Марионетки», «Кулачки», «Яйцо», «Бревнышко», «Колобок», «Письмо», «Гусята», «Паучок», « Повтори движения» «Зеркало» , «Бегимотик»и т.д
Мелкая моторика- способность манипулировать мелкими предметами и координировать работу рук и ног.
Игры и упражнения с мелкой моторикой для детей 2-3 лет
Игры : «Котята», «Это дом», «Солнышко», «Кто в домике живет?», «Цветок», «Белка», «Царап-Царап», «Веер», «Павлин», «Бабочка», «На зарядку становись», «Гномик», «Слоненок» и т.д
Упражнение: «Мышка», «Проложим дорожку из камешков»
«Посыпаем дорожки», «Разрезные картинки», «Каждому листочку – свое место», «Сорока-белобока», «Ладушки- хлопушки», «Домик», «Прятки», «Зайчики», «Сильные пальчики», «Здравствуй пальчик», «Лабиринт», «Бусы», «Фигуры», «Угащения», «Прищепка на корзинке» и т.д
Моторика ног.
Порой мы забываем о мелкой моторики ног, но это тоже не отъемлемая часть развития ребенка. У ребенка формируется стопа и у многих детей выявляется плоскостопие также не правильная форма ног. Врачи часто рекомендуют проводить мелкую моторику для ног, эти упражнение позволяют активизировать активные точки на стопе, линфо-тренажная профилактика застойных явлений пальцев снабжает кровотоков. Эти упражнение очень просты и могут использоваться в любое время.
Упражнения мелкой моторики ног детей 2-3 лет
1.Ощютите ножкой несколько предметов сидя на стульчике– карандаш, маленький мячик, носок, фигурку из киндер-сюрприза, мягкую игрушку, скотч.
2.Рисуйте пальцами ног и всей ступней на мокром песке. Еще интереснее – рисовать красками на рулоне старых обоев. Получится у вас сделать по отдельности отпечатки всех пальцев?
3.Научите ребенка ходить след в след (например по тропинке за зайцем в лес).
4.Найдите два мячика. Катайте каждый своей ногой, совершая разные, несогласованные движения (например, одной ногой по кругу, другой – вперед-назад).
5.Нарисуйте или начертите на земле горизонтальную мишень, найдите небольшой предмет, который не катится (коробку от крема, мешочек с песком, камень, деревянный брусок). Отойдите на некоторое расстояние от мишени, и попробуйте ударить носком ноги по предмету, чтобы он попал в ее центр.
6.На пляже или просто в песке выройте глубокую яму только ногами. Может быть, у вас получится создать из песка и более замысловатые сооружения.
7.Пальчиковая гимнастика: вытяните перед собой ногу и растопырьте пальцы, так чтобы большой палец был отдельно от остальных. А потом попробуйте отогнуть в сторону большой и указательный пальцы, большой указательный и средний итп. Поставьте ногу на пол и поднимайте по очереди каждый палец.
Все перечисленные выше игры и упражнения будут стимулировать развитие мелкой моторики как у здоровых детей, так и у детей с физиологическими нарушениями.
Будьте счастливы и здоровы!
Выполнил инструктор физической культуры: Горячкина М.В