Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Статья "Войди в природу другом"

Рассказать, как убедить детей в жизненной необходимости разумного и бережного отношения человека к природе. Привить детям осознание того, что все живые существа на Земле друг от друга зависят, и исчезновение любого звена нарушает равновесие в природе.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

«Войди в природу другом»

Татьяна Александровна Румянцева,

воспитатель МБДОУ № 24,

Алла Юрьевна Деньгина,

воспитатель МБДОУ № 24

г. Новороссийск.

Аннотация:

Проблема загрязнения окружающей среды сейчас очень актуальна. Экономический рост идёт необузданными шагами, не оглядываясь ни на что: зарабатывая деньги, бизнес губит леса, загрязняются и становятся безжизненными моря и реки, теряют плодородие почвы. Страна в погоне за экономическим процветанием приносит в жертву окружающую среду. Пришла пора осознать, что человек не властелин природы, а её часть и выходец. Человек, наделённый разумом, нарушает законы экологии, уничтожая собственную среду обитания. Учёные доказали, что ныне до 80 % заболеваний прямо или косвенно связаны с факторами внешней среды. Это тревожный сигнал, призывающий нас разумно относиться к окружающему нас миру. От нас, взрослых, зависит, какими вырастут наши дети! Мы, воспитатели, а также и родители должны научить наших детей не только брать от природы, но и заботиться о ней, охранять её и приумножать её богатства.

Данная статья посвящена тому, как правильно сформировать у дошкольников представление о растениях, животных, человеке как живых существах. Показать взаимосвязь живых систем с окружающей средой, т. е. приспособление растений и животных к среде обитания и её сезонным изменениям. Привить детям осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, и исчезновение любого звена нарушает равновесие в природе). Убедить в жизненной необходимости разумного и бережного отношения человека к природе.

Ключевые слова:

Дети дошкольного возраста, окружающая среда, среда обитания, экология, экологическая культура.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, основы познания окружающей действительности. Поэтому необходимо максимально использовать данный период времени, воспитывая у детей осознанно правильное отношение к природе, которое рассматривается не только как совокупность экологическим знаний, но и эффективная деятельность с их учетом. И вся нравственная направленность ребёнка ориентирована на развитие таких чувств и состояний, как любовь, волнение совести, переживание общения с природой и людьми в качестве высшего счастья. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.

Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пения птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. У них появляется потребность помогать жить этим творением, любить их, общаться с ними. Установление гармонических отношений с живой и неживой природой, развивает органы чувств, которые являются посредниками между окружающей средой и мозгом, трансформаторами и ретрансляторами энергий природы в тело ребенка. Активная позиция детей – показатель степени экологической воспитанности и культуры подрастающего поколения, умение оценивать действия людей и формировать собственное отношение к природе.

Ожидаемые результаты:

• повышение экологической грамотности, развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы.

• у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

• формирование первоначальных основ экологической культуры дошкольников на основе воспитания осознанного отношения детей к природе, развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, эмпатии, образного мышления, творческих способностей.

• приходит понимание в необходимости бережного, заботливого и созидательного отношения к окружающему миру, предметам созданным руками человека.

1) Комнатные растения.

В дошкольном возрасте много внимания уделяется знакомству детей с комнатными растениями. Наблюдая за растениями, дети знакомятся с особенностями внешнего вида, строением, учатся выполнять трудовые действия по уходу за ними в правильной последовательности.

Комнатные растения в детском саду — это не только предмет интерьера, но и средство очищения воздуха, средство знакомства и общения малышей с природой. Была организована и проведена совместная деятельность с детьми в уголке природы. Дети любят ухаживать, поливать растения в группе детского сада, протирать крупные растения влажной тряпочкой, рыхлить почву и опрыскивать листья. Такие элементарные трудовые поручения воспитывают интерес к комнатным растениям и желание ухаживать за ними.

По итогам проделанной работы, дети пришли к выводу о том, что растения не только живые, не только похожи своими потребностями на человека и животных, но и каждое из них обладает своим характером, а значит, может радоваться, когда ему хорошо и грустить – когда плохо.

2) Покорми птиц зимой.

С детьми были выделены несколько правил подкормки птиц зимой:

1. Если вы не уверены, что сможете ежедневно наполнять кормушку, не вешайте ее. Одноразовая подкормка — это не подкормка. Так же как посаженное дерево нужно поливать, повешенную кормушку надо все время держать с кормом.

2. Не вешайте много кормушек, особенно далеко от дома. Лучше повесить одну на балконе или за окном, чтобы она была легко доступна. Птицы ее быстро найдут, и будут навещать. Если вы развесили кормушки в лесу, не забудьте их убрать с наступлением весны. Иначе они превратятся в картонный и пластиковый мусор.

3. Конструкция кормушки не имеет значения. Важно только, чтобы корм не заносило снегом.

4. Не сыпьте в кормушки крупу: пшено, перловку и тому подобное. Птицы, кроме голубей, их вообще не едят. Не стоит также класть куски хлеба — их трудно клевать, особенно на морозе.

5. Самый доступный и универсальный корм для всех зимующих птиц — семена подсолнечника, обязательно сырые. Также можно развесить на проволоке или веревочке кусочки несоленого сала — для тех птиц, которым необходима животная пища.

6. Кормушки лучше устанавливать на высоте полутора метров от земли в отдалении от дорожек и тропинок — чтобы птицы не пугались прохожих

7. Корм необходимо обновлять примерно каждые два дня, при этом очищая кормушку от остатков старого.

3) Посадка лука и чеснока в группе и выращивание его детьми.

Целью посадки лука и чеснока детьми я выделил – это формирование знания детей о том, как сажать рассаду, как за ней ухаживать в комнатных условиях. Формировать у детей осознанно правильное отношение к природным явлениям. Воспитывать бережное отношение к растениям. Ведь огромную роль в экологическом воспитании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных и комнатных условиях.

4) Работа с родителями.

Немалое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, воспитателей. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их родители. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней. Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка.

Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества.

Необходимо привлекать родителей к решению вопросов экологического воспитания детей, нахождению общих правильных ответов и работу следует проводить в двух направлениях:

1. Педагог-родитель;

2. Педагог-ребенок-родитель.

Формы работы с родителями по экологическому воспитанию:

1. Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности.

2. Использование и рекомендация научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания.

3. Консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.

Вывод.

Богат и многообразен мир природы. Но интенсивная хозяйственная деятельность человека непрестанно вносит в него изменения, нарушая экологическое равновесие окружающей среды. Поэтому так важно изучать ее и заботиться об ее охране. Чтобы каждый осознал значимость этого всенародного дела, необходимо уже с детства прививать человеку любовь к природе родного края. Из всего многообразия мира природы наиболее доступны детям для непосредственного наблюдения растения и домашние животные.

Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. Очень важно удивляться вместе с ними, побуждать не только смотреть, но и видеть, желание узнать еще больше.

Увлекательные наблюдения на прогулках, первые самостоятельные опыты, развивающие занятия помогут детям в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы. Создают условия для формирования нравственных и эстетических качеств будущего гражданина, защитника не только себя, своего отечества, но и всего самого прекрасного, что создала ПРИРОДА.

Список литературы:

Иванова А. И Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. М., 2007

Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. М., 2006

Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М., 1995

Павленко Н. Н., Родюшкина Н. Г. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ. М., 2006

Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОУ. М., 2010

Зенина Т. Н. Экологическая гостиная в ДОУ. М., 2008

Шишкина В. А. Прогулки в природу. М., 2002

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области